Школьная хоровая студия.
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему
Рабочая программа. Пояснительная записка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_3_5-6_kl_hor_poyasnitelnaya_zapiska.docx | 47.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Положения «Об учебной рабочей программе (в соответствии ФГОС)
- ООП ООО МБОУ СШ №88
- Авторской программы «Хоровое пение» авторов В.И.Адищева и П.П.Останина.
Хоровое исполнение музыки - исторически сложившаяся форма музицирования русского народа. Пение сопровождало русских людей в течение всей их жизни. Н.В.Гоголь справедливо замечал, что "под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек". Правомерно говорить о хоровом пении как российской национальной традиции. В ее поддержании и развитии исключительно велика роль общеобразовательной школы. Крылатая фраза "запоет школа - запоет народ" очень точно передает суть вопроса.
Правильно поставленное школьное хоровое пение - одно из самых доступных и эффективных средств приобщения детей к музыке. Будучи по своей сути искусством активным, оно очень близко природе детей, особенно младших школьников, стремящихся активно действовать, творить. Благодаря эмоциональной увлекательности совместного музицирования, хоровое пение способствует воспитанию у школьников интереса к музыке, потребности в ней.
При грамотной хоровой работе у детей с наибольшей силой происходит развитие музыкальных способностей, певческого голоса, творческих качеств. Совместное хоровое музицирование создает прекрасные возможности для нравственного и эстетического воспитания школьников, развития у них трудолюбия, ответственности за общее дело, чувства правды, красоты.
Особая роль в программе хоровых занятий отводится вопросам патриотического воспитания и развития творческого начала у учащихся. В основу настоящей программы положены методические материалы по организации занятий хоровым пением в общеобразовательных школах под редакцией Адищева В.И.
Актуальность программы - приобщение детей к вокальной и музыкальной культуре. В настоящее время уровень певческого развития детей неуклонно снижается, поэтому необходимо обучение детей хоровому пению с ранних лет жизни, и, в особенности, в младшем школьном возрасте.
Цель обучения хоровому пению - воспитание у детей первоначальных основ музыкально-певческой культуры, развитие личности школьников средствами хорового искусства и на этой основе создание условий для формирования и развития интеллектуальных, творческих способностей, гражданских и коммуникативных компетенций учащихся с учетом индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании.
Задачи обучения:
- пробуждение и развитие у учащихся интереса к пению, музыке, хоровым занятиям;
- развитие у детей певческого голоса, музыкальных способностей, творческих качеств;
- формирование у школьников первоначальных исполнительских умений и навыков, развитие у них способности чувствовать, понимать образное содержание музыки и эмоционально, выразительно передавать его в собственном исполнении;
- решение вопросов воспитания личности школьников, их нравственно-эстетического развития, патриотического воспитания, обучение общению в неоднородном коллективе.
Раздел II. Общая характеристика учебного предмета.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку хорового пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке хорового пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Раздел III. Место внеурочной деятельности «Хоровая студия» в учебном плане.
Форма проведения занятий – групповое занятие. Режим занятий: один раз в неделю классный хор.
- во 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33учебные недели),
- в 3 классе 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели),
- в 5-6 классе 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Раздел IV. Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы «Хоровая студия»
Результаты | Характеристика в ФГОС |
Личностные |
|
Регулятивные |
|
Познавательные |
|
Коммуникативные |
|
Планируемые результаты | ||
Научатся | Получат возможность научиться | |
Личностные 1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; | ||
|
| |
2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. | ||
|
| |
Предметные
| ||
|
| |
| ||
|
| |
| ||
|
| |
| ||
|
| |
| ||
|
| |
Метапредметные
| ||
|
| |
| ||
|
|
Раздел V. Содержание программы «Хоровая студия»
1 класс
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9.Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10.Репертуар.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
По итогам года обучения воспитанники должны знать:
-соблюдение певческой установки;
-понимание дирижёрского жеста;
-знание основ музыкальной грамоты;
-знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;
-умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
-умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
-умение точно повторить заданный звук;
-умение в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-умение петь чисто в унисон;
-умение дать критическую оценку своему исполнению;
-умение работать в сценическом образе;
-умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
-принимать участие в творческой жизни кружка;
-участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;
-уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
Учебно-тематический план 1 класс
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | |
Практических | Теоретических | |||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | 5 | 4 | 1 |
3 | Звукообразование. Музыкальные штрихи | 4 | 3 | 1 |
4 | Дыхание | 2 | 1 | 1 |
5 | Дикция и артикуляция | 3 | 3 | - |
6 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 5 | 3 | 2 |
7 | Музыкально-исполнительская работа | 5 | 5 | - |
8 | Ритм | 1 | 1 | - |
9 | Сценодвижение | 1 | 1 | - |
10 | Работа над репертуаром | 3 | 2 | 1 |
11 | Концертная деятельность | 2 | 2 | - |
12 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 1 | 1 | - |
Итого: | 33 | 26 | 7 |
3 класс
Вводное занятие
Содержание: Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкально - теоретическая подготовка
1. Основы музыкальной грамоты.
Содержание: Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации.
Форма: Беседа, фронтальная, индивидуальная.
2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Содержание: Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема.
Форма: Практическая, дидактические игры.
3. Развитие чувства ритма.
Содержание: Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения.
Форма: Практическая работа, дидактические игры.
Вокально-хоровая работа
1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Выявление и коррекция голосового диапазона воспитанника.
Форма. Индивидуальная работа.
2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
5. Работа с солистами.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста.
Форма. Индивидуальная.
6. Сводные репетиции.
Содержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.
Форма. Коллективно - фронтальная.
Концертно-исполнительская деятельность: это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Участие в официальных мероприятиях активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями лицея. Качества, необходимые для исполнения в процессе концертной деятельности - заинтересовать, увлеченность детей со слуховой депривацией коллективным творчеством.
Итоговое занятие.
Отчетный концерт, поощрение активных кружковцев.
По итогам года обучения воспитанники должны знать:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику,
регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,
балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров,
уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
- знать и применять правила сценической культуры.
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя;
понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку:
- использовать в пении приобретенные певческие навыки;
- слитно произносить песенный текст;
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения
в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы
Учебно-тематический план 3 класс
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | ||
Практических | Теоретических | ||||
1 | Певческая установка. Певческое дыхание. | 1 | - | 1 | |
2 | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 10 | 9 | 1 | |
3 | Работа над дикцией и артикуляцией | 6 | 4 | 2 | |
4 | Формирование чувства ансамбля. | 10 | 5 | 5 | |
5 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 7 | 5 | 2 | |
Итого: | 34 | 24 | 10 |
5-6 класс
1. Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2. Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4. Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5. Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6. Ансамбль. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.
7. Музыкально - исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов.
Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8. Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии –игра «Матрешки».
9. Сценическое движение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10. Репертуар.
Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11. Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
По итогам года обучения воспитанники должны знать:
-основы вокально –хоровых навыков;
-правила пения;
-виды дыхания;
-муз. штрихи;
-средства муз. выразительности.
научатся
-применять правилапения на практике;
-петь чисто ансамблем в унисон;
-применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
-сценически оформлять концертный номер.
Учебно-тематический план 5-6 класс
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | |
Практических | Теоретических | |||
1 | Мониторинг | 2 | - | 2 |
2 | Развитие вокальной техники, теоретические знания. | 6 | - | 6 |
3 | Репетиционная работа. | 23 | 23 | - |
4 | Выступления на мероприятиях | 3 | 3 | - |
Итого: | 34 | 26 | 8 |
Раздел VI. Описание «Учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса»
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
- Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
- Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
- Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
- Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
- Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
- Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
- Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
- Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
- Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
- Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
- Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
- Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
Список литературы для учащихся
- Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
- Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
- Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
- Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
- Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
- Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
- Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
- Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
- Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;
- Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998
Технические средства обучения
1.Фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);
2.Компьютер;
3.Музыкальные колонки.
Оборудование кабинета
- Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
- Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
- Стол учительский.
- Фортепиано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие вокально-хоровых навыков в хоровой студии
Для руководителей хоров...
Формирование личностных УУД младших школьников на занятиях в хоровой студии в рамках внеурочной деятельности
Особую роль в формировании личностных УУД играют различные внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность. В рамках внеурочной деятельности культурно-эстетического направления в нашей гимнази...
Дополнительная образовательная программа эстетического воспитания школьников . Вокально-хоровая студия "Серебряный дождь".
Совместная программа учителя начальной школы и педагога дополнительного образования по эстетическому воспитанию учащихся начальной школы....
О роли хорового репертуара в патриотическом воспитании учащихся (из опыта работы в Хоровой студии мальчиков)
В данной статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания учащихся через приобщение детей к хоровому творчеству....
Педагогические аспекты работы с мальчиками в хоровой студии мальчиков и юношей
Статья предназначена для педагогов дополнительного образования и раскрывает особенности работы с мальчиками в начальный период обучения....
Сольфеджио в хоровой студии мальчиков и юношей. Первый год обучения.
Методическая разработка предназначена для успешного обучения музыкальной грамоте детей, не занимающихся на музыкальных инструменьтах....
Методическая разработка "Вокально-хоровая работа на занятиях хоровой студии"
laquo;Хоровая студия» занимает важное место в системе дополнительного образования....