Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы танцуем и поем"
рабочая программа по музыке на тему

Акинина Марина Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы танцуем и поем"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                 «Основная общеобразовательная школа №6»

 

Рабочая программа внеурочных занятий

              «Мы танцуем и поем»

                                                Составитель

                                                Акинина М.Н.

                        

г.Топки

Пояснительная записка

В основу авторской программы внеурочной деятельности  положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс внеурочной деятельности  разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств.

В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся :  необходимость развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.

Программа «Мы танцуем и поем» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности и через ритмические упражнения. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.

В  основу музыкальной деятельности положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

        Отличительными особенностями программы       1.является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;

2.принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы, музыки, изобразительного искусства и вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

        Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

       Педагогическая целесообразность данного курса для  школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить музыкальный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, так как именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

        Новизна программы в том, что она позволяет в условиях ОУ через внеурочную деятельность расширить  возможности  образовательной области «Искусство».  Программа  имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и музыкальных  способностей  младших школьников.

       Цель: Создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.

       Задачи внеурочной деятельности:

  1. Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
  2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.
  3. Умение исполнять простые и сложные вокальные произведения, обучение основам сценической культуры, работе в коллективе.
  4. развивать индивидуальные творческие способности
  5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
  6. Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
  7. Развитие творческих способностей младших школьников.

Реализация задач осуществляется через различные виды творческой деятельности:

- сольное и ансамблевое пение,

-слушание различных интерпретаций исполнения,

-пластическое интонирование,

-добавление элементов импровизации,

-движения под музыку,

-элементы театрализации.

-реализация современных творческих идей в проектной деятельности, фестивалях, праздниках, конкурсах.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год. Образовательный процесс  строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Содержание программы

     Занятия внеурочной деятельности «Мы танцуем и поем» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»

       Содержание

   На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце занятия проводится музыкальная игра.

       «Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.

       Формы – беседа, прослушивание звуков природы, групповые игры.    

2. Тема «Разбудим голосок»

       Содержание

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.

«Голос – одежда нашей речи».  В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

       Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.      

3. Тема «Развитие голоса»

         Содержание

       В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

       Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.      

4. Тема «Музыка вокруг тебя»

      Содержание

Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.

      Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

       Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.

5. Тема «Фольклор»

         Содержание

      Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа и народными инструментами, всё это расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Ансамбль. Народный оркестр. Чем похожи «Три оркестра».

       Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, народных песен.      

6. Тема «Творчество»

        Содержание

      В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят  интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

       Формы – творческие игры, конкурсы.

7. Тема «Встречаем друзей!»

       Содержание

«Встречаем друзей!»  - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок. 

      По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно изготавливаются декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных партий. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.

     Формы – творческий отчёт, концертная деятельность.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;

- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой;

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;

- уважение к чувствам и настроениям другого человека.

- понимания значения музыкального искусства в жизни человека;

-нравственно-эстетических переживаний музыки;

- начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;

- эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

- понимать смысл инструкции учителя и заданий;

- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

- выполнять действия в громкоречевой форме.

Познавательные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

- осуществлять поиск нужной информации;

- расширять свои представления о музыке;

- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма;

- читать простое схематическое изображение;

- различать условные обозначения;

- сравнивать разные части музыкального текста;

- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

- осуществлять поиск нужной дополнительной информации;

- работать с дополнительными текстами и заданиями;

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;

- следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;

- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;

- контролировать свои действия в групповой работе;

- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.

К концу 4 года занятий учащийся

ЗНАЕТ:

1.      Что такое музыка.

2.      Чем отличается музыка от других видов искусств.

3.      С чего зародилась музыка.

4.      Какие виды музыкальной деятельности существуют.

5.      Кто создаёт музыкальные произведения.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1.      Об элементарных музыкальных средствах исполнения.

2.      О вокально-хоровой деятельности (распевания).

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

УМЕЕТ:

1.      Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

2.      Образно мыслить.

3.      Концентрировать внимание.

4.      Ощущать себя в музыкальном пространстве.

ПРИОБРЕТАЕТ  НАВЫКИ:

1.      Общения с партнером (одноклассниками).

2.      Элементарного музыкального мастерства.

3.      Образного восприятия музыкального произведения.

4.      Коллективного творчества

         А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным инструментам, голосу, ответственность перед коллективом.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Применение на занятиях как коллективной, так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.

    Основными показателями выполнения программных требований по уровню  подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими  и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.

           В  начале  и  в конце учебного года проводится диагностика учащихся, где они отвечают на теоретические вопросы в игровой форме,  выполняют анкеты, тесты, практическую работу по основам вокального искусства. Для сопоставимости результатов используется единая 10-бальная система оценивания для всех видов подготовки. Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: качество исполнения изучаемых на занятиях песен, попевок, распевок и работы в целом; уровень творческой деятельности. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.

Тематическое планирование и содержание деятельности

Учебно-тематический план обучения

п/п

Темы занятий

Общее количество часов

Часы теоретических занятий

Часы практических занятий

Первый год

1.

Звуки окружающего мира

6

1

5

2.

Разбудим голосок

3

1

2

3.

Развитие голоса

4

1

3

4.

Музыка вокруг тебя

9

3

6

5.

Фольклор

4

1

3

6.

Творчество

4

1

3

7.

Радуга талантов

3

3

Второй год

1.

Шумовые и музыкальные звуки

3

1

2

2.

Развитие и охрана голоса

3

1

2

3.

Звучащий мой голос

7

2

5

4.

Музыка и ты

9

3

6

5.

Ансамбль

5

1

4

6.

Творчество

3

3

7.

Радуга талантов

4

4

Третий год

1.

Звуки, живущие в единстве

5

2

3

2.

Развитие и охрана голоса

3

1

2

3.

Я красиво петь могу

6

2

4

4.

Мир музыки

8

2

6

5.

Тайны инструментов

5

1

4

6.

Творчество

3

3

7.

Радуга талантов

4

4

Четвёртый год

1.

Мир волшебных звуков

5

1

4

2.

Развитие и охрана голоса

3

3

3.

Звучит, поёт моя душа

6

1

5

4.

Пусть музыка звучит

8

3

5

5.

Три оркестра

5

2

3

6.

Творчество

3

3

7.

Радуга талантов

4

4

Календарно-тематическое планирование работы                                                    на первый год обучения

Nп/п

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Примечание

1

Тема: «Звуки окружающего мира»  Вводное занятие. Музыкальная игра «Звуки вокруг нас»

Групповая игра

1

Презентация музыкальной игры

2

«Деревянные звуки». Ритмические игры и упражнения.

Групповая и индивидуальная игра

1

3

«Стеклянные звуки». Ритмические игры и упражнения.  

Групповая и индивидуальная игра

1

4

«Металлические звуки». Ритмические игры и упражнения.

Групповая и индивидуальная игра

1

5

«Шуршащие звуки».

Групповая игра

1

6

«Звуки природы»

Групповая и индивидуальная работа на улице

1

7

Тема: «Разбудим голосок».

Распевание.

Групповая игра

1

8

«Вокальная гимнастика»

Вокально-хоровые и дыхательные упражнения

1

9

Упражнение на развитие дыхания

Парная и индивидуальная деятельность

1

10

Тема: Развитие голоса»

Вокально-хоровая работа

Сольная и хоровая деятельность

1

11-12

«Волшебные нотки»

Вокально-хоровая деятельность

2

13

«Музыкальные бусы»

Групповая игра

1

14

 Тема: «Музыка вокруг тебя»

Встреча с юными музыкантами Школы искусств

Групповая

1

Посещение

концерта юных музыкантов

15

«Я хочу услышать музыку»

Работа в ансамбле

1

16

«Музыка осени»

Групповое и индивидуальное занятие

1

17

«Музыка зимы»

Групповое и индивидуальное занятие

1

18

«Музыка весны»

Групповое и индивидуальное занятие

1

19

«Музыка лета»

Групповое и индивидуальное занятие

1

20

Конкурс «Музыка природы»

Музыкальная игра (занятие на улице)

1

21

«Мир музыки»

Групповая игра

1

22

Концерт для родителей

Актовый зал

1

23

Тема: «Фольклор»

Работа в парах. Сочинение частушек.

Парная деятельность.

1

24

Знакомство с русскими народными песнями

Хоровая деятельность

(занятие в классе)

1

25-26

Музыкальные игры

Групповая игра (занятие в классе и на улице)

2

27

Тема: «Творчество»

Музыкально-театрализованная импровизация.

Групповая и индивидуальная работа (занятие в актовом зале)

1

28

«Я маленький композитор».

Работа в парах

1

29

«Детский оркестр». Игра на музыкальных инструментах

Групповая и индивидуальная работа

1

30

Презентация «Музыкальные инструменты»

Просмотр презентации

1

31

Тема: «Встречаем друзей!»

Репетиция концерта

Актовый зал

1

32

Генеральная репетиция концерта

Актовый зал

1

33

Отчетный концерт «Встречаем друзей!»

Актовый зал

1

Концерт в школе

                                     

Календарно-тематическое планирование работы                                                    на втором году обучения

Nп/п

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Примечание

1

Тема: «Шумовые и музыкальные звуки»  Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию»

Групповая игра

1

Презентация музыкальной игры

2

Ритмические игры и упражнения на шумовых инструментах.

Групповая и индивидуальная игра

1

3

«Музыкальные движения». Развитие двигательных способностей ребёнка.

Групповая игра

1

4

Тема: «Развитие и охрана голоса»

Групповая игра

1

5

«Вокальная гимнастика»

Вокально-хоровая работа

1

6

Упражнение на развитие дыхания.

Парная и индивидуальная деятельность.

1

7

Тема: «Звучащий мой голос»

Сольная и хоровая деятельность

1

8-9

Разучивание детских песен.

Занятие в классе

2

10-11

Работа над музыкальной сказкой «Волк и семеро козлят»

Групповое и индивидуальное занятие (занятие в актовом зале)

2

Выбор главных героев

12-13

«Голос нежнейший и тончайший инструмент»

Групповая игра (актовый зал)

2

14

 Тема: «Музыка и ты».  Встреча с музыкантами.

Групповая

1

Посещение

Владимирской филармонии

15-16

Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки»

Групповая игра

2

17-18

«Музыка-здоровье-жизнь»

Групповая деятельность

2

19

«Я хочу услышать музыку»

Работа в ансамбле

1

20

«Композитор –исполнитель –слушатель»

Музыкальная игра

1

21

«Мир музыки»

Групповая игра

1

22

Концерт для родителей

Актовый зал.

1

23

Тема: «Ансамбль»

Игра в ансамбле

1

24

Русские народные песни и инструменты

Хоровая и исполнительская деятельность

1

25-26

Ансамбль русских народных инструментов

Групповая игра

2

27

Презентация «Тайны народного оркестра»

Просмотр презентации

1

28

Тема: «Творчество»

 «Я маленький композитор».

Игра на музыкальных инструментах

Работа в парах

1

29-30

Музыкальные игры русского народа

Групповая игра (на свежем воздухе, в зале)

2

31

Тема: «Встречаем друзей!»

Репетиция концерта

Актовый зал.

1

32

Генеральная репетиция концерта

Актовый зал.

1

33

Отчетный концерт «Встречаем друзей!»

Актовый зал.

1

34

Отчетный концерт «Встречаем друзей»

Центр «Семья», «Дом ветеранов»

1

Выездные концерты

Календарно-тематическое планирование работы                                                    на третьем году обучения

Nп/п

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Примечание

1

Тема: «Звуки, живущие в единстве»  

Вводное занятие. Музыкальная игра «Проще простого»

Групповая игра

1

Презентация музыкальной игры

2

«Звукоряд»

Групповая и индивидуальная игра

1

3

«Волшебные нотки»

Групповая игра

1

4-5

«Хоровое сольфеджио»

Групповая и индивидуальная деятельность.

2

6

Тема: «Развитие и охрана голоса»

Групповая игра

1

7

«Вокальная гимнастика».

Вокально-хоровые и дыхательные упражнения

1

8

Упражнение на развитие дыхания.

Парная и индивидуальная деятельность.

1

9

Тема: «Я красиво петь могу»

Вокально-хоровая работа

Сольная и хоровая деятельность

1

10

Разучивание детских песен.

Занятие в классе

1

11-12

Работа над музыкально-театрализованной  сказкой

Групповое и индивидуальное занятие (занятие в актовом зале)

2

Выбор главных героев

13-14

«Мой голос - мой инструмент»

Сольная деятельность (актовый зал)

2

15

 Тема: «Мир музыки»  

Групповая

1

Посещение

городской школы искусств

16

Игра «Музыкальное лото»

Групповая игра

1

17-18

«Музыкальный букварь»

Групповое и индивидуальное занятие

2

19

«Я хочу услышать музыку»

Работа в ансамбле

1

20

«Я - композитор,

я - исполнитель,

я - слушатель»

Музыкальная игра

1

21

«Мир музыки»

Групповая игра

1

22

Концерт для родителей

Актовый зал

1

23

Тема: «Тайны инструментов»

Сольная и ансамблевая деятельность

1

24

Инструменты симфонического оркестра

Исполнительская деятельность

1

25-26

«Три оркестра»

Групповая игра

2

27

Презентация «Тайны симфонического оркестра»

Просмотр презентации

1

28

Тема: «Творчество»

 Игра на музыкальных инструментах

Работа в парах

1

29-30

Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?»

Групповая и парная игра

2

31

Тема: «Встречаем друзей»

Репетиция концерта

Актовый зал

1

32-34

Концертная деятельность

Школы города Топки

3

Выездные концерты

Календарно-тематическое планирование работы                                                    на четвёртом году обучения

Nп/п

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Примечание

1

Тема: «Мир волшебных звуков»  

Вводное занятие. Музыкальная игра «Два рояля»

Групповая игра

1

Презентация музыкальной игры

2-3

«Звуки моей души»

Групповая и индивидуальная деятельность

2

4

«Музыкальные часы»

Групповая игра

1

5

Музыкальный «Семицветик»

Групповая и индивидуальная деятельность.

1

6

Тема: «Развитие и охрана голоса»

Распевание.

Групповая игра

1

7

«Вокальная гимнастика»

Вокально-хоровые и дыхательные упражнения

1

8

Упражнение на развитие дыхания.

Парная и индивидуальная деятельность.

1

9

Тема: «Звучит, поёт моя душа»

Вокально-хоровая работа

Сольная и хоровая деятельность

1

10-11

Разучивание детских песен.

Занятие в классе

2

12-13

Музыкальная  сказка «Бременские музыканты»

Групповое и индивидуальное занятие (занятие в актовом зале)

2

Выбор главных героев

14

«Душа поёт»

Сольная деятельность (актовый зал)

1

15

 Тема: «Пусть музыка звучит»  

Групповая

1

Посещение

ДТДиМ

16

Игра «Музыкальное лото»

Групповая игра

1

17-18

«Великие классики»

Групповое и индивидуальное занятие

2

19

«Я слышу музыку»

Работа в ансамбле (занятие в классе)

1

20

«Путешествие в страну музыки»

Музыкальная игра

1

21

«Мир музыки»

Групповая игра

1

22

Концерт для родителей

Актовый зал

1

23

Тема: «Три оркестра»

Сольная и ансамблевая деятельность

1

24

Симфонический оркестр

Исполнительская деятельность

1

25

Народный оркестр

Групповая игра

1

26

Эстрадный оркестр

Групповая игра

1

27

Презентация «Тайны трёх оркестров»

Просмотр презентации

1

28

Тема: «Творчество»

 

Работа в парах

1

29-30

Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?»

Групповая и парная игра

2

31

Тема: «Встречаем друзей»

Репетиция концерта

Актовый зал

1

Концерт в школе

32-34

Концертная деятельность

3

Выездные концерты в школы города и района

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

  Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий.

  Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, концерты, праздники, встречи с музыкантами Владимирской областной филармонии, Школы искусств, творческие отчёты. Совместные просмотры и обсуждение концертов, музыкальных спектаклей. Выступление с концертными программами перед родителями, ветеранами войны и труда, малышами детского сада.

    Постановка музыкальных номеров к школьным праздникам, тематическим концертам, театральные постановки музыкальных сказок, литературно-музыкальные композиции, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и развитие творческих способностей.

    Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.

         Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.  

    Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети научатся коллективной работе, работе с партнером, общаться со зрителем, научатся вокально-хоровой работе над выразительным исполнением песен, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети научатся играть на шумовых инструментах, выразительно исполнять народные песни и попевки, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создавать музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети смогут привнести элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.

    Следует стараться, чтобы маленьких детей не отпугнуть чем-то слишком серьёзным, что может показаться им утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно.     Использовать как можно больше сказки и больше фантазии. Не уставая, будить воображение ребёнка, связывая сказку, фантазию с музыкой. Не уставая, рассказывать и показывать, «колдовать» вокруг музыки.

   

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

           Для реализации программы по внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо оборудование: музыкальные инструменты, музыкальный центр (караоке), магнитофон, микрофоны, компьютер, портреты композиторов,  репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы, записи музыкальных произведений по программе на электронных носителях.

           Кабинет, в котором проходят занятия, должен хорошо проветриваться, ежедневно должна проводиться влажная уборка.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ                                                    Литература

- «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений».Авторы: Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов,М.«Просвещение»2011

- Учебная программа по музыке Г.С. Ригиной. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.

-  «Мир вокального искусства» 1-4 классы - программы, разработки занятий, методические рекомендации. Автор-составитель Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.    

- «Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.  

- «Первые уроки музыки» - Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. Автор: Домогацкая И.Е., 2003г.  

- «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г.        

- «Развитие музыкальных способностей детей», автор: Михайлова М.А. 1997г

- «Первые уроки музыки и творчества». Автор: Е.И.Юдина, Москва "Аквариум" – 1999 г.

   Рекомендуемая литература для воспитанников и родителей

- «Музыкальный букварь», автор И.В.Кошмина – М.:ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2005

- «Как Рыжик научился петь» / Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор: Абелян Л.  – М., 1989.

- «Первые шаги в музыке». Авторы: Конорова Е., Андреева М. – М.: «Советский композитор», 1991.

- Поёт детская хоровая студия «Веснянка»: песни для детей младшего, среднего и старшего возраста: Учебно-методическое пособие/ Авторы-составители Л.П. Дугакова, Л.В. Алдакова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

- «Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов». Авто: Струве Г. – М., 1988.

- «Путешествие по Музыкальной стране». Автор: Крайнова Г.– Саратов, «Научная книга», 1996.

- «С кисточкой и музыкой в ладошке». Авторы: Басина Н.Э., Суслова О.А. – М.: Линка-Пресс, 1997.

Перечень Интернет-ресурсов

  1.  http://www.solnyshko.ee/
  2.  http://www.uroki.net/
  3.  http://www.zankov.ru/
  4.  http://www.viki.rdf.ru/
  5.  http://www.nachalka.com/photo
  6.  http://www.n-shkola.ru/

 http://www.uchportal.ru/load/46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Солнечный мир танца»

Последние годы интерес к хореографическому искусству в нашей стране значительно возрос. Учебная программа по хореографии разработана в соответствии с Государственным стандартом нового поколения «Новая...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Спортивно-бальные танцы""

Рабочая программа и тематическое планирование занятий на 1 год...

программа внеурочной деятельности "Танцы народов мира"

В последнее время сложилась такая ситуация, что  искусство танца и музыки стало примитивно. Ребёнок начинает принимать за танцевальное  искусство творение современных популярных  исполн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа кружка "Спортивные танцы",1 класс

Рабочая программа кружка "Спортивные танцы",1 класс...

Рабочая программа кружка классического танца на 2014-2018 учебный год

Рабочая программа кружка классического танца на 2014-2018 учебный год...