Технологическая карта урока музыки в 4 классе. УМК "Школа России"
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Маслова Елена Борисовна

Технологическая карта урока музыки в 4 классе. Тема; "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РОССИИ. ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. МУЗЫКАНТ-ЧАРОДЕЙ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_15.docx25.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка. 4 класс

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РОССИИ. ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. МУЗЫКАНТ-ЧАРОДЕЙ

Педагогические цели

Ознакомить с народными музыкальными инструментами, особенностями состава, тембра и красотой их звучания; способствовать развитию умений включаться в процесс инструментального и вокального музицирования (солисты, группа, ансамбль, оркестр) и оценивания результатов музыкального творчества; наблюдать за использованием музыки в жизни человека; воспитывать любовь к Родине, родному краю

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Ознакомятся с понятиями: народные инструменты, оркестр народных инструментов, наигрыши. Научатся понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении; исполнять несколько народных песен

Личностные результаты

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Различать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения учебных задач; вносить коррективы в свою работу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи; осуществлять поиск необходимой информации; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать и понимать собеседника; обращаться за помощью к учителю, одноклассникам

Основное содержание темы, понятия и термины

Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Оркестр русских народных инструментов. Балалайка. Гармонь. Баян

Образовательные ресурсы

Учебник (с. 62-67). Музыкальные инструменты или иллюстрации: гусли, балалайка, жалейка, рожок, свирель, трещотки, ложки. Кукла Петрушка или иллюстрация. Рабочая тетрадь (с. 18-19)

Музыкальный материал

Народные наигрыши на русских народных инструментах. Хороводная песня «Милый мой хоровод». Пьесы П. Чайковского «Мужик на гармонике играет», «Камаринская». «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова

        

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы и методы контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1

2

3

f

5

I. Организация начала урока

Приветствует обучающихся. Прозвенел звонок, Начинается урок, Мы за парты сели дружно, Заниматься всем нам нужно!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Внимательно слушают. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальная. Наблюдение

П. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

-        Вспомните, о чем рассказывается в народных песнях.

-        Какие народные песни вы знаете?

-        С глубокой древности до наших дней живут рядом

с человеком народные песни и народные инструменты.

-        Как появились народные инструменты?

Слушают учителя. Вспоминают ранее изученный материал. Настраиваются на изучение нового материала

Высказывают свои предположения, мнения; прислушиваются к мнению других

Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос

III. Актуализация знаний

- Процесс создания народных инструментов был связан с жизнью. Человек прислушивался к протяжному пению натянутой тетивы лука, свисту срезанного камыша. Любой природный материал мог зазвучать, если к нему прикасались умелые руки мастера. Наши предки владели секретом изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. К сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые народные инструменты.

Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы

Активизируют имеющиеся знания, погружаются в тему. Слушают учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Фронтальная. Устный опрос

1

2

3

4

5

- Послушайте народные наигрыши и определите голос русских народных инструментов. (Звучат мелодии, исполняемые на народных инструментах,)

IV. Первичное усвоение новых знаний

-        Звучание каких инструментов вы услышали? Показывает русские народные инструменты или их изображения.

-        Рассмотрите картину В. Васнецова «Гусляры».

-        Вспомните, что рассказывали гусляры под раскатистые звуки этого старинного инструмента. (Былины.)

-        Какие группы инструментов вы знаете? (Духовые, струнные, клавишные, ударные.)

-        Русские народные инструменты объединяются по группам, так же как и в симфоническом оркестре: духовые -флейта, жалейка, волынка, рог, рожки, труба, свирель, глиняные свистульки. Струнные - гусли, гудок, лира. Ударные - деревянные: барабан, литавры, бубен, погремушки, трещотки, ложки (учебник, с. 62).

-        Непременными участниками праздников и народных гуляний были скоморохи. Они были не только музыкантами, но и стихотворцами, рассказчиками. Популярностью пользовались потешные сцены с русским народным героем Петрушкой. Скоморохи играли на домре,

а позже на балалайке. В разные времена ее называли и балабойкой, и балабайкой. До наших дней сохранилось ее первое название - балалайка.

-        Рассмотрите иллюстрацию М. Нестерова «Лель» (учебник, с. 63).

-        Также народными музыкантами считались пастухи.

В российских деревнях даже существовал обычай нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке.

Организует работу с учебником (с. 64).

-        Рассмотрите иллюстрации «Гармонисты» (Палех) и «Вечерком» (Федоскино).

Слушают рассказ учителя, вступают в беседу, высказывают свое мнение. Анализируют иллюстрацию. Отвечают на вопросы, рассуждают.

Слушают мелодии, исполняемые на народных инструментах. Исполняют простые народные песни с помощью несложного имеющегося набора музыкальных инструментов. Анализируют иллюстрации в учебнике.

Анализируют иллюстрации «Гармонисты» (Палех)

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о музыке. Слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи. Узнают образцы музыкального фольклора России. Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Эмоционально воспринимают народное музыкальное творчество и высказывают мнение о его содержании

Фронтальная. Устный опрос. Инсценированное пение

1

2

3

4

5

-        Что изображено на этих иллюстрациях?

-        Послушайте обработку русской народной песни «Светит месяц» для оркестра народных инструментов.

-        Голоса каких инструментов вы услышали?

-        В какой форме написана эта песня?

-        Расскажите о выразительных особенностях этих инструментов.

Включает учеников в процесс исполнения простых народных песен или наигрышей с помощью имеющегося несложного набора музыкальных инструментов (ложки, бубны, свистульки, трещотки, колокольчики, бубенцы, барабаны)

и «Вечерком» (Федоскино) в учебнике.

Слушают песню «Светит месяц»

V. Первичная проверка понимания

-        Вспомните произведения русских композиторов, в которых слышно подражание звучанию народных инструментов.

-        Послушайте пьесы «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» П. Чайковского, «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

-        Сравните их с народными наигрышами. Что их объединяет?

-        Послушайте хороводную песню «Милый мой хоровод».

-        Каков характер этой песни? (Плавная, лирическая, нежная, задушевная.)

Вспоминают произведения русских композиторов, в которых слышно подражание звучанию народных инструментов. Слушают пьесы «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» П.Чайковского, «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Слушают и поют хороводную песню «Милый мой хоровод». Вначале поют песню с подголосками, каноном. Затем инсценируют хороводное движение (круговой, линейный, зигзагообразный хороводы). Сопровождают движения звучанием бубна, ложек, колокольчиков и других народных инструментов

Выполняют у^бные действия в громкоречевой и умственной форме; воспринимают, осмысливают, запоминают материал. Исполняют и разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх

Фронтальная. Устный опрос. Коллективное пение. Групповая работа

1

2

3

4

5

VI. Первичное закрепление

-        Народные песни, плясовые наигрыши, музыкальные инструменты дошли до нас благодаря искусству народных музыкантов-сказителей. Они были и певцами, и поэтами, и инструменталистами, и актерами. Любовь народа к музыкантам запечатлена в сказках, легендах, преданиях.

-        Вспомните, о каких музыкантах сложил народ легенды, мифы, предания?

-        В чем сила маленького музыканта-скрипача?

-        Вспомните норвежскую народную песню «Волшебный смычок».

-        Что общего между этой песней и народной сказкой?

Отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником.

Рассуждают, высказывают свое мнение. Слушают произведение с движениями, имитирующими игру на скрипке. Читают белорусскую народную сказку «Музыкант-чародей» (учебник, с. 64)

Применяют на практике и повторяют новый материал. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

Фронтальная. Устный опрос

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Вместе с родителями вспомнить и спеть народные песни разных жанров.

Выполнить задание в рабочей тетради (с. 18-19)

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи

Принимают и осмысливают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития, творчески перерабатывают информацию

Фронтальная. Слушание

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-        Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-        Какое у вас настроение?

-        Какой народный инструмент вам больше понравился и почему?

-        Понравилось ли вам исполнять народные песни и наигрыши с движениями?

-        Как вы оцениваете свою работу и работу класса на уроке?

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения

Оценивают результат работы; определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения

Фронтальная. Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

Технологическая карта урока музыки. 3 класс "Музыкальные инструменты. Скрипка".

Урок разработан для 3 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергееевой.Цели урока: 1.     Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте....

Технологическая карта урока музыки, 4 класс

Технологическая карта урока музыки 4 класс по теме "С чего начинается Родина?",предметная линия Т. Баклановой....

Технологическая карта урока. Музыка 2 класс. "Инструмент оркестр. Фортепиано"

Урок музыки во 2 классе. Тема "Инструмент оркестр. Фортепиано". Автор УМК: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак "Музыка 1-4 классы"....

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки 3 класс «Мир Бетховена»

Губченко Мария ГеннадьевнаТехнологическая карта урока музыки 3 класс «Мир Бетховена»...