План-конспект урока музыки 3 класс по теме "Симфоническая сюита Э.Грига «Пер Гюнт»
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Симфоническая сюита Э.Грига «Пер Гюнт»
УМК «Школа России»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: знакомство с симфонической сюитой «Пер Гюнт»
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с понятием симфоническая сюита, с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига.
Развивающие: развивать умение внимательно слушать, выражать свое впечатление об услышанной музыке, расширение кругозора детей.
Воспитательные: воспитание мотивации к учению, воспитание нравственного отношения к музыке.
Планируемые результаты:
Личностные: способствовать формированию нравственных качеств, развитию добросовестного отношения к музыке и композитору.
Метапредметные результаты: умение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики.
Познавательные универсальные учебные действия: формулирование познавательной цели, умение слушать музыку, анализировать, делать выводы.
Предметные результаты: воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение; использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Оборудование: электронная доска, компьютер, колонки.
ХОД УРОКА
I.Организация начала урока:
1.Музыкальное приветствие:
Колокольчик наш поет, на занятие зовет.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать… урок!
У: Здравствуйте ребята! Я рада нашей с вами встрече. Зовут меня Маргарита Валерьевна, и сегодня мы с вами познакомимся с очень интересной темой.
У: Садимся по своим местам, и начинаем урок!
II.Актуализация умений и знаний:
У: Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительную, северную страну - Норвегию. Представьте себе величавые норвежские скалы, водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми статуями. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы.
Эта страна находится у Северного моря. В ней много морских заливов, которые называются фьордами, горы, скалы, снега, озёра. Норвегия - родина таких сказочных существ, как гномы и эльфы. Они как будто живут в горах и скалах, которых много в Норвегии. Красоту этой страны в своей музыке отразил норвежский композитор Эдвард Григ. Красоту своей родной природы Григ отразил в своём главном сочинении — музыке к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт».
У: Портрет композитора на доске.
У: Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке, и что нового вы сегодня узнаете?
О: О композиторе и его произведении «Пер Гюнт».
У: Давайте запишем тему урока в своих тетрадях: Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига.
Актуализация ранее полученных знаний, проверка ДЗ.
Во втором классе вы изучали сюиту. Давайте вспомним, что же такое сюита?
Сюита – это музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей, контрастных по характеру, объединенных общим замыслом.
У: Пер Гюнт – имя и фамилия главного героя пьесы, который бросив дом, мать Озе и любимую девушку Сольвейг, отправляется в дальнее путешествие по миру в поисках счастья и богатства.
Всего в сюите 8 частей - и сегодня мы с вами послушаем из них 3 части.
У: И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу, Пер Гюнт вспоминал свою родину. Каждое утро он выходил в горы и любовался восходом солнца.
У: Мы сейчас с вами прослушаем 1 часть, которая называется «Утро» - записываем в тетради.
У: Слушая музыку, обратите внимание, как восходит солнце. Быстро или медленно. Услышите ли вы горы, о которых вспоминал Пер Гюнт.
Слушание «Утро» (видео-фрагмент)
У: Понравилась ли вам музыка? Было ли слышно по музыке, что солнце восходит медленно?
О: Ответы
У: А вы услышали горы? (Эхо)
О: Слышно, как солнце встает, пробуждается спящая природа, слышно эхо гор.
У: Эдвард Григ передал в своей музыке огромную любовь к суровой, северной природе Норвегии. Музыка рисует картину пробуждения природы.
У: А теперь, давайте еще раз прослушаем фрагмент, и зарисуем.
У: А сейчас вы услышите следующую часть сюиты.
Слушание «В пещере горного короля» (начало) - записываем
У: Эта пьеса называется «В пещере горного короля». Главный герой, Пер Гюнт, путешествуя по миру, попадает в пещеру, где перед ним предстают сказочные обитатели королевства – гномы, тролли, кобольты.
Давайте внимательно послушаем, как Э.Григ изобразил встречу главного героя со злыми героями норвежских сказок.
У: Обратите внимание, как звучит мелодия этого фрагмента. Какая картина представится вам?
Слушание «В пещере горного короля» (видео-фрагмент):
У: Что вы можете сказать об этой музыке? Как она звучит?
О: Музыка страшная, таинственная, загадочная
У: Правильно. В начале пьесы музыка звучит тихо, издалека, низко, отрывисто, будто тролли крадутся. Постепенно звучность усиливается, одна и та же мелодия становится все громче, быстрее, будто тролли приближаются. Музыка похожа на марш, а в конце — на танец - суровый, фантастичный, мрачный, таинственный, зловещий. В конце пьесы слышатся колдовские заклинания и угрожающие выкрики. Таинственная горная сказочная природа изображается в этой музыке. (Повторно звучит запись.)
IV.Физминутка и разминка для глаз (видео)
У: Долго путешествовал Пер Гюнт в поисках счастья – целых 40 лет. И вот он возвращается на родину. Годы странствий не обогатили его: он растратил свои душевные силы, а счастья так и не нашел. Пер Гюнт, попадает в лес, где он жил раньше.
Дома осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. За это время она потеряла зрение и совсем состарилась. Но она всегда ждала своего Пер Гюнта и, даже не вернулась в деревню, а жила одна. Сольвейг в переводе - «Солнечный путь»
О: В тетради «Песня Сольвейг» - записали.
У: Вы сейчас прослушаете «Песню Сольвейг».
Прослушав произведение, подумайте: добрая, Сольвейг, или злая? Простила она - Пер Гюнта или нет? С каким сердцем она поет колыбельную?
Слушание «Песня Сольвейг» (видео-фрагмент)
О: Сольвейг добрая, она простила Пер Гюнта. Она поёт колыбельную с добрым сердцем, с чистой любовью к нему.
У: Сольвейг простила Пера. Она была счастлива, что он вернулся к ней. Она спела ему последнюю колыбельную. Сольвейг была совсем слепая, поэтому в ее голове остался образ не седого, не больного Пера, а того молодого юноши, который ее бросил 40 лет назад.
Ее печальная песня несется вдаль по горным вершинам, по ущельям горных рек.
У: И вот, вернувшись домой, он понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: его мать Озе (которая умерла), невеста Сольвейг, которая ждала его долгих сорок лет, и, конечно же, его родная земля – все это было его богатством и счастьем, которое нужно уметь ценить вовремя.
У: Как вы думаете, друзья, в чем же настоящее счастье?
О: В любви к своим близким, к своей родине. Цените то, что рядом с вами.
V. Рефлексия
У: Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?
О: Э.Грига, Пер Гюнт и т.д.
У: Что такое сюита? Назовите те части, которые мы сегодня прослушали.
О: «Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг»
У: Какое произведение из прослушаны, вам понравилось больше, или все?
О: Отвечают
VI. Итог урока:
У: Спасибо вам за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!
У: Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"
Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...
План-конспект открытого урока 1 класс.
План-конспект открытого урока 1 класс....
План конспект открытого урока 4 класс
План конспект открытого урока 4 класс...
Открытый урок музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»»
Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»». Тип урока: урок открытия нового знани...
Открытый урок по музыке в 3 классе на тему: Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»
Открытый урок по музыке в 3 классе на тему: Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»...
Открытый урок по музыке в 3 классе на тему: Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»
Открытый урок по музыке в 3 классе на тему:Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»...
Презентация к уроку музыки 3 класс по теме "Симфоническая сюита Э.Грига «Пер Гюнт»
Презентация к уроку...