рабочая программа по музыке 3 класс "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
рабочая программа по музыке 3 класс "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_3_klass.docx | 42.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №16 с.Гыршелун
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: музыка
Класс: 3 класс
Уровень общего образования: базовый.
Учитель: Якушевская Елена Алексеевна.
Срок реализация программы: учебный год 2017– 2018 уч. год.
Количество часов по учебному плану:
Всего 34 часа, в неделю – 1час.
Планирование составлено на основе стандарта начального образования 2011 года.
Автор: УМК «Начальная школа ХХI века» «Музыка» 3 класс. Авторы:В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. –М.:Вентана –Граф, 2011 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- планируемых результатов начального общего образования,
- программы Министерства образования РФ
- авторской программы «Музыкальное искусство» В.О.Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2009) и соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Музыка».
Цель обучения: воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека - творца.
2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.
5. Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
6. Воспитание эмоционально- ценностного отношения к искусству, художественному вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно- творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.
Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Содержание музыкального образования — это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.
Российская музыкальная культура одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
- Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
- Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
- Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
- Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
- Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
- Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
- Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
Планируемые результаты освоения курса
В результате обучения детей музыке предполагается достижение следующих результатов:
- проявлять устойчивый интерес к музыке;
- проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;
- приобретать навыки слушательской культуры;
решать учебные и практические задачи:
- определять жанровые признаки;
- характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
- называть запомнившиеся формы музыки;
- определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям и напеть,
- делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, пением, танцевальным движением;
- проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа).
Личностные результаты
1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование основ национальных ценностей российского общества;
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
4) формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
Метапредметные результаты
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы решения;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях
неуспеха;
5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
10) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
11)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
12)готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун на изучение программного материала в 3 классе отводится 1 час в неделю (34 часа).
Третьеклассники должны решать учебные и практические задачи:
- выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония, концерт и др.);
- различать характер музыки, ее динамические регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;
- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).
К концу 3 классаобучающиеся должны уметь:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся .
- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;
- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Содержание курса
Тема | Содержание |
Характерные черты русской музыки (8 ч) | Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов. |
Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности(12 ч) | Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества. |
Истоки русского классического романса (6 ч) | Многообразная интонационная сфера городскогомузицирования. |
Композиторская музыка для церкви (2 ч) | Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения |
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре | Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен). |
Календарно-тематическое планирование по музыкальному искусству
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся | |
План | Факт | |||||
Характерные черты русской музыки (8 ч) | ||||||
1 | Характерные черты русской музыки | Комбинированный | 1 | Знать/понимать:
Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки. Уметь:
| ||
2 | Яркая многоголосная ткань Юга России | Комбинированный | 1 | |||
3 | Холодноватая скромная музыка Севера России | Комбинированный | 1 | |||
4 | Своеобразие песенного фольклора кубанских казаков. | Комбинированный | 1 | |||
5 | Многоголосица музыкальной культуры мордовского народа | Комбинированный | 1 | |||
6 | Интонационно – образный язык музыки М.И. Глинки | Комбинированный | 1 | |||
7 | Интонационно – образный язык музыки П.И. Чайковского | Комбинированный | 1 | |||
8 | Интонационно – образный язык музыки М.П. Мусоргского | Комбинированный | 1 | |||
Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности (12 ч) | ||||||
1 | Мелодизм, напевность народной песни. | Комбинированный | 1 | Знать/понимать:
Уметь:
| ||
2 | Жанры народной песни. | Комбинированный | 1 | |||
3 | Исторические песни и былинный эпос. | Комбинированный | 1 | |||
4 | Героико-патриотическая тематика. | Комбинированный | 1 | |||
5 | Лирические песни. | Комбинированный | 1 | |||
6 | Походные песни. | Комбинированный | 1 | |||
7 | Календарные песни. | Комбинированный | 1 | |||
8 | Обрядовые песни. | Комбинированный | 1 | |||
9 | Частушки и страдания. | Комбинированный | 1 | |||
10 | Плясовые наигрыши. | Комбинированный | 1 | |||
11 | Народная песня в царских палатах. | Комбинированный | 1 | |||
12 | Связь народной и композиторской музыки. | Комбинированный | 1 | |||
Истоки русского классического романса (6 ч) | ||||||
1 | Русский романс. | Комбинированный | 1 | Знать/понимать: названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | ||
2 | Крестьянская песня. | Комбинированный | 1 | |||
3 | Городская лирика. | Комбинированный | 1 | |||
4 | Старинный романс. | Комбинированный | 1 | |||
5 | Городской салонный романс. | Комбинированный | 1 | |||
6 | Лирический романс. | Комбинированный | 1 | |||
Композиторская музыка для церкви (2 ч) | ||||||
1 | Музыка в храме. | Комбинированный | 1 | Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;узнавать изученные | ||
2 | Духовная музыка русских композиторов | Комбинированный | 1 | |||
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6 ч) | ||||||
1 | Обработка народных песен. | Комбинированный | 1 | Знать/ понимать: смысл понятий: «композитор» - «исполнитель» - «слушатель»; названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Уметь: узнавать изученные произведения, называть имена авторов, использовать приобретенные знания и умения для передачи музыкальных впечатлений. продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | ||
2 | Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов. | Комбинированный | 1 | |||
3 | Ритмические особенности народной музыки в творчестве композиторов. | Комбинированный | 1 | |||
4 | Картины народной жизни в музыке композиторов. | Комбинированный | 1 | |||
5 | Русская сказка в произведениях композиторов. | Комбинированный | 1 | |||
6 | Величие России в музыке русских классиков. | Комбинированный | 1 | |||
Итого | 34 |
Учебно-тематический план по музыке
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Теория | Практика | Контрольные работы |
Характерные черты русской музыки | 8 | 2 | 5 | 1 | |
Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности | 12 | 3 | 8 | 1 | |
Истоки русского классического романса | 6 | 2 | 3 | 1 | |
Композиторская музыка для церкви | 2 | 1 | 1 | ||
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре | 6 | 2 | 3 | 1 | |
Итого | 34 | 10 | 20 | 4 |
Литература для учителя
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
- Планируемые результаты начального общего образования/[Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – Вентана – Граф, 2010.
- Беседы с учителем: 3 класс четырёхлетней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. – Вентана-Граф, 2013.
- В.О.Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыкальное искусство» . – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Усачёва, В.О.
- Усачёва, В.О. Музыка. 3 класс: учебник/ В.О. Усачёва.- М.: Вентана - Граф,2014.
- Кузьмина,О.В. Музыкальное искусство.3 класс: блокнот/ О.В. Кузьмина, Усачёва, В.О., Л.В. Школяр.-М.: Вентана - Граф,2014.
- Усачёва, В.О. Музыкальное искусство.3 класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф,2014.
- Усачёва, В.О. Музыкальное искусство. Нотная хрестоматия. 3 класс: методика для учителя/ В.О.Усачёва.- М.: Вентана - Граф,2014.
Литература для учащихся
- В.О.Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыкальное искусство», учебник для 3 класса . – М.: Вентана-Граф, 2013.
- .О.Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыкальное искусство» рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")
МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...
Рабочая программа по музыке Критская "Школа России"
Программа для 1- 4 классов...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 1 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 2 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 21 века" 4 класс
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 21 века" 4 класс...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 21 века" 3 класс
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 21 века" 3 класс...
Рабочая программа по музыке «Начальная школа XXI века» 2 класс
Программа разработана на основе:- авторской программы по музыке В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А. Школяр и снабжена учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века»...