Способы развития музыки. Материал для подготовки к уроку ученикам.
консультация по музыке (4 класс) на тему
Способы развития музыки. Материал для подготовки к уроку ученикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 437.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Основные приёмы развития музыки.
Секвенция.
Мы узнали, что тема занимает ведущее положение в музыкальном произведении. И не только благодаря запоминающейся мелодии или яркому образу, но и способности к развитию (изменению). Каждая музыкальная тема на протяжении своего изложения изменяется полностью или частично. Развитие темы приводит к кульминации(от лат. «вершина») – самому напряженному моменту музыкального произведения, или его части. Существует несколько приемов развития музыкальной темы: повторение, секвенция, вариационное развитие, имитация.
Самый простой прием развития – повторение. Обычно он встречается в песнях, где одна и та же мелодия повторяется с разными словами. На повторении основана и секвенция (от лат. «следую») - прием развития, который усложнен тем, что тема повторяется на разной высоте, через одинаковый интервал, точно или приблизительно.
Прослушаем фрагмент симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада» (1888). Эта музыка программная. Всем хорошо известны арабские сказки «1000 и одна ночь». Но Римский-Корсаков еще предваряет симфоническую сюиту программой: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин дал зарок казнить каждую из жен после первой брачной ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».
Две важные музыкальные темы открывают произведение: Тема Шахриара и Тема Шехеразады – они контрастны. Подберем эпитеты для каждой из них. Развертывание Темы Шехеразады плавно подводит нас к следующей теме – «Море». Мы легко узнаем, откуда она «выросла» - из Темы Шахриара. Тема Моря звучит сначала очень широко, неторопливо, покачиваясь. Постепенно характер темы меняется, представляется, что на море поднимаются волны, они все выше и выше, и вот разражается настоящая буря. Этот эффект достигнут при помощи секвенции – Тема Моря с каждым разом звучит все выше, благодаря этому и нарастет напряжение.
Урок 5
Развитие музыкальной темы.
Вариационное развитие.
Вариационное развитие – это тоже повторение, но видоизмененное, отличающееся от первого изложения темы. Изменениям могут подвергнуться все элементы музыкальной речи, из которых состоит тема. Вариационное развитие – один из старинных способов изменения музыкальной темы, и основной в народной музыке. Не удивительно, что в произведениях, написанных с использованием народных мелодий, композиторы выбирают именно этот способ развития темы.
Прослушаем фрагмент Симфонической фантазии «Камаринская» М. И. Глинки (1848). Здесь звучат две русские народные темы. Первая – свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», а вторая – плясовая «Камаринская». Вариационное развитие помогает Глинке приблизиться к особенностям исполнения народных мелодий. Например, часто русские народные песни начинаются с одноголосного запева, к которому постепенно добавляются голоса, варьирующие основную мелодию. Так и первая тема «Камаринской» излагается сначала одноголосно. Потом к ней добавляются новые тембры различных инструментов, пока не вступает весь оркестр. Плясовая тема также первый раз звучит одноголосно. Ее развитие напоминает разудалую народную пляску, в которой танцоры стараются удивить нас все новыми и новыми «коленцами». Наступает даже такой момент, когда композитор вообще убирает мелодию, оставляя только аккомпанемент. Но плясовая тема уже врезалась в нашу память, и нам кажется, что она продолжает звучать. Удивительнее всего переходы между темами – совершенно различные контрастные первоначально темы после развития совершенно естественно соединяются одна с другой.
В финале (4 части) 4 симфония П. И. Чайковского (1877). Композитор тоже использует русскую народную песню. Она настолько известна, что не нуждается в напоминании. Мы ее, конечно, узнали. Для ее развития композитор также пользуется вариационным способом развития.
Вариационное развитие помогает раскрыть музыкальную тему по-новому, более полно, с разных сторон, и это очень обогащает звучание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/06/18/picture-209.jpg)
Групповая работа как один из способов развития УУД учеников начальной школы.
Обобщение опыта по теме....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/23/picture-461023-1734984320.jpg)
Групповая работа, как один из способов развития УУД учеников начальной школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Нижнепенская средняя общеобразовательная школа» СообщениеГрупповая работа, как один из способов ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553642-1419007935.jpg)
Мастер-класс для родителей и учеников на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей»
Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.Считается...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/25/picture-329802-1429975191.jpg)
Наблюдение над способом развития мысли в текстах типа описание. Закрепление о тексте. Подготовка к сочинению.
Цели:Анализ текстов, определение типа, темы, основной мысли.Подготовка к созданию текста (описание матрешки). Анализ текстов о матрешке. Обсуждение вариантов рассказа....
Статья "Дифференцированный подход в обучении - способ развития каждого ученика"
Дифференцированный подход в обучении - это важнейший принцип воспитания и обучения.Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной систем...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/08/picture-272256-1373280103.jpg)
Статья "Способы развития самостоятельности у учеников младшего школьного возраста на внеклассных занятиях".
Одним из качеств современного успешного человека является самостоятельность, умение находить и принимать решение в различных ситуациях. Поэтому одной из задач воспитателя и учителя являетс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-1304661-1610641463.jpg)
Полезные сайты ученикам для подготовки к урокам и развития кругозора
Полезные сайты ученикам для подготовки к урокам и развития кругозора...