Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
статья на тему

Принципы организации духовно-нравственного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh_nravs_vosp.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования гражданской идентичности школьников приобрели статус важнейшего национального приоритета, стали предметом особого внимания и заботы руководства страны. Преумножение российского народа в численности, повышение качества его жизни и труда, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие культуры и творчества — важнейшая национальная задача. В соответствии с ней определяется и современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

В Федеральном государственном стандарте общего образования  духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Ценности — это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традиция, передаваемых от поколения к поколению. Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную. Ценности задают общеразделяемые правила поведения и через них — структуру общества, характер отношений внутри него.

Ценности образуют, своего рода, иммунную систему человека и общества, предотвращают негативные воздействие на личность, обеспечивают стабильность общества и государства. Ценности создают общество и нацию из социальных, этнических, конфессиональных групп. Ценности задают вектор и определяют эффективность модернизации общества.

Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина — ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны. Законопослушание, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений непосредственно зависят от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в жизни и общественной деятельности. Духовно-нравственное развитие гражданина есть развитие России, осуществление процесса модернизации страны в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.

Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Сферу педагогической ответственности можно обозначить двумя положениями.

1. Личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России.

2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Носителями ценностей и традиций являются социальные группы, а также этнические и религиозные сообщества. Соответственно, задача духовно-нравственного развития гражданина России может быть осуществлена посредством последовательной интеграции личности школьника в культуры составляющих российское общество социальных групп, в те этнические и религиозные традиции, которые существуют в нашей стране, а также в те, которые имеют общероссийское и мировое значение.

Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей:

  • семейной жизни;
  • культурно-регионального сообщества;
  • культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;
  • российской гражданской нации;
  • мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.

Следующая ступень развития гражданина - осознанное принятие школьником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».

Более высокая ступень духовно-нравственного развития россиянина — принятие культуры и духовных традиций народа или народов, в среде которых он родился и продолжает жить. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Нельзя стать россиянином, не будучи укоренным в тех этнических традициях, к которым человек может принадлежать как по факту своего происхождения, так и по факту начальной социализации в определенной этнокультурной среде.

Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства российских народов, осознающий их значимость, особенности и единство в судьбе России.

Открытость миру, толерантность к другим культурам — важная ступень и характеристика духовно-нравственного развития гражданина России.

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Традиционными источниками нравственности являются:

1. ПАТРИОТИЗМ. Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:

  • Любовь к России;
  • Любовь к своему народу;
  • Любовь к своей малой родине;
  • Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ. В нашей стране коллективные формы жизнедеятельности всегда имели приоритет над индивидуализмом. Социальная солидарность не только наша национальная традиция, но и одно из важнейших условий модернизации страны. Ее следует рассматривать как возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде, как поддержку (социальную, педагогическую, духовную и т.д.), которую общество готово оказывать человеку, как заботу личности об интересах общества. Социальная солидарность раскрывается в ценностях:

  • Свобода личная и национальная;
  • Доверие на всех уровнях общества;
  • Справедливость;
  • Милосердие;
  • Доброта;
  • Честь и честность;
  • Достоинство.

3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. Российские народы образуют российскую гражданскую нацию. Их объединяет общая историческая судьба, культура, ментальность, русский язык. Россиян сплачивают глобальные вызовы эпохи, на которые можно ответить только сообща. Единство нации, в первую очередь, воплощается в российском государстве, которое необходимо рассматривать как исторически сложившийся способ взаимодействия и развития российских народов в общей социокультурной традиции. Гражданственность основана на ценностях:

  • Правовое государство;
  • Гражданское общество;
  • Долг;
  • Закон;
  • Правопорядок;
  • Межэтнический мир.

4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ. Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. При государственные и муниципальные школы в нашей стране являются светскими учреждениями. В общеобразовательной школе ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком, культурологическом, контексте школьники могут усваивать системные представления о:

  • Вере в Бога;
  • Религиозных организациях;
  • Святости и благочестии

5. СЕМЬЯ. Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми:

  • Любовь и верность;
  • Здоровье и благополучие;
  • Почитание родителей;
  • Забота о старших и младших;
  • Продолжение рода;

6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО. Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает ценности:

  • Познание и истина;
  • Креативность и инновационность;
  • Целеустремленность и настойчивость;
  • Трудолюбие;
  • Бережливость

7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО. Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:

  • Жизнь;
  • Родная земля;
  • Красота;
  • Гармония

8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Российская идентичность соотносится с системой общечеловеческих ценностей. Это одно из условий ее устойчивости. У россиянина необходимо воспитывать способность к духовно-нравственному развитию через обращение к другим национальным культурам и мировому культурному наследию. В то же время он сам должен быть понятен представителям других народов, открыт и дружелюбен по отношению к ним, что возможно через принятие ценностей:

  • Планета Земля;
  • Мир во всем мире;
  • Многообразие культур и народов;
  • Прогресс человечества;
  • Международное сотрудничество

Система ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но также для организации жизни в нашей стране. Такая система определяет самосознание российского народа, расставляет приоритеты общественного и личностного развития, определяет характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смыслы человеческой жизни. Воспитательное пространство школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности выражают суть общенациональной концепции: «Мы — российский народ». Это то, что объединяет всех россиян в дополнение к их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичности, то, что позволяет нам быть единым российским народом.

Духовно-нравственное развитие и воспитание российских школьников в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации. Их может быть восемь, в соответствии с теми источниками человечности, которые были определены выше:

1. ПАТРИОТИЗМ;
2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ;
3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ;
4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ;
5. СЕМЬЯ;
6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО;
7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО;
8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека    2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания    3. Воспита...

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека    2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания    3. Воспита...

Роль классного руководителя в реализации основных положений Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.

 Основным содержанием духовно-нравственного развития,воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от...

Организация духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника в учебной деятельности

АннотацияВ статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, рассматриваются возможности реализации в рамках классно-урочной формы. В центре внимания – од...

Программа "Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы"

Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Дёминой Еленой Михайловной.Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, предста...

Принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания на уроках музыки.

Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания на уроках музыки. В данной работе приведены несколько примеров уроков музыки....

Об итогах семинара «Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Возрождение духовно-нравственного наследия на основе традиций отечественной культуры»

В ходе семинара участники посетили различные мероприятия с использованием новых методик и форм проведения:-  урок по Основам православной культуры в 6 классе «Святоотеческое предание как нр...