"Развитие навыков подбора аккомпанемента на основе указанного цифрового баса"
план-конспект урока по музыке на тему

Харланова Светлана Петровна

План-конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_otkrytogo_uroka_akkompanement.docx22.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема : «Развитие навыков подбора аккомпанемента на основе указанного цифрового баса»

(План-конспект открытого урока преподавателя по классу аккордеона

Харлановой Светланы Петровны)

Цель урока: ознакомить учащихся с методами, приёмами работы, необходимыми для развития навыков подбора аккомпанемента на основе указанного цифрового баса.

Задачи урока

Обучающие:

  • повторение простейших музыкальных жанров при использовании различной фактуры сопровождения (полька, вальс, марш, колыбельная и т.д.);
  • осуществление повтора основных ритмов, размеров и ознакомление с новым материалом.

Развивающие:

  • объединить и развивать теоретические знания и практические навыки;
  • развивать гармонический слух;
  • развитие самостоятельности, умения аналитически мыслить;

Воспитательные:

  • вызвать у учащихся интерес к музыкальным занятиям посредством творческой работы в виде подбора аккомпанемента на основе указанного цифрового баса.

Тип урока: комбинированный (практическая работа, беседа, иллюстрация)

План урока:

1. Организационный момент 2 мин.

2. Работа с карточками, повтор пройденного материала 8 мин.

3. Этапы работы по подбору аккомпанемента:

  • упражнения для левой руки 7 мин.
  • исполнение мелодий с аккомпанементом 8 мин
  • изучение основных ритмических рисунков аккомпанемента 10 мин.

4. Закрепление пройденного на уроке материала (практическое задание - пятиминутка) 5 мин.

Ход урока:

  1. Актуальность выбранной темы, представление учащихся.

Урок помогают проводить учащиеся 3 – 4 класса по классу аккордеона.

        Актуальность выбранной темы связана с появлением в печати и в сети Интернет множества современной музыки в однострочном исполнении (т.е. выписана только мелодия и указана гармоническая цифровка). Выпускаются целые сборники популярной музыки для гитары (баяна-аккордеона), но также – только с записью мелодии. К сожалению, нет учебников, в которых рассказывается – КАК УЧИТЬСЯ подбирать аккомпанемент. Поэтому, я решила поделиться своим опытом.

        Аккомпанемент (в переводе с франц. accompagnement - сопровождать).

1) Партия инструмента (напр., фп., гитары и т.д.) или партии ансамбля инструментов (певч. голосов), сопровождающие сольную партию певца или инструменталиста. А. помогает солисту точно исполнять свою партию.

2) Всё в музыкальном  произведении, что служит гармонической  и ритмической опорой основному  мелодическому  голосу.

Характер и роль аккомпанемента зависят от эпохи, национальной  принадлежности музыки и её стиля. Даже хлопанье в ладоши или отбивание ритма ногой, часто сопровождающие исполнение народной  песни, могут рассматриваться как простейшие формы аккомпанемента.

        В конце 16 - нач. 17 вв., было принято выписывать лишь нижний голос A., намечая гармонию с помощью цифровых обозначений (генерал-бас или цифрованный бас). "Расшифровка" цифрованного баса в виде аккордов, фигураций и т.п. предоставлялась на усмотрение исполнителя, что требовало от него фантазии, дара импровизации, вкуса и специальных  навыков.

  1. Работа с карточками, повтор пройденного материала.

Цель: повторить буквенные обозначения, кварто-квинтовый круг, обращение трезвучия, терминологию.

Задачи: настроить учащихся на  работу по подбору аккомпанемента  с цифровым басом.

Вы наверняка видели, что во многих нотах, особенно современных песен или, например, джазовых композиций, над нотами основной мелодии проставлены буквы и цифры. Это цифровые обозначения аккордов для аккомпанемента.

Есть две вещи, которые просто необходимо учитывать, когда мы разбираем произведение. Это расположение аккордов в нотной записи и размер произведения.

Расположение. Тут есть несколько вариантов: 

  • Один аккорд на несколько тактов. 
  • По одному  аккорду  на такт
  • Несколько аккордов в одном такте

Итак, первое, что мы сделаем, это посмотрим, где располагается обозначение аккорда. Это поможет нам понять когда именно играется этот аккорд.

Запись аккорда располагается непосредственно над той нотой или паузой, одновременно с которой он вступает.  

 Аккорд ставится над той долей, на которую выпадает изменение аккомпанемента.

  1. Этапы работы по подбору аккомпанемента:
  • упражнения для левой руки.

Цель: сформировать интерес для создания упражнений, по указанному цифровому басу.

Задачи:

 - подбор различных вариантов аккомпанемента  на основе одной функции;

 - использование различной фактуры аккомпанемента в простых размерах;

 - формирование слухового контроля

 - исполнение для развития гармонического слуха

  • исполнение мелодий с аккомпанементом.

Цель: ознакомить с основными принципами подбора аккомпанемента.

Задачи: 

- развивать образно-ассоциативное мышление;

- развивать умение анализировать;

- умение объединить полученные ранее знания с материалом текущего урока

  • изучение основных ритмических рисунков аккомпанемента.

Цель: расширение кругозора и мотивация учащегося к творчеству.

Задачи: 

- ознакомление с характерными ритмическими рисунками различных танцевальных жанров (танго, бегин, самба, фокстрот, испанский вальс, джаз-вальс);

- развивать ритмическую чёткость в исполнении аккомпанемента.

- применять пройденные фактурные варианты аккомпанемента к мелодиям; 

        

        Одним из наиболее важных условий успешного усвоения теоретического материала является развитие творческой инициативы учащихся. Это способствует более эмоциональному, осмысленному отношению детей к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету сольфеджио, помогает в исполнительской практике.

        Творчество детей связано с самостоятельными действиями, что способствует развитию самостоятельности, умению аналитически мыслить, что очень важно в процессе воспитания как перспективных детей, желающих продолжить свое музыкальное образование в средних и высших музыкальных заведениях, так и учащихся, получающих общее эстетическое развитие. 

Творческие задания должны быть понятны, доступны, интересны. Их необходимо точно продумывать в соответствии с  возрастом детей, их уровнем слухового развития, владения инструментом.

        Одним из основных навыков творческого развития учащихся является работа по подбору аккомпанемента к заданным мелодиям.

Работа по подбору аккомпанемента может быть начата лишь при условии наличия у учащихся определенной подготовки, которая заключается в совокупности определенного слухового багажа, теоретических знаний и практических навыков владения инструментом.

4.         Закрепление пройденного на уроке материала (практическое задание - пятиминутка): на основе полученных на уроке  знаний – подобрать аккомпанемент по указанному цифровому басу. Знать и использовать в подборе аккомпанемента буквенные обозначения тональностей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских навыков младших школьников на основе проектной деятельности

Еще совсем недавно научно-исследовательская деятельность школьников преимущественно осуществлялось с малочисленной «интеллектуальной элитой» старшеклассников и носила сугубо академический характер. В ...

Овладение навыком подбора антонимов

Данная презентация составлялась для обучающихся логопункта второго года обучения....

Синонимы. Практическое овладения навыками подбора синонимов и их употребления в речи.

Закреплять знания о синонимах, полученных на уроках русского языка.Формировать умение правильно подбирать синонимы.Заинтересовать учебным материалом по данной теме.Развивать навыки фонематического ана...

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ, реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС НОО

Распознавать однокоренные слова, выделять в них кореньОбосновывать правильность определения однокоренных слов и корня в однокоренных словах, наблюдать за единообразным написанием корня в однокоренных ...

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ, реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ и онлайн-сервисов Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными на конце слов и перед соглас

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ, реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ и онлайн-сервисов  Правописание слов  с парн...