Урок музыки в 1-ом классе по теме «Музыка осени» (Е. Д. Критская)
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему
Урок музыки в 1-ом классе
по теме «Музыка осени» (Е. Д. Критская)
Цели урока:
образовательные: познакомить с вариантами осенних мелодий; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности;
развивающие: развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
воспитательные: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса обучающихся.
Используемые педагогические технологии:
-информационно-коммуникационные,
-технология деятельностного метода,
-интегрированные технологии,
-игровые технологии,
-групповые технологии,
-здоровьесберегающие технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок музыки | 35.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7
г. Чехова Московской области
Урок музыки в 1-ом классе
по теме «Музыка осени» (Е. Д. Критская)
Абырина Е.В.
учитель начальных
классов
первой категории
2018-2019 учебный год
УМК «Школа России». Музыка. 1 класс.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Тема урока: «Музыка осени»
Цели урока:
- образовательные: познакомить с вариантами осенних мелодий; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности;
- развивающие: развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- воспитательные: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса обучающихся.
Используемые педагогические технологии:
-информационно-коммуникационные,
-технология деятельностного метода,
-интегрированные технологии,
-игровые технологии,
-групповые технологии,
-здоровьесберегающие технологии.
Педагогические методы и приемы: беседа, подводящий диалог, проблемная ситуация, решение проблемной ситуации, «открытие» нового знания.
Время реализации урока – 35 минут
Знания, умения и навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока:
- научатся находить (выбирать) различные способы опознания простейших мелодий осени;
- сформировать представление о ритме, мелодии;
- вызвать интерес учащихся к музыкальному творчеству;
- будет воспитываться интерес к учебному предмету; развитие кругозора у учащихся.
В результате деятельности на уроке у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
1. Регулятивные – выполнять учебные действия в качестве композитора, слушателя, исполнителя.
2. Коммуникативные – вести диалог, ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.
3. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы, использовать общие приемы решения задачи.
4. Личностные – повышается культура школьника, максимальная личная эффективность в коллективной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Необходимое оборудование и материалы: презентация, музыкальные фрагменты, фото осенних пейзажей, портреты И.С. Остроухова, В.Е. Ефимовича, А.Н. Плещеева, А.С. Пушкина, П.И. Чайковского, А. Вивальди, карточки с названиями деревьев и рисунками осенних листьев.
В основе презентации лежит шаблон с возможностью перетаскивания объектов с макросом DragAndDrop.
Ход урока:
I. Организация.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
II. Актуализация знаний.
-Отгадайте загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень) – показ картинки
-Назовите признаки осени.
-А вот и Муза в осеннем наряде пожаловала к нам на урок (картинка).
-Она утверждает, что в осенней природе рождается музыка.
-Какую музыку осени слышали?
-Слайд 2: отгадаем загадки Музы (прослушивание звуков листвы, улетающих журавлей, дождя)
-У осени есть своя, неповторимая музыка.
-Определите тему урока: «Музыка осени» (Откроем учебники).
III. Постановка проблемы.
-Каким человеком нужно быть, чтобы услышать осеннюю музыку? (Наблюдательным, внимательным, любящим природу…)
-Сейчас вы будете оркестром (исполнителями), а я – дирижёром.
-Изобразим звуки осеннего дождя лёгким постукиванием карандаша. Прислушайтесь, как чередуются два коротких звука и длинный: (Учитель демонстрирует, а потом дети повторяют)
-Это ритмический рисунок, музыка дождя.
-У музыки осени свой неповторимый ритм, как биение сердца.
IV. Открытие нового.
-Расскажите, какой бывает осень? Продолжите ряд: золотой, дождливой, хмурой, туманной, листопадной, ветреной…)
-И музыка осени тоже разная.
-Слайды 3-4: Рассмотрите фото разной осени.
-Все люди по-своему выражают чувства, вызванные осенней природой: картинами, стихами, музыкой, танцами…
А) - Слайд 5: рассмотрите репродукцию картины Остроухова Ильи Семеновича «Золотая осень».
-Почему так называется? (беседа)
-А если бы вы были композиторами, какую бы мелодию сочинили, чтобы рассказать об этом пейзаже? Почему?
-Слайд 6: рассмотрите репродукцию картины Волкова Ефима Ефимовича «Октябрь».
-Что видите на переднем плане? Какое осеннее небо? Какие краски использовал художник? Почему?
-Представьте себе, что вы оказались в этой берёзовой роще. Какую бы музыку осени услышали?
-Осень вызывает у людей и грусть, и радость…
Физминутка:
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил. (Какое явление изобразили? Листопад)
Б) - Слайды 7-8: читая стихи поэтов, мы тоже можем услышать музыку осени.
-Послушайте строки из стихотворения Плещеева Алексея Николаевича «Скучная картина!» (учебник – стр.16)- фото поэта.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
-Каким настроением проникнуты стихотворные строчки? Почему?
-Прочитайте стихотворение так, чтобы можно услышать музыку осени. Как называется этот приём? (Звукопись)
-Слайды 9-10: а вот Пушкин Александр Сергеевич:
Поэт любил безумно осень,
И лес осенний он любил.
Он часто меж берёз и сосен
По стёжке узенькой ходил.
Ходил и лесом любовался,
И свежим воздухом дышал.
И с музою не расставался,
И на ходу стихи писал.
-Послушайте отрывок стихотворения «Осень» в записи:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
-Какие чувства передаёт поэт?
-Какие речевые звуки помогли передать шелест осенних листьев, звуки ветра, ритм дождя…?
-Видите, и поэты по-разному относятся к осени.
В) - А теперь, попробуйте стать композиторами.
-Что необходимо, чтобы сочинить мелодию? (Слушать звуки природы, запоминать; ритмический рисунок; характер мелодии; уметь рисовать музыкальными красками картины природы)
-Мелодия - душа музыки. А ритм – пульс мелодии.
- Сочините и спойте мелодию к словам «Дождь идёт» (анализ).
-Дождик бывает разный: и быстрый, и медленный, и сильный, и что-то шепчущий, и барабанящий, и слабый, и грустный, и весёлый…
Г) – Слайды 11-12: послушаем фрагмент музыкальной странички «Октябрь. Осенняя песнь» из альбома «Времена года» Петра Ильича Чайковского.
-Какими слушателями нужно быть, чтобы понять, о чём рассказывает музыка?
-Какие чувства выразил композитор? Почему?
-Какой ритмический рисунок лёг в основу произведения? (Песенный). Представляем, что ветер дунул, и осенние листики летят, кружатся, танцуют вальс, покрывая землю разноцветным ковром.
-Слайд 13: песенный характер лёг в основу песни «Скворушка прощается» (Сл. М. Ивенсен, муз. Т. Попатенко)
-Но сначала вспомним правила пения:
- пой спокойно, не кричи
- слушайте друг друга
- внимательно слушай музыку
- произноси чётко согласные звуки, тяни гласные
- пой выразительно
- начинай и заканчивай песню по знаку учителя
- дыши через нос, выдыхай медленно через рот, чтобы дыхания хватило на всю музыкальную фразу (дыхательная гимнастика)
-С каким настроением будем петь? Почему?
-Слайд 14: итальянский композитор, скрипач 17 века Антонио Вивальди тоже написал альбом «Времена года». Послушаем фрагмент, посвящённый осени (просмотр фильма)
-Какую осень нарисовал композитор музыкальными красками? Какой ритм у этой мелодии? (Маршевый) Кажется, как будто идёшь по золотому ковру из листьев и радуешься золотой осени.
V. Повторение.
-Чтобы научиться слушать музыку осени, нужно уметь наблюдать за природой.
-Проверю, наблюдательны ли вы.
-Слайд 15:
-Загадки о деревьях:
1) Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)
2) В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
3) Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку... (ель)
4) Русская красавица
Стоит на поляне
В жёлтой кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
5) Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)
6) Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (Дуб)
-Налетел осенний ветер, полетели листочки, закружились, все перепутались. Нам нужно определить, с какого дерева слетели листочки.
-Будем работать в парах.
-Вспомним правила работы в парах: (слушать друг друга, не перебивать друг друга, исправлять вежливо, не обижая друг друга, не шуметь)
-Этапы работы в паре:
- знакомство с заданием (у вас на партах лежат карточки с листьями и с названием деревьев)
- распределение заданий внутри пары
- обсуждение в парах
- один из работающих в паре выполняет задание, а другой контролирует
и наоборот
- обмениваются работами и проверяют работы друг друга
- ответы участников пары при коллективной проверке
VI. Итог урока.
-Вывод:
-Где рождается музыка осени?
- Какой она бывает? Почему?
-Как люди по- своему рассказывают о музыке осени?
VII. Рефлексия
-Кем были на уроке? ( Композиторами, исполнителями, слушателями)
-Что нового узнали на уроке?
-Оцените работу класса, свою работу (при помощи цветных кружочков: зелёный - отлично, синий – что-то не получилось, красный – работа не удалась)
Список использованной литературы
1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 класс.
УМК «Школа России».
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки. Поурочные
разработки.1 - 4 классы. «Просвещение», 2015.
Использованные на уроке материалы:
- Презентация картинок с использованием шаблона с макросом Drag-and-Drop.http://didaktor.ru/ispolzovanie-shablona-s-makrosom-drag-and-drop/
- http://сезоны-года.рф/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8.html
- http://www.o-prirode.com/photo/51
- http://muzofon.com/search/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 3 классепо теме "Уравнение. Обобщение и закрепление знаний"
Урок учитывает требования ФГОС 2 поколения: самоконтроль учащихся (самопроверка, взаимопрвера), работа в группах, самостоятельная постановка цели и задачи урока самими учащимися. Прилагается пре...
Урок музыки для 1 класса на тему "Музыка вечера"
Этот конспект написан для детей 1 класса....
Урок и презентация к уроку музыки в 1 классе по теме "Музыка утра"
Урок и презентация к уроку музыки в 1 классе по теме "Музыка утра"...
Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме "Музыка в кино"
Представленный материал содержит технологическую карту урока музыки по теме "Музыка в кино", разработанную для учащихся 4 класса....
Конспект урока немецкого языка в 3 классе. Тема раздела: «Осень. Какая сейчас погода?». Тема урока: «Мы играем и поем» «Wir spielen und singen»
Данный урок предназначен для обобщения лексико-грамматических навыков по теме "Осень"; для организации деятельности учащихся по коррекции знаний и способов действий; для развития...
Урок музыки в 1 классе по теме "Музыка в цирке"
Технологическая карта урока с указанием решаемых на уроке учебных задач и видов деятельности учителя и учеников...