Технологическая карта урока музыки в 4 классе. УМК "Школа России"
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему
Технологическая карта урока музыки в 4 классе. Тема: "НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ. ТРОИЦА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_16.docx | 22.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка. 4 класс
Урок 16. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ. ТРОИЦА
Педагогические цели | Ознакомить с особенностями народных обычаев празднования Троицы, элементами народных обрядов; создать условия для развития умений выполнять вокальную импровизацию на заданный текст, разыгрывать несложные обрядовые действия; способствовать пониманию значения смысла религиозного праздника Троицы, художественных особенностей иконы «Троица» Андрея Рублева и осознанию ее общечеловеческой значимости; воспитывать любовь к истории родного края |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Узнают о народных и музыкальных традициях родного края. Научатся исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты |
Личностные результаты | Понимать названия музыкальных театров, особенности музыкальных жанров (опера), названия изученных жанров и форм музыки. Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета |
Метапредметные универсальные учебные действия | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи; осуществлять поиск необходимой информации; узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания |
Основное содержание темы, понятия и термины | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Народные обряды и обычаи. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры |
Образовательные ресурсы | Учебник (с. 68-71). Икона «Троица» Андрея Рублева. Рассказ С. Романовского «Троица» |
Музыкальный материал | Русские народные песни «Во поле береза стояла», «Ах ты, береза», «Посею я лен», «Как у бабушки козел» |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы и методы контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Организация начала урока | Приветствует обучающихся. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Внимательно слушают. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальная. Наблюдение |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | - Какие народные праздники вы знаете? - Как народные праздники связаны с природой? - Какие растения на Руси упоминаются в легендах, сказочных историях? | Отвечают на вопросы. Вспоминают ранее изученный материал. Настраиваются на изучение новой темы | Высказывают свои предположения, мнения; прислушиваются к мнению других | Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос |
III. Актуализация знаний | - Праздник поклонения матушке-природе - Троица. Отмечали его на Руси в июне. Символом Троицы считается береза. Ветки березы несут в церковь, на могилы родных и близких. Ее ветками украшают дом. Существует обычай: на деревенских праздниках девушки «завивают» березу, сгибая ее ветки до земли и переплетая их с травой. На Троицу поют белоствольной красавице песни, водят вокруг нее хороводы, украшают ее бусами, лентами, кружевом | Слушают учителя. Осознанно воспринимают услышанное | Активизируют имеющиеся знания, погружаются в тему. Слушают учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта | Фронтальная |
IV. Первичное усвоение новых знаний | - Послушайте песню «Во поле береза стояла». - С каким настроением пели эту песню? - Какова мелодия этой песни? - Какими движениями можно сопровождать пение этой песни? (Хороводными.) - На закате дня березку «развивают» - «раздевают», оставляя на ней только алую ленту. Ветки березки, а вслед за ними венки из душистых трав и цветов бросают в воду. Далеко плывет веночек, не тонет, не гаснет меж цветов восковая свеча. Сбудутся ли девичьи мечты? - Послушайте песни «Ах ты, береза», «Посею я лен», «Как у бабушки козел». - Что объединяет эти песни? (Хороводные, о природе.) - Какими чувствами они наполнены? | Слушают русские народные песни «Во поле береза стояла», «Ах ты, береза», «Посею я лен», «Как у бабушки козел». Слушают рассказ учителя, вступают в беседу, высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы, рассуждают | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о музыке, сравнивают, обобщают. Слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи. Эмоционально воспринимают народное музыкальное творчество и высказывают мнение о его содержании | Фронтальная. Устный опрос |
V. Первичная проверка понимания | - Разучим русскую народную песню «Во поле береза стояла»: 1) импровизационная цепочка (один ученик поет первую строчку, другой - следующую); 2) групповое пение; 3) коллективное пение; - В каком симфоническом произведении П. Чайковского песня «Во поле береза стояла» получила свое второе рождение? - Как композитор изобразил в нем народный праздник? Организует работу с учебником (с. 70-71), - Выделите в рассказе ключевые, значимые слова и выражения. - Какая музыка русских композиторов созвучна образному строю иконы А. Рублева? | Разучивают русскую народную песню «Во поле береза стояла». Характеризуют, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Читают рассказ С. Романовского «Троица» и рассматривают икону Андрея Рублева | Выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме; Исполняют и разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх-драматизациях | Фронтальная. Устный опрос. Пение с импровизацией, в группе, коллективно |
VI. Первичное закрепление | Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая, Под тобою, березонька, всё не мак цветет, не огонь горит - Красны девушки в хороводе стоят, Про тебя, березонька, песни поют! - Сочините мелодию на текст этой народной песни и исполните ее в хороводе. - Как вы понимаете смысл пословицы «Пройдет весна да Троица - все забавы скроются»? | Читают текст народной песни «Березонька кудрявая». Отвечают на вопросы учителя. Сочиняют мелодию к тексту и поют песню, сопровождая ее хороводными движениями. Рассуждают, высказывают свое мнение | Применяют на практике и повторяют новый материал. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Общаются и взаимодействуют в процессе коллективного воплощения различных художественных образов | Фронтальная. Устный опрос. Пение с движениями |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Подготовить импровизацию русских народных песен с хороводными движениями | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают и осмысливают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития, творчески перерабатывают информацию | Фронтальная. Слушание |
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какое у вас настроение? - Понравилось ли вам петь русские народные песни, сопровождая их хороводными движениями? - Как вы оцениваете свою работу и работу класса на уроке? | Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения | Оценивают результат работы; определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения | Фронтальная. Устный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"
В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....
Технологическая карта урока музыки. 3 класс "Музыкальные инструменты. Скрипка".
Урок разработан для 3 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергееевой.Цели урока: 1. Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте....
Технологическая карта урока музыки, 4 класс
Технологическая карта урока музыки 4 класс по теме "С чего начинается Родина?",предметная линия Т. Баклановой....
Технологическая карта урока. Музыка 2 класс. "Инструмент оркестр. Фортепиано"
Урок музыки во 2 классе. Тема "Инструмент оркестр. Фортепиано". Автор УМК: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак "Музыка 1-4 классы"....
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Технологическая карта урока музыки 2 класс по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С
Технологическая карта урока музыки 2 класс...
Технологическая карта урока музыки 3 класс «Мир Бетховена»
Губченко Мария ГеннадьевнаТехнологическая карта урока музыки 3 класс «Мир Бетховена»...