А. С. Пушкин и музыка
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
Урок музыки в 3 классе. Знакомит с музыкальными произведениям, созданными на произведения А. С. Пушкина. Закрепляет знания о творчестве Н. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin_i_muzyka.docx | 26.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок-представление в 3 классе
Тема: А.С. Пушкин и музыка
Задачи: познакомить с музыкальными произведениям, созданными на произведения А. С. Пушкина. На примере прослушанных фрагментов выделить средства выразительности. Закрепить знания о творчестве Н. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского.
Музыкальный материал:
Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»,
М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»,
П.И. Чайковский опера «Евгений Онегин»,
Романс «Я помню чудное мгновение»,
Литература: А. С. Пушкин: «Сказка о царе Салтане», поэма «Руслан и Людмила», роман «Евгений Онегин», стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «Зимнее утро».
Изобразительный ряд: портреты Н. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского и А. С. Пушкина, иллюстрации И. Я. Билибина к произведениям Пушкина.
Ход урока
Мороз и солнце – день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Проснись, красавица, проснись…»
- Всем известны строчки, а кто же автор этих стихов?
- Да, хорошо известный нам поэт Александр Сергеевич Пушкин. Но сегодняшний урок необычный. А знаете – почему? Сегодня урок-знакомство.
- Сегодня мы познакомимся с Пушкиным не только как с поэтом, но и как с человеком, вдохновляющим художника к написанию портрета, композитора – к написанию музыки.
- Вошло в обычай называть Пушкина великим национальным поэтом преимущественно перед всеми другими русскими поэтами. И это, действительно так, был он великим и гениальным. Едва ли не в каждом крупном городе России есть бульвар или городской парк, украшенный бюстом курчавого человека, а улица им. Пушкина тоже есть практически в каждом городе. Его произведения читаются и переводятся на другие языки мира. Действительно, сила гениальности поэта настолько велика, а его личность настолько интересна, что сотни людей искусства обращались и обращаются к творчеству и образу Пушкина.
- А теперь вспомните главное отличие музыки от других видов искусства. (Музыка – искусство временное, его нельзя потрогать, понюхать или остановить.)
- Молодцы, все верно. Музыка передаёт настроение, постоянно находится в движении, изменяется, и каждый воспринимает эти изменения по-разному.
- Как вы думаете, какие из перечисленных особенностей присущи и морской стихии? (Постоянно изменяется, движется, в разные дни выглядит по-разному.)
- Эти черты заметили и музыканты. С помощью особых средств выразительности они смогли достаточно точно воспроизвести звучание морской стихии. Причём море в их произведениях обладает собственных характером, а порой является полноправным участником событий.
- Сейчас мы послушаем фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент называется «Три чуда».
- О каких чудесах рассказывали купцы царю? (Живёт в городе белка, песенки поёт да орешки всё грызет. Выходят из моря 33 богатыря. Появляется царевна-Лебедь.)
- Правильно. Теперь слушаем, а ваша задача – догадаться по музыке, где какое чудо.
(Фрагменты трёх чудес.)
Первое чудо – это...? (Царевна-Лебедь). Второе чудо – это...? (Белка, поющая песенки).
- Почему вы так решили, что за подсказка прозвучала в музыке? (Русская народная песня «Во саду-ли, в огороде».)
- Правильно.
- А третье чудо? (Витязи морские.)
- Что в музыке подсказало вам такой ответ? (Плавное изменение громкости, как будто набегающие волны, повторения.)
Вспомните, если получится, дословно, как в сказке описывается это чудо.
В свете ж есть иное диво.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в шумном беге.
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
- Посмотрите, как точно автор сумел передать характер морской стихии, её непредсказуемость, красоту и мощь.
- Давайте мы с вами побудем в роли оркестра и попробуем изобразить такую волну. Садимся ровно, по моему сигналу мягко набираем воздух и шипим. Внимательно следите за рукой, я покажу, когда надо прибавить звук, а когда нужно уходить.
(Упражнение «Волна».)
- Какие средства выразительности мы использовали для достижения эффекта бегущей воды? (Нарастающую и стихающую динамику, прихотливый ритм, плавное ведение мелодии.)
- Обратите внимание на ещё один портрет, чей он?
- Почему он вдруг появился рядом с портретом А. С. Пушкина? (Это Н. Римский-Корсаков. Он написал оперы на сказки Пушкина.)
- Молодцы. А ещё и одного, и другого называют великими сказочниками. А.С. Пушкина – в литературе, а Н. Римского-Корсакова – в музыке. Музыка, которую мы слушали на нашем уроке, написана этим прекрасным композитором.
- Пушкин тоже относится к морю как к живому существу, послушайте
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул и вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
- Поэт разговаривает и прощается с морем, как с полноправным собеседником. На произведения А. С. Пушкина М. И. Глинка написал оперу «Руслан и Людмила» и несколько романсов.
- Самый известный из них «Я помню чудное мгновение…»
Это стихотворение А. Пушкина, которое учили наизусть и современники, и потомки великого поэта, легло в основу романса М. Глинки «Я помню чудное мгновенье...» - одного из лучших русских романсов XIX века. Сохранив поэтический образ, звучность, метрику пушкинского стиха, Глинка придал ему широкое мелодическое дыхание, подчеркнул переломы в настроении, внёс живое биение пульса в фортепианное сопровождение - и сумел стать равным великому мастеру стиха. Пушкин посвятил стихи Анне Петровне Керн, а Глинка посвятил музыку её дочери Екатерине. Сейчас мы с вами послушаем это замечательное творение.
(Слушание романса в записи).
- На сколько частей можно разделить романс? О чём эти части рассказывают и как они звучат? (Первая часть романса говорила о зарождении любви, о том, что это было чудное мгновение. Мелодия звучит легко, певуче, светло, ритм ровный, средняя часть рассказывает о разлуке, чувствуется напряжение, тревога, сопровождение становится более резким, драматичным. Затем музыка постепенно успокаивается и замедляется, как бы подчёркивая строчки:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои:
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.
А в третьей части говорится о счастье новой встречи. Звучит та же вдохновенная мелодия, что и в первой части.)
- Романс заканчивается так же, как начинается: очень мягко и благородно. Может быть, это образ «гения чистой красоты», а может, самого автора, охваченного нежным и глубоким чувством. Музыка чётко следует за содержанием стихотворения, она чутко откликается на каждое настроение, каждую фразу. Удивительно певучую мелодию невозможно отделить от фортепианного сопровождения - вместе они представляют единое художественное целое.
- Глинка написал оперу на сюжет сказки поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».
- Голос у Черномора такой маленький, такой крошечный, что его вообще не слышно. Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни слова. И всё же мы получаем представление о том, что же это за существо.
Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…
В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.
В опере про карлика рассказывает музыка - марш под которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги Черномора, которые несут его длинную-предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и борода в десять раз длиннее самого Черномора. Карлик ещё не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают. Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.
С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчёркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека.
Послушайте «Марш Черномора». Обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия - высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков - напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо.
Опера «Евгений Онегин» (семилетний труд Пушкина — 1823—1830 гг.). Появление ее в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве.
Велика роль Петра Ильича Чайковского, прикоснувшегося к творению Пушкина. Органично включены в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: ария Гремина, ариозо Ленского и др.
Итог урока. Рефлексия.
Какова же была основная цель нашего урока? Увидеть Пушкина-поэта в других видах искусства, попытаться понять, почему этот человек вызывает к себе такой интерес.
- Скажите, а узнали ли вы что-то новое о поэте из сегодняшнего урока?
- Открыли ли для себя что-то такое, о чем не догадывались?
- Может быть кто-то стал по-другому воспринимать Пушкина?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературного чтения, изо и музыки по произведению А.С.Пушкина "Зимний вечер"
Данный урок позволяет работать над развитием творческих способностей обучающихся, развивает общеучебные умения и навыки, позволяет сэкономить время на прохождение материала по различным предмета...
Интегрированный урок (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"
Конспект интегрированного урока (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"...
Конспект комбинированного урока-проекта (литература+музыка) "Пушкин в литературе и в музыке".
Конспект содержит материалы по теме "Пушкин в литературе и в музыке". Представлены подробные выступления детей в творческих группах....
Интегрированный урок по литературному чтению и музыке "Изобразительные и выразительные средства в поэзии и музыке на примере некоторых стихотворений А.С.Пушкина.
На уроке звучит несколько стихотворений А.С.Пушкина и романсы русских композиторов....
Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»
Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.«Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.
Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1Формировать умение анализировать и сравнивать выр...
Презентация "Сказочные образы А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского-Корсакова" ( Сказка о царе Салтане)
Презентация помогает создать визуальные образы, созданные поэтом и композитором в своих произведениях (Сказке о царе Салтане)...