Урок музыки в 1-ом классе по теме «Музыка осени» (Е. Д. Критская)
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

Абырина Елена Владимировна

Урок музыки в 1-ом классе

по теме «Музыка осени» (Е. Д. Критская)

 

Цели урока:

  • образовательные: познакомить с вариантами осенних мелодий; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности;

  • развивающие: развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • воспитательные: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса обучающихся.

 

Используемые педагогические технологии:

-информационно-коммуникационные,

-технология деятельностного метода,

-интегрированные технологии,

-игровые технологии,

-групповые технологии,

-здоровьесберегающие технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок музыки35.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7

г. Чехова Московской области

Урок музыки в 1-ом классе

по теме «Музыка осени» (Е. Д. Критская)

 Абырина Е.В.                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                 учитель начальных

 классов

                                                                                                     первой категории

2018-2019 учебный год

УМК «Школа России». Музыка. 1 класс.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Тема урока: «Музыка осени»

Цели урока:

  • образовательные: познакомить с вариантами осенних мелодий; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности;
  • развивающие: развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • воспитательные: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса обучающихся.

Используемые педагогические технологии:

-информационно-коммуникационные,

-технология деятельностного метода,

-интегрированные технологии,

-игровые технологии,

-групповые технологии,

-здоровьесберегающие технологии.

Педагогические методы и приемы: беседа, подводящий диалог, проблемная ситуация, решение проблемной ситуации, «открытие»  нового знания.

Время реализации урока – 35 минут

Знания, умения и навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока:

- научатся находить (выбирать) различные способы опознания простейших мелодий осени;

- сформировать представление о ритме, мелодии;

- вызвать интерес учащихся к музыкальному творчеству;

- будет  воспитываться  интерес к  учебному предмету; развитие кругозора у учащихся.

В результате деятельности на уроке  у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

1. Регулятивные – выполнять учебные действия в качестве композитора, слушателя, исполнителя.

2. Коммуникативные – вести диалог, ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

3. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы, использовать общие приемы решения задачи.

4. Личностные – повышается культура школьника, максимальная личная эффективность в коллективной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Необходимое оборудование и материалы: презентация, музыкальные фрагменты, фото осенних пейзажей, портреты  И.С. Остроухова, В.Е. Ефимовича, А.Н. Плещеева, А.С. Пушкина, П.И. Чайковского, А. Вивальди, карточки с названиями деревьев и рисунками осенних листьев.

В основе презентации лежит шаблон с возможностью перетаскивания объектов с макросом DragAndDrop.


Ход урока:

I. Организация.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

II. Актуализация знаний.

-Отгадайте загадку:

     Листья с веток облетают,

     Птицы к югу улетают.

     «Что за время года?» — спросим.

     Нам  ответят: «Это...» (осень) – показ картинки

-Назовите признаки осени.

-А вот и Муза в осеннем наряде пожаловала к нам  на урок (картинка).

-Она утверждает, что в осенней природе рождается музыка.

-Какую музыку осени слышали?

-Слайд 2: отгадаем загадки Музы (прослушивание звуков листвы, улетающих журавлей, дождя)

-У осени есть своя, неповторимая  музыка.

-Определите тему урока: «Музыка осени» (Откроем учебники).

III. Постановка проблемы.

-Каким человеком нужно быть, чтобы  услышать осеннюю музыку? (Наблюдательным, внимательным, любящим природу…)

-Сейчас вы будете оркестром (исполнителями), а я – дирижёром.

-Изобразим звуки осеннего  дождя  лёгким постукиванием карандаша. Прислушайтесь, как чередуются два коротких звука и длинный:          (Учитель демонстрирует, а потом дети  повторяют)

-Это ритмический рисунок, музыка дождя.

-У музыки осени свой неповторимый  ритм, как биение сердца.

IV. Открытие нового.

-Расскажите, какой бывает осень? Продолжите ряд: золотой, дождливой, хмурой, туманной, листопадной, ветреной…)  

-И музыка осени тоже разная.

-Слайды 3-4: Рассмотрите фото разной осени.

-Все люди  по-своему  выражают чувства, вызванные осенней природой: картинами, стихами, музыкой, танцами…

А) - Слайд 5: рассмотрите репродукцию картины Остроухова Ильи  Семеновича «Золотая осень».

-Почему так называется? (беседа)

 -А если бы вы были композиторами, какую бы мелодию сочинили, чтобы рассказать об этом пейзаже? Почему?

-Слайд 6: рассмотрите репродукцию картины Волкова Ефима Ефимовича «Октябрь».

-Что видите на переднем плане? Какое осеннее небо? Какие краски использовал художник? Почему?

-Представьте себе, что вы оказались  в этой берёзовой роще. Какую бы музыку осени услышали?

-Осень вызывает у людей и грусть, и радость…  

Физминутка:

Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.
(Какое явление изобразили? Листопад)

Б) - Слайды 7-8: читая стихи поэтов,  мы тоже можем  услышать музыку осени.

-Послушайте строки из стихотворения Плещеева Алексея Николаевича «Скучная картина(учебник – стр.16)- фото поэта.

     Скучная картина!
    Тучи без конца,
    Дождик так и льется,
    Лужи у крыльца…

-Каким настроением проникнуты стихотворные строчки? Почему?

-Прочитайте стихотворение так, чтобы можно услышать музыку осени. Как называется этот приём? (Звукопись)

-Слайды 9-10: а вот Пушкин Александр Сергеевич:

     Поэт любил безумно осень,
    И лес осенний он любил.
    Он часто меж берёз и сосен
    По стёжке узенькой ходил.
    Ходил и лесом любовался,
    И свежим воздухом дышал.
    И с музою не расставался,
    И на ходу стихи писал.

-Послушайте отрывок стихотворения «Осень»  в записи:

      Унылая пора! Очей очарованье!
     Приятна мне твоя прощальная краса  -
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса…

-Какие чувства передаёт поэт?

-Какие речевые звуки помогли передать шелест осенних листьев, звуки ветра,  ритм дождя…?

-Видите, и поэты по-разному относятся к осени.

В)  - А теперь,  попробуйте стать композиторами.

-Что необходимо, чтобы сочинить мелодию? (Слушать звуки природы, запоминать; ритмический рисунок; характер мелодии; уметь рисовать музыкальными красками картины природы)

-Мелодия - душа музыки. А ритм – пульс мелодии.

- Сочините  и  спойте  мелодию к словам «Дождь идёт» (анализ).

-Дождик бывает разный: и быстрый, и медленный, и сильный, и что-то шепчущий, и барабанящий, и слабый, и грустный, и весёлый…

Г) – Слайды 11-12: послушаем фрагмент музыкальной странички «Октябрь. Осенняя песнь»  из альбома «Времена года» Петра Ильича Чайковского.

-Какими слушателями нужно быть, чтобы понять, о чём рассказывает музыка?

-Какие чувства выразил композитор? Почему?

-Какой ритмический рисунок лёг в основу произведения? (Песенный).  Представляем, что ветер дунул,  и осенние листики летят, кружатся, танцуют вальс, покрывая землю разноцветным ковром.

-Слайд 13: песенный характер лёг в основу песни «Скворушка прощается» (Сл. М. Ивенсен,  муз. Т. Попатенко)

  -Но сначала вспомним правила пения:

  • пой спокойно, не кричи
  • слушайте друг друга
  • внимательно слушай музыку
  • произноси чётко согласные звуки, тяни гласные
  • пой выразительно
  • начинай и заканчивай песню по знаку учителя
  • дыши через нос, выдыхай медленно через рот, чтобы дыхания хватило на всю музыкальную фразу (дыхательная гимнастика)

 -С каким настроением будем петь? Почему?

-Слайд 14: итальянский композитор, скрипач  17 века Антонио Вивальди тоже написал альбом «Времена года». Послушаем фрагмент, посвящённый осени (просмотр фильма)

-Какую осень нарисовал композитор музыкальными красками? Какой ритм у этой мелодии? (Маршевый) Кажется, как будто идёшь по золотому ковру из листьев и радуешься золотой осени.

V. Повторение.

-Чтобы научиться слушать музыку осени, нужно уметь наблюдать за природой.

-Проверю, наблюдательны ли вы.

-Слайд 15:

-Загадки о деревьях:

1) Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)

2) В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

3) Кто и летом, и зимой

В колкой шубке смоляной?

В дождь осенний и в капель

Не снимает шубку... (ель)

4) Русская красавица

Стоит на поляне

В жёлтой кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

5) Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой... (осинки)

6) Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
(Дуб)

-Налетел осенний ветер, полетели  листочки, закружились, все перепутались. Нам нужно определить, с какого дерева слетели листочки.

-Будем работать в парах.

-Вспомним правила работы в парах: (слушать друг друга, не перебивать друг друга, исправлять вежливо, не обижая друг друга, не шуметь)

-Этапы работы в паре:

  • знакомство с заданием (у вас на партах лежат карточки с листьями и с названием деревьев)
  • распределение заданий внутри пары
  • обсуждение в парах
  • один из работающих в паре выполняет задание, а другой контролирует

и наоборот

  • обмениваются работами и проверяют работы друг друга
  • ответы участников пары при коллективной проверке

VI. Итог урока.

-Вывод:

-Где рождается музыка осени?

- Какой она бывает? Почему?

-Как люди по- своему рассказывают о музыке осени?

VII. Рефлексия

          -Кем были на уроке? ( Композиторами, исполнителями, слушателями)

          -Что нового узнали на уроке?

          -Оцените работу класса, свою работу (при помощи цветных кружочков: зелёный -      отлично, синий – что-то не получилось, красный – работа не удалась)

         

Список использованной литературы

            1.   Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 класс.

                  УМК «Школа России».

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки. Поурочные

                  разработки.1 - 4 классы. «Просвещение», 2015.

           

Использованные на уроке материалы:

  1. Презентация картинок с использованием  шаблона с макросом Drag-and-Drop.http://didaktor.ru/ispolzovanie-shablona-s-makrosom-drag-and-drop/ 
  2. http://сезоны-года.рф/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8.html 
  3.  http://www.o-prirode.com/photo/51 
  4.  http://muzofon.com/search/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 3 классепо теме "Уравнение. Обобщение и закрепление знаний"

Урок  учитывает требования ФГОС 2 поколения: самоконтроль учащихся (самопроверка, взаимопрвера), работа в группах, самостоятельная постановка цели и задачи урока самими учащимися. Прилагается пре...

Урок музыки для 1 класса на тему "Музыка вечера"

Этот конспект написан для детей 1 класса....

Урок и презентация к уроку музыки в 1 классе по теме "Музыка утра"

Урок и презентация к уроку музыки в 1 классе по теме "Музыка утра"...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме "Музыка в кино"

Представленный материал содержит технологическую карту урока музыки по теме "Музыка в кино", разработанную для учащихся 4 класса....

Конспект урока немецкого языка в 3 классе. Тема раздела: «Осень. Какая сейчас погода?». Тема урока: «Мы играем и поем» «Wir spielen und singen»

Данный урок предназначен для  обобщения лексико-грамматических навыков по теме "Осень"; для организации деятельности учащихся по коррекции знаний и способов действий;  для развития...

Урок музыки в 1 классе по теме "Музыка в цирке"

Технологическая карта урока с указанием решаемых на уроке учебных задач и видов деятельности учителя и учеников...