Открытый урок c ученицей 2 класса ФГТ
учебно-методический материал по музыке по теме
Тема «Динамические оттенки и фразировка»
Цель занятия: Обучение основным приемам музыкальной выразительности. Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_s_uspanovoy_a._2_klass.docx | 28.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
18.11.2016г.
Открытый урок преподавателя струнного отделения Березиной Л.В. с учащейся 2 класса (ФГТ) Успановой Аиной.
Тема «Динамические оттенки и фразировка»
Цель занятия: Обучение основным приемам музыкальной выразительности. Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой.
Задачи занятия:
- Обучающие: Научиться исполнять музыкальные произведения с динамическими оттенками и фразировкой.
- Развивающие: Развитие динамического слуха, слухового контроля над качеством своего исполнения.
- Воспитательные: Воспитание музыкального вкуса, мобилизация и активизация внимания и исполнительской воли, культура исполнения: аккуратность, собранность, выразительность.
Вид урока: смешанный (беседа, практическая работа).
Тип урока: Урок формирования умений и знаний.
Форма организации работы: индивидуальная, практическая.
Методы: словесные, практического показа, сравнения, наблюдения, применение технологии сотрудничества.
Учебно-методический комплекс: музыкальные инструменты – скрипка, фортепиано, нотные пособия, компьютер.
Литература, использованная на уроке: нотный материал.
Ход урока
- Организационная часть (5 минут)
Приветствие.
Объявление темы урока. Представление учащегося, концертмейстера. Проверка строя скрипки.
- Основная часть (30 минут)
Вводное слово: объяснение терминов фраза, динамические оттенки.
Упражнения на звукоизвлечение.
Исполнение учащейся пьес с концертмейстером.
Практическая работа над развитием навыков музыкально-художественных исполнительских задач на анализе излагаемых требований исполнения:
- проработка текста;
- работа над чистым интонированием;
- динамические особенности музыкального произведения;
- грамотное распределение смычка;
- работа над штрихами;
- точное выполнение фразировки.
3. Заключительная часть (5 минут)
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход занятия:
- Организационная часть
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашего урока звучит так «Фразировка и динамические оттенки». Занятие проводится с учащейся 2 класса Успановой Аиной. Концертмейстер Васильева Богдана Юрьевна. Сегодня мы познакомимся с динамическими оттенками и узнаем, что это такое; научимся исполнять произведения с фразировкой. Поймем, насколько важна динамика и динамические оттенки для придания художественной музыкальной красоты произведения, насколько она обогащает музыку в целом.
- Аина, давай проверим строй инструмента.
2. Основная часть. Вводное слово.
Каждое музыкальное произведение – это тайна, которую исполнителю необходимо раскрыть. Пьеса, которую мы сейчас сыграем, называется «Весельчак». Сочинил ее русский композитор А.Гречанинов.
- Предлагаю сыграть произведение. (Обсуждение характера, с помощью каких средств выразительности можно передать характер произведения?)
Фраза – от греческого слова prasis - выражение, способ выражения. Понятие фраза есть и в речи и в музыке.
Динамика – это сила звучания музыки. В музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками.
Музыку не зря сравнивают с человеческим голосом, человеческой речью. Так же, как и речь, музыка состоит из нот (букв), мотивов (слов), фраз (предложений) и периодов (законченного текста). Если мы будем произносить отдельные буквы или слова, никто не поймет смысл сказанного и, те более, не почувствует характер и эмоциональную окраску передаваемой информации.
В жизни мы разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы хотим сказать что-то важное, мы усиливаем подачу голоса – говорим громче, так и в музыке, наиболее важные звуки играем громче.
В каждой фразе есть вершина, которая обычно совпадает с ударным слогом главного смыслового слова этой фразы. Как правило, самые высокие звуки мелодии чаще всего передают наибольший накал эмоций, подчеркнутый громким звучанием. В музыке это называется кульминацией. Кульминация подготавливается постепенным усилением общей звучности каждой предыдущей фразы. После кульминации музыка постепенно успокаивается и звучность ослабляется.
Практическая работа.
- Чтобы научиться хорошо играть на скрипке, надо научиться правильному звукоизвлечению. Давай мы с тобой поиграем открытые струны разными спрсобами: с усилением звука, с ослаблением, с усилением звука к середине смычка и ослаблением к концу, и наоборот.
- Аина, кто такой весельчак? (Ответ учащейся)
- Посмотри в ноты и скажи, каким штрихом мы будем его изображать?
(Ответ учащейся)
- Да, ты права – это штрих мартле. Педагог поясняет, что мартле исполняется чаще всего в верхней половине смычка в умеренном темпе. При исполнении мартле во время паузы рука, освобожденная от напряжения, должна быть подготовлена к последующему акценту. Пальцы заранее ставятся и снимаются во время звуковой паузы, что позволяет исполнить штрих без призвуков. Чаще всего этот штрих используется при исполнении музыки, энергичной по характеру. Исполняется этот штрих акцентированно-активной атакой. (Показ преподавателя на инструменте).
- Сыграй мне начало пьесы (Играет)
- Молодец. Штрих соответствует характеру исполняемого произведения. Выполнен ритмично, точно, ты правильно распределяешь смычок. (Исполнение данного отрывка с концертмейстером).
- Кроме хорошей интонации, красоты звучания, ритма, музыкант должен играть выразительно. Он должен показать фразировку, динамическое развитие. Обрати внимание на падение и подъем динамики, не играй фальшиво.
- Сыграем цифру 2 – второе предложение. Посмотрим, что происходит дальше. (Анализ учащейся дальнейшего развития). Постарайся в штрихе легато плавно соединить струны, перед сменой смычка задержи палец.
- Здесь трудный штрих – две ноты отдельно, две легато и одна отдельно. Звук все равно должен оставаться сочным, плотным, гибким. Используй меньше смычка, но пальцы должны быть активными. Попробуй очень четко, как бы скороговоркой проговорить ноты. (Показ преподавателя на инструменте).
- Давай сыграем цифру 3. (Играет цифру 3). Это реприза – повтор 1 цифры, различие только в последнем такте. Очень важно сделать замедление перед репризой.
- И 4 цифра – кода. Подчеркнутые ноты постарайся сыграть шире смычком. Какая в этой цифре трудность? (Ответ учащейся).
- Да, форшлаги. Это как маленькие трамплинчики. Смычок быстро переводим со струны на струну. Вершинки играем широким смычком, торжественно на форте, энергично, с напором.
- Сыграем еще раз последнюю цифру. Попробуй окрасить свое исполнение настроением, соответствующем характеру пьесы. Последнюю ноту – тонику – играй смело. Смычок прижать и не отпускать нажим до конца. Музыка звучит позитивно и жизнеутверждающе.
Следующая пьеса - «Непрерывное движение» Шольца. Педагог предлагает проанализировали тональность, ключевые знаки, размер, встречающиеся длительности, штрихи. Ученик просольфеджировал фрагмент пьесы, назвал количество музыкальных фраз и предложений, их схожесть и различия. Сразу обсуждаются наиболее сложные такты.
Ученик играет пьесу с аккомпанементом. Уделяется внимание, помимо правильного исполнения штриха, точному интонированию, соединению струн, качественному исполнению аккорда пиццикато. Внимание заостряется на динамических оттенках и фразировке. Ученик охарактеризовал музыку как веселую и задорную.
Педагог спрашивает ученика – как он справился с исполнением дубль-штриха в пьесе? Ученик считает, что нужно поработать над штрихом. Педагог соглашается с ним.
Задание – в домашней работе попытаться учесть свои замечания и пожелания педагога по поводу исполнения штриха.
Педагог напомнил ученику, что при исполнении короткого деташе в середине смычка работают пальцы и кисть. Для этого надо почувствовать свободу мышц, плечи не поднимать, правую руку мягко положить на смычок, почувствовать вес руки, играть с опорой на струну.
Ученик по просьбе педагога играет пьесу в умеренном темпе по фразам. Педагог напоминает о необходимости чистого интонирования, слухового самоконтроля, быстрого реагирования и исправления фальши путем передвижения пальцев в нужном направлении.
Далее фрагмент пьесы исполняется целиком в подвижном темпе в сопровождении концертмейстера. Текст закрепляется несколько раз. Педагог хвалит ученика за собранность, внимательность.
3. Заключительная часть
Д/з: Работать над текстом по фразам с динамическими оттенками, добиваясь правильного распределения смычка и чистой интонации.
Итог занятия: педагог хвалит ученика за правильное исполнение штрихов, говорит, что с поставленными перед ним задачами он успешно справился. Поясняет, что необходимо продолжать работать над навыками качественного звукоизвлечения, слухового контроля, чистого интонирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок математики 3 класс, по программе М.И. Моро, УМК «Школа России» Урок № 46 Сводная таблица умножения. .
Открытый урок математики в З классе (с презентацией) по теме "Сводная таблица умножения" Сценарий урока разработан по известному мультфильму "Приключение кота Леопольда". Следуя за сюжетом дети на уро...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.2.Развивать навыки выразительного чтения.3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.4. Учить подробно пересказывать художес...
Открытый урок во 2 классе по теме "Состав слова".Технологическая карта урока.
Урок разработан в ссответствии с ФГОС и, надеюсь,кому-то поможет в работе....
Математика. Открытый урок во 2 классе. Тема урока: Угол. Виды углов. УМК «Школа России»
МатематикаОткрытый урок во 2 классе Тема урока: Угол. Виды углов.УМК «Школа России»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель: познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать ...
Открытый урок в 4 классе"Рожество в Великобритании"по английскому языку. Урок соответствует требованиям ФГОС.
Урок `Рождество в Великобритании`соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок английского языка по данной теме в начальной школе, в 4 классе, познакомит с симв...
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...