Календарно-тематическое планирование Предмет: Музыка. 3 класс.( авторы: Красильникова М.С., Яшмолкина О.М., Нехаева О.И. ) 2017-2018гг.
календарно-тематическое планирование по музыке (3 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование Предмет: Музыка. 3 класс. ( авторы: Красильникова М.С., Яшмолкина О.М., Нехаева О.И. )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_muzyka_3_klass.docx | 100.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Согласовано»
Зам. директора Мочнева О.С.
Календарно-тематическое планирование
Предмет: Музыка
Класс: 3 «Г»
Учитель: Гордеева Елена Анатольевна
Уровень: ФГОС НОО
УМК: «Гармония»
Учебный год: 2017-2018
Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по музыке ООП НОО и обеспечено УМК для 3 класса
( авторы: Красильникова М.С., Яшмолкина О.М., Нехаева О.И. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014 )
Результаты изучения предмета «Музыка»
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народи его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцовотечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, закономерностями развития, процессами взаимовлияния, общностью нравственных, ценностных, эстетических установок;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентациив многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытиясвязей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятияпроизведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности при выполнении проектных заданий и проектных работ;
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты
Познавательные
Учащиеся научатся:
• логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
• применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
• обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания ихобразов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
• осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;
• использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная,знаково-символическая), моделировать различные отношениямежду объектами, преобразовывать модели в соответствиис содержанием музыкального материала и поставленной учебной задачей;
• пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
• удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширениии углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
• договариваться о распределении функций и ролейв совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться этими критериями в собственной практической деятельности;
• прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
• мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить учебные цели, формулировать, исходя из целей, учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт выбора путей реализации целей в конкретных условиях.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зренияна одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения музыкальных коммуникативных и познавательных задач;
• опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий и сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественнойзадачи;
• общению со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
• создавать небольшие музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты
У учащихся будут сформированы:
• первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
• основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• представление о национальном своеобразии музыкив неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
• активно, творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
• слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей ряда композиторов;
• ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);
• наблюдать за развитием музыки на основе сходства и различия интонаций, тем, образов в процессе их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
• моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
• использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
• воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;
• участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
• творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотеку, видеотеку).
Календарно-тематическое планирование по музыке 3 класс (1 ч в неделю, 34 часа)
№п/п | №п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Результаты | Коррекция | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||
1 четверть (8ч) | |||||||
1. | 1.1 | Введение в тему (урок 1) Как соотносятся контрастные музыкальные темы в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки? | Вспоминают сцену вторжения поляков в дом Сусанина из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», напевают темы: семейного счастья, мазурки, фанфар полонеза. Выявляют конструктивное родство контрастных тем- образов сцены: соотносят тему семейного счастья с темами мазурки и фанфар полонеза из оперы, сопоставляют тему семейного счастья с мазуркой из «Детского альбома» П. И. Чайковского и полонезом М. Огинского; переинтонируют тему семейного счастья в характере мазурки, а тему мазурки – в характере темы семейного счастья; сравнивают мелодические линии фанфар полонеза и темы семейного счастья, ориентируясь по графической записи. Исполняют фрагменты Пятой симфонии Л. В. Бетховена, выявляют конструктивное родство контрастных тем-образов, ориентируясь по графической записи | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения оперы. (Л.) Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.) Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.) | Устанавливать новые ориентиры действия с известными музыкальными произведениями. (Р.) Участвовать в учебном диалоге при обсуждении музыкальных произведений. (К) Схватывать целое в единстве его контрастных частей. (П.) Использовать графические модели для решения учебных задач. (П.) | Анализировать драматургию сцены вторжения поляков в дом Сусанина в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин». Определять на слух и исполнять (в опоре на графическую запись) темы семейного счастья, фанфар полонеза и мазурки. Выявлять контраст между музыкой русских и поляков. Экспериментально выявлять конструктивное родство контрастных тем оперной сцены в опоре на графическую запись. Исполнять фрагменты Пятой симфонии Бетховена, выявлять конструктивное родство контрастных тем-образов в опоре на графическую запись | |
2-3 | 1.2 1.3 | Как соотносятся контрастные музыкальные темы в симфонической сюите Э. Грига «Пер Гюнт»? (три разворота) | Слушают, анализируют, исполняют (поют, пластически интонируют) мелодии симфонических картин «Утро» и «В пещере горного короля», соотносят образы реального и фантастического миров. Слушают симфоническую картину «Утро», анализируют её построение, характер развития основной темы, её кульминацию. Моделируют варианты развития темы «В пещере горного короля» и построение всей картины. Сравнивают темы «Утро» и «В пещере горного короля», выявляют сходство их конструктивной основы. Разучивают песню Сольвейг, характеризуют музыкальный образ героини. Сочиняют мелодию танца Анитры в процессе преобразования конструктивной основы песни Сольвейг. Слушают, напевают и разучивают мелодию танца Анитры. Слушают и пластически интонируют танец Анитры. Определяют интонации, характерные для музыкальной речи Э. Грига. Слушают фортепианную пьесу (Вальс из Лирических пьес Э. Грига) и определяют автора незнакомой музыки. | Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам зарубежной музыки. (Л.) | Постигать произведение с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.) Синтезировать целое из частей. (П.) Самостоятельно достраивать недостающие компоненты. (П.) Моделировать развитие музыки до её прослушивания. (П.) Выполнять задания, не имеющие однозначного решения. (П.) Адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом и одноклассниками. (Р.) Участвовать в учебном диалоге при обсуждении музыкальных произведений. (К.) | Иметь представление о конструктивном родстве контрастных тем многочастного музыкального произведения. Петь и анализировать песню Сольвейг. Исполнять, характеризовать и узнавать на слух контрастные темы симфонической сюиты, выявлять их конструктивное родство в опоре на графическую запись. Моделировать мелодии для новых образов сюиты, преобразуя конструктивную основу мелодий известных образов-антиподов. Оперировать графическими моделями контрастных тем-образов сюиты. Соотносить художественно-образное содержание частей сюиты с формой их воплощения. Моделировать построение части сюиты по аналогии с уже известной её частью, узнавать на слух и характеризовать этапы развития тем в сюите. Пластически импровизировать части симфонической сюиты. Определять характерные особенности музыкальной речи Грига. | |
4 | 2.1 | С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» Часть 1. Русь под игом монгольским Составляем композицию кантаты | Получают первоначальное представление о составе исполнителей кантаты и особенностях её исполнения. Размышляют о значении музыки в произведениях кинематографического и музыкального искусств. Слушают, поют, пластически интонируют, характеризуют две начальные темы первой части. Выявляют средства выразительности контрастных образов. Выделяют общие конструктивные элементы начальной темы, ориентируясь по графической записи. Экспериментально выявляют конструктивное родство контрастных тем первой части в опоре на графическую запись. Слушают, характеризуют и пластически интонируют первую часть кантаты целиком. Передают в своём исполнении выразительные и изобразительные особенности музыки части. Знакомятся с названиями семи частей кантаты и составляют варианты её композиции. Выявляют связь между композицией кантаты и идеей произведения. | Формирование национальной идентичности. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.) Углубление представления о неразрывной связи музыки и жизни. (Л.) Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. (Л.) | Выделять в целом составляющие его элементы. (П.) Предвосхищать композицию многочастного произведения до его прослуши вания. (П.) Опираться на графическую запись в решении творческих задач. (П.) Создавать пластическую модель музыки первой части. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в многочастном музыкальном произведении. (Р.) Ставить исполнительские задачи и добиваться их решения. (Р.) Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (Р.) Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.) Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать об щую групповую позицию. (К.) | Иметь представление о составе исполнителей кантаты, особенностях её построения и исполнения. Узнавать на слух, петь и пластически интонировать темы первой части, анализировать средства выразительности. Выявлять связь содержания части с её построением. Ориентироваться в графической записи тем части. Выявлять конструктивные элементы первой темы и анализировать их преобразование в других темах части. Пластически интонировать первую часть кан таты. Составлять варианты композиции кантаты по названиям её частей. Выявлять связь между идеей кантаты и последовательностью её частей. | |
5 | 2.2 | Учимся моделировать темы кантаты Часть 2. Песня об Александре Невском | «Выращивают» разнохарактерные интонации из одного конструктивного элемента. Моделируют музыкальные образы, озвучные названиям частей кантаты. Распознают на слух музыку второй части кантаты. Сочиняют музыкальный портрет А. Невского: определяют общий характер и жанровую основу музыки, «выращивают» из конструктивных элементов созвучные этому образу музыкальные интонации, из сочетания интонаций моделируют мелодию – музыкальную характеристику полководца. Слушают, характеризуют и разучивают «Песню об Александре Невском» по графической записи, выявляют интонационно- конструктивный состав её мелодий. Определяют построение части. | Развивать патриотические чувства. (Л) | Создавать темы, мелодии по заданным характеристикам. (П.) Применять освоенные способы работы в новых условиях. (П.) Составлять целое из частей. (П.) Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.) Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. (К.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) | Импровизировать разные по смыслу интона ции из одного конструктивного элемента. Предвосхищать характер музыки второй части по её названию. Импровизировать из конструктивных элементов кантаты «зёрна-интонации» для музыкального портрета А. Невского и выращивать на их основе мелодию- характеристику героя- полководца. Характеризовать и исполнять «Песню об Александре Невском. Исследовать конструктивное единство тем первой и второй частей кантаты в опоре на графическую запись | |
6 | 2.3 | Часть 3. Крестоносцы во Пскове Часть 4. Вставайте, люди русские | Слушают, исполняют тему хорала и интонации крестоносцев. Характеризуют образ врага. Выявляют конструктивную основу в музыкальных характеристиках крестоносцев. Сочиняют мелодию псковитян на основе конструктивных элементов кантаты. Слушают, характеризуют и разучивают середину третьей части кантаты. Определяют построение 3 части кантаты. Слушают и характеризуют основные темы 4 части, подбирают слова к ним. Определяют элементы выразительности и звукоизобразительности в мелодии и оркестровом сопровождении. Размышляют над смыслом контраста средних разделов в 3-4 частях. Исполняют 3-4 части, анализируют интонационно-образные связи с предшествующими частями кантаты. | Развивать патриотические чувства. (Л) Развитие сопереживания, эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) | Создавать темы, мелодии по заданным характеристикам. (П.) Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.) Устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Соотносить литературный и музыкальный образы. (П.) Расширять представление о соотношении контрастных образов в музыкальном произведении. (П.) Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.) Совершенствовать выразительность исполнения. (П.) Ориентироваться в графической записи части музыкального произведения. (Р.) Коллективно обсуждать прослушанное, аргументировать собственное мнение музыкой произведения. (К.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) | Импровизировать мелодии пленённых псковитян и врагов крестоносцев в опоре на кон- структивные элементы кантаты. Исполнять и характеризовать музыкальные образы 3-4 частей кантаты. Анализировать преобразование конструктивных элементов кантаты в темах 3-4 частей. Исследовать соотношение слов и музыки 4 части кантаты. Выявлять сходство и различие драматургического контраста в 3-4 частях канта ты. Анализировать интонационные и конструктивные связи между изученными частями кантаты. Исполнять (петь, пластически интонировать) 3-4 части кантаты. | |
7 | 2.4 | Часть 5. Ледовое побоище | Подбирают из предшествующих частей темы для характеристики русских и крестоносцев в музыкальной картине боя. Моделируют композицию «Ледового побоища», ориентируясь по вопр на с. 26–27 . Слушают и распознают на слух происходящие события музыкальной картины боя. Определяют круг тем-характеристик крестоносцев и русских. Выявляют и характеризуют новые темы. Составляют графический конспект части в музыкальном альбоме. Анализируют драматургию части, характер противоборствующих сил, выразительные и изобразительные особенности музыки кульминации боя. Определяют лейттемы и лейт интонации кантаты. Объясняют смысл появления темы Родины в завершении части. | Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.) Развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости. (Л.) | Расширять представление о возможностях музыки в отражении жизненных событий. (П.) Охватывать часть в единстве процессуальной и композиционной сторон. (П.) Соотносить целое и его части. (П.) Устанавливать причинно- следственные связи. (П.) Прогнозировать развитие событий. (П.) Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.) Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в многочастном музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Принимать возможность разнообразия способов решения поставленной задачи. (Р.) Обсуждать с одноклассниками смысл переданных в музыке событий. (К.) | Моделировать лейттематические связи «Ледового побоища» с другими частями кантаты. Расширять опыт моделирования композиции части многочастного произведения по заданным параметрам. Распознавать по музыке ход событий музыкальной истории, анализировать развитие конфликтующих образов, характеризовать новые темы-образы и средства их воплощения. Исследовать выразительные и изобразительные особенности музыки части. Определять лейттемы и лейтинтонации кантаты. Составлять конспект части и пластически импровизировать её фрагмент. | |
8 | 2.5 | Часть 6. Мёртвое поле Часть 7. Въезд Александра во Псков Моделирование композиции части. | Моделируют темы-образы 6-7 частей кантаты в опоре на их названия и конструктивные элементы кантаты подбирают к словам среднего раздела 6 части мелодию из прозвучавших ранее. Слушают и разучивают часть целиком. Соотносят образное содержание и форму его воплощения. Продумывают варианты исполнительского плана. Исполняют часть с опорой на графическую запись. Моделируют общий характер финала, подбирают темы из предыдущих частей и определяют последовательность их звучания в части. Слушают финал и разучивают (поют, пластически интонируют) новую тему, определяют её интонационные связи с музыкой предшествующих частей. Исполняют фрагменты 7 части. | Развитие патриотических чувств. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.) | Устанавливать причинно- следственные связи. (П.) Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.) Составлять целое из частей. (П.). Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками. (К.) Аргументировать соб- ственную точку зрения в процессе коллективного обсуждения музыкального произведения. (К.) | Моделировать образный строй и композицию 6-7 частей кантаты. Подбирать к словам 6-7 частей кантаты мелодии изеё предшествующих частей. Исполнять и характеризовать 6-7 части кантаты. Выявлять интонационные и конструктивные связи новых тем кантаты с темами из предыдущих частей. Соотносить образное содержание и построение в 6-7 частях кантаты. Устанавливать лейттематические связи кантаты | |
2 четверть (7ч) | |||||||
9 | 2.6 | С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Обобщение | Вспоминают названия частей, их последовательность, исполняют основные темы музыкальных характеристик русских и крестоносцев. Определяют факторы целостности кантаты: композиционные функции частей (вступление, экспозиция, разработка, реприза), лейттемы кантаты и их преобразования в разных частях. Приводят примеры конструктивного единства контрастных тем кантаты. Просматривают фрагменты видеоряда одноименного фильма С. Эйзенштейна и озвучивают их музыкой кантаты, затем проверяют себя – просматривают эти фрагменты со звуком. Анализируют особенности музыкальной речи композитора. | Развитие патриотических чувств. (Л.) Формирование оптимистического мировосприятия. (Л.) Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.) | Составлять целое из частей и характеризовать функцию каждой части. (П.) Сравнивать разные фрагменты кантаты. (П.) Воспринимать художе- ственное произведение подробно и сжато. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в многочастном музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Ориентироваться в графическом конспекте произведения. (Р.) Учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. (К.) | Исполнять и узнавать на слух основные темы кантаты в опоре на её графический конспект. Сравнивать музыкальные характеристики русских и крестоносцев. Выявлять факторы целостности кантаты: анализировать этапы развития музыкальной истории, определять лейттемы и лейтинтонации, раскрывать связь тем кантаты с её конструктивной основой, определять композиционные функции каждой части кантаты. Озвучивать фрагменты фильма «Александр Невский» музыкой из кантаты. Сопоставлять функции музыки в фильме и кантате. Анализировать особенности музыкальной речи С. Прокофьева. | |
10 | 3.1 | Что я знаю о симфонии? В. А. Моцарт. Симфония №40. Моделируем темы первой части | Вспоминают, напевают, пластически интонируют основные темы Пятой симфонии Бетховена и Четвёртой симфонии П. Чайковского. Дают обобщённую характеристику каждой части симфонического цикла. Слушают, поют, пластически интонируют заключительную тему, выявляют её композиционные функции, анализируют интонационное содержание в опоре на графическую запись. Моделируют побочную тему первой части: характеризуют образный строй побочных тем, подбирают в заключительной теме соответствующие характеру побочной темы интонации и «выращивают» из них побочную тему. Моделируют главную тему первой части: характеризуют образный строй главных тем, подбирают в заключительной теме соответствующие интонации и «выращивают» из них главную тему симфонии. Слушают и разучивают главную и побочную темы первой части, анализируют их интонационно-конструктивное содержание и средства музыкальной выразительности. | Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам зарубежной музыки. (Л.) Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.) | Выявлять общность композиции произведений отечественных и зарубежных композиторов. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в сонатно-симфоническом цикле. (П.) Прогнозировать целое на основе его части. (П.) Моделировать главную и побочную темы из заключительной, как их синтеза, в опоре на графическую запись. (П.) Действовать по аналогии, выявлять причинно-следственные связи. (П.) Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.) Опираться на графическую модель при решении учебных задач. (Р.) Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (К.) | Характеризовать образный строй каждой части симфонии. Узнавать на слух и исполнять основные темы всех частей Пятой симфонии Л.В. Бетховена и Четвёртой симфонии П.И. Чайковского в опоре на их графические конспекты. Иметь представление о характере, композиционных функциях и интонационных связях основных тем экспозиции. Узнавать на слух, петь, пластически интонировать заключительную тему первой части Симфонии № 40 В. А. Моцарта в опоре на графическую запись. Создавать пластические модели и симонических тем. Моделировать главную и побочную темы на основе заключительной как обобщения основных тем экспозиции. Слущать, петь, пластически интонировать темы экспозиции первой части Симфонии № 40 В.А. Моцарта в опоре на графическую запись, анализировать интонационно-образное содержание тем. Выявлять интонационный состав заключительной темы как обобщния экспозиции и на основе её интонций моделировать глвную и побочную темы | |
11 | 3.2 | Первая часть. Экспозиция Первая часть. Разработка | Слушают, поют, пластически интонируют экспозицию первой части Симфонии № 40 В. А. Моцарта в опоре на графическую запись. Анализируют связующую тему (переход от главной темы к побочной) в экспозиции. Импровизируют варианты развития главной и побочной тем в разработке. Слушают и следят по графической записи разработку, определяют её построение, выявляют изменения в характере тем и приёмы тематического развития, применяют при анализе знание средств музыкальной выразительности. Исследуют особенности музыкальной речи В. А. Моцарта, выражают в пении и пластическом интонировании её диалогический характер. Исполняют экспозицию и разработку, отрабатывают выразительность пластического интонирования. | Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.) Эмоциональный отклик на шедевры музыкальной культуры. (Л.) | Понимать смысл преобразования музыкального материала (П.) Предвосхищать развитие музыкальной истории до её прослушивания. (П.) Опираться на графическую модель при решении учебных задач. (Р.) Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.) Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою точку зрения музыкой. (К.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) | Соотносить характер главной, связующей, побочной, заключительной тем, выявлять их конструктивное родство. Моделировать варианты развития главной темы в разработке. Характеризовать преобразования тем в разработке, способы и средства их развития. Делить разработку на смысловые разделы. Создавать пластические модели развития симфонических тем. Петь, пластически интонировать экспозицию и разработку в опоре на графическую запись. | |
12 | 3.3 | Первая часть. Реприза и кода Первая часть Симфонии № 40 В.А. Моцарта (графический конспект) | Слушают музыку репризы с опорой на графическую запись экспозиции, выявляют произошедшие изменения. Слушают коду, сравнивают характер звучания интонаций главной темы в коде и в экспозиции, разработке, репризе. Рассматривают графический конспект, определяют правило его составления, воспроизводят его в пении и пластическом интонировании. Отрабатывают выразительность пластического интонирования музыки (фразировка, диалогичность, кульминации и др.) и исполняют первую часть целиком. | Формирование эстетических чувств на основе постижения шедевров зарубежной музыкальной классики. (Л.) Расширение представления детей о собственных познавательных возможностях. (Л.) Развитие позитивной самооценки. (Л) | .Составлять целое из частей. (П.) Осваивать произведение в единстве звуковой, пластической и графической моделей. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в сонатно-симфоническом цикле. (П.) Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.) Разбираться в графическом конспекте, записи. (П.) Корректировать свою исполнительскую деятельность. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении. (К) | Выявлять смысл изменений, произошедших с темами в репризе и коде в опоре на графическую запись. Ориентироваться в графическом конспекте первой части симфонии. Слушать и пластически интонировать первую часть симфонии целиком в опоре на графический конспект. Сравнивать варианты звучания одной темы в разных разделах части. Узнавать на слух музыкальные темы первой части и основные этапы их развития. Анализировать особенности музыкальной речи В. А. Моцарта (гибкость, выразительность, диалогичность), передавать их в пении, пластическом интонировании. | |
13 | 3.4 | Моделируем композицию Симфонии № 40 В. А. Моцарта (два разворота) | Обобщённо характеризуют образный строй 2-3-4 частей симфонического цикла. Слушают, разучивают и характеризуют три новые темы определяют, в какой части симфонии звучит каждая из этих тем, и аргументируют свою точку зрения. Выявляют общие интонации и конструктивные элементы главных тем всех частей симфонии. Знакомятся с графической схемой симфонии и порядком её заполнения (на примере первой части). Определяют расположение в схеме трёх новых тем. Слушают, разучивают и характеризуют ещё три новые темы (побочные темы 2 и 4 частей и тема среднего раздела 3 части), определяют, в какой части симфонии звучит каждая из этих тем, и аргументируют свою точку зрения. Определяют расположение в схеме трёх новых тем. Выявляют общие интонации для побочных тем всех частей симфонии. | Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л.) | Восполнять недостающие компоненты произведения. (П.) Составлять целое из частей. (П.) Соотносить две формы графического моделирования: графический конспект и графическую схему. (П.) Определять этапы развёртывания музыкальной истории симфонии. (П.) Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (Р.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и аргументировать свою точку зрения. (К.) | Давать обобщённую характеристику каждой части классической симфонии. Петь и пластически интонировать основные темы 2-3-4 частей Сороковой симфонии (без объявления части, в которой они звучат), характеризовать средства выразительности. Определять местоположение тем в частях симфонии. Ориентироваться в гра- фической схеме симфонии, находить в схеме место для тем 2-3-4 ча- стей. Выявлять интонационные и конструктивные связи тем из разных частей симфонии. | |
14 | 3.5 | Вторая часть. Анданте | Исполняют главную и побочную темы 2 части симфонии. Слушают и разучивают две новые темы Andante, определяют, какая из них связующая, а какая заключительная. Подыскивают жесты для передачи диалогичности музыки. Слушают и пластически интонируют (с элементами импровизации) вторую часть, ориентируясь по графической записи. Анализируют характер развития тем в разработке и репризе 2 части. Находят место для новых тем второй, части в графической схеме симфонии, определяют интонации для обозначения каждой темы в схеме. | Формирование эстетического вкуса в процессе постижения шедевров зарубежной музыки. (Л.) Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л.) | Восполнять недостающие компоненты произведения. (П.) Составлять целое из частей. (П.) Достраивать графическую схему произведения. (П.) Ставить исполнительскую задачу и реализовывать её. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении музыкального произведения, ргументировать свою точку зрения музыкальными примерами. (К.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) | Определять композиционные функции новых тем 2 ч (связующая, заключительная), характеризовать средства их выразительности. Узнавать на слух, напевать и пластически интонировать темы Анданте. Пластически интонировать (с элементами импровизации) 2 часть в опоре на графическую запись. Соотносить темы 1 и 2 частей симфонии по характеру, типу движения и конструктивной основе. Ориентироваться в графической схеме симфонии, находить в ней место для новых тем 2 ч. | |
15 | 3.6 | Третья часть. Менуэт Четвёртая часть. Финал | Исполняют уже известные темы 3ч симфонии. Слушают 3ч, определяют её построение, анализируют развитие тем в экспозиции и среднем разделе части. Определяют по музыке 3й ч особенности старинного танца менуэта. Передают в исполнении сочетание чёткости, решительности шага и мягких «приседаний» в менуэте, подыскивают жесты для передачи диалогиности музыки. Пластически интонируют 3 ч целиком. Исполняют главную и побочную темы 4ч симфонии. Слушают и разучивают две новые темы финала, определяют, какая из них связующая, а какая заключительная. Добиваются выразительности исполнения: подыскивают жесты для передачи фразировки, диалогичности музыки, её тембровой драматургии. Слушают финал, выделяют этапы в его развитии. Исполняют финал, ориентируясь пографической записи, передают в пластическом интонировании многообразие вариантов преобразования главной темы. Находят место для новых тем финала в графической схеме симфонии, определяют интонации для обозна чения каждой темы в схеме. | Формирование эстетического вкуса в процессе постижения шедевров зарубежной музыки. (Л.) Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л) | Восполнять недостающие компоненты произведения. (П.) Составлять целое из частей. (П.) Достраивать графическую схему произведения. (П.) Ставить исполнительскую задачу и реализовывать её. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении музыкального произведения, аргументировать свою точку зрения музыкальными примерами. (К.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) | Определять композиционные функции новых тем финала (связующей и заключительной), характеризовать средства их выразительности. Узнавать на слух, напевать и пластически интонировать темы 3 и 4 частей. Выявлять жанровые основы тематизма 3 и 4 частей симфонии. Определять особенности танца менуэта по музыке среднего раздела третьей части. Соотносить темы частей симфонии по характеру и конструктивной основе. Ориентироваться в графической схеме симфонии, находить в ней место для новых тем финала симфонии. Пластически интонировать 3 и 4 части в опоре на графическую запись. | |
3 четверть (11ч) | |||||||
16-17 | 3.7-3.8 | В. А. Моцарт. Симфония № 40. Обобщение | Вспоминают начальные построения тем всех частей, основные этапы развития музыкальной истории Симфонии № 40 В. А. Моцарта в опоре на графическую схему. Характеризуют интонации главной темы финала, дают им названия. Выявляют интонационно-конструктивные связи тем финала с темами предшествующих частей симфонии в опоре на её графическую схему. Характеризуют особенности музыкальной речи В. А. Моцарта. Совершенствуют выразительность исполнения музыки симфонии, участвуют в конкурсе на лучшее её исполнение. | Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л.) Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры. (Л.) | Воплощать содержание музыки в своем исполнении. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в многочастном музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.) Ставить исполнительскую задачу и реализовывать её. (Р.) Развивать навыки учебного сотрудничества. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою точку зрения музыкальными примерами. (К.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) | Иметь представление об основных этапах развития музыкальной истории Симфонии № 40 В. А. Моцарта. Узнавать на слух, напевать, пластически интонировать, основные темы всех частей симфонии. Ориентироваться в графической схеме симфонии. Выявлять интонационные и конструктивные связи тем разных частей симфонии. Пластически интонировать фрагменты симфонии Моцарта (по выбору). Характеризовать особенности музыкальной речи В. А. Моцарта. Сопоставлять содержание и построение изученных симфоний В. А. Моцарта, Л.В. Бетховена, П. И. Чайковского. | |
18 | 4.1 | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь» | Составляют начальное представление о характере образов и их развитии в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина на основе знания оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» и кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский». Слушают, поют, пластически интонируют вступление к интродукции и мелодию первого хора. Моделируют по музыке место, время, характер действия начала оперы. Сочиняют слова к мелодии первого хора. Смотрят видеофрагмент начала интродукции оперы. Разучивают начальный хор интродукции, делятся на группы для исполнения мужского («Туру ли ярому») и женского («С Дона вели кого») хоров. Выявляют и напевают общие интонации в мелодиях хоров. Слушают, разучивают и характеризуют начальные реплики князя Игоря. Читают слова диалога Игоря и народа, импровизируют и затем разучивают диалог по ролям, слушают эту сцену в опере. Слушают сцену затмения и импровизируют в пантомиме состояние людей, выявляют в музыке сцены интонации из Пятой симфонии Бетховена и размышляют над смыслом её появления. Выделяют в музыке две контрастные мелодические линии и исполняют их, разделившись на две группы. Слушают и разучивают ариозо князя Игоря, выявляют характерные интонации его музыкальной речи. Слушают диалог Скулы и Ерошки, определяют средства передачи в музыке состояния героев, инсценируют диалог. Слушают музыку появления Ярославны и её диалог с Игорем, моделируют сценический образ героини и характеризуют отношения Игоря и Ярославны. Слушают и разучивают музыкальные фразы Галицкого, размышляют над смыслом двойственности его музыкальной характеристики. Составляют композицию по интродукции и инсценируют её | Развитие патриотических чувств. (Л.) Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.) Понимать душевное состояние героев и сопереживать им. (Л.) | Сравнивать героико-патриотические произведения разных жанров музыки по существенным признакам. (П.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Опираться на графическую запись музыки при её исполнении и анализе. (П.) Выявлять общие черты в музыкальной речи разных героев. (П.) Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.) Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. (П.) Делить целое на смысловые части. (П.) Соотносить разные варианты решения одной творческой задачи. (П.) Устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять их. (П.) Совершенствовать выразительность ис полнения музыки. (П.) Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию. (Р.) Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) | Иметь представление о традициях драматургии отечественных музыкальных произведений на героико-патриотиче- скую тему (опера, кантата). Исполнять вступление к интродукции, по выразительным и изобразительным особенностям его музыки определять место, время и характер действия начала оперы. Исполнять (петь) и характеризовать фрагменты интродукции: начальный хор, диалог Игоря с народом, тему затмения, и диалоги Скулы и Ерошки, Ярославны и Игоря, фразы Галицкого. Моделировать по музыке сценические образы героев в движении, мимике. Выявлять в музыкальной речи героев интродукции общие и индивидуальные черты, напевать их интонации. Выявить соотношение слов и мелодии в начальном хоре. Объяснять смысл звучания бетховенской интонации в музыке сцены затмения. Инсценировать фрагменты интродукции (по выбору). Анализировать сценическое воплощение фрагмента интродукции по видеозаписи | |
19 | 4.2 | Интродукция. Площадь в Путивле (три разворота) | |||||
20 | 4.3 | Действие 1. Картина 1. В тереме князя Владимира Галицкого (два разворота) | Слушают и характеризуют начало картины и определяют по музыке атмосферу в тереме Галицкого. Моделируют музыкальный и сценический портрет Галицкого: читают слова его песни, подбирают к ним интонации из музыки интродукии, сочиняют на их основе мелодию к словам песни, предполагают манеру сценического поведения героя. Слушают и разучивают песню Галицкого. По вступлению к хору девушек моделируют их состояние, слушают и разучивают хор, подыскивают жесты и мимику для их сценического образа. Слушают продолжение сцены и характеризуют отношение к девушкам Галицкого и Скулы с Ерошкой. Размышляют о преступных замыслах Галицкого и его челяди | Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.) | Сравнивать и обобщать образы художественного произведения. (П.) Устанавливать причинно- следственные связи. (П.) Ставить исполнительские задачи и добиваться их решения. (Р.) Обсуждать разные точки зрения на одно явление. (Р.) Участвовать в учебном диалоге при обсуждении художественного произведения, аргументировать музыкой свою точку зрения. (К.) | Характеризовать по музыке атмосферу действия в тереме Галицкого. Сочнять мелодию к словам песни Галицкого на основе его интонаций из интроукции. Узнавать на слух напевать и характеризовать песню Галицкого. Петь и узнавать на слух хор девушек, выявлять интонационные связи его мелодии с предшествующими темами оперы. Оценивать поведение Галицкого по отношению к простым людям, своей сестре и князю Игорю. | |
21- 22 | 4.4 4.5 | Действие 1. Картина 2. В тереме княгини Ярославны (четыре разворота). | Слушают вступление к картине и определяют по музыке обстановку в тереме Ярославны и её состояние. Слушают ариозо Ярославны, разучивают его темы, характеризуют её музыкальную речь, моделируют сценический облик. Сравнивают интонации музыкальной речи Ярославны и Игоря, Владимира Галицкого, русского народа, и размышляют о причинах их сходства и различия. Моделируют обращение девушек к Ярославне: по словам определяют характер интонаций, жанровую основу мелодии. Вспоминают мелодию обращения девушек к Галицкому, выбирают интонации, подходящие для обращения девушек к княгине, «выращивают» из них мелодию нового хора. Слушают хор девушек, анализируют интонационный состав его мелодии. Слушают и напевают по ролям диалог Ярославны и девушек, стараются пере- дать в исполнении развитие состояния девушек от страха к решимости. Читают слова второго хора девушек, предполагают характер его мелодии, разучивают фрагмент хора и исполняют его в классе. Составляют и исполняют композицию сцены Ярославны с девушками. Размышляют о позиции Ярославны в конфликте между девушками и Галицким. Озвучивают диалог Ярославны и Галицкого на основе интонаций, фраз из их музыкальной речи. Слушают диалог Ярославны и Галицкого, напевают запомнившиеся реплики героев, определяют интонации героя, помогающего Ярославне противостоять Галицкому. Смотрят и анализируют видеофрагмент сцены. Разучивают первую тему хора бояр, передают в исполнении драматизм сложившейся ситуации. Озвучивают слова продолжения диалога бояр и Ярославны. Слушают и разучивают второй хор бояр, передают уверенный, решительный характер героев в своём исполнении. Слушают финал первого действия, по характеру музыки предполагают развитие дальнейших событий. | Приобретение опыта переживания жизненных проблем других людей. (Л.) Выявление нравственных основ поступков героев. (Л.) | Распознавать жизненное содержание художественного образа. (П.) Моделировать развитие художественного произведения до его прослушивания. (П.) Выявлять мотивацию поступков людей. (П.) Анализировать видеофрагмент первого действия оперы, соотносить музыкальные и сценические образы. (П.) Выявлять характерные интонации музыкальной речи героев. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Планировать, анализиовать их интонационно-образное содержание. Импровизировать реплики Ярославны и Галицкого на основе интонаций, характерных для музыкальной речи героев. Исполнять фразы диалога Ярославны и Галицкого, выявлять связь их музыкальной речи с предшествующей музыкой оперы. Узнавать на слух и петь первый и второй хоры бояр, выявлять интонационные связи их музыкальной речи. Определять по музыке сценическое действие финала второй картины. Сравниать музыкальные характеристики русских героев оперы, объяснять сходство и отличия их музыкальной речи.ь свои действия в соответствии с постав- ленной задачей и условиями её реализации. (Р.) Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) | Определять по симфоническому вступлению к картине атмосферу в тереме Ярославны, состояние героини. Узнавать на слух и петь основные темы ариозо Ярославны, соотносить содержание и построение ариозо, выявлять родство музыкальной речи Ярославны и Игоря. Моделировать сценическую ситуацию диалога Ярославны и девушек, сочинять мелодию к словам 1 и 2 хоров. Узнавать на слух и петь хоры девушек, выявлять соотношение слов и мелодий хоров, анализировать их интонационно-образное содержание. Импровизировать реплики Ярославны и Галицкого на основе интонаций, характерных для музыкальной речи героев. Исполнять фразы диалога Ярославны и Галицкого, выявлять связь их музыкальной речи с предшествующей музыкой оперы. Узнавать на слух и петь 1 и 2 хоры бояр, выявлять интонационные связи их музыкальной речи. Определять по музыке сценическое действие финала 2 картины. Сравнивать музыкальные характеристики русских героев оперы, объяснять сходство и отличия их музыкальной речи. Составлять композицию из фрагментов картины и исполнять её по ролям. Анализировать видеофрагменты картины (по выбору). | |
23 | 4.6 | Действие 2. В половецком стане (четыре разворота) | Слушают и разучивают мелодии хора и пляски половецких девушек. Выявляют интонации, мелодические обороты, характерные для восточной музыки. Размышляют о причине сочувствия Кончаковны русским пленникам. Слушают и напевают фрагменты каватины Кончаковны, каватины Владимира и их дуэта. Слушают вступление к арии князя Игоря, характеризуют и передают в движении его состояние. Моделируют и озвучивают палитру чувств и мыслей Игоря на основе интонаций его музыкальной речи. Слушают арию князя Игоря, разучивают её темы, характеризуют интонационно-образное содержание и определяют построение. Размышляют о трудных жизненных обстоятельствах князя Игоря и причинах отказа от побега. Моделируют музыкальный образ врага Игоря – хана Кончака. Слушают арию Кончака, разучивают её темы, выявляют характерные ритмо- интонации его музыкальной речи, определяют черты звукоизобразительности в его музыке. Озвучивают реплики диалога Игоря и Кончака, используя фразы и интонации их музыкальной речи. Слушают и анализируют диалог Игоря и Кончака в опере, размышляют о помыслах героев. Слушают и разучивают хор половецких девушек, добиваются плавности, гибкости звучания мелодии. Слушают и напевают музыку половецких плясок, подбирают движения, отражающие характер каждой пляски Характеризуют особенности мелодии и ритма, придающие музыке восточный колорит. Смотрят видеозапись половецких плясок, обсуждают их сценическое решение, выявляют особенности музыки, переданные в танце. | Понимание жизненных обстоятельств других людей и сопереживание им. (Л.) Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.) Постижение неоднозначности поступков персонажей художественного произведения. (Л.) | Предвосхищать развитие музыкально-сценических образов. (П.) Сравнивать разные точки зрения на одно явление. (П.) Переводить музыкальный образ в сценический. (П.) Выявлять мотивацию поступков людей. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении. (П.) Выявлять особенности музыкальной речи разных героев (или групп героев). (П.) Ставить исполнительскую задачу и решать её. (Р.) Адекватно воспринимать чужую точку зрения. (Р.) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.) Участвовать в коллектив ном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) | Узнавать на слух и напевать фрагменты хора половецких девушек, выделять мелодические обороты и ритмо-интонации, характерные для восточной музыки. Слушать и характеризовать основные темы из каватин Кончаковны, Владимира и их дуэта. По музыке вступлений к ариям князя Игоря и хана Кончака определять состояние героев, создавать их сценические образы. Анализировать жизненные обстоятельства князя Игоря, предвосхищать палитру его чувств и мыслей и озвучивать их в опоре на интонации музыкальной речи Игоря. Узнавать на слух арию князя Игоря, определять её построение, напевать основные темы. Выявлять интонационные связи музыкальной речи князя Игоря с предшествующей музыкой оперы. Узнавать на слух и анализировать арию хана Кончака, исполнять её основные темы, выявлять характерные интонации музыкальной речи Кончака. Озвучивать реплики диалога Игоря и Кончака на основе характерных для их речи интонаций, анализировать этот диалог в музыке оперы. Узнавать на слух, петь хор невольниц и мелодии половецких плясок, подбирать танцевальные движения, отражающие характер музыки. Выявлять интонационное родство половецких тем в опере. По видеозаписи анализировать музыкально- сценическое воплощение половецких плясок. | |
24 | 4.7 | Действие 3. Окраина половецкого стана (два разворота) | Слушают оркестровое вступление к действию, предполагают по музыке исход набега половцев на Путивль. Слушают, напевают и анализируют песню Кончака, характеризуют интонационные связи песни со сценой затмения, объясняют их смысл. Слушают сцену славления ханов Гзака и Кончака, вспоминают темы славления Игоря из интродукции и Галицкого из 1 картины 1действия. Выявляют нравственный смысл славлений князя Игоря, князя Галицкого и хана Кончака в опере. Слушают реплики русских пленных и характеризуют их реакцию на увиденное. Слушают и разучивают тему Кончаковны из трио, предполагают варианты действия героини в сложившейся ситуации. Подыскивают и напевают музыкальные фразы к репликам Кончаковны, Владимира и Игоря. Экспериментируют со смыслом реплик Владимира, подставляя к его словам мелодии Игоря и Кончаковны. Слушают финал 3 действия, анализируют поступки Кончаковны и хана Кончака. | Эмоциональное и осмысленное восприятие художоственного произведения. (Л.) Понимание жизненных обстоятельств других людей и сопереживание им. (Л.) | Сравнивать и обобщать образы художественных произведений. (П.) Выявлять мотивацию поступков людей. (П.) Устанавливать аналогии и причинно-ледственные связи. (П.)Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию. (Р.) Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (К.) Уметь слушать собеседника и участвовать в коллективном обсуждении. (К.) | Распознавать по маршу возвращающихся половцев исход обороны Путивля. Узнавать на слух и напевать песню Кончака, характеризовать новые грани образа, выявлять интонационные связи мелодии песни впредшествующей музыкой оперы. Выявлять смысловое различие похожих сценических ситуаций: славление Игоря, Галицкого, Кончака и Гзака. Наблюдать за воплощением в музыке реакции русских пленных и прогнозировать ход последующих событий. Анализировать развитие событий в трио и финале 3 действия, выявлять изменения в характерах Кончаковны и Владимира. Узнавать на слух и ис- полнять тему Кончаковны, подбирать музыкальные фразы к словам участников трио и озвучивать их реплики. | |
25 | 4.8 | Действие 4. В Путивле (два разворота) | Слушают вступление к 4 действию, характеризуют атмосферу в Путивле. Читают фрагменты слов плача Ярославны, подбирают к словам мелодии из звучавших ранее и напевают их. Слушают и разучивают фрагменты плача Ярославны. Слушают и напевают тему хора поселян, моделируют их сценический образ. Определяют по музыке развитие действия в сцене возвращения князя Игоря. Читают слова дуэта Ярославны и Игоря и подбирают к ним мелодию из звучавших ранее. Инсценируют фрагмент встречи Ярославны и Игоря. Слушают и анализируют сцену Скулы и Ерошки, объясняют причины резких изменений в их настроении. Слушают, разучивают и анализируют мелодию заключительного хора, выявляют и напевают мелодии оперы, построенные на сходных интонациях | Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.) Понимание жизненных обстоятельств других людей и сопереживание им. (Л.) | Сравнивать и обобщать образы художественного произведения. (П.) Достраивать музыкально- сценический образ. (П.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Обсуждать разные точки зрения на одно явление. (Р.) Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности. (К.) | Слушать оркестровое вступление к 4 действию и характеризовать по музыке атмосферу сценического действия. Подбирать к словам плача Ярославны мелодии из звучавших ранее в опере. Узнавать на слух и разучивать темы плача Ярославны, характеризовать их жанровые и интонационные особенности. Напевать мелодию хора поселян, выявлять её родство с плачем Ярославны и предшествующими хорами оперы. Выявлять по музыке эта пы развития действия в сцене возвращения князя Игоря. Подбирать мелодию к словам дуэта Ярославны и Игоря из звучавших ранее в опере. Разыгрывать фрагмент встречи Ярославны и Игоря. Анализировать сцену Скулы и Ерошки, объяснять причину перемены их настроения. Узнавать на слух и исполнять мелодию заключительного хора, напевать мелодии оперы, построенные на сходных интонациях. | |
26 | 4.9 | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Обобщение (три разворота) | Моделируют 2 (задуманную, но не созданную композитором) арию князя Игоря: сочиняют слова и мелодию для арии на основе характерных для Игоря словесных выражений и интонаций. Вспоминают и напевают лейттемы оперы, приводят примеры их звучания в разных эпизодах оперы. Вспоминают интонации из сцены затмения, напевают темы оперы, в которые они вплетены, объясняют смысл этих интонационных связей. Вспоминают и напевают другие лейтинтонации оперы. Вспоминают и напевают темы, записанные на с. 98–99 учебника, объясняют их группировку. Объединяют темы русских и половцев в пары по общей конструктивной основе и напевают их. Проводят игру «Знатоки оперы «Князь Игорь» (поют, импровизируют, узнают на слух, инсценируют.) | Развитие патриотических чувств. (Л.) Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.) Гордость за творческие достижения представителей национальной культуры. (Л.) Эмоциональное и осмыс- ленное восприятие художественного произведения. (Л | Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении. (П.) Сравнивать и обобщать образы художественного произведения, анализировать их сквозное развитие. (П.) Выявлять конструктивное родтво контрастных тем оперы. (П.) Делить целое на смысловые части. (П.) Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одно- классников. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении художе- ственного произведения. (К.) Исполнять музыку индивидуально, в групах, коллективно. (К.) | Исследовать особенности музыкальной речи русских и половцев. Определять на слух и напевать лейттемы и лейтинтонации оперы на разных этапах развития музыкальной истории. Приводить примеры вплетения интонаций темы затмения в другие темы оперы, объяснять смысл их звучания. Выявлять общую конструктивную основу тем русских и половцев, напевать контрастные темы с общей конструктивной основой. Моделировать 2 арию князя Игоря как обобщение героико- патриотической идеи оперы и развития образа главного героя. Разрабатывать правила игры «Знатоки оперы «Князь Игорь» и участвовать в ней. | |
4 четверть ( 8 часов) | |||||||
27 | 5.1 | М. П. Мусоргский. Фортепианный цикл «Картинки с выставки». Прогулка Гном. Старый замок Тюильрийский сад. Быдло | Размышляют о сходстве и отличии картин в музыке и изобразительном искусстве, приводят примеры из пройденных произведений. Слушают, поют, пластически интонируют пьесу «Прогулка», разучивают её тему, ориентируясь по нотной и графической записи. Характеризуют музыкальный портрет героя произведения. Предвосхищают роль темы «Прогулки» в фортепианном цикле М. П. Мусоргского. Рассматривают рисунок В. Гартмана с изображением гнома в виде щипцов для колки орехов, оживляют его в жестах, пантомиме, импровизируют музыкальные интонации к образу гнома. Слушают пьесу «Гном» и характеризуют музыкальный образ, созданный композитором. Подыскивают движения для передачи контраста состояний гнома, особенностей его музыкальной речи. Слушают и характеризуют пьесу «Старый замок», напевают его мелодию. Экспериментально выявляют выразительность и изобразительность органного пункта: исполняют сначала поочерёдно, а затем одновременно (по группам) мелодию и органный пункт. Слушают новый вариант темы «Прогулки» и предполагают содержание картины, к которой направляется герой произведения. Слушают пьесу «Тюильрийский сад», характеризуют её образы, построение, разучивают основные темы. Переинтонируют начальную фразу пьесы как игру, ссору, жалобу, шаг. Слушают и сравнивают две интерпретации пьесы: вы- являют их отличия, передают особенности в пении и пластическом интонировании. Импровизируют в пантомиме характер движения тяжёлой повозки и настроение её возницы. Слушают пьесу «Быдло», разучивают основную тему, передают особенности музыки в пластическом интонировании. Анализируют родство конструктивных элементов пьес «Тюильрийский сад», «Быдло» и темы «Прогулки». | Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.) Потребность в общении с высокохудожественными произведениями. (Л.) | Распознавать жизненное содержание художественных образов. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Прогнозировать развитие художественного образа. (П.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.) Расширять представление о выразительности диалогов в инструментальной музыке. (П.) Выявлять общее и особенное в музыке пьес цикла. (П.) Анализировать сквозное развитие начального образа в художественном произведении. (П.) Создавать пластическую модель частей произведения, ориентироваться в графической записи основных тем. (П.) Выявлять конструктивное родство контрастных образов одного музыкального произведения. (П.) Составлять целое из частей. (П.) Сопоставлять разные точки зрения на одно явление. (П.) Понимать информацию, представленную в неявном виде. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Обсуждать и корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.) Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении художественного произведения. (К.) Формулировать собственное мнение, подтверждать его примерами. (К.) | Сравнивать музыкальные картины с картинами в изобразительном искусстве. Узнавать на слух, исолнять тему «Прогулки», ориетироваться в её нотной и графической записи. Характеризовать музыкальный портрет героя. Иметь первоначальное представление о композиционных функциях темы «Прогулки» в фортепианном цикле. Импровизировать музыкальный образ гнома (щипцы для колки орехов) в опоре на представления об особенностях его движения и речи. Узнавать на слух и характеризовать музыку пьесы «Гном», передавать в исполнении контрасты состояний героя пьесы и осоенности его музыкальной речи. Узнавать на слух и исполнять пьесу «Старый замок, характеризовать её образное содержание. Экспериментально выявлять значимость органного пункта для музыкального образа пьесы. Предполагать по изменениям темы «Прогулки» обобщённое содержание последующей пьесы Узнавать на слух пьесу «Тюильрийский сад», характеризовать её образы, построение, исполнять основные темы. Переинтонировать начальную фразу пьесы в характере игры, ссоры, жалобы и др. Сравнивать и характеризовать две интерпретации пьесы «Тюильрийский сад», передавать их особенности в пении и пластическом интонировании. Импровизировать музыкальный образ большой, тяжёлой повозки. Узнавать на слух и пластически интонировать пьесу «Быдло», напевать её тему. | |
28-29 | 5.2-5.3 | Балет невылупившихся птенцов. Два еврея, богатый и бедный Лимож. Рынок. Избушка на курьих ножках (Баба-яга) Катакомбы. С мёртвыми на мёртвом языке | Слушают пьесу «Балет невылупившихся птенцов» и выявляют отличия её трактовок в интерпретациях С. Прокофьева и С. Рихтера. Передают особенности каждой интерпретации в пластическом интонировании. Экспериментально выявляют значимость форшлагов для музыкального образа путём пропевания мелодии пьесы с форшлагами и без них. Слушают пьесу «Два еврея, богатый и бедный», выявляют особенности музыкальной речи каждого героя. Сравнивают их диа- лог с диалогами в оперной и симфонической музыке. Моделируют музыкальный образ пьесы «Лимож. Рынок», её мелодию, темп, ритм, динамику. Слушают пьесу «Лимож. Рынок», характеризуют особенности музыки пьесы, средства выразительности. Выявляют черты скерцозности пьесы, сравнивают со скерцо Четвёртой симфонии П. И. Чайковского Пятой симфонии Бетховена. Сопоставляют пьесу «Лимож. Рынок» с другими пьесами цикла по принципу сходства. Слушают пьесу «Избушка на курьих ножках », передают развитие музыкального образа в пластической импровизации. Сравнивают пьесу Мусоргского «Избушка на курьих ножках» с рисунком Гартмана и зарисовывают свои впечатления от музыки Мусоргского в цвете и линиях. Сравнивают характер движения в пьесах «Лимож. Рынок» и «Избушка на курьих ножках». Находят в цикле пьесы скерцозного характера Слушают и пластически интонируют пьесу «Катакомбы» с ориентацией на нотную запись, характеризуют используемые композитором средства выразительности. Слушают, исполняют и характеризуют пьесу «С мёртвыми на мёртвом языке», сравнивают звучание темы «Прогулки» в начале цикла и в этой пьесе, выявляют произошедшие изменения (ритмические, фактурные), объясняют их смысл. | Узнавать на слух пьесу «Балет невылупившихся птенцов. Экспериментально выявлять значимость форшлагов для музыкального образа. Характеризовать и передавать в пластическом интонировании особенности интерпретации пьесы С. Прокофьевым и С. Рихтером. Узнавать на слух пьесу «Два еврея, богатый и бедный», выявлять особенности музыкальной речи каждого героя, выразительность и изобразительность приёма репетиций. Создавать пластические образы героев, исполнять пьесу по ролям. Сравнивать диалог двух героев пьесы с диалогами в оперной и симфонической музыке. Соотносить содержание и построение пьесы. Сравнивать музыкальные образы героев с их живописными прототипами, выявлять новые черты в характеристике персонажей у композитора. Моделировать (по названию и эпиграфу) общий характер и ритмоинтонации музыкальной пьесы «Лимож. Рынок». Узнавать на слух и пластически интонировать пьесу «Лимож. Рынок», характеризовать особенности её мелодии, ритма, динамики. Выявлять черты скерцозности пьесы, сопоставлять её музыку со скерцо пройденных симфоний. Узнавать на слух пьесу «Избушка на курьих ножках», передавать в пластическом интонировании изменения состояний её образа. Передавать в цвете и линиях образ, созданный Мусоргским и сравнивать его с рисунком Гартмана. Сравнивать характер движения в пьесах «Лимож. Рынок» и «Избушка на курьих ножках». Выявлять в цикле пьесы скерцозного характера. Узнавать на слух и пластически интонировать пьесу «Катакомбы» с опорой на нотную запись. Характеризовать выразительность используемых композитором средств. Узнавать на слух и характеризовать пьесу «С мёртвыми на мёртвом языке». Сравнивать звучание темы «Прогулки» в начале цикла и в этой пьесе и выявлять произошедшие изменения | |||
30 | 5.4 | Богатырские ворота М. П. Мусоргский. Фортепианный цикл «Картинки с выставки». Обобщение | Предполагают по рисунку Гартмана и названию «Богатырские ворота» характер пьесы, её жанровые и интонационные основы. Слушают пьесу, разучивают основные темы, передают в пластической импровизации этапы их развития. Размышляют о смысле звучания в пьесе музыки, напоминающей церковное песнопение. Выявляют тему, утверждающуюся в финале, и исполняют её. Сравнивают основную тему пьесы с финальным хором из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и находят между ними интонационные связи Вспоминают музыку всех пьес цикла, напевают их основные темы. Анализируют приёмы объединения всех пьес в цикл. Слушают варианты темы «Прогулки», и по музыке опрееляют картины, рядом с которыми находится герой произведения. Анализируют конструктивное родство темы «Прогулки» и одной из пьес цикла (по выбору). Рассматривают эскизы декораций балета «Картинки с выставки» на музыку Мусоргского, определяют и напевают темы, звучащие в этих сценах. Слушают пьесу в оркестровом переложении М. Равеля | Предполагать по рисунку Гартмана и названию пьесы Мусоргского «Богатырские ворота» характер музыки, её жанровые и интонационные особенности. Узнавать на слух музыку пьесы, передавать в пластической импровизации этапы её развития. Размышлять о смысле звучания хоральной темы в финале. Выявлять интонационные связи основной те- мы пьесы с финальным хором из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и хорами русского народа из оперы А.Бородина «Князь Игорь. Определять на слух и напевать темы всех пьес цикла, выявлять факторы, способствующие его целостности. Распознавать на слух варианты темы «Прогулки» и определять их место в цикле. Выявлять конструктивное родство темы «Прогулки» с темами других пьес цикла. Иметь представление о переложении фортепианной сюиты Мусоргского для симфонического оркестра и её балетной постановке. Сравнивать музыку Мусоргского в фортепианном и оркестровом звучании. | |||
31- 32 | 5.5- 5.6 | М. И. Глинка. «Камаринская». Фантазия для симфонического оркестра | Слушают, поют, характеризуют две русские народные мелодии, определяют, какая из них плясовая, а какая свадебная. Предполагают способы развития этих мелодий, озвучивают свои варианты. Экспериментально ищут основания «сближения» тем: находят и напевают общие конструктивные элементы в мелодиях; меняют жанровую основу тем (поют плясовую в характере свадебной, свадебную – в характере плясовой) и придумывают для них разные вариации (коленца). Слушают развитие свадебной песни, характеризуют каждую вариацию, передают в пении и пластическом интонировании характер и тембровую окраску звучания темы. Выявляют выразительность звучания подголосков, определяют их интонационный состав в опоре на графическую запись. Слушают вариации на плясовую, выделяют этапы в её развитии, объединяют вариации в группы, ориентируясь по графической записи. Анализируют преобразования плясовой темы Подбирают движения и передают в пластическом интонировании развитие плясовой. Слушают два фрагмента фаназии и определяют их композиционные функции (вступление, кода). По музыке вступления и коды определяют, с вариаций на какую тему начинается фантазия и вариациями на какую тему заканчивается. Слушают, напевают, анализируют фрагменты сближения свадебной и плясовой тем в опоре на графическую запись. Слушают симфоническую фантазию «Камаринская», определяют основные разделы произведения и порядок их чередования. Составляют план-схему фантазии. Исполняют фантазию в пластическом интонировании, ориентируясь по плану-схеме | Эмоционально- ценностное отношение к «знаковым» произведениям отечественной музыкальной культуры. (Л.) Развитие познавательного интереса. (Л.) | Составлять целое из частей. (П.) Составлять план-схему произведения. Ориентироваться по ней при исполнении фантазии. (П.) Определять родство контрастных тем. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Составлять пластическую модель произведения. (П.) Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.) Ставить исполнительские задачи и решать их. (Р.) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.) Осознавать место возможных ошибок при исполнении произведения и находить пути их преодоления. (Р.) Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.) Коллективно обсуждать и исполнять музыкальное произведение. (К.) Совершенствовать выразительность исполнения. (К.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) | Определять на слух и исполнять две русские народные мелодии: плясовую и свадебную. Выявлять общие элементы в мелодиях в опоре на графическую запись. Моделировать варианты развития двух тем и пути их сближения. Узнавать на слух вариации на свадебную тему, характеризовать их тембровую окраску. Анализировать выразительность подголосков, сравнивать звучание темы с подголосками и без них, выявлять интонационные связи подголосков с темой. Пластически интонировать вариации свадебной темы в опоре на графическую запись. Узнавать на слух вариации на плясовую тему, определять их характер, наблюдать за изменениями мелодии и подголосков, отмечать моменты звукоизобразительности и др. Группировать вариации. Составлять исполнительский план вариаций на тему Камаринской, использовать элементы движений русской пляски. Выявлять и исполнять фрагменты сближения свадебной и плясовой тем. Определять композиционные функции двух фрагментов фантазии (вступление, кода). Определять построение фантазии, составлять её план-схему. Пластически интонировать фантазию. | |
33-34 | 5.7-5.8 | Родство контрастных образов в музыкальном произведении | Вспоминают пройденные музыкальные произведения, исполняют темы из них в опоре на графическую запись. Определяют принцип объединения контрастных тем в пары (с. 124–125 учебника). Объясняют родство контрастных тем произведения их общей конструктивной основой. Разрабатывают условия конкурса знатоков классической музыки и проводят его в классе. | Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной и зарубежной музыки. (Л.) Формирование эстетического вкуса на основе постижения отечественной и зарубежной музыкальной классики. (Л.) Развитие позитивной самооценки. (Л.) Ориентировка в нравственном содержании поступков героев. (Л.) | Углублять представление о неразрывной связи музыки и жизни. (П.) Охватывать музыкальные произведения, пройденные за год. (П.) Сравнивать близкие и контрастные образы одного произведения. (П.) Ориентироваться в графических моделях, опираться на них в исполнительской и исследовательской деятельности. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальных произведениях. (Р.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Работать индивидуально, в парах и группах. (К.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) | Узнавать на слух и напевать темы пройденных музыкальных произведений. Объяснять родство контрастных тем одного произведения, находить в них единую конструктивную основу в опоре на графическую запись. Придумывать правила проведения конкурса знатоков классической музыки и участвовать в этом конкурсе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по программе "К вершинам музыкального искусства". Авторы:М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тематическое планирование по музыке, по программе "К вершинам музыкального искусства", для 1 класса, УМК "Гармония". Тематическое планирование выполнено с ...
планы конспекты Музыка -2 класс, 2 четверть, по программе М.С Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева.
Планы составлены по учебнику Музыка 2 класс,3-е издание по программе М.С Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева....
Календарно-тематическое планирование по музыке для 1 класса по УМК "Перспективная начальная школа". Авторы программы Т.В.Челышева, В.В. Кузнецова.
Данный материал представляет календарно-тематическое планирование по музыке для 1 класса по УМК "Перспективная начальная школа". Авторы программы Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова....
Календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс Красильникова
Календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс Красильникова...
Календарно-тематическое планирование по музыке 3 класс Красильникова
Календарно-тематическое планирование по музыке 3 класс Красильникова...
Календарно-тематическое планирование по музыке 4 класс Красильникова
Календарно-тематическое планирование по музыке 4 класс Красильникова...
Календарно- тематическое планирование. Предмет : музыка. 3 класс. (Авторы программы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.) 2017-2018гг.
Календарно- тематическое планирование. Предмет : музыка...