Патриотическое воспитание на уроках литературного чтения, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
опыты и эксперименты (3 класс)

Кузюбердина Светлана Леонидовна

Выступление на МО учителей начальных классов в рамках педагогических инициатив. Делюсь опытом работы на уроках литературного чтения, окружающего мира  патриотического воспитания учащихся в начальных классах. Раскрываю, каким образом можно воспитывать патриотизм  на примерах произведений русских писателей и поэтов во ремя уроков литературного чтения. Возможность детей передать свои чувства от прочитанных произведений в рисунках. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Патриотическому воспитанию обучающихся в начальных классах уделяется внимание на каждом уроке образовательного процесса. Но я хочу обратить внимание на учебные предметы, такие как литературное чтение, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, которые имеют основные и главные элементы в процессе патриотического воспитания.  Конечно, это сложный педагогический процесс, за основу которого можно взять развитие у учащихся нравственные чувства любви к своей Родине, к малой родине, гордость за то, что они родились в великой стране - России. Чувство благодарности своему народу, народу труженику, победителю. Глубокое уважение к историческому и культурному наследию своей страны. (слайд1)

Мне очень понравились слова

Известного русского  филолог, исследователя культуры и искусства 20 века Дмитрия Сергеевича Лихачова, он сказал:

« Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу или деревни, к родной речи- задача первостепенной важности». Внимание патриотическому воспитанию ребёнка в школе начинается с «Азбуки» Горецкого. ( слайд 2) На страницах которой дети узнают историю своей страны, знакомятся   с подвигами богатырей, защищавших Древнюю Русь от врагов, с символами своего государства, с главным городом со столицей Москвой, узнают о достопримечательностях, красоте нашей столицы. Познают величие города на Неве – Санкт – Петербурга и знакомятся с выдающейся личностью царя Петра.

В разделе « Устное народное творчество», дети познают красоту  родной природы, изучая её в русских народных песнях « Береза моя, берёзонька», «Ты, рябинушка, раскудрявая», « Из –за лесу, лесу тёмного»… Используя интегрирования уроков литературного чтения и музыки учащиеся более проникновенно понимают всю силу русского слова в музыкальном произведении. А на уроках изобразительного искусства дети рисуют представленную красоту русского пейзажа берёзы или осеннего парка.(слайд3). В этом же разделе обучающиеся знакомятся с произведениями народов России татарские, удмуртские песни, узнают о творчестве нашей многонациональной Родине.

Расширяется кругозор учащихся о народных промыслах России. На уроках Литературного чтения дети знакомятся с росписями хохломских, дымковских, филимоновских, каргапольских умельцев. А на уроках технологии ребята продолжают развивать свой творческий потенциал уже в практической деятельности. Пробуют себя в лепке игрушек из солёного теста, гипса, пластилина изготавливают поделки и аппликации, изготавливают чеканки и жостовские подносы. (Слайд 4)

 На уроках литературного чтения, окружающего мира, ребята узнают о трудовой деятельности нашего народа. Знакомятся с профессиями людей, понимают, что для достижения намеченных целей в жизни необходимо трудиться. И сейчас главный труд для них - это учеба. На уроках мы всегда стараемся  воспитывать уважение к труду, людям труда, которые своими достижениями прославляют нашу Родину. Особый интерес вызывает у ребят профессии, которые связаны с защитой, охраной людей. Ребята создают проекты на тему « Кто нас защищает»( слайд 5) . Узнают об опасности этих профессий и в то же время необходимость этого труда. Дети знакомятся с пословицами  и поговорками о труде, о любви и защите родной стороны, учатся их понимать, объяснять смысл. На поступках литературных героев воспитываем  смелость, доброту, взаимопомощь, а так же неуважение к таким качествам человека, как лень, зависть, лживость, трусость.

 Тематика Литературного чтения под редакцией Климановой даёт возможность обучающимся изучать классическую литературу поэтов и писателей 18-20 веков: А.С.Пушкина, А.А. Фета, Л. Н. Толстого, Константина Дмитриевича Ушинского, Фёдора         Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина. Сопоставляя творчество русских поэтов и писателей разных времён учащиеся убеждаются, что одна из главных тем их произведений тема Родины, родного дома, родные пейзажи природы. Воспитание любви к родной природе является одним из основных естественных, очевидных и действенных путей патриотического воспитания. Ребята свои  впечатления от изученных стихов воплощают в рисунках.  Читая Тютчева «…Есть в осени первоначальной…», учащиеся с удовольствием изображают осень в своих рисунках, показывая с помощью акварели разноцветный ковёр из листьев, стаи птиц, улетающих вдаль, голубизну неба.  Вызывает чувство красоты и любви к одельным предметам русской природы, как у Есенина «Белая берёза». Учащиеся вдохновляются русским словом поэта, который увидел в отдельно стоящем дереве удивительные сказочные природные явления. Поэт изображает берёзку, как живое существо, помогает детям понять и полюбить всё, что окружает нас в нашей малой родине. Как бы в продолжении сказанного хочу заметить, что многие дети путешествуют с родителями  по нашей  стране. Знакомятся с достопримечательностями городов Росси. На уроках окружающего мира ребята узнают  историю появления многих русских городов России.(СЛАЙД6)  Создают  презентации на основе фотографий, которые делают во время поездок по стране, показывают проекты. Обязательно делятся своими впечатлениями об увиденном. Всё это помогает детям понять, что страна наша необъятная, каждый уголок земли русской, где бы он не находился на северной части России или на юге, в лесу или в степи, возле моря или маленькой речки, наша Родина. Которую надо любить и беречь.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с воспитанием любви к матери, к родным людям своей семьи. Читая стихи о маме М. Дружининой « Мамочка- мамуля!», Е. Карганова « В доме пусто, очень грустно», или прозу Осеевой «Почему?» дети стараются показать своё уважение и любовь к маме в рисунках. Понимают и передают в своём творчестве  неразрывную связь матери, детей и Родины. Часто используют в своей речи пословицы « Родина – мать, умей за неё постоять». « Родных много, а мать родней всего». Дети с глубокой признательностью изготавливали поделки на уроках технологии для мамочек к дню Матери, поздравляли с праздником своих любимых и дорогих мам  в день Восьмого марта. Хочу показать замечательный портрет мамы и двух девочек Медведевой Киры и Ангелины, который они нарисовали сами.(Слайд7)

На страницах литературного чтения есть произведения описывающие события  Великой Отечественной войны. Главное внимание учитель обращает на качества личности людей, которые помогли действующим лицам того или иного произведения проявить свою готовность защищать Отечество, то есть стать патриотом.  Изучая произведение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», ребята представляют события того боя, который описан в стихотворении. Учитель переносит те события далёких лет с современными событиями происходящими в наше время. Связывает тонкой исторической нитью героический подвиг наших  прадедушек в годы Великой Отечественной войны с подвигом наших воинов на полях сражений Донецкой и Луганской республик. Дети с удовольствием откликаются на создание своих проектов о героях, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны «Они сражались за Родину». Узнают сами и делятся со своими одноклассниками историческими событиями того страшного времени, рассказывают о юных героях великой войны. Знакомятся со своими свертстниками, которые мужественно защищали родную землю, русский народ.(СЛАЙД 7).  Знакомясь со стихами Расула Гамзатова « Журавли», или знаменитой песней «День Победы» Владимира Харитонова ученики чувствуют гордость за свою непобедимую Родину. С огромным желанием исполняют эти песни на уроках музыки. Создают проекты, презентации к дню Победы, рассказывают о своих родных прадедушках, которые защищали наши родные просторы. (СЛАЙД8)

В заключении своего выступления хочу отметить, что на каждом уроке, который проводится в начальных классах будь то литературное чтение или русский язык, окружающий мир или музыка всегда учитель находит время для воспитательных моментов, а воспитание любви к родине, готовность защищать свою землю это первостепенная и необходимая задача каждого урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Календарно-тематическое планирование в 3 классе по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, технологии ( УМК "Школа России")

КТП по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, технологии....

титульные листы рабочих программ по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству

Титульные листы, программы по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству. Программы содержат планируемые результаты освоения учебного пр...

Конспект интегрированного урока русского языка с элементами окружающего мира, музыки изобразительного искусства и литературного чтения

Интегрированные уроки в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся....