Урок музыки в 3 классе "Музыка для мамы".
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Данный урок проводится в 3 классе. По программе совпадает с днем матери в ноябре, но можно и приурочить к 8 марта и сделать мероприятие внеклассным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_dlya_mamy_3_klass.docx | 33.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 г.Улан-Удэ»
Конспект открытого урока.
Предмет: Музыка
Класс: 3а
Тема: «Образ матери в поэзии, музыке и изобразительном искусстве»
Учитель: Тютрина Н.В.
Тема «Образ матери в поэзии, музыке и изобразительном искусстве»
Дата: 12.11.2017
Цель: сформировать представление об образе матери в поэзии,
музыке, изобразительном искусстве.
Задачи :
Образовательные
- раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;
- раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведении искусства разных эпох, воспевающих образ матери.
- формировать знания о духовной музыке зарубежных композиторов;
- формировать основы музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- познакомить с исполнителем Р. Лоретти
Развивающие
- развивать умение давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;
- Развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, умение сравнивать, анализировать произведения художников, композиторов.
- развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности;
Воспитательные
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к матери, уважения к духовной культуре.
Тип урока: урок получения новых знаний
Методы:
организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- репродуктивный;
по источнику информации и характеру деятельности:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
по назначению и дидактическим задачам
- приобретение знаний;
- формирование умений и навыков;
- применение знаний;
- повторение.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Художественный материал: портреты Шуберта, Робертино Лоретти, Рафаэля Санти; Ф. Шуберт «Ave Мария!»; песня «Мама», «Мама – первое слово», «Эжыдээ»; поэтические строки Острового, мультимедийная презентация.
репродукция с картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»
Дополнительный материал: видеоролики с использованием ресурсов сети Интернет, раздаточный материал - вырезанные из бумаги контуры ладошек детей и их мам, бумажные солнечные лучики, фотографии с мамой
Технологии, используемые на уроке:
1.Технология педагогики сотрудничества.
2.Информационно-коммуникационная технология.
3.Интегральная технология.
4.Технология развития ассоциативно-образного мышления.
5.технология развития восприятия музыки.
6.технология формирования певческой культуры.
7.Технологгия детского музицирования.
5.Технология арт-терапии и здоровье сбережения в процессе музыкального обучения.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие.
О ком сегодня мы будем говорить, попробуйте определить сами. Внимательно слушаем загадки:
- Не боюсь грозы ни грамма, коль со мною рядом… (мама)
- Нет в квартире грязи, хлама, убрала всё чисто(мама)
- В школе сложная программа, но всегда поможет (мама)
- Школьный ранец за плечами сам неси, не вешай
- Угодит шалун коль в яму, будет звать на помощь… (маму)
- Идёт, как телеграмма, по проволоке... (не мама, а артистка цирка
- У слона, гиппопотама тоже добрая есть… (мама)
- Подарки своими руками на праздник мы сделаем… (маме)
- Песню с добрыми словами сочиним любимой … (маме)
- С папой ходим за цветами, любим их дарить мы… (маме)
- Утром каждым в доме драма – кашу есть не хочет (не мама, а дочка или сынок)
- Когда вы, детки, с синяками, больней всего не вам, а(маме)
- Ты в школе хвастал кулаками – за это стыдно будет... (маме)
- Узнают всё по глазам, обмануть нам трудно... (мам)
- Четыре килограмма Весит крошка-.. (не мама, а сестричка-грудничок)
- Тем детишкам стыд и срам, кто своих обидел(мам)
- И капризна, и упряма, В детский сад не хочет… (не мама, а дочка)
- За ручку по утрам ведут до школы... (не мам, а детишек)
- На экране красивая дама, но прекрасней, милее всех(мама)
- В мире нет её роднее, справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –лучше всех на свете… (мама)
Вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем с вами говорить?
(ответы детей – про маму)
Читаю эпиграф к уроку: ( 1 слайд)
Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках.
(Сергей Островой)
И тема нашего урока звучит так: «Образ матери в поэзии, музыке и изобразительном искусстве». (2 слайд). Запишите в тетрадь
2. Раскрытие темы урока.
Учитель: Тема материнства – одна из самых древних тем в мировой культуре. К ней обращались поэты, композиторы и художники. Внимательно всмотритесь в картины. Что объединяет, что роднит эти фотографии? (На всех картинах изображена мама). (3 слайд)
Учитель: А можно ли сказать, какое состояние, настроение сближает эти изображения? (Печаль, любовь нежность). Какую бы песню подобрали под эти картины? (ласковую, нежную, спокойную, умиротворенную и пр.)
Здесь мало увидеть, Здесь мало услышать,
Здесь надо вглядеться, Тут вслушаться нужно,
Чтоб ясной любовью Чтоб в сердце созвучья
Наполнилось сердце. Нахлынули дружно…
Раздаю вам тексты песни, попробуйте спеть выразительно, осмысленно. «Мама, первое слово». Но сначала сделаем упражнение. Физкультминутка
-Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи. Представим, что перед нами свеча, будем дуть на ее пламя. Но так, чтобы оно не погасло. (упражнение повторить 2 раза).
Теперь резким выдохом задуваем свечу (2 раза)
(технология арт-терапии и здоровье сбережения)
(вокально-хоровая работа)
Хорошо, молодцы! На следующем уроке мы еще поработаем над этим произведением.
Учитель: Подходят ли эти интонации к картине Рафаэля? (4 слайд)
(интегральная технология)
Рафаэль Санти (1483-1520) - итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории. Жизнь его была слишком коротка, всего 37 лет. Но его творения пережили века, восхищая миллионы людей, а главное, просветляя души хотя бы на недолгое время. (5слайд).
(технология ИКТ).
Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть и такое обращение: Всепетая. За свою недолгую жизнь Рафаэль создал множество всемирно известных картин. На протяжении всей жизни, художника особенно привлекал образ Богоматери. Рафаэля заслуженно именовали "мастером Мадонн".
Произведение Рафаэля "Сикстинская Мадонна" висит в Дрезденской галерее, имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену. Он говорил: "Я хочу написать Мадонну – простую, добрую женщину, хочу показать всю красоту, все величие материнства".
Художник хотел, чтобы образ матери, изображённый на картинах, стал близким и понятным всем.
Картина написана более 500 лет назад, но люди до сих нор не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем на руках. Нас поражает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям.
Учитель: Давайте определим, с помощью, каких средств художник выразил идею: спокойные тона красок, нет сильного контраста, плавность линий. Мы раскрыли содержание картины, ее настроение. Она дарит нам спокойствие, умиротворение, на нее хочется не просто смотреть, но и вслушаться в эту льющуюся прямо с полотна музыку.
Художники воспевают материнскую любовь в картинах, поэты – поэтическим словом, а композиторы – музыкой. Сейчас еще раз прозвучит одно из красивейших музыкальных произведений, посвящённых образу матери. Вслушайтесь в её звучание. Какими чувствами будет наполнена эта музыка?
Звучит «Аве Мария» Ф.Шуберт.
Учитель: Аве - это значит «Радуйся». Какие чувства вы услышали в музыке? (Нежность, красота, тепло, взволнованность, задумчивость…) Музыка созвучна картине Рафаэля своей неземной красотой, нежностью, взволнованностью и теплотой чувств. Но есть ещё одно важное свойство, за счёт которого мы ощутили это единство искусств – это исполнители музыки.
Исполнил песню итальянский мальчик Робертино Лоретти и симфонический оркестр. Благодаря уникальному голосу исполнителя, интонация двух видов искусств оказалась очень близкой и созвучной. (6 слайд).
(технология ассоциативно-образного мышления)
У - А сейчас закройте глаза и представьте лицо вашей мамы. Сравните его с образом Богоматери, Мадонны. Лица наших мам тоже прекрасны, потому что это - ваши мамы, они вас очень любят, заботятся о вашем здоровье. А мы иногда этого не ценим и можем нечаянно как то обидеть маму.
Подумайте. У каждого из вас на парте лежит бумага с изображением маминой руки. Запишите на ладони мамы самую большую обиду, которую вы ей нанесли.
А теперь на листе цветной бумаги запишите слова, услышав которые, мама бы простила вас и заклейте ею обиду на маминой руке. Эти ладошки можно взять с собой. С какими словами вы подарите их маме?
Коллаж. На доску прикрепить солнечный диск.
Какие они наши мамы? Перед вами находятся солнечные лучики, пожалуйста, напишите на лучике о том, какая у вас мамочка и прикрепите лучик.
Пусть это теплое, яркое солнышко согреет вас всю вашу жизнь. Только вы будьте внимательные, не остудите этих лучей грубостью безразличием и озорством.
(Фоном звучит «Эжыдээ») Слово «мама» одно из самых древних на земле. Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного.
Материнская любовь греет нас до старости. Учит нас быть добрыми, мудрыми. Дает советы, заботится о нас, оберегает нас.
На сегодняшнем уроке, мы с вами знакомились с произведениями композиторов, художников, поэтов, посвященных мамам.
Постарайтесь своим исполнением передать любовь и нежность к своей мамочке.
«На свете слова нет»
Наш урок подходит к концу. Мы анализировали произведения живописи, музыки, литературы.
- Какое эмоциональное состояние они передали нам? (покой, умиротворение, радость или тревога, волнение).
- С помощью чего передали такое состояние художники? (плавные линии картин, сочные яркие краски)
- С помощью чего передали такое состояние композиторы? (песенные мелодии, плавные вокальные линии).
Как в искусстве показан образ матери?
Домашнее задание носит творческий характер: выбираете любой вид искусства – поэзию, музыку или изобразительное искусство и воплощаете образ своей мамы. Т.е. можете придумать стихотворение, песню или нарисовать портрет. И в заключении, я хочу пожелать вам, чтобы вы пронесли через всю жизнь этот свет материнской любви. Передали его своим детям и они ответят вам взаимной любовью.
Сегодня все замечательно занимались, поставим отличные отметки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства для первого класса, посвященный дню Матери «Ты на свете лучше всех, Мама»
Цели:Познавательная:Почему каждому человеку нужна семья, мама. Раскрыть смысл слов: «нежность», «доброта», «ласка», «забота», «верность», «прекрасные чувства», «отношения».Разобрать музыкальные поняти...
Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»
Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся. «Какой дьявол может победить народ, способн...
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Конспект урока музыки во 2 классе на тему:"Образ мамы в музыке"
Данный конспект урока разработан в рамках ФГОС НОО...
Урок музыки в 3 классе на тему «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама»
Технологическая карта урока музыки в 3 классе на тему «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама»....
Конспект урока музыки 2 класс "П. И. Чайковский "Детский альбом" Пьеса "Мама"
Урок включает в себя понятия: Музыкальный альбом, "Детский альбом", характеристика пьесы "Мама", разучивание песни "Мама"....