Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Основина Лина Юрьевна

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека    
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания    
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни    
4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)    
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnv_4_klass_tematika_zanyatiy.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

4 класс

НАПРАВЛЕНИЕ

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

ЗАДАЧИ

1.Формировать первичные представления о символах государства – Российской Федерации, о символах ГО «Город Лесной»;

 2.Формировать представление о важнейших законах нашей страны; формировать представление о правилах поведения в окружающей среде; стимулировать проявление отрицательного отношения к нарушениям порядка в окружающей среде, к невыполнению учеником своих обязанностей; формировать умение отвечать за свои поступки;

3.Формировать представление о национальных героях и важнейших событиях

истории России;

воспитание уважения к защитникам Родины.

 1.Формировать представления о различении хороших и плохих поступков;

2.Знакомит с правилами поведения в школе, семье, общественных местах; с правилами вежливого поведения, культуры речи  и закреплять их знание; стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим, воспитывать почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим; развивать умение пользоваться «волшебными словами», быть опрятным, чистым, аккуратным;

3. Воспитывать стремление поступать правильно; формировать умение признаваться в плохих поступках.

1.Формирование представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества, о нравственных основах учёбы;

2.Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников, ценностное отношение к результатам своего труда и других людей;

3.Формировать представление об основных профессиях; навыках коллективной работы;

4.Стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе;

5.Формировать личностные качества в выполнении учебных и трудовых заданий.

1.Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным;

2.Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;

3.Прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности;

4.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать понимание активной роли человека в природе.

1.Расширять представления о душевной и физической красоте;

2.Воспитывать интерес к знаниям художественным творчеством; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

3.Формировать умение видеть красоту природы, труда и творчества;

4.Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ

1

2

3

4

5

Познавательные беседы, классные часы

1.«Символы президентской власти», «Гражданин и обыватель».

2. «Путешествие в страну Законию», «Поступок, правонарушение, преступление».

Беседы из цикла занятий по правилам дорожного движения.

3. «Героические страницы истории России»; беседа-обсуждение «Могу ли я стать героем».

1.Беседы по прочитанным произведениям; на основе работы с пословицами и поговорками;  на основе просмотренных видео- и кинофильмов; на основе целенаправленных наблюдений за явлениями общественной жизни; беседы – обсуждения «Твой самый решительный поступок в жизни», «Что значит быть человеком», «Любовь и мудрость» и т.д.

2.Классные часы по проблемам общения, отношений в коллективе, отношения к окружающим и школьного и внешкольного этикета.

1.Познавательные беседы с приглашением родителей разных профессий.

2.Классные часы «Мой мир увлечений», «Хобби моей семьи», «Семейные ценности» и т.д.

1.Беседы-размышления по прочитанным произведениям.

2.Классные часы «Ты ответствен за тех, кого приручил», «Великие путешественники Земли», «Вредная и здоровая пища», «Что такое экологическая безопасность» и др.

1.Познавательные беседы.

2.Наблюдение и анализ типичных жизненных ситуаций из реальной жизни и изображённых в произведениях искусства с определением душевных, эстетических качеств, черт характера.

3.Анализ и обыгрывание ситуаций на сопереживание.

4. «Уроки добра и красоты», «Красивые и некрасивые поступки».

Проектная деятельность

1.Исследовательские проекты «История Российского герба», «История появления Гимна России».

Творческий проект-конкурс «Гимн нашего класса».

2.Альбом «Права ребёнка».

3.Исследовательский проект «Мой край в годы войны», «Ветеран живёт рядом», «Боевые ордена рассказывают».

1.Альбом «Календарь добрых дел», «Волшебные слова», «Законы школьной жизни».

2.Творческий проект-конкурс «Современная школьная форма».

3.Исследовательский проект «История школьной формы».

1.Проекты: «Кем я хочу стать?», «Для чего нужно быть настойчивым? и др.

2.Творческий проект по мотивам профессиональных праздников.

1.Экологические проекты «Мир насекомых в нашем городе», «Растения-пионеры в нашем городе», «Растения и животные – живые барометры», «Кладовые Земли в нашем доме», «Ботанический сад на окне класса» т.д.

1.Проекты «Праздники в моей семье», «Семейное творчество»

Игровая деятельность

2.Урок-игра «Мой сосед по парте»; игровые ситуации, тренинги толерантного общения.

1.Сюжетно-ролевая игра «Школа, которую мы строим».

2.Диагностические ситуации «Ваши действия» или «Как бы ты поступил, если …».

3.Психологические тренинги

1.Сюжетно-ролевые игры.

2.Игровые ситуации «Планирую и выполняю порученное дело», «Как я делал …»

3.Игровые и тренинговые упражнения.

4.Викторины, конкурсы

1.Игры: «Найди животное по следу», «Что соберём в лукошко?», «Деревья, кустарники, травы» и т.д.

1. Игровые и тренинговые упражнения.

2.Игры-соревнования «Кто больше увидит красивого вокруг».

Туристко-краеведческая деятельность

1.Экскурсии в краеведческие музеи города, района, области.

Образовательные экскурсии «Государственные награды РФ».

Ознакомительные экскурсии «Мемориальные памятники родного города».

1.Ознакомительные экскурсии на предприятия, в общественные места.

2.Туристические походы

1.Экскурсии в краеведческий музей.

2.Экскурсии в парк, лес как природный комплекс.

3.Целевые прогулки.

1.Посещение выставок, спектаклей, экскурсий.

Творческая деятельность

1.Конкурсы рисунков «Семейная символика».

2.Конкурсы знатоков.

3. Конкурс «Военная патриотическая песня».

1.Конкурсы: вежливости, самый востипанный и др.

2.Конкурсы рисунков на нравственные темы

1.Конкурсы: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Ученье – труд».

2.Школьная ярмарка «Город мастеров», «Празник урожая», «Народные ремёсла» и др.

3.Выставки рисунков, поделок «Наши достижения», «Наши цели».

1.Экологические конкурсы, выставки, олимпиады.

1.Неделя искусства.

2.Конкурсы рисунков, плакатов «Целый мир от красоты».

3.Участие в различных видах творческой деятельности.

Проблемно-ценностное общение

1.Встречи с интересными людьми.

2.Круглый стол «Дети и родители».

3.Встречи с ветеранами Вов, участниками боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике.

1.Диспуты: «Каким бы я хотел видеть своего друга?», «Почему важно беречь честь?», «Что значит быть милосердным?», «Может ли доброта исцелить человека?» и др.

1.Встречи с интересными людьми (шефы производства «ЭХП», народные умельцы, отличники-старшеклассники).

1.Встречи с интересными людьми («Ковчег», сотрудники экологического центра, клуб любителей животных).

1.Диспут «Красота сердца дорогого стоит!» (на примере сравнения красоты души литературных героев).

2.Встреча с интересными людьми.

Социальное творчество

2. КТД «Охрана природы – законы и правила для детей».

3. КТД «В моей семье живёт герой».

КТД «Помним, любим и гордимся».

1.Операция «Подарок моим друзьям», «Милосердие», «Помощь моим близким», «Помогай ветеранам»

1.Общешкольные субботники.

2.Первые пробы создания материальных ценностей: сбор макулатуры, изготовление подарков, трудовые акции и др.

1.Экологические акции.

2.Экологические праздники.

1.Участие в художественном оформлении класса, школы  к праздникам.

Классные часы (по выбору) из цикла занятий по нравственному воспитанию на учебный год в 4-ом классе

Примерные темы и проблемы

Общение

Отношение к окружающим

Отношения в коллективе

Внешкольный этикет

Цель: воспитывать чувство дружбы и товарищества; развивать коммуникативные навыки, речь; учить отличать хорошее от плохого.

Цель: воспитывать почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим, заботу о младших; знакомить с правилами вежливого поведения.

Цель: воспитывать уважительное отношение к сверстникам, одноклассникам; стимулировать проявление доброжелательного отношения к окружающим людям.

Цель: познакомить с хорошими манерами; воспитывать стремление быть выдержанным; учить использовать в речи «волшебные слова»; знать правила культурного поведения.

«Дорогою добра»,

«Доброе слово, что ясный день»,

«Ежели вы вежливы»,

«Когда идёшь по улице»,

«Узнай себя»,

«Нам счастья не сулит обида чья-то»,

«Справедливость».

«У каждого народа свои герои»,

«Забота о младших»,

«Тепло родного дома»,

«Каждый интересен»,

«Цени доверие других»

«Советуем друг другу»,

«Самооценка и оценка меня»,

«Чтобы быть коллективом»,

«Коллектив начинается с меня»,

«Секретные советы мальчикам и девочкам»,
«Скажи себе сам».

«Что такое хорошие манеры»,

«Как вести себя в гостях»,
«Я Вам пишу…»,

«Я иду на выставку и в музей».

Беседы (по выбору) из цикла занятий по правилам дорожного движения на учебный год в 4-ом классе

Примерные темы и проблемы

Тема

Цели и задачи

Формы проведения

Оборудование

1.

«Наш путь в школу и новые маршруты»

Разобрать наиболее безопасные маршруты в школу, магазин и в другие места.

Беседа.

Составление маршрутов.

Таблицы и плакаты.

2.

«Движение по улице»

Познакомить с правилами движения по улице и  дороге группами и в колонне. Учить определять опасные места на дорогах и улицах во избежание несчастных случаев.

Практикум.

Тренировочные упражнения.

Таблицы.

Красные флажки, фонари.

Размеченная площадка.

3.

«Велосипед – это транспорт или нет?»

Познакомить с велосипедом как механическим видом транспортного средства.

Беседа.

Практикум.

Таблицы и плакаты.

4.

«Труд водителя. Перевозка людей»

Познакомить учащихся с особенностями и сложностями труда водителя и правилами перевозки людей на автобусах, легковых и, в виде исключения, грузовых автомобилях.

Беседа .

Таблицы и плакаты.

5.

«Остановочный и тормозной путь»

Познакомить с понятиями «тормозной путь» и «остановочный путь», их величиной в зависимости от состояния погоды, проезжей части и от скорости движения транспортных средств.

Практикум: выяснить остановочный и тормозной пути.

Игра «Секунда – это много или мало?»

Таблица «Остановочный путь».

6.

«Почему случаются ДТП?»

Объяснить и проанализировать причины несчастных случаев на улицах и дорогах.

Анализ ситуаций.

Таблицы.

Размеченная площадка.

7.

«Нарушение и наказание»

Дать представление об ответственности за нарушение ПДД пешеходом: общественной, административной и уголовной.

Встреча с инспектором ГИБДД.

Анализ ситуаций.

8.

«Давайте поиграем

«Опасно-безопасно»

Закреплять правила безопасного поведения на улицах.

Формировать представление об опасности подвижных игр вблизи проезжей части.

Викторина.

Контрольне вопросы.

Таблицы.

Размеченная площадка.

9.

«Правила дорожные всем знать положено!»

Закреплять умения выполнять требования ПДД пешеходами, пассажирами, водителями.

Повторение изученного материала.

Сценарный праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни. Включает в себя пять направлений: край родной, общение и нравственность, учение, эк...

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека    2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания    3. Воспита...