Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Цели урока: 1.Познакомить учащихся со значением личности Петра 1 в истории
России.
2.Обобщить и систематизировать знания о Петре 1 и Петровской эпохе.
3. Развивать познавательную активность, пополнять словарный запас
учащихся, развивать устную речь, повышать интерес к изучаемому
предмету , создать эмоциональный настрой, прививать интерес к
истории родного государства.
Оборудование: 1. Мультимедийный проектор.
2. Ноутбук учителя.
3. Ноутбук учащихся ( классмейт)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_petru-1.doc | 59 КБ |
to_akademik_to_geroy.ppt | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 станицы Новомалороссийской
муниципального образования Выселковский район Краснодарского края.
Урок с применением ПК классмейт
Окружающий мир
Тема урока: «Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург.
Провозглашение России империей.»
4 класс.
Автор: Гребенюк Елена Николаевна
учитель начальных классов
2009
Цели урока: 1.Познакомить учащихся со значением личности Петра 1 в истории
России.
2.Обобщить и систематизировать знания о Петре 1 и Петровской эпохе.
3. Развивать познавательную активность, пополнять словарный запас
учащихся, развивать устную речь, повышать интерес к изучаемому
предмету , создать эмоциональный настрой, прививать интерес к
истории родного государства.
Оборудование: 1. Мультимедийный проектор.
2. Ноутбук учителя.
3. Ноутбук учащихся ( классмейт)
Ход урока
1.Организация начала урока.
2. Сообщение темы и цели урока.
( слайд № 1)
Учитель. То академик, то герой,
То мореплаватель , то плотник-
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
О ком так сказал А.С.Пушкин?
Дети. Это - Петр I.( слайд № 2)
Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о Петре Первом.
3.Актуализация знаний.
Учитель. Посмотрите на даты , записанные на доске. Что они обозначают?( слайд № 3)
Дети .Дата рождения Петра I. Годы правления.
Учитель. К каким векам относятся эти даты?
Дети. Это 17-18 века.
Учитель. Прежде чем мы продолжим разговор о Петре I, выполним задание на доске. Подберите к словам левого столбика синонимы из правого. ( слайд № 4)
Подбор и проверка под контролем учителя.
Учитель. Повторив исторические термины, мы можем продолжить беседу по теме нашего урока. Давайте вспомним , как описывают в исторической литературе Петра I.
Нарисуем словесный портрет этого человека.
Подготовленный ученик рассказывает о Петре I. ( слайд № 5)
Одиннадцатилетний Петр был живым , красивым мальчиком. Он был чрезвычайно любознателен, тянулся ко всему новому, хотел узнать и усвоить всякое дело.
Позже Петр I овладел в совершенстве 14 ремеслами. Руки его были вечно в работе и с них не сходили мозоли. Петр первый говорил: « Я царь, а у меня мозоли на руках». Безделья он не терпел и день его был заполнен до предела.
Он был прост в обращении с людьми. Петр I поступал во всем прямо и просто и от других требовал того же- простоты и откровенности, не мог терпеть уверток.
Петр был великан – без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы. От природы он силач, постоянное обращение с топором и молотком еще более развило его мускулатуру. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку , но и перерезать одним ударом рулон сукна.
Учитель. Вот таким был Петр I человеком. Давайте докажем , что он также много потрудился для славы России.
4.Работа по теме урока . Закрепление знаний учащихся.
а) работа в группах ( задание группам было дано за неделю до урока с целью самостоятельного поиска материалов по теме урока).
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает файл учителя с планом рассказа о определенном периоде жизни Петра Первого. Группа готовит рассказ по предложенному плану.
1-я группа. « Оружие» .
1.Любимые игрушки.( слайд №6)
2. Потешные войска. ( слайд №7)
3.Регулярная ( постоянная) армия. .( слайд №7)
4.Сражения и победы.
Ответ учащихся.
Уже с ранних лет в Петре начала обнаруживаться склонность к воинским забавам. Когда он немного подрос , он завел игру в солдаты со сверстниками . составил из них « Потешные полки». Командовал ими , сооружал земляные крепости и штурмом брал их. С возрастом эти игры становились все серьезнее. На царскую службу он брал всех. Со временем эта игра превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя. С них и начиналась ( постоянная) русская армия.( рассказ сопровождается показом слайдов).
2-я группа « Корона»
1.Десятилетний царь. ( слайд №8)
2.Начало самостоятельного правления
3.Присвоение титула Император. ( слайд №8)
4.Признание России Европой.
Ответ учащихся.
В 1721 году Петр Первый принял титул императора. Гений Петра , как государственного деятеля, политика, дипломата и полководца признан всеми поколениями. И новый титул , принятый им , - императора, вполне обоснован. Именно с этого времени Россию во всем мире стали называть Российской империей.
3-я группа « Корабль»
1.Ботик. .( слайд №9)
2.Рождение российского флота. .( слайд №9)
3.Царь- плотник.
4.Учение Петра корабельному делу. .( слайд №10)
5.Образование первой верфи. .( слайд №11)
6. Российский Военно- морской флот. ( слайд №12) ,( слайд №13,№14)
Ответ учащихся.
Сколько себя помнил царь Петр , его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал картинки, модели кораблей. На прудах в Преображенском селе , где он жил, Петр впервые плавал на лодках. Потом нашли в сарае и отремонтировали старый ботик. Много времени прошло , пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и сам научился строить корабли.
Понял Петр , что России нужен свой морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители . Он стал создавать навигацкие школы , ремесленные училища и много других образовательных заведений. В воронежской губернии была образована первая верфь, где строили корабли.
Благодаря Военно- морскому флоту Россия одержала победу над воинственной Швецией в Северной войне , продолжавшейся 21 год, и получила выход в Балтийское море прорубив « Окно в Европу».
4-я группа « Бритье бороды»
1.Новые порядки царя.
2. Преобразования , осуществляемые для улучшения жизни.( слайд№15)
3.Петровкие реформы в образовании.
4. Культура народа.( слайд № 16)
Ответ учащихся.
С именем Петра Первого , великого преобразователя России, мы связываем грандиозные успехи страны. Это были настоящие преобразования во всех областях: науке, технике, экономике, культуре.
- Новый год стали отмечать 1-го января от Рождества Христова.
- Приехав из- за границы , он начал обрезать боярам борода и укорачивать длинные , до земли одежды, мешавшие работать.
- Молодых дворян посылали учиться даже за границу.
- В 1725г в Петербурге была открыта первая Российская Академия наук.
- Был основан первый в стране музей Кунсткамера .
- Выпущена первая газета « Ведомости».
- Построен Санкт- Петербург.
5. Обобщение изученного материала.
а) работа с таблицей- схемой.
Учитель. Мы с вами доказали, что Петр Первый внес коренные изменения в жизнь и историю России во всех ее сферах.
Давайте обобщим все услышанное на уроке.( слайд № 17 таблица- схема.)
б) выполнение обобщающего теста
А сейчас ответим на вопросы приготовленного теста по теме нашего урока.
Повторение Т.Б. при работе с классмейтами.
- Подключение классмейт П.К к главной программе ноутбука учителя.
- Передача теста учителем на классмейт учащихся.
- Выполнение теста уч-ся после получения предварительной инструкции по выполнению.
Учитель. Из трех предложенных вариантов ответов вам нужно выбрать один правильный . На выполнение теста отводится 5 минут. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1- балл. При наборе
6 баллов- оценка «5»
5 баллов- оценка «4»
4-3 балла- оценка «3»
2-0 баллов- оценка «2»
Обобщающий тест.
1.Какую страну отучил воевать Петр-1.
А) Швецию
Б) Англию
В) Польшу
2.В какое море получила выход Россия после победы над шведами.
А) Черное.
Б) Балтийское.
В) Баренцево.
3.В каком году Россия стала империей .
А) 1725г.
Б) 1682г.
В) 1721г.
4.Первая русская газета называлась
А) «Ведомости»
Б) « Новости»
В) « Россия»
5.В каком городе был открыт 1-й русский музей. Кунсткамера.
А) Москве.
Б) Таганроге.
В) Санкт- Петербурге.
6.Сколькими ремеслами в совершенстве владел Петр-I.
А) 10
Б) 14
В) 15
- Отправление выполненного теста учителю.
- Анализ выполнения работы и выставление оценок в соответствии с заявленными критериями.
6. Итог урока.
Учитель. Можно еще многое рассказать о Петре -I. С личностью этого человека вы подробно познакомитесь на уроках истории в старших классах . Петр-I оставил яркий след в истории Российского государства, вся его жизнь – это служение Отечеству.
( слайд № 18)
7. Домашнее задание .
Учитель. У каждого из вас сложилось свое мнение о Петре Великом . Напишите небольшое сочинение о нем к следующему уроку окружающего мира.
Текстовой комментарий с рекомендациями по использованию в работе.
В конце урока учителю необходимо систематизировать и обобщить пройденный материал по теме «Россия в 18 веке. Петр 1- царь преобразователь. Новая столица России- Санкт – Петербург. Провозглашение России империей».
Считаю целесообразным провести тестовый контроль в программе «e- Learninq». Тесты составлены так, что в них удается реализовать принцип интенсивной самостоятельной деятельности учащихся, реализуемый за счет каскада логически взаимосвязанных развивающих заданий.
Тест с несколькими вариантами ответа позволяет осуществить принцип гарантированного успеха в учении. Тест основан на предварительной обобщающей работе в группах, что формирует у учащихся умение работать в коллективе, складывающиеся из анализа ответов товарищей и выбора правильного .
Предваряет тестовую работу мультимедийная презентация , что позволяет эмоционально обогатить урок и вызвать чувство удивления , гордости за свое государство. Способствует возрастанию уровня познавательного интереса детей. Тест осуществляемый в режиме обратной связи, повышает способность ученика к осознанному выбору.
Литература: Иллюстрированная история России .Издательство « Русич», 2002.
Северная столица. Основание Петербурга . Издательство «Белый
город», Москва 2001.
Программное обеспечение MS Power Point , «e- Learninq».
http:// imaqes. yandex.ru.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник- Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник
30 мая 1672г. 1682 – 1725 г.г.
Реформа уровень развития Цивилизация большое государство Титул преобразование Хроника звание Империя победа Виктория служители церкви Духовенство летопись
ДЕТСТВО
«Я царь, а у меня мозоли на руках…»
ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ
ПОТЕШНЫЕ ВОЙСКА. РЕГУЛЯРНАЯ АРМИЯ
ТИТУЛ ИМПЕРАТОРА
АНГЛИЙСКИЙ БОТИК. КОРАБЛИ НА ФЛОТЕ
РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА. НАВИГАЦКИЕ ШКОЛЫ. 1-я АКАДЕМИЯ НАУК.
В РАБОТЕ НА ВЕРФИ
ПОЛТАВСКАЯ БИТВА. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА
ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СЕВЕРНОЙ ВОЙНЕ
Бритье бород. Новый европейский костюм.
Основание Санкт-Петербурга Первый русский музей-Кунсткамера Первая газета «Ведомости»
Петр I основал ввел Санкт-Петербург Российский флот Первый русский музей, академию наук Публичную библиотеку и типографию Навигацкие школы и ремесленные училища Новое летоисчисление Европейские традиции Брить бороды Пить кофе Носить европейскую одежду
… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего… Петр Великий … А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего… Петр Великий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Петр I. Основание Санкт-Петербурга
Тема: Необычный царь Петр I. Основание Санкт-Петербурга.Цели:- познакомить уч-ся с историческими преобразованиями в стране во времена правления Петра I, показать заслуги, за которые народ прозва...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Петр царь и человек"
В 17 лет Петр стал во главе России. Он хорошо знал 14 видов ремесел: был плотником, кузнецом, токарем, корабельным строителем, артиллеристом и академиком, мореплавателем, талантливым военачальник...
Памятники Петру I в Санкт-Петербурге
Презентация предназначена для учащихся 2-4 кл. Можно использовать в урочной (окр.мир, история, изобразительное исакусство) и внеурочной деятельности, для проведения занятий по "Истории Санкт-Пет...
Конспект урока по окружающему миру (история) "Преобразования в России. Россия при Петре I. Царь-плотник. Город на Неве." 4 класс
Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....
Памятники Петру I в Санкт-Петербурге
Данная презентация поможет познакомиться с памятниками Петру I в Санкт-Петербурге...
Памятники Петру I в Санкт-Петербурге
Презентация подойдет для внеурочной деятельности "Мой город - Санкт-Петербург" в начальной школе, а так же в 5-7 классах...
Конспект урока окружающего мира для 4 класса на тему « Чему и как учились в России при Петре I» УМК «Начальная школа ХХI века»
Разработка делового урока окружающего мира для 4 класса...
Комментарии
Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица Р
Спасибо. Очень полный и интересный материал с презентацией.