Развитие навыков чтения, говорения, аудирования и письма на основе лексико-грамматических упражнений и текста для детей-мигрантов
план-конспект урока по русскому языку (1, 2, 3 класс)

KuzminaRegina

Групповое занятие для детей с проблемами в изучении и понимании русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_navykov_chteniya_govoreniya_audirovaniya_i.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Предложный падеж места, согласование су-
ществительных и прилагательных в П. п. ед. числа.
Повторение: Род имен существительных
Цель урока: закрепление темы П. п. места на лексиче-
ском материале «Животный мир».
Развитие навыков чтения, говорения, аудирования и
письма на основе лексико-грамматических упражнений и текста
«Воробьи и часы».
Грамматический материал:
1. Предложный падеж места существительного и прила-
гательного в ед. ч. (предлоги в, на, окончанияе, – у)
Где? в беседке,
в углу, на шкафу, на полу,
на стене, на крыше, на колонне, на столе, на книге, на
лампе)
2. Род имени существительного (повторение)
Лексический материал:
«Животный мир», работа над текстом «Воробьи и часы»
Фонетика:
Работа над произношением звуков [р],[ч],[ш].

Ход занятия:
Первая часть.
1. Организационный момент (1 мин.)
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем читать очень интересный рассказ о птицах. Но сначала мы с вами должны сделать веселые упражнения, которые помогут нам понять этот рассказ. Мы будем читать, писать, говорить, слушать.
2. Фонетическая минутка (2 мин.)
Сначала потренируем свой язычок, чтобы говорить правильно, четко и быстро.
На дворе трава, на траве дрова...
(СЛАЙД 1- дети повторяют по очереди, а затем хором)
3. Демонстрация грамматического материала через уст-
ные тексты (5 мин.)
А теперь я загадаю вам загадки. Вы любите отгадывать загадки?
Учитель: Слушайте внимательно! Она трудная. Читает вслух
Сидит кошка на окошке, (Выделяет голосом окончания)

Все как у кошки.
Лапы, как у кошки.
Глаза, как у кошки.
Хвост, как у кошки.
Усы, как у кошки.

– Кто это? – Кто сидит на окошке?
(кот) (Я вам подскажу: это он – кот)
(СЛАЙД 2-показывает картинку)
– А теперь повторяйте за мной (дети повторяют хором каждую строчку от-
дельно, показывая жестами – руки, глаза, хвост, усы)
– Еще загадка. Она тоже очень трудная. Слушаем.
Ниточка – на палочке.
Палочка – в руке.
Ниточка – в реке.

– Что это? (СЛАЙД -3 удочка. Показывает картинку.)
– А теперь повторяйте за мной (дети повторяют хором каждую строчку отдельно)

– Ну, и последняя. Самая трудная.
– Родилась в воде, а живет на земле. Кто это?

(СЛАЙД-4 Лягушка. Показывает картинку).
4. Введение лексики по теме «Животный мир. Птицы»
А скажите, пожалуйста, кто такой стриж? (Ниуфар рассказывает)
Правильно, это маленькая птица, она – самая быстрая птица
и очень похожа на ласточку.
Живет она на реке или в поле?
(СЛАЙД 5- показывает картинку стрижа)
– А каких птиц вы еще знаете?
Дети называют птиц

(СЛАЙД 6-11 картинки для подсказки)
После каждой картинки дети отвечают на вопрос:
где она живет? (в лесу, в городе, в
поле, в гнезде, в дупле, в скворечнике,
на дереве), давая полный ответ, потом
в
се дети повторяют хором.
5. Отработка основной грамматической модели
а). Давайте вспомним, ГДЕ живут другие животные?
(
Дети получают листы с заданием, а учитель вывешивает пла-
кат с заданием на доске)

– Посмотрите на задание. Нам надо правильно ответить на вопрос и записать предложения в тетрадь.
– Читаем первый пример.... Это правильно или нет?
Нет? А где живет еж?
Речевой образец: Кто? Живет Где?
Еж в пруду
рыба в саду
верблюд в лесу
кит в пустыне
лягушка в болоте
медведь в море
заяц в городе
б). Ребята, у нас есть волшебная коробочка. – Скажи-
те, пожалуйста, где она стоит? – Правильно:
НА столЕ, НА
парт
Е, НА книгЕ, НА окнЕ, НА стулЕ

Где волшебная коробочка сейчас? (Ставит на пол, потом
на шкаф, потом в угол).

Д. – Коробочка стоит
НА полУ, НА шкафУ, В углУ
– Ребята, а что изменилось? Правильно, окончание.
Здесь окончание –
У. Повторяем все вместе: на полУ, на шка-
ф
У, в углУ, Это нужно запомнить.
Еще раз: – Мы запомнили, что мы говорим
ГДЕ? – на
парт
Е, на столЕ, на стулЕ, НА окнЕ (показываем)
– Но
ГДЕ? – на полУ, на шкафУ, в углУ (показываем)
6). Повторение:
Род имен существительных, одушевлен-
ность/неодушевленность, согласование существительных с
прилагательными.

–Ребята, вы уже знаете, что все слова в русском языке
живут в разных комнатах –
ОН, ОНА, ОНО (Показывает круг.)
И сейчас посмотрим, что хранится в нашей волшебной
коробке. Вы будете подходить и доставать из нее картинки
(или слова), называть
КТО ЭТО? И распределять их по комна-
там. Например,
кто это? Это стриж. Стриж – он мой.

(Прикрепляет слово к кругу)
-Ребята, а скажите, стриж какой, маленький или боль-
шой?
(снегирь, ласточка, воробей, голубь, конь, мышь, галка,
чиж, ворона, лошадь, медведь, пингвин, зебра) и т. д. После ка-
ждой картинки дети отвечают на вопрос, повторяя ответ из во-
проса учителя.)

– Ребята, а почему у нас пустует комната
ОНО? (

Потому что все эти слова отвечают на вопрос КТО? И они жи-
вые, дышат. В комнате
ОНО живут слова, которые отвеча-
ют на вопрос
ЧТО? – Поселите туда свои слова.

(Дети называют неодушевлённые существительные среднего рода.)
7. Динамическая пауза
– Вы отлично поработали, молодцы. И конечно устали.
Давайте немножко поиграем.
(Дети встают в круг и держатся за руки. Один ребенок в
центре, изображает чижика в клетке)
Учитель читает:
Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел (все вместе повторяют, учат
слова)
Учитель – за чижика – В саду чижики летают,
Звонко песни распевают:
ЧУ-ЧУ-ЧУ-ЧУ-ЧУ-ЧУ, (повторяем)
Я в саду летать хочу.
Дети – ЧУ-ЧУ-ЧУ-ЧУ-ЧУ-ЧУ,
Я в саду летать хочу.
Миленькие деточки,
Откройте мою клеточку! (поднимают руки)
Мы клетку открываем
Чижа на волю выпускаем!

Вторая часть.
8. Работа с текстом
(Работа над грамматикой закончилась. Цель работы с тек-
стом – понять его, поставить ударения, научиться правильно
читать, отвечать на вопросы устно и письменно, выучить наи-
зусть и рассказывать)

- Мы с вами вспомнили много птиц и зверей. Одни живут в
лесу, другие в городе, Птицы, которые живут в городе, при-
выкли к человеку. Они стали очень умными и любопытными.
Вот про таких птичек – про воробьев мы с вами прочитаем
интересную историю. Давайте слушать, а потом читать.
Воробьи и час

а) Чтение текста, постановка ударения
«Воробьи и часы»

I. Ночь была очень теплая. И я решил переночевать в бе-
седке, которая находится в углу сада. Там очень уютно и краси-
во. Повсюду: и на стене, и на крыше, и на колонне – висит и
вьётся дикий виноград. Я включил свет и долго читал, потом
выключил его и лёг спать.

II. Рано утром я проснулся от непонятного шума и увидел
вот что.
На маленьком столе стоит лампа, лежит книга и тикают
мои часы. А вокруг: и на книге, и на лампе и на столе – сидят
воробьи. Они внимательно слушают, как идут часы. Потом по
очереди сильно клюют циферблат.

б) Объяснение трудных слов.
– А теперь взяли карандаши, вместе поставим ударения.
(Дети по цепочке читают текст и ставят ударения, с помощью
учителя подчеркивают трудные слова).

– Ребята, что вы поняли? Давайте разберем трудные
слова.
– Мы подчеркнули слово
«беседка» – что это такое?
Это небольшой домик, обычно деревянный, стоит во дворе или
в саду, там беседуют, иногда пьют чай, проводят время ле-
том.
(Показывает картинку). Дети повторяют слово.

– Слово «уютно» – это когда тепло, удобно, хорошо. А
про что мы так говорим? Например, про кресло, когда нам
очень удобно в нем сидеть.
«Идут часы» – почему мы говорим «идут часы»? Куда
они идут? Ведь они стоят! Идет время, а часы его отсчиты-
вают – тик-так, поэтому мы говорим, что они идут.

(Показывает часы). Дети повторяют слово хором.
– Слово
«Циферблат»- ребята, у часов есть лицо – там
цифры и стрелочки – это и есть циферблат.

(Показывает каринку). Дети повторяют слово.
– Слово
«колонна» – это круглый столб, он поддержива-
ет крышу, стены, потолок.

(Показывает картинку). Дети повторяют слово.
– Слово
«вьется»- это когда растет вокруг.

(Показывает картинку) Дети повторяют слово.
9. Устные ответы на вопросы по тексту.
– Вот теперь все стало нам ясно. А теперь попробуем
ответить на вопросы.
И я вас прошу найти ответы в тексте и прочитать.
(читают по очереди, учитель помогает)
Вопросы к первой части текста
1. Какая была ночь?
2. Где я решил переночевать?
3. Где находится беседка?
4. Где очень уютно и красиво?
5. Где висит и вьётся дикий виноград?
6. Что я долго делал?
7. Что я сделал потом?
Вопросы ко второй части текста
1. Когда я проснулся? И что я увидел?

2. Что стоит и лежит на маленьком столе?
3. Где сидят воробьи?
4. Что они слушают?
5. Что они делают потом?
10. Упражнение на увеличение объёма памяти, развитие
навыков аудирования и чтения

– Ребята, вы должны научиться хорошо и красиво гово-
рить.
Упражнение, которое мы будем с вами делать поможет
нам в этом.
Попробуем запомнить самые трудные предложения из
текста.

Но запоминать мы будем его постепенно, по частям.
Повторяйте за мной.
(После каждого предложения У. просит кого-нибудь из
детей повторить предложение наизусть)

...И я решил. И я решил переночевать. И я решил перено-
чевать в беседке. И я решил переночевать в беседке, которая
находится. И я решил переночевать в беседке, которая нахо-
дится в углу сада.
...Повсюду. Повсюду: и на стене. Повсюду: и на стене, и
на крыше. Повсюду: и на стене, и на крыше, и на колонне. По-
всюду: и на стене, и на крыше, и на колонне – висит и вьётся.
Повсюду: и на стене, и на крыше, и на колонне – висит и
вьётся дикий виноград.
...А вокруг. А вокруг: и на книге. А вокруг: и на книге, и
на лампе. А вокруг: и на книге, и на лампе и на столе. А во-
круг: и на книге, и на лампе и на столе – сидят воробьи.
11. Беседа по тексту.
А теперь скажите мне, вам понравился рассказ? Давайте
обсудим его.
Где происходило действие? А вы когда-нибудь видели
беседку? А где вы ее видели? А какое это время года? (весна,
зима, лето, осень) А почему это лето или осень? (там висит и
вьется виноград). А вы любите виноград? Кто решил ноче-
вать в беседке? Почему человек проснулся, что он услышал?
Где сидели воробьи? Что они делали? А как вы думаете, по-
чему они клевали циферблат?
12. Домашнее задание. Прочитайте рассказ «Воробьи и
часы» вслух дома 7 раз. Потом повторите его наизусть. Если
не получилось, прочитайте еще раз и еще раз расскажите.
Постарайтесь выучить рассказ. Сделайте рисунок к тексту и
расскажите рассказ еще раз по своему рисунку.

Литература
1. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить. Для препо-
давателя русского языка как иностранного. – М., 2005.
2. Иевлева З. Н. Методика преподавания грамматики в
практическом курсе русского языка для иностранцев. – М.,
1981.
3. Какорина Е. В., Савченко Т. В., Костылева
Л. В. Русский язык: от ступени к ступени. РКИ. Учебное посо-
бие для детей 8 – 12 лет. Ч.1,2,3. М., Издательский дом «Этно-
сфера», ОАО «Московские учебники», 2007.
4. Савченко Т. В., Какорина Е. В. Программа по русскому
языку как иностранному для детей 8-12 лет, не владеющих или
слабо владеющих русским языком // Этнокультурное (нацио-
нальное) образование в Москве Серия: «Инструктивно-
методическое обеспечение содержания образования в Москве».
М., МИПКРО, 2001.
5. Савченко Т. В. Методический приём «ступенчатого»
освоения прецедентного текста как средство развития речи на
ранних этапах обучения русскому языку детей мигрантов. //
Роль художественного текста в культурно-языковой адаптации
детей мигрантов. Материалы научно-практической кон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для развития навыка чтения в 1 классе

Тексты для развития навыка чтения используются в период обучения грамоте. Данный материал можно использовать при организации индивидуальной работы с детьми....

Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"

Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....

Упражнения для развития навыков чтения 1-ков

Данный материал поможет учителю и родителямоказать практическую помощь ученикам, имеющим затруднения в овладении навыками чтения....

Упражнения для развития навыков чтения учеников начальной школы.

Упражнения для развития навыков чтения учеников начальной школы....

развитие навыков чтения,говорения,слушания

Я работаю над проблемой «Совершенствование навыков чтения, говорения, слушания» .За это время накопился кое-какой материал. Буду рада ,если он окажется полезным....

Как приучить ребенка к чтению. Система упражнений для развития навыка чтения.

Современные дети практически не читают книг. Они предпочитают сидеть в планшете, в компьютере. Как привить своему ребенку любовь к чтению? Если школьник читать не хочет, с каждым классом проблемы буду...

тексты для развития навыков чтения и говорения 2-3 класс

Материал содержит небольшие по объему тексты для чтения по разным темам, список слов для заучивания и вопросы по основному содержанию текстов, позволяющие развивать навыки чтения про себя, чтения вслу...