Технологическая карта урока музыки в 4 классе. УМК "Школа России"
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Маслова Елена Борисовна

Технологическая карта урока музыки в 4 классе. Тема: "НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ. ТРОИЦА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_16.docx22.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка. 4 класс

Урок 16. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ. ТРОИЦА

Педагогические цели

Ознакомить с особенностями народных обычаев празднования Троицы, элементами народных обрядов; создать условия для развития умений выполнять вокальную импровизацию на заданный текст, разыгрывать несложные обрядовые действия; способствовать пониманию значения смысла религиозного праздника Троицы, художественных особенностей иконы «Троица» Андрея Рублева и осознанию ее общечеловеческой значимости; воспитывать любовь к истории родного края

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Планируемые результаты (предметные)

Узнают о народных и музыкальных традициях родного края. Научатся исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты

Личностные результаты

Понимать названия музыкальных театров, особенности музыкальных жанров (опера), названия изученных жанров и форм музыки. Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи; осуществлять поиск необходимой информации; узнавать, называть и определять героев музыкального произведения.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания

Основное содержание темы, понятия и термины

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Народные обряды и обычаи. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры

Образовательные ресурсы

Учебник (с. 68-71). Икона «Троица» Андрея Рублева. Рассказ С. Романовского «Троица»

Музыкальный материал

Русские народные песни «Во поле береза стояла», «Ах ты, береза», «Посею я лен», «Как у бабушки козел»

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы и методы контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

I. Организация начала урока

Приветствует обучающихся.

Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Внимательно слушают. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальная. Наблюдение

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

-        Какие народные праздники вы знаете?

-        Как народные праздники связаны с природой?

-        Какие растения на Руси упоминаются в легендах, сказочных историях?

Отвечают на вопросы. Вспоминают ранее изученный материал. Настраиваются на изучение новой темы

Высказывают свои предположения, мнения; прислушиваются к мнению других

Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос

III. Актуализация знаний

- Праздник поклонения матушке-природе - Троица. Отмечали его на Руси в июне. Символом Троицы считается береза. Ветки березы несут в церковь, на могилы родных и близких. Ее ветками украшают дом. Существует обычай: на деревенских праздниках девушки «завивают» березу, сгибая ее ветки до земли и переплетая их с травой. На Троицу поют белоствольной красавице песни, водят вокруг нее хороводы, украшают ее бусами, лентами, кружевом

Слушают учителя. Осознанно воспринимают услышанное

Активизируют имеющиеся знания, погружаются в тему. Слушают учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Фронтальная

IV. Первичное усвоение новых знаний

-        Послушайте песню «Во поле береза стояла».

-        С каким настроением пели эту песню?

-        Какова мелодия этой песни?

-        Какими движениями можно сопровождать пение этой песни? (Хороводными.)

-        На закате дня березку «развивают» - «раздевают», оставляя на ней только алую ленту. Ветки березки, а вслед за ними венки из душистых трав и цветов бросают в воду. Далеко плывет веночек, не тонет, не гаснет меж цветов восковая свеча. Сбудутся ли девичьи мечты?

-        Послушайте песни «Ах ты, береза», «Посею я лен», «Как у бабушки козел».

-        Что объединяет эти песни? (Хороводные, о природе.)

-        Какими чувствами они наполнены?

Слушают русские народные песни «Во поле береза стояла», «Ах ты, береза», «Посею я лен», «Как у бабушки козел». Слушают рассказ учителя, вступают в беседу, высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы, рассуждают

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о музыке, сравнивают, обобщают. Слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи. Эмоционально воспринимают народное музыкальное творчество и высказывают мнение о его содержании

Фронтальная. Устный опрос

V. Первичная проверка понимания

-        Разучим русскую народную песню «Во поле береза стояла»:

1)        импровизационная цепочка (один ученик поет первую строчку, другой - следующую);

2)        групповое пение;

3)        коллективное пение;

-        В каком симфоническом произведении П. Чайковского песня «Во поле береза стояла» получила свое второе рождение?

-        Как композитор изобразил в нем народный праздник? Организует работу с учебником (с. 70-71),

-        Выделите в рассказе ключевые, значимые слова и выражения.

-        Какая музыка русских композиторов созвучна образному строю иконы А. Рублева?

Разучивают русскую народную песню «Во поле береза стояла». Характеризуют, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Читают рассказ С. Романовского «Троица» и рассматривают икону Андрея Рублева

Выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме; Исполняют и разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх-драматизациях

Фронтальная. Устный опрос. Пение с импровизацией, в группе, коллективно

VI. Первичное закрепление

Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая,

 Под тобою, березонька, всё не мак цветет,

не огонь горит -

Красны девушки в хороводе стоят,

Про тебя, березонька, песни поют!

-        Сочините мелодию на текст этой народной песни и исполните ее в хороводе.

-        Как вы понимаете смысл пословицы «Пройдет весна да Троица - все забавы скроются»?

Читают текст народной песни «Березонька кудрявая».

Отвечают на вопросы учителя.

Сочиняют мелодию к тексту и поют песню, сопровождая ее хороводными движениями.

Рассуждают, высказывают свое мнение

Применяют на практике и повторяют новый материал. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Общаются и взаимодействуют в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

Фронтальная. Устный опрос. Пение с движениями

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подготовить импровизацию русских народных песен с хороводными движениями

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи

Принимают и осмысливают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития, творчески перерабатывают информацию

Фронтальная. Слушание

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-        Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-        Какое у вас настроение?

-        Понравилось ли вам петь русские народные песни, сопровождая их хороводными движениями?

-        Как вы оцениваете свою работу и работу класса на уроке?

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения

Оценивают результат работы; определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения

Фронтальная. Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

Технологическая карта урока музыки. 3 класс "Музыкальные инструменты. Скрипка".

Урок разработан для 3 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергееевой.Цели урока: 1.     Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте....

Технологическая карта урока музыки, 4 класс

Технологическая карта урока музыки 4 класс по теме "С чего начинается Родина?",предметная линия Т. Баклановой....

Технологическая карта урока. Музыка 2 класс. "Инструмент оркестр. Фортепиано"

Урок музыки во 2 классе. Тема "Инструмент оркестр. Фортепиано". Автор УМК: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак "Музыка 1-4 классы"....

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки 3 класс «Мир Бетховена»

Губченко Мария ГеннадьевнаТехнологическая карта урока музыки 3 класс «Мир Бетховена»...