Рабочая программа для 1-4 классов по музыке
рабочая программа по музыке (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа для 1-4 классов по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_muzyke.docx | 49.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
«Согласовано» Руководитель МО ___________ Т. М. Игнатова « » 2016 г. Обсуждено на заседании методического объединения Протокол от | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Октябрьская СОШ» ___________ Т.В.Сибилева. «16» июня 2016 г. Рассмотрено на заседании методического совета (Протокол от 16.06.2016 г. № 7) | «Утверждаю» Директор МБОУ «Октябрьская СОШ» __________ А.В.Тоутова «20» июня 2016 г. Приказ от 20.06.2016 г.№ 1- Принято на заседании педагогического совета (Протокол от 18.06.2016 г № 9) |
Рабочая программа для 1-4 классов
по музыке
Составители: учитель начальных классов Тульченко И. А.,
учитель начальных классов Игнатова Т. М.,
учитель начальных классов Ведрова М.В.,
учитель начальных классов Аревадзе О. П.
Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по музыке и авторской программы: «Музыка. Начальные классы» 1 -4 классы» Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С.Шмагиной, Просвещение, 2011 УМК «Школа России».
Учебная программа «Музыка» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч. в неделю.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
I.Планируемые предметные результаты освоения музыке.
Предметные результаты
— формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
— формирование общего представления о музыкальной картине мира;
— знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
— формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
— умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Личностные результаты:
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур. народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
— умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— формирование этических чувств доброжелательности
и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
— овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с щелями и задачами деятельности;
— приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.)
ІІ . Содержание учебного предмета
Содержание программы первого года делится на два раздела: “Музыка вокруг нас” (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия “Музыка и ты” (знакомство с музыкой в широком культорологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса обучающиеся научатся:
воспринимать музыку различных жанров;
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности; определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
Программа предмета «Музыка» во втором классе направлена на формирование универсальных учебных действий, воспитывает интерес учащихся к музыке и музыкальной деятельности, эмоциональный отклик на музыку разных жанров, обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, способствует развитию у детей способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
В программе предмета решение задач освоения второклассниками языка и выразительных возможностей музыкального искусства через эмоциональное восприятие музыки, овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности реализуется через многообразие форм обучения и широту содержания учебного материала.
Ориентация на личное участие каждого учащегося в процессе своего же музыкального образования, реализацию его личных интересов, способностей и личностных возможностей воплощается в различных видах творческой деятельности учащегося: слушание музыки ; пение; инструментальное музыцирование ; музыкально-прикладная деятельность; музыкально-пластическое движение ;драматизация музыкальных произведений (театрализованные формы музыкально-творческой деятельности, музыкальные игры, инсценирование песен, танцев); игры-драматизации (выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств).
Творчески изучая музыкальное искусство,к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Программа учебного предмета «Музыка» в 3 классе построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития в процессе освоения музыкальной культуры.
- Формирование основ гражданской идентичности личности на основе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой.
Творчески изучая музыкальное искусство,к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; - продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Изучение музыки в 4 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации. школ;
выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран; расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание. Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 часа) | ||||
№п\п | Название раздела, темы | Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы | ||
1 | «Музыка вокруг нас» | 16 | ||
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |||
2 | «Музыка и ты» | 17 | ||
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |||
2класс (34часа) | ||||
№п\п | Название раздела, тем | Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы | ||
1 |
«Россия — Родина моя» | 5 | ||
Музыкальные образы родного края Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. | 1 1 1 1 1 | |||
2 | «День, полный событий» | 4 | ||
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева . Музыкальный материалл — фортепиано. | 1 1 2 | |||
3 | «О России петь — что стремиться в храм» | 4 | ||
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал. | 1 1 1 1 | |||
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 | ||
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. | 1 1 1 1 | |||
5 | «В музыкальном театре» | 6 | ||
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. | 1 1 1 1 1 1 | |||
6 | «В концертном зале» | 6 | ||
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. | 1 1 1 1 1 1 | |||
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 5 | ||
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки Жанры музыки . Международные конкурсы. | 1 1 1 1 1 | |||
3класс (34 часа) | ||||
№п\п | Название раздела, темы | Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы | ||
1 | «Россия – Родина моя» | 5 | ||
Мелодия - душа музыки. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава». Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин». | 1 1 1 1 1 | |||
2 | «День, полный событий» | 4 | ||
Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Обобщающий урок 1 четверти. | 1 1 1 1 | |||
3 | «О России петь – что стремиться в храм» . | 4 | ||
Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 1 1 1 | |||
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 | ||
«Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Певцы русской старины (Баян.Садко). «Лель, мой Лель… Обобщающий урок 2 четверти. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». | 1 1 1 1 | |||
5 | «В музыкальном театре» | 6 | ||
Опера «Руслан и Людмила». Опера «Орфей и Эвридика» Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Балет «Спящая красавица». В современных ритмах (мюзиклы). | 1 1 1 1 1 1 | |||
6 | «В концертном зале » | 6 | ||
Музыкальное состязание (концерт). Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты (скрипка). Обобщающий урок 3 четверти. Сюита «Пер Гюнт». «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. | 1 1 1 1 1 1 | |||
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 | ||
«Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Прославим радость на земле. Обобщающий урок. | 1 1 1 1 1 | |||
4класс (34 часа) | ||||
№п\п | Название раздела, темы | Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы | ||
1 | «Россия- Родина моя» | 4 | ||
Мелодия «Ты запой мне ту песню» Чего не выразишь словами? Ты откуда русская зародилась музыка? Я пойду по полю белому…На великий праздник собралася Русь.. | 1 1 1 1 | |||
2 | «День, полный событий» | 5 | ||
Приют спокойствия, трудов и вдохновения Что за прелесть эти сказки! Три чуда! Ярмарочное гулянье Приют, сияньем муз одетый Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 1 1 1 1 | |||
3 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 3 | ||
Композитор-имя ему народ Музыкальные инструменты России Оркестр народных инструментов. «Музыкант-чародей» | 1 1 1 | |||
4 | «В концертном зале» | 4 | ||
Музыкальные инструменты «Старый замок» М.Мусоргский, «Счастье в сирени живет…»С.Рахманинов Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы Годы странствий М.Глинка. Царит гармония оркестра. | 1 1 1 1 | |||
5 | «В музыкальном театре» | 7 | ||
Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля Сцена в лесу (4 действие)из оперы «Иван Сусанин» М.Глинка Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского Русский восток. «Сезам откройся». Восточные мотивы И Стравинский.Балет «Петрушка» Театр музыкальной комедии | 1 1 1 1 1 1 1 | |||
6 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 3 | ||
Прелюдия. Исповедь души.Ф.Шопен «Революционный этюд» Мастерство исполнителя Патетическая соната | 1 1 1 | |||
7 | «О России петь- что стремиться в храм» | 4 | ||
Святые земли русской.Русский великий князь Владимир, княгиня Ольга,Илья Муромец. Праздник праздников, торжество торжеств. Святой праздник пасха. Кирилл и Мефодий | 1 1 1 1 | |||
8 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 1 | ||
Народные праздники.Троица. | 1 | |||
9 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | 3 | ||
Музыкальный сказочник Н.Римский-Корсаков. Рассвет на Москве-реке.М.Мусоргский. Обобщение. Музыкальный язык России | 1 1 1 | |||
| ||||
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Тематическое планировани
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....