Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
учебно-методический материал (1 класс) на тему
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnv_1_klass_tematika_zanyatiy.docx | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
1 класс
НАПРАВЛЕНИЕ | 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания | 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | 4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | 5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) |
ЗАДАЧИ | 1.Формировать первичные представления о символах государства – Российской Федерации, о символах ГО «Город Лесной»; 2.Формировать представление о важнейших законах нашей страны; формировать представление о правилах поведения в окружающей среде; стимулировать проявление отрицательного отношения к нарушениям порядка в окружающей среде, к невыполнению учеником своих обязанностей;формировать умение отвечать за свои поступки; 3.Формировать представление о национальных героях и важнейших событиях истории России; воспитание уважения к защитникам Родины. | 1.Формировать представления о различении хороших и плохих поступков; 2.Знакомить с правилами поведения в школе, семье, общественных местах; с правилами вежливого поведения, культуры речи и закреплять их знание; стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим, воспитывать почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим; развивать умение пользоваться «волшебными словами», быть опрятным, чистым, аккуратным; 3. Воспитывать стремление поступать правильно; формировать умение признаваться в плохих поступках. | 1.Формирование представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества, о нравственных основах учёбы; 2.Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников, ценностное отношение к результатам своего труда и других людей; 3.Формировать представление об основных профессиях; навыках коллективной работы; 4.Стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе; 5.Формировать личностные качества в выполнении учебных и трудовых заданий. | 1.Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным; 2.Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому; 3.Прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности; 4.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать понимание активной роли человека в природе. | 1.Расширять представления о душевной и физической красоте; 2.Воспитывать интерес к знаниям художественным творчеством; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам; 3.Формировать умение видеть красоту природы, труда и творчества; 4.Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида. |
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Познавательные беседы, классные часы | 1. «Опознавательные знаки знаки мест, где мы живём и учимся» Познавательная беседа. 2. «Символы нашего города, района, области». Герб 3.«Государственные символы (флаг, гимн) нашей Родины». 4. Беседы из цикла занятий по правилам дорожного движения..Безопасный путь в школу и домой. 5. «Героические страницы истории России»; 6. Цикл бесед «Что значит быть культурным» | 1.Беседы по прочитанным произведениям; на основе работы с пословицами и поговорками; на основе просмотренных видео- и кинофильмов; на основе целенаправленных наблюдений за явлениями общественной жизни; беседы – обсуждения «Чему нас учат бабушки идедушки»; «Наши родители»; «Вместе с братьями и сёстрами». 2.Классные часы по проблемам общения, отношений в коллективе, отношения к окружающим и школьного и внешкольного этикета. | 1.Познавательные беседы «Труд в жизни людей», «Сохраняй порядок», «Чтобы всё успевать», «Доводи дело до конца», «Хочу быть аккуратным», | 1.Беседы-размышления по прочитанным произведениям. 2.Классные часы «Четвероногие друзья», «Комнатные растения - путешественники», «Дары леса», «Экологические тропинки» и др. | «Добрые чувства в нашей жизни», «Убегаем от болезней: в здоровом теле здоровый дух», «Настроение», |
Проектная деятельность | 1.Практическая работа «Рассматривание гербов различных городов с объяснением символики» Создание альбома с гербовыми символами. 2. Создание альбома с дорожными знаками, встречающимися на нашем пути в школу и домой, в кружки и секции. 3. Исследовательский проект «Мои обязанности в семье» | 1.Альбом «Календарь добрых дел», «Волшебные слова», «Законы школьной жизни». 2.Творческий проект-конкурс «Современная школьная форма». 3.Исследовательский проект «История школьной формы». | 1.Проекты: Наши папы и мамы на работе», «Как стать дисциплинированным», 2. Проект по мотивам профессиональных праздников. | 1.Экологические проекты «Уголок живой природы в нашем классе», «Как животные стали домашними», «Талисманы», «Хлеб от поля до стола», «История моей семьи», «Мой город на карте страны». «Календарь природы», «Дневник наблюдений». | 1.Проекты «Семейное творчество» |
Игровая деятельность | 1.Урок-игра «Добрые слова»; 2.Игровые ситуации, тренинги толерантного общения. Общаюсь по правилам» «Акцент на лучшее» | 1. Игра «Правила дружбы»; 2. Сюжетно – ролевая игра «Город вежливости»; 3. Игра «Незаконченный текст»; 4. Викторина «Добрые слова» 5. Моделирование речевых ситуаций. | 1.Сюжетно-ролевые игры. 2.Игровые ситуации «Воспитываю самостоятельность», «Самообслуживание» 3.Игровые и тренинговые упражнения. 4.Викторины, конкурсы | 1.Игры: «Живое – неживое», «Волшебный мешочек», «Ботаническое лото». | 1. Игры на развитие языка чувств. 2. Психогимнастика. 3. Народные игры 4. Творческие ролевые игры. 5. Сказочный сундучок доброго волшебника. |
Туристко-краеведческая деятельность | 1.Экскурсии в краеведческие музеи города, района, области. 2. Образовательные экскурсии по школе «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики» | Папа, мама, я – туристическая семья. | 1.Ознакомительные экскурсии на предприятия, в общественные места. 2.Туристические походы | 1.Экскурсии в краеведческий музей. 2.Экскурсии в парк, лес как природный комплекс. 3.Целевые прогулки. | 1.Посещение выставок, спектаклей, экскурсий. |
Творческая деятельность | 1.Конкурсы рисунков «Семейная символика»; «Мой мир» | Праздники «Посвящение в первоклассники», «Букваря», «Игр и игрушек» | 1.Конкурсы: «Мир профессий», «Лучший плакат на тему труда». 2.Школьная ярмарка «Праздник урожая», 3.Выставки рисунков, поделок на тему труда, профессий. | 1.Экологические конкурсы, выставки, олимпиады. | 1.Неделя искусства. 2.Конкурсы рисунков, 3.Участие в различных видах творческой деятельности. |
Проблемно-ценностное общение | 1.Встречи с интересными людьми. | Этические диалоги | 1.Встречи с интересными людьми (шефы производства «ЭХП», народные умельцы). | 1.Встречи с интересными людьми («Ковчег», сотрудники экологического центра). | 1.Встреча с интересными людьми. |
Социальное творчество | 2. КТД «Охрана природы – законы и правила для детей». 3. КТД «Аты – баты, шли солдаты». КТД «Машина времени». | 1.Операция «Подарок моим друзьям», «Помощь моим близким» | 1.Общешкольные субботники. 2.Сбор макулатуры, изготовление подарков, трудовые акции и др. | 1.Экологические акции. 2.Экологические праздники. | 1.Участие в художественном оформлении класса, школы к праздникам. 2. Постановка кукольного спектакля. |
Классные часы (по выбору) из цикла занятий по нравственному воспитанию на учебный год в 4-ом классе
Примерные темы и проблемы
Общение | Отношение к окружающим | Отношения в коллективе | Школьный и внешкольный этикет |
Цель: воспитывать чувство дружбы и товарищества; развивать коммуникативные навыки, речь; учить отличать хорошее от плохого. | Цель: воспитывать почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим, заботу о младших; знакомить с правилами вежливого поведения. | Цель: воспитывать уважительное отношение к сверстникам, одноклассникам; стимулировать проявление доброжелательного отношения к окружающим людям. | Цель: познакомить с хорошими манерами; воспитывать стремление быть выдержанным; учить использовать в речи «волшебные слова»; знать правила культурного поведения. |
«Доброе слово» «Ежели вы вежливы» «На улице» «Узнай себя» «Сочувствие, сопереживание» | «Путешествие в волшебную сказку» «Попробуй волшебником стать» «Маленькое дело лучше большого безделья» «Любимый уголок Родины» «Я люблю маму милую мою» | «Если радость на всех одна…» «Мой класс – мои друзья» «Самолюбие» «О дружбе мальчиков и девочек» | «Правила поведения на уроке и перемене» «В школьной столовой (береги хлеб)» «Как вести себя за столом» «Я и улица» «Ты в гостях» |
Беседы (по выбору) из цикла занятий по правилам дорожного движения на учебный год в 4-ом классе
Примерные темы и проблемы
№ | Тема | Цели и задачи | Формы проведения | Оборудование |
1. | «На наших улицах» | Знакомство с составными частями улицы, с элементами дороги. Участники дорожного движения. Разновидности транспортных средств. | Беседа. Конкурс рисунков. Игра «Переходим улицу» | Таблицы и плакаты. Учебные фильмы. |
2. | «Мы идём в школу» | Учить определять опасные места на дорогах и улицах во избежание несчастных случаев. | Практикум: разработка безопасного маршрута от дома до школы и обратно. | Таблицы. Макет микрорайона школы.. |
3. | «Безопасный переход» | Познакомить с правилами перехода улицы. Использование правил на разных дорогах. | Беседа. Практикум. | Макет микрорайона школы.. |
4. | «Наши верные друзья» | Познакомить учащихся с историей возникновения светофоров. Правила пользования светофором. | Практикум. Изготовление макета светофора. | Стихотворение М. Пляцковского «Светофор» |
5. | «Азбука города. Знакомимся с дорожными знаками» | Познакомить с дорожными знаками, названиями, назначением и расположением. | Ролевые игры. | Макет микрорайона школы.. |
6. | «Где можно играть» | Объяснить опасность игр на проезжей части. | Анализ ситуаций. | Размеченная площадка. |
7. | «Мы - пассажиры» | Познакомить с видами общественного транспорта. Правила поведения в транспорте. | Встреча с инспектором ГИБДД. Анализ ситуаций. | Таблицы и плакаты. |
8. | «Обходим троллейбус, автобус, трамвай» | Закреплять правила безопасного поведения на проезжей части. | Викторина. Контрольне вопросы. | Таблицы. Размеченная площадка. |
9. | «Мы учимся соблюдать правила дорожного движения» | Весенние и осенние опасности на дорогах, гололёд. Закреплять умения выполнять требования ПДД пешеходами, пассажирами, водителями. Повторение изученного материала. | Ролевая игра. | Размеченная площадка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"
Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ №6
Выступление на РМО...
Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...
Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях введения ФГОС ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни. Включает в себя пять направлений: край родной, общение и нравственность, учение, эк...
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания 3. Воспита...