Урок музыки " Пер Гюнт"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Урок музыки в 3 классе. Сюита " Пер Гюнт ". Эдвард Григ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Сюита «Пер Гюнт»

Цели:

1.Познакомить с симфонической сюитой «Пер Гюнт»; углубление интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

2. Развивать у учащихся музыкальную память, тембровый слух, творческое воображение, эмоциональный отклик на музыкальные произведения,  вокально-хоровые навыки.

3.Воспитывать слушательскую культуру, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД:

воспитание интереса к  музыкальному искусству посредством восприятия и исполнения музыкальных произведений, формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы.

2. Регулятивные УУД:

планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание  музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

3. Познавательные УУД:

формирование интереса к  музыкальным занятиям и  позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о средствах музыкальной выразительности.

4. Коммуникативные УУД:

 взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, владение умениями совместной деятельности.

Оборудование:  мультимедийный проектор.

Ход урока.

 

Слайд 1

 1. Организационный момент.  

1.Музыкальное приветствие, распевание.

( Обращаем внимание на четкое вступление, окончание, дикцию, свободное звучание.)

2.Психологический настрой.

Я желаю вам, не только получить хорошие отметки, но и что бы сегодняшний урок помог вам приобрести новые впечатления и знания.

2.Изучение нового материала.

3. Сообщение темы, целей урока

У нас сегодня необычный урок. Мы с вами с помощью музыки совершим путешествие в красивую страну Норвегию. Она находится  у Северного моря. В ней много морских  заливов, гор, скал,  снегов, озёр. 

 Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. По легенде эти сказочные существа живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.

4. Объяснение нового материала.

В этой стране родился, жил и творил прекрасный композитор, пианист, дирижер Эдвард Григ, которого очень любил норвежский народ. Всё его творчество тесно связано с жизнью и бытом норвежского народа, с образами родной природы. В своих произведениях Григ отражал разные стороны жизни в Норвегии – и радости, и скорби. Григ очень часто использовал в своих произведениях народную норвежскую музыку. Самой знаменитой музыкой Э.Грига является музыка, сочиненная  для постановки спектакля, драмы, писателя  Генриха Ибсена «Пер Гюнт». 

Драма- литературное произведение для постановки на сцене. Людям, посещавшим театр, так понравилась эта музыка, что наиболее полюбившиеся музыкальные картины Григ объединил в сюиту. Так и появилось на свет гениальное произведение Сюита « Пер Гюнт»

Что же такое сюита?      

Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру.

Пер Гюнт – главный герой драмы. Юноша красив и смел, но неисправимый фантазер, искатель приключений. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. От горя умирает мать .Отправляется  Пер Гюнт странствовать по миру в поисках  счастья,  оставив в деревне любимую девушку по имени Сольвейг. Было ему тогда всего лишь 20 лет. Во время путешествия он попадал в разные страны: в Америку, в Египет,  в Китай и в Африку.

Сегодня на уроке мы  проследим путь странствий главного героя и познакомимся с самыми яркими музыкальными картинами сюиты.

Открывает сюиту музыкальная картина «Утро» . Пер Гюнт , путешествуя по Египту встречает восход солнца, но перед глазами его — родная Норвегия. Сейчас зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна долина, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига.

Слушание «Утро»

-О чем рассказывает эта музыка?

(о пробуждении природы, о красоте родного края)

-Как удалось композитору нарисовать картину утра, при помощи каких средств музыкальной выразительности?

(плавная мелодия, спокойный темп, тембры инструментов).

-Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется? 

- Этот повтор абсолютно одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? Что?

(от пиано постепенно нарастает до форте, прибавляются музыкальные инструменты). 

Такое развитие музыки называется – вариационным, вариация – изменение (повторение главной мелодии с изменениями создает форму вариаций).

-А почему, как вы думаете, композитор выбрал такое развитие, почему не сделал простой повтор? Что он хотел этим показать?

(постепенное пробуждение природы).

- А как вы услышали, что солнце взошло? Как называется самая яркая точка,  наивысшая точка напряжения? (кульминация). 

-Давайте сейчас попробуем жестом показать, как восходит солнце, развитие музыки и отметить кульминацию.

Представьте , что у вас в руках тоненький лучик. Он очень слабенький, самый первый. Надо очень нежно и плавно, в характере музыки отпустить его в небо.

Пластическое интонирование «Утро»

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигал сказочного богатства. Разбогатевший Пер путешествуя по жаркой Аравийской пустыне попадает к вождю племени бедуинов.  Арабы принимают его за важную персону. Красивая, но коварная дочь вождя Анитра, - пытается очаровать Пера своей красотой и танцем.

 Слушание «Танец Анитры» 

 

— Какая музыка по характеру? (легкая, отрывистая, изящная)

-Какие инструменты  симфонического  оркестра  исполнили мелодию легкую, отрывистую и напевную? (струнные инструменты)

-Как вы думаете какой  характера у Анитры?

«Красив и грациозен

Танец девушки Анитры был.

Блеск в очах, восточный пыл…

Дом родной Пер позабыл.»

Но Анитра   обманывает его. Её чувства к Перу не искренни. Выпросив у Пера деньги и драгоценности,  Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и галопом скачет обратно в пустыню, оставив Пера одного.

Однажды Пер Гюнт долго бродив по горам, уставший решил прилечь отдохнуть в пещере, пока какие- то тени не стали обступать его. Они дробились, превращались в крылатых зверей. Перу стало страшно, он пытался бежать, но не тут- то было! Нечисть не пускала его. Это были тролли. Тролли – ночные существа и боятся только одного – ясного солнца, от которого они рассыпаются и превращаются в камни. И сам горный король сделал Перу предложение - вступить в мир троллей, заглушить в себе все человеческое и жениться на его дочери.

Взамен горный король обещает Перу несметные богатства. О, нет, даже такой беспечный сумасброд, как Пер, не согласен на это, ведь у него уже есть невеста - красавица Сольвейг. Разъяренные тролли хотят разорвать Пера в клочья. И если бы не раздавшийся звон церковного колокола, кто знает, что бы произошло! 

Слушание « В Пещере горного короля»

- Как музыка звучала в начале?  (настороженно, тихо,   таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).

- Что произошло дальше?  (музыка стала звучать быстрее и громче.) 

- Что это изменилось в музыке   (темп и динамика)

Один и тот же прием развития музыки позволил композитору нарисовать такие контрастные картины – «Утро», и «В  пещере горного короля». Два разных образа: образ спокойствия, красоты и образ зла. 

Тролли устроили дикий танец вокруг Пера

-Танец какой? (быстрый, стремительный, дикий, страшный)

А давайте теперь попытаемся с вами изобразить этот «Танец  троллей»?

Танцевальная импровизация

Долго путешествовал  Пер Гюнт в поисках счастья - 40 лет. И все эти годы ждала и продолжала любить его невеста Сольвейг.. Все эти сорок лет она молилась и надеялась, что он вернётся. ( Читаю на русском « Песня Сольвейг»)

Слушание «Песня Сольвейг»

О чем поет Сольвейг?

(Она поет о любви к Перу).

-Какое настроение у Сольвейг?

(грустное, печальное)

-Всегда такое? Музыка менялась? Какая стала?

(подвижная, светлая)

А почему появилась  контрастная, подвижная и светлая мелодия?

 (Эта мелодия передает  надежду на встречу).

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.

Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они  с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

За сорок лет странствий Пер Гюнт побывал в разных странах. Он торговал, богател, научился хитрить и обманывать, стал дельцом и торговцем. Однажды, встречая восход солнца в Египте, Пер Гюнт вдруг вспомнил Норвегию и решил вернуться. Его не узнали на Родине. Лишь только Сольвейг, его невеста, поняла, кто перед ней стоит.  Её возлюбленный остался для нее прежним - смелым и добрым. Она верила ему, была счастлива своей любовью.  А Пер Гюнт путешествуя долгих сорок лет, счастья так и не нашел. Вернувшись домой он понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: невеста Сольвейг, которая ждала его долгих сорок лет, и конечно же, его родная земля.

3.Итог урока.

С какой симфонической сюитой мы сегодня познакомились? Композитор? Что такое сюита? (музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общим замыслом).

-Композитор с помощью музыки может рисовать картины.

-Что он для этого использует?

(Для этого он использует средства музыкальной выразительности  (ритм, тембр,    динамику, лад, темп).

4.Рефлексия:

Я узнал(а)…

Мне  запомнилось и   понравилось на уроке

Я получил радость

- Мне хочется отметить работу на уроке …..

-Как вы думаете, в чем же настоящее счастье?

(в любви к своим близким, к своей родине)…..

Давайте завершим наш урок красивой и доброй песней.  

Песня « Здравствуй счастье»

- Большое спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3 классе "Сюита "Пер Гюнт"

На уроке происходит знакомство с симфонической сюитой Э.Грига "Пер Гюнт" : образ природы ("Утро), сказочное царство троллей ("В пещере горного короля"), музыкальный портрет верной подруги Пера - Сольв...

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Открытый урок музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»»

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»». Тип урока: урок открытия нового знани...

План-конспект урока музыки на тему: "Э. Григ сюита Пер Гюнт", 3 класс.

На уроке происходит знакомство с сюжетом и музыкальными номерами симфонической сюиты композитора Э. Грига "Пер Гюнт":...