Музыка. С.Прокофьев "Петя и волк". 2 класс
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему

Кускова Екатерина Владимировна

В помощь к уроку:

Презентация.

Сообщение о симфонической сказке "Петя и волк"

Задания для детей по теме урока.

Ссылка на мультфильм: https://www.youtube.com/watch?v=8hgqlFlGrE0&t=308s

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon petya_i_volk.ppt2.18 МБ
Microsoft Office document icon petya_i_volk.doc37 КБ
Файл v_tetradi_petya_i_volk.docx365.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сергей Сергеевич Прокофьев 1891–1953 гг.

Слайд 2

Симфонический оркестр

Слайд 3

Регистр Темп Динамика

Слайд 4

Регистр — высота звука.

Слайд 5

Темп — скорость звучания мелодии.

Слайд 6

Динамика — сила звука.

Слайд 7

Тембр — окраска звука.

Слайд 8

Симфонический оркестр

Слайд 10

Для птички мы используем высокий регистр.

Слайд 11

Медведя можно изобразить низким регистром.

Слайд 12

Соедините стрелками героя сказки и инструмент. Будьте внимательны. Впишите названия инструментов и соедините стрелкой с иллюстрацией.

Слайд 13

Скрипки Альт Виолончель

Слайд 14

Фагот

Слайд 15

Флейта

Слайд 16

Кларнет

Слайд 17

Гобой

Слайд 18

Валторны

Слайд 19

Барабаны Литавры

Слайд 21

Прослушайте самостоятельно С.С. Прокофьев «Петя и волк»



Предварительный просмотр:

22. Симфоническая сказка Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и волк»

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Квартет, кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой.

Сегодня мы совершим путешествие по страницам сказки «Петя и волк». Написал эту сказку Сергей  Сергеевич Прокофьев в 1936 году.

Эта сказка рассказывает о мальчике Пете. Ранним утром он отправился на прогулку и встретил Птичку. Это была знакомая Птичка. Как же не поговорить со старым другом? Солнечным утром,  неуклюже переваливаясь с боку на бок, к пруду идет Утка, чтобы поплавать.

Птичка, увидев Утку, слетела с высокого дерева. Поближе подобравшись к Утке, Птичка завела разговор:

– Позвольте спросить вас, уважаемая Утка, вы птица, а летать не умеете. Как же так?

На что Утка отвечает:

– Вы, уважаемая, тоже птица, а плавать не умеете.

Утка, спустившись в воду, поплыла, быстро перебирая лапками. Птичка же осталась на берегу. Она подскакивала в пылу спора, доказывая, что птица должна уметь летать.

Неизвестно, чем бы закончился этот спор, если бы ни появилась Кошка. Она хотела незаметно подкрасться к спорщикам и полакомиться добычей. Мальчик Петя вовремя заметил опасность, предупредил Птичку, и она успела вспорхнуть на дерево.

Петин Дедушка вышел во двор и увидел, что Петя без разрешения ушел за калитку. А ведь рядом лес. Вдруг Волк пожалует?!

Петя уверял, что не боится никакого Волка! Но дедушка завел Петю во двор и крепко запер за ним калитку.

Как только калитка захлопнулась за Петей, из леса появился огромный серый Волк. Кошка от страха быстро забралась на дерево.

Неуклюжая утка выскочила из воды, но Волк догнал беглянку и проглотил. Волк был очень голодный и решил полакомится еще кошкой и птичкой.

Петя наблюдал за происходящим из-за калитки. Взяв прочную веревку, мальчик перелез через забор. И по большой свисающей ветке перебрался на дерево к испуганным Кошке и Птичке. Мальчик поручает Птичке отвлечь Волка. Когда Волк пытается её поймать, Петя накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Тут подоспели охотники, которые выслеживали Волка по его следам. Увидев серого хищника, они стали стрелять. Мальчик попросил охотников не убивать Волка, а сопроводить его в зоологический сад. Петя чувствовал себя настоящим героем!

 Сегодня мы познакомитесь с необычной сказкой. Эта сказка симфоническая, так как рассказывают ее  инструменты симфонического оркестра.

Разве могут инструменты разговаривать? Попробуем ответить на этот вопрос. Для этого нам нужно вспомнить некоторые музыкальные термины, они помогут нам характеризовать героев: Вспомните, что такое

  • регистр;
  •  темп;
  • динамика.

ПАУЗА

Регистр – высота звука. Регистр бывает высокий, средний и низкий.

Мелодия бывает медленная и быстрая. Скорость звучания мелодии – это темп.

Громкость звучания в музыке называют динамикой. Динамика – это сила звука.

Добавим еще один музыкальный термин в багаж наших знаний. Тембр – окраска звука.

Посмотрите, как много инструментов в симфоническом оркестре, и у каждого свой неповторимый голос!

А сейчас представьте себя в роли композитора.

Какой регистр вы будете использовать, чтобы рассказать о птичке или о медведе? (Слово «медведь» или вся фраза произносится низким голосом) ПАУЗА. 

Правильно, для птички мы используем высокий регистр. Медведя можно изобразить низким регистром.

Мы уже познакомились с героями симфонической сказки «Петя и волк». Главный герой сказки  - мальчик Петя. Мелодия его темы светлая, радостная. Тему Пети исполняют смычковые струнные инструменты (две скрипки, альт и виолончель).

Дедушка Пети  строгий, он сердится на мальчика, что тот ушел за калитку. Тему Дедушки исполняет инструмент с сердитым, ворчливым, густым, низким голосом – фагот. Это деревянный духовой инструмент.

Тема птички звучит радостно, беззаботно, быстро, в высоком регистре, ее исполняет исполняет флейта. Флейта – деревянный духовой инструмент.

Мелодия Кошки должна звучать осторожно, тихо, затаенно, как будто она крадется. Тему Кошки исполнил деревянный духовой инструмент – кларнет.

Неторопливая, плавная мелодия может характеризовать неуклюжую Утку. Тему Утки исполняет гобой. Звучание гобоя тихое, гнусавое, в нижнем регистре. Это деревянный духовой инструмент.

Во всех сказках есть и отрицательный персонаж. В нашей сказке это Волк. Рычание Волка изображают три валторны – это медные духовые инструменты.

Но ведь в сказках всегда добро побеждает зло. Если есть Волк, значит, есть тот, кто может защитить нас от Волка. В нашей сказке это охотники. Хоть они смелые и храбрые, а все-таки боятся Волка и с испуга стреляют в разные стороны. Изображая выстрелы, С.С.Прокофьев применил специальные инструменты. Это ударные инструменты – большой барабан и литавры.

Вместе с учителем прослушайте симфоническую сказку

Сергея Сергеевича. Прокофьева «Петя и волк». Определите, кого из героев сказки изображает мелодия? (На экране герои сказки)



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и изо в 4 классе "Музыка и культура Японии"

Разработка интегрированного урока музыки и изо для 4 класса  о музыке и культуре Японии....

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Интегрированный урок музыки и риторики во 2 классе по теме «Интонация в музыке и разговорной речи»

Интегрированный урок раскрывает понятие"интонация"в музыке и разговорной речи,  дети в групповой работе осознают и выясняют,что может быть различная интонация, выполняя различные задания....

Методическая разработка урока по предмету «Музыка» для учащихся 7-х классов "Сюжеты и образы духовной музыки на примере «Высокой мессы» И. С. Баха и «Литургии» С. В. Рахманинова"

Подвести учащихся к мысли о духовном  совершенствовании через духовные музыкальные образы.Обобщить  знания о музыке И. С. Баха;продолжить развивать слушательский  опыт семиклассников, с...

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Мир животных».

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Мир жи...

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...

Конспект урока музыки по теме «Музыка в мультфильмах» для 2 класса

Музыкальное занятие с использованием динамических упражнений,  речевых игр, слушанием музыки, пальчиковой и ритмической игры, музицированием на детских музыкальных инструментах....