Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы танцуем и поем"
рабочая программа по музыке на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы танцуем и поем"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_muzyke_1-4_klassy.docx | 68.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №6»
Рабочая программа внеурочных занятий
«Мы танцуем и поем»
Составитель
Акинина М.Н.
г.Топки
Пояснительная записка
В основу авторской программы внеурочной деятельности положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс внеурочной деятельности разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств.
В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся : необходимость развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.
Программа «Мы танцуем и поем» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности и через ритмические упражнения. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
В основу музыкальной деятельности положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы 1.является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
2.принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы, музыки, изобразительного искусства и вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить музыкальный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, так как именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Новизна программы в том, что она позволяет в условиях ОУ через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Искусство». Программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и музыкальных способностей младших школьников.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Задачи внеурочной деятельности:
- Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
- Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.
- Умение исполнять простые и сложные вокальные произведения, обучение основам сценической культуры, работе в коллективе.
- развивать индивидуальные творческие способности
- Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
- Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
- Развитие творческих способностей младших школьников.
Реализация задач осуществляется через различные виды творческой деятельности:
- сольное и ансамблевое пение,
-слушание различных интерпретаций исполнения,
-пластическое интонирование,
-добавление элементов импровизации,
-движения под музыку,
-элементы театрализации.
-реализация современных творческих идей в проектной деятельности, фестивалях, праздниках, конкурсах.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Содержание программы
Занятия внеурочной деятельности «Мы танцуем и поем» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
Содержание
На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце занятия проводится музыкальная игра.
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
Формы – беседа, прослушивание звуков природы, групповые игры.
2. Тема «Разбудим голосок»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
3. Тема «Развитие голоса»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
4. Тема «Музыка вокруг тебя»
Содержание
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.
5. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа и народными инструментами, всё это расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Ансамбль. Народный оркестр. Чем похожи «Три оркестра».
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, народных песен.
6. Тема «Творчество»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Формы – творческие игры, конкурсы.
7. Тема «Встречаем друзей!»
Содержание
«Встречаем друзей!» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно изготавливаются декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных партий. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
Формы – творческий отчёт, концертная деятельность.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения; - эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру; - положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой; - основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями; - уважение к чувствам и настроениям другого человека. | - понимания значения музыкального искусства в жизни человека; -нравственно-эстетических переживаний музыки; - начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений; - первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности; - эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни. |
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; - выполнять действия в устной форме; - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности. | - понимать смысл инструкции учителя и заданий; - воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; - выполнять действия в опоре на заданный ориентир; - выполнять действия в громкоречевой форме. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- осуществлять поиск нужной информации; - расширять свои представления о музыке; - ориентироваться в способах решения исполнительской задачи; - использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма; - читать простое схематическое изображение; - различать условные обозначения; - сравнивать разные части музыкального текста; - соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. | - осуществлять поиск нужной дополнительной информации; - работать с дополнительными текстами и заданиями; - соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия); - соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения. |
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; - исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений; - следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности. | - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; - следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности; - понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их; - контролировать свои действия в групповой работе; - проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки. |
К концу 4 года занятий учащийся
ЗНАЕТ:
1. Что такое музыка.
2. Чем отличается музыка от других видов искусств.
3. С чего зародилась музыка.
4. Какие виды музыкальной деятельности существуют.
5. Кто создаёт музыкальные произведения.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных музыкальных средствах исполнения.
2. О вокально-хоровой деятельности (распевания).
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в музыкальном пространстве.
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного музыкального мастерства.
3. Образного восприятия музыкального произведения.
4. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным инструментам, голосу, ответственность перед коллективом.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Применение на занятиях как коллективной, так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.
В начале и в конце учебного года проводится диагностика учащихся, где они отвечают на теоретические вопросы в игровой форме, выполняют анкеты, тесты, практическую работу по основам вокального искусства. Для сопоставимости результатов используется единая 10-бальная система оценивания для всех видов подготовки. Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: качество исполнения изучаемых на занятиях песен, попевок, распевок и работы в целом; уровень творческой деятельности. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.
Тематическое планирование и содержание деятельности
Учебно-тематический план обучения
№ п/п | Темы занятий | Общее количество часов | Часы теоретических занятий | Часы практических занятий |
Первый год | ||||
1. | Звуки окружающего мира | 6 | 1 | 5 |
2. | Разбудим голосок | 3 | 1 | 2 |
3. | Развитие голоса | 4 | 1 | 3 |
4. | Музыка вокруг тебя | 9 | 3 | 6 |
5. | Фольклор | 4 | 1 | 3 |
6. | Творчество | 4 | 1 | 3 |
7. | Радуга талантов | 3 | 3 | |
Второй год | ||||
1. | Шумовые и музыкальные звуки | 3 | 1 | 2 |
2. | Развитие и охрана голоса | 3 | 1 | 2 |
3. | Звучащий мой голос | 7 | 2 | 5 |
4. | Музыка и ты | 9 | 3 | 6 |
5. | Ансамбль | 5 | 1 | 4 |
6. | Творчество | 3 | 3 | |
7. | Радуга талантов | 4 | 4 | |
Третий год | ||||
1. | Звуки, живущие в единстве | 5 | 2 | 3 |
2. | Развитие и охрана голоса | 3 | 1 | 2 |
3. | Я красиво петь могу | 6 | 2 | 4 |
4. | Мир музыки | 8 | 2 | 6 |
5. | Тайны инструментов | 5 | 1 | 4 |
6. | Творчество | 3 | 3 | |
7. | Радуга талантов | 4 | 4 | |
Четвёртый год | ||||
1. | Мир волшебных звуков | 5 | 1 | 4 |
2. | Развитие и охрана голоса | 3 | 3 | |
3. | Звучит, поёт моя душа | 6 | 1 | 5 |
4. | Пусть музыка звучит | 8 | 3 | 5 |
5. | Три оркестра | 5 | 2 | 3 |
6. | Творчество | 3 | 3 | |
7. | Радуга талантов | 4 | 4 |
Календарно-тематическое планирование работы на первый год обучения
Nп/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Тема: «Звуки окружающего мира» Вводное занятие. Музыкальная игра «Звуки вокруг нас» | Групповая игра | 1 | Презентация музыкальной игры |
2 | «Деревянные звуки». Ритмические игры и упражнения. | Групповая и индивидуальная игра | 1 | |
3 | «Стеклянные звуки». Ритмические игры и упражнения. | Групповая и индивидуальная игра | 1 | |
4 | «Металлические звуки». Ритмические игры и упражнения. | Групповая и индивидуальная игра | 1 | |
5 | «Шуршащие звуки». | Групповая игра | 1 | |
6 | «Звуки природы» | Групповая и индивидуальная работа на улице | 1 | |
7 | Тема: «Разбудим голосок». Распевание. | Групповая игра | 1 | |
8 | «Вокальная гимнастика» | Вокально-хоровые и дыхательные упражнения | 1 | |
9 | Упражнение на развитие дыхания | Парная и индивидуальная деятельность | 1 | |
10 | Тема: Развитие голоса» Вокально-хоровая работа | Сольная и хоровая деятельность | 1 | |
11-12 | «Волшебные нотки» | Вокально-хоровая деятельность | 2 | |
13 | «Музыкальные бусы» | Групповая игра | 1 | |
14 | Тема: «Музыка вокруг тебя» Встреча с юными музыкантами Школы искусств | Групповая | 1 | Посещение концерта юных музыкантов |
15 | «Я хочу услышать музыку» | Работа в ансамбле | 1 | |
16 | «Музыка осени» | Групповое и индивидуальное занятие | 1 | |
17 | «Музыка зимы» | Групповое и индивидуальное занятие | 1 | |
18 | «Музыка весны» | Групповое и индивидуальное занятие | 1 | |
19 | «Музыка лета» | Групповое и индивидуальное занятие | 1 | |
20 | Конкурс «Музыка природы» | Музыкальная игра (занятие на улице) | 1 | |
21 | «Мир музыки» | Групповая игра | 1 | |
22 | Концерт для родителей | Актовый зал | 1 | |
23 | Тема: «Фольклор» Работа в парах. Сочинение частушек. | Парная деятельность. | 1 | |
24 | Знакомство с русскими народными песнями | Хоровая деятельность (занятие в классе) | 1 | |
25-26 | Музыкальные игры | Групповая игра (занятие в классе и на улице) | 2 | |
27 | Тема: «Творчество» Музыкально-театрализованная импровизация. | Групповая и индивидуальная работа (занятие в актовом зале) | 1 | |
28 | «Я маленький композитор». | Работа в парах | 1 | |
29 | «Детский оркестр». Игра на музыкальных инструментах | Групповая и индивидуальная работа | 1 | |
30 | Презентация «Музыкальные инструменты» | Просмотр презентации | 1 | |
31 | Тема: «Встречаем друзей!» Репетиция концерта | Актовый зал | 1 | |
32 | Генеральная репетиция концерта | Актовый зал | 1 | |
33 | Отчетный концерт «Встречаем друзей!» | Актовый зал | 1 | Концерт в школе |
Календарно-тематическое планирование работы на втором году обучения
Nп/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Тема: «Шумовые и музыкальные звуки» Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию» | Групповая игра | 1 | Презентация музыкальной игры |
2 | Ритмические игры и упражнения на шумовых инструментах. | Групповая и индивидуальная игра | 1 | |
3 | «Музыкальные движения». Развитие двигательных способностей ребёнка. | Групповая игра | 1 | |
4 | Тема: «Развитие и охрана голоса» | Групповая игра | 1 | |
5 | «Вокальная гимнастика» | Вокально-хоровая работа | 1 | |
6 | Упражнение на развитие дыхания. | Парная и индивидуальная деятельность. | 1 | |
7 | Тема: «Звучащий мой голос» | Сольная и хоровая деятельность | 1 | |
8-9 | Разучивание детских песен. | Занятие в классе | 2 | |
10-11 | Работа над музыкальной сказкой «Волк и семеро козлят» | Групповое и индивидуальное занятие (занятие в актовом зале) | 2 | Выбор главных героев |
12-13 | «Голос нежнейший и тончайший инструмент» | Групповая игра (актовый зал) | 2 | |
14 | Тема: «Музыка и ты». Встреча с музыкантами. | Групповая | 1 | Посещение Владимирской филармонии |
15-16 | Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки» | Групповая игра | 2 | |
17-18 | «Музыка-здоровье-жизнь» | Групповая деятельность | 2 | |
19 | «Я хочу услышать музыку» | Работа в ансамбле | 1 | |
20 | «Композитор –исполнитель –слушатель» | Музыкальная игра | 1 | |
21 | «Мир музыки» | Групповая игра | 1 | |
22 | Концерт для родителей | Актовый зал. | 1 | |
23 | Тема: «Ансамбль» | Игра в ансамбле | 1 | |
24 | Русские народные песни и инструменты | Хоровая и исполнительская деятельность | 1 | |
25-26 | Ансамбль русских народных инструментов | Групповая игра | 2 | |
27 | Презентация «Тайны народного оркестра» | Просмотр презентации | 1 | |
28 | Тема: «Творчество» «Я маленький композитор». Игра на музыкальных инструментах | Работа в парах | 1 | |
29-30 | Музыкальные игры русского народа | Групповая игра (на свежем воздухе, в зале) | 2 | |
31 | Тема: «Встречаем друзей!» Репетиция концерта | Актовый зал. | 1 | |
32 | Генеральная репетиция концерта | Актовый зал. | 1 | |
33 | Отчетный концерт «Встречаем друзей!» | Актовый зал. | 1 | |
34 | Отчетный концерт «Встречаем друзей» | Центр «Семья», «Дом ветеранов» | 1 | Выездные концерты |
Календарно-тематическое планирование работы на третьем году обучения
Nп/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Тема: «Звуки, живущие в единстве» Вводное занятие. Музыкальная игра «Проще простого» | Групповая игра | 1 | Презентация музыкальной игры |
2 | «Звукоряд» | Групповая и индивидуальная игра | 1 | |
3 | «Волшебные нотки» | Групповая игра | 1 | |
4-5 | «Хоровое сольфеджио» | Групповая и индивидуальная деятельность. | 2 | |
6 | Тема: «Развитие и охрана голоса» | Групповая игра | 1 | |
7 | «Вокальная гимнастика». | Вокально-хоровые и дыхательные упражнения | 1 | |
8 | Упражнение на развитие дыхания. | Парная и индивидуальная деятельность. | 1 | |
9 | Тема: «Я красиво петь могу» Вокально-хоровая работа | Сольная и хоровая деятельность | 1 | |
10 | Разучивание детских песен. | Занятие в классе | 1 | |
11-12 | Работа над музыкально-театрализованной сказкой | Групповое и индивидуальное занятие (занятие в актовом зале) | 2 | Выбор главных героев |
13-14 | «Мой голос - мой инструмент» | Сольная деятельность (актовый зал) | 2 | |
15 | Тема: «Мир музыки» | Групповая | 1 | Посещение городской школы искусств |
16 | Игра «Музыкальное лото» | Групповая игра | 1 | |
17-18 | «Музыкальный букварь» | Групповое и индивидуальное занятие | 2 | |
19 | «Я хочу услышать музыку» | Работа в ансамбле | 1 | |
20 | «Я - композитор, я - исполнитель, я - слушатель» | Музыкальная игра | 1 | |
21 | «Мир музыки» | Групповая игра | 1 | |
22 | Концерт для родителей | Актовый зал | 1 | |
23 | Тема: «Тайны инструментов» | Сольная и ансамблевая деятельность | 1 | |
24 | Инструменты симфонического оркестра | Исполнительская деятельность | 1 | |
25-26 | «Три оркестра» | Групповая игра | 2 | |
27 | Презентация «Тайны симфонического оркестра» | Просмотр презентации | 1 | |
28 | Тема: «Творчество» Игра на музыкальных инструментах | Работа в парах | 1 | |
29-30 | Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?» | Групповая и парная игра | 2 | |
31 | Тема: «Встречаем друзей» Репетиция концерта | Актовый зал | 1 | |
32-34 | Концертная деятельность | Школы города Топки | 3 | Выездные концерты |
Календарно-тематическое планирование работы на четвёртом году обучения
Nп/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Тема: «Мир волшебных звуков» Вводное занятие. Музыкальная игра «Два рояля» | Групповая игра | 1 | Презентация музыкальной игры |
2-3 | «Звуки моей души» | Групповая и индивидуальная деятельность | 2 | |
4 | «Музыкальные часы» | Групповая игра | 1 | |
5 | Музыкальный «Семицветик» | Групповая и индивидуальная деятельность. | 1 | |
6 | Тема: «Развитие и охрана голоса» Распевание. | Групповая игра | 1 | |
7 | «Вокальная гимнастика» | Вокально-хоровые и дыхательные упражнения | 1 | |
8 | Упражнение на развитие дыхания. | Парная и индивидуальная деятельность. | 1 | |
9 | Тема: «Звучит, поёт моя душа» Вокально-хоровая работа | Сольная и хоровая деятельность | 1 | |
10-11 | Разучивание детских песен. | Занятие в классе | 2 | |
12-13 | Музыкальная сказка «Бременские музыканты» | Групповое и индивидуальное занятие (занятие в актовом зале) | 2 | Выбор главных героев |
14 | «Душа поёт» | Сольная деятельность (актовый зал) | 1 | |
15 | Тема: «Пусть музыка звучит» | Групповая | 1 | Посещение ДТДиМ |
16 | Игра «Музыкальное лото» | Групповая игра | 1 | |
17-18 | «Великие классики» | Групповое и индивидуальное занятие | 2 | |
19 | «Я слышу музыку» | Работа в ансамбле (занятие в классе) | 1 | |
20 | «Путешествие в страну музыки» | Музыкальная игра | 1 | |
21 | «Мир музыки» | Групповая игра | 1 | |
22 | Концерт для родителей | Актовый зал | 1 | |
23 | Тема: «Три оркестра» | Сольная и ансамблевая деятельность | 1 | |
24 | Симфонический оркестр | Исполнительская деятельность | 1 | |
25 | Народный оркестр | Групповая игра | 1 | |
26 | Эстрадный оркестр | Групповая игра | 1 | |
27 | Презентация «Тайны трёх оркестров» | Просмотр презентации | 1 | |
28 | Тема: «Творчество»
| Работа в парах | 1 | |
29-30 | Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?» | Групповая и парная игра | 2 | |
31 | Тема: «Встречаем друзей» Репетиция концерта | Актовый зал | 1 | Концерт в школе |
32-34 | Концертная деятельность | 3 | Выездные концерты в школы города и района |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий.
Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, концерты, праздники, встречи с музыкантами Владимирской областной филармонии, Школы искусств, творческие отчёты. Совместные просмотры и обсуждение концертов, музыкальных спектаклей. Выступление с концертными программами перед родителями, ветеранами войны и труда, малышами детского сада.
Постановка музыкальных номеров к школьным праздникам, тематическим концертам, театральные постановки музыкальных сказок, литературно-музыкальные композиции, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и развитие творческих способностей.
Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети научатся коллективной работе, работе с партнером, общаться со зрителем, научатся вокально-хоровой работе над выразительным исполнением песен, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети научатся играть на шумовых инструментах, выразительно исполнять народные песни и попевки, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создавать музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети смогут привнести элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Следует стараться, чтобы маленьких детей не отпугнуть чем-то слишком серьёзным, что может показаться им утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно. Использовать как можно больше сказки и больше фантазии. Не уставая, будить воображение ребёнка, связывая сказку, фантазию с музыкой. Не уставая, рассказывать и показывать, «колдовать» вокруг музыки.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы по внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо оборудование: музыкальные инструменты, музыкальный центр (караоке), магнитофон, микрофоны, компьютер, портреты композиторов, репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы, записи музыкальных произведений по программе на электронных носителях.
Кабинет, в котором проходят занятия, должен хорошо проветриваться, ежедневно должна проводиться влажная уборка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература
- «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений».Авторы: Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов,М.«Просвещение»2011
- Учебная программа по музыке Г.С. Ригиной. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.
- «Мир вокального искусства» 1-4 классы - программы, разработки занятий, методические рекомендации. Автор-составитель Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- «Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.
- «Первые уроки музыки» - Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. Автор: Домогацкая И.Е., 2003г.
- «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г.
- «Развитие музыкальных способностей детей», автор: Михайлова М.А. 1997г
- «Первые уроки музыки и творчества». Автор: Е.И.Юдина, Москва "Аквариум" – 1999 г.
Рекомендуемая литература для воспитанников и родителей
- «Музыкальный букварь», автор И.В.Кошмина – М.:ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2005
- «Как Рыжик научился петь» / Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор: Абелян Л. – М., 1989.
- «Первые шаги в музыке». Авторы: Конорова Е., Андреева М. – М.: «Советский композитор», 1991.
- Поёт детская хоровая студия «Веснянка»: песни для детей младшего, среднего и старшего возраста: Учебно-методическое пособие/ Авторы-составители Л.П. Дугакова, Л.В. Алдакова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
- «Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов». Авто: Струве Г. – М., 1988.
- «Путешествие по Музыкальной стране». Автор: Крайнова Г.– Саратов, «Научная книга», 1996.
- «С кисточкой и музыкой в ладошке». Авторы: Басина Н.Э., Суслова О.А. – М.: Линка-Пресс, 1997.
Перечень Интернет-ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Солнечный мир танца»
Последние годы интерес к хореографическому искусству в нашей стране значительно возрос. Учебная программа по хореографии разработана в соответствии с Государственным стандартом нового поколения «Новая...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Спортивно-бальные танцы""
Рабочая программа и тематическое планирование занятий на 1 год...
программа внеурочной деятельности "Танцы народов мира"
В последнее время сложилась такая ситуация, что искусство танца и музыки стало примитивно. Ребёнок начинает принимать за танцевальное искусство творение современных популярных исполн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа кружка "Спортивные танцы",1 класс
Рабочая программа кружка "Спортивные танцы",1 класс...
Рабочая программа кружка классического танца на 2014-2018 учебный год
Рабочая программа кружка классического танца на 2014-2018 учебный год...