Технологическая карта урока музыки в 4 классе. УМК "Школа России"
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему
Технологическая карта урока музыки в 4 классе. Тема; "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РОССИИ. ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. МУЗЫКАНТ-ЧАРОДЕЙ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_15.docx | 25.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка. 4 класс
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РОССИИ. ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. МУЗЫКАНТ-ЧАРОДЕЙ
Педагогические цели | Ознакомить с народными музыкальными инструментами, особенностями состава, тембра и красотой их звучания; способствовать развитию умений включаться в процесс инструментального и вокального музицирования (солисты, группа, ансамбль, оркестр) и оценивания результатов музыкального творчества; наблюдать за использованием музыки в жизни человека; воспитывать любовь к Родине, родному краю |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Ознакомятся с понятиями: народные инструменты, оркестр народных инструментов, наигрыши. Научатся понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении; исполнять несколько народных песен |
Личностные результаты | Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Различать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов |
Метапредметные универсальные учебные действия | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения учебных задач; вносить коррективы в свою работу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи; осуществлять поиск необходимой информации; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, размышлять о музыке, сравнивать, обобщать. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать и понимать собеседника; обращаться за помощью к учителю, одноклассникам |
Основное содержание темы, понятия и термины | Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Оркестр русских народных инструментов. Балалайка. Гармонь. Баян |
Образовательные ресурсы | Учебник (с. 62-67). Музыкальные инструменты или иллюстрации: гусли, балалайка, жалейка, рожок, свирель, трещотки, ложки. Кукла Петрушка или иллюстрация. Рабочая тетрадь (с. 18-19) |
Музыкальный материал | Народные наигрыши на русских народных инструментах. Хороводная песня «Милый мой хоровод». Пьесы П. Чайковского «Мужик на гармонике играет», «Камаринская». «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы и методы контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | |||
1 | 2 | 3 | f | 5 |
I. Организация начала урока | Приветствует обучающихся. Прозвенел звонок, Начинается урок, Мы за парты сели дружно, Заниматься всем нам нужно! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Внимательно слушают. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальная. Наблюдение |
П. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | - Вспомните, о чем рассказывается в народных песнях. - Какие народные песни вы знаете? - С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком народные песни и народные инструменты. - Как появились народные инструменты? | Слушают учителя. Вспоминают ранее изученный материал. Настраиваются на изучение нового материала | Высказывают свои предположения, мнения; прислушиваются к мнению других | Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос |
III. Актуализация знаний | - Процесс создания народных инструментов был связан с жизнью. Человек прислушивался к протяжному пению натянутой тетивы лука, свисту срезанного камыша. Любой природный материал мог зазвучать, если к нему прикасались умелые руки мастера. Наши предки владели секретом изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. К сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые народные инструменты. | Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы | Активизируют имеющиеся знания, погружаются в тему. Слушают учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта | Фронтальная. Устный опрос |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- Послушайте народные наигрыши и определите голос русских народных инструментов. (Звучат мелодии, исполняемые на народных инструментах,) | ||||
IV. Первичное усвоение новых знаний | - Звучание каких инструментов вы услышали? Показывает русские народные инструменты или их изображения. - Рассмотрите картину В. Васнецова «Гусляры». - Вспомните, что рассказывали гусляры под раскатистые звуки этого старинного инструмента. (Былины.) - Какие группы инструментов вы знаете? (Духовые, струнные, клавишные, ударные.) - Русские народные инструменты объединяются по группам, так же как и в симфоническом оркестре: духовые -флейта, жалейка, волынка, рог, рожки, труба, свирель, глиняные свистульки. Струнные - гусли, гудок, лира. Ударные - деревянные: барабан, литавры, бубен, погремушки, трещотки, ложки (учебник, с. 62). - Непременными участниками праздников и народных гуляний были скоморохи. Они были не только музыкантами, но и стихотворцами, рассказчиками. Популярностью пользовались потешные сцены с русским народным героем Петрушкой. Скоморохи играли на домре, а позже на балалайке. В разные времена ее называли и балабойкой, и балабайкой. До наших дней сохранилось ее первое название - балалайка. - Рассмотрите иллюстрацию М. Нестерова «Лель» (учебник, с. 63). - Также народными музыкантами считались пастухи. В российских деревнях даже существовал обычай нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке. Организует работу с учебником (с. 64). - Рассмотрите иллюстрации «Гармонисты» (Палех) и «Вечерком» (Федоскино). | Слушают рассказ учителя, вступают в беседу, высказывают свое мнение. Анализируют иллюстрацию. Отвечают на вопросы, рассуждают. Слушают мелодии, исполняемые на народных инструментах. Исполняют простые народные песни с помощью несложного имеющегося набора музыкальных инструментов. Анализируют иллюстрации в учебнике. Анализируют иллюстрации «Гармонисты» (Палех) | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о музыке. Слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи. Узнают образцы музыкального фольклора России. Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Эмоционально воспринимают народное музыкальное творчество и высказывают мнение о его содержании | Фронтальная. Устный опрос. Инсценированное пение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- Что изображено на этих иллюстрациях? - Послушайте обработку русской народной песни «Светит месяц» для оркестра народных инструментов. - Голоса каких инструментов вы услышали? - В какой форме написана эта песня? - Расскажите о выразительных особенностях этих инструментов. Включает учеников в процесс исполнения простых народных песен или наигрышей с помощью имеющегося несложного набора музыкальных инструментов (ложки, бубны, свистульки, трещотки, колокольчики, бубенцы, барабаны) | и «Вечерком» (Федоскино) в учебнике. Слушают песню «Светит месяц» | |||
V. Первичная проверка понимания | - Вспомните произведения русских композиторов, в которых слышно подражание звучанию народных инструментов. - Послушайте пьесы «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» П. Чайковского, «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. - Сравните их с народными наигрышами. Что их объединяет? - Послушайте хороводную песню «Милый мой хоровод». - Каков характер этой песни? (Плавная, лирическая, нежная, задушевная.) | Вспоминают произведения русских композиторов, в которых слышно подражание звучанию народных инструментов. Слушают пьесы «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» П.Чайковского, «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Слушают и поют хороводную песню «Милый мой хоровод». Вначале поют песню с подголосками, каноном. Затем инсценируют хороводное движение (круговой, линейный, зигзагообразный хороводы). Сопровождают движения звучанием бубна, ложек, колокольчиков и других народных инструментов | Выполняют у^бные действия в громкоречевой и умственной форме; воспринимают, осмысливают, запоминают материал. Исполняют и разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх | Фронтальная. Устный опрос. Коллективное пение. Групповая работа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
VI. Первичное закрепление | - Народные песни, плясовые наигрыши, музыкальные инструменты дошли до нас благодаря искусству народных музыкантов-сказителей. Они были и певцами, и поэтами, и инструменталистами, и актерами. Любовь народа к музыкантам запечатлена в сказках, легендах, преданиях. - Вспомните, о каких музыкантах сложил народ легенды, мифы, предания? - В чем сила маленького музыканта-скрипача? - Вспомните норвежскую народную песню «Волшебный смычок». - Что общего между этой песней и народной сказкой? | Отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником. Рассуждают, высказывают свое мнение. Слушают произведение с движениями, имитирующими игру на скрипке. Читают белорусскую народную сказку «Музыкант-чародей» (учебник, с. 64) | Применяют на практике и повторяют новый материал. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме | Фронтальная. Устный опрос |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Вместе с родителями вспомнить и спеть народные песни разных жанров. Выполнить задание в рабочей тетради (с. 18-19) | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают и осмысливают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития, творчески перерабатывают информацию | Фронтальная. Слушание |
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какое у вас настроение? - Какой народный инструмент вам больше понравился и почему? - Понравилось ли вам исполнять народные песни и наигрыши с движениями? - Как вы оцениваете свою работу и работу класса на уроке? | Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения | Оценивают результат работы; определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения | Фронтальная. Устный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"
В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....
Технологическая карта урока музыки. 3 класс "Музыкальные инструменты. Скрипка".
Урок разработан для 3 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергееевой.Цели урока: 1. Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте....
Технологическая карта урока музыки, 4 класс
Технологическая карта урока музыки 4 класс по теме "С чего начинается Родина?",предметная линия Т. Баклановой....
Технологическая карта урока. Музыка 2 класс. "Инструмент оркестр. Фортепиано"
Урок музыки во 2 классе. Тема "Инструмент оркестр. Фортепиано". Автор УМК: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак "Музыка 1-4 классы"....
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Технологическая карта урока музыки 2 класс по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С
Технологическая карта урока музыки 2 класс...
Технологическая карта урока музыки 3 класс «Мир Бетховена»
Губченко Мария ГеннадьевнаТехнологическая карта урока музыки 3 класс «Мир Бетховена»...