Сольфеджио в хоровой студии мальчиков и юношей. Первый год обучения.
методическая разработка по музыке (1 класс) на тему
Методическая разработка предназначена для успешного обучения музыкальной грамоте детей, не занимающихся на музыкальных инструменьтах.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы с детьми и молодёжью Калининского района
Санкт-Петербурга «Академический»
Методическая разработка.
Сольфеджио в хоровой студии мальчиков и юношей.
Первый год обучения.
Адресована педагогам дополнительного образования
Автор: Полякова Ю.В.
Педагог доп.образования
Санкт – Петербург
2018 г.
Оглавление
1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
2. Общие методические рекомендации……………………………………...4
3. Планы уроков……………………………………………………………….5
4. Список использованной литературы……………………………………...6
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми, ранее не обучавшихся нотной грамоте и основана на многолетнем опыте работы в Хоровой студии мальчиков и юношей.
Основная цель методической разработки – практическое, последовательное обучение пению по нотам детей, не обучающихся игре на музыкальных инструментах.
Весь практический материал, подобранный в работе построен по принципу многократного повторения и наработки вокально – интонационных навыков непосредственно на занятии.
В построении каждого занятия подразумевается наличие некоторых особенностей:
- Монотональность (работа в одной тональности);
- Вокально – интонационные упражнения на определённые мелодические ходы и скачки, чаще всего встречающиеся в хоровых произведениях;
- Чтение с листа;
- Специальные проверочные задания в конце каждого занятия.
Кроме того, хотелось бы отметить, что данная методическая разработка помогает закреплению умений и навыков, приобретаемых учащимися на хоровых занятиях, так как находится в тесной взаимосвязи с программами хоровых коллективов.
Воспитание музыкального слуха, являясь главной целью предмета сольфеджио, неразрывно связано с активной музыкально – исполнительской деятельностью учащихся. И по силе своего воздействия самое мощное влияние на организацию слуха, несомненно, оказывает именно хоровое пение.
Общие методические рекомендации
Вокально – интонационная работа
- Музыкальное эхо на пройденных нотах.
- Пение вокально – интонационных упражнений (нотами и слогами).
- Пропевание устных диктантов (используя пройденные мелодические модели).
- Пение песенок (с показом нот по руке и на клавиатуре).
- Пение гамм:
- разными длительностями в разных размерах;
- по тетрахордам;
- по цепочке;
- пение «вслух и про себя»;
- пение только устойчивых звуков;
- опевание устоев;
- пение ступеней:
- по ручным знакам;
- по лесенке;
- по ритмическим карточкам;
- по клавиатуре;
- ступеневый диктант.
- Пение интервалов, как соотношение ступеней лада (секунда: I-II, терция: I-III, квинта: I-V и т.д.).
- Развитие гармонического слуха (пение канонов, терцовое двухголосие, пение песенок с аккомпанементом).
Работа над ритмом
- Ритмическое эхо (можно использовать музыкальные инструменты).
- Работа с ритмическими карточками.
- Запись римических диктантов.
- Запись стихов ритмами.
- При пении с листа использовать проговаривание нот в ритме.
- Задание «Ритмический лабиринт» (прохлопать ритм по стрелкам).
Письменные упражнения
- Музыкальный словарь (запись без ритма нот или мелодичнсеих оборотов).
- Запись пройденных песенок.
- Занимательные диктанты (разделить мелодию на такты, дописать ритм, исправить ошибки в мелодии, определить размер).
Слуховой анализ
- Определение мелодических моделей (устный диктант).
- Определение ступеней лада.
- Определение интервалов.
- Определение ритмического рисунка.
Проверочные задания
- Исполняется каждым учащимся.
- Пропевается от начала до конца всей группой.
- Пение цепочкой (по одному такту или по фразе).
- Прохлопывание ритма номеров с названием нот.
Список литературы
- Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М.,1986
- Курина Г. Детское хоровое сольфеджио.Спб.,1999
- Струве Г. Хоровое сольфеджио. М., 1976
- Гринчак Г. Приёмы хорового сольфеджио. Спб., 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие вокально-хоровых навыков в хоровой студии
Для руководителей хоров...
Формирование личностных УУД младших школьников на занятиях в хоровой студии в рамках внеурочной деятельности
Особую роль в формировании личностных УУД играют различные внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность. В рамках внеурочной деятельности культурно-эстетического направления в нашей гимнази...
Дополнительная образовательная программа эстетического воспитания школьников . Вокально-хоровая студия "Серебряный дождь".
Совместная программа учителя начальной школы и педагога дополнительного образования по эстетическому воспитанию учащихся начальной школы....
О роли хорового репертуара в патриотическом воспитании учащихся (из опыта работы в Хоровой студии мальчиков)
В данной статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания учащихся через приобщение детей к хоровому творчеству....
Педагогические аспекты работы с мальчиками в хоровой студии мальчиков и юношей
Статья предназначена для педагогов дополнительного образования и раскрывает особенности работы с мальчиками в начальный период обучения....
Конспект занятия «Песенный фольклор» в хоровой студии (1 год обучения)
Конспект занятия по теме "Песенный фольклор" для детей 1 класса...
Методическая разработка "Вокально-хоровая работа на занятиях хоровой студии"
laquo;Хоровая студия» занимает важное место в системе дополнительного образования....