Рабочая программа
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка
- Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.
Цели программы:
•формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
•воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
•развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
•обогащение знаний о музыкальном искусстве;
•овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
•развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
•понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
•освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
•изучение особенностей музыкального языка;
•формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
- Общая характеристика курса
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
- Места учебного предмета.
В соответствии с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания курса.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
•формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
•начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
•приобретение знаний и умении;
•овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
- Результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
•чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
•целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
•уважительное отношение к культуре других народов:
•эстетические потребности, ценности и чувства
•развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
•развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
•способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
•умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
•освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
•овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
•овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
•умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
•основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
•воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
•начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
•воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
•воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
•вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
•реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
•понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
- Содержание программного материала
I четверть (9 часов)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)
Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
Урок 3.. «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)
Урок 6. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).
II четверть (7 часов)
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 11. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.
Урок 15. Певцы русской старины (Баян.Садко). «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.
III четверть (10 часов)
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)
Урок 17. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)
Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».
Урок 20. Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Урок 21. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
Урок 22. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Тема раздела: «В концертном зале » (4 ч.)
Урок 23. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.
Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.
IV четверть (8 часов)
Тема раздела: «В концертном зале » (2 ч.)
Урок 27. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Урок 28. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)
Урок 29. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 30. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Урок 31. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
Урок 32. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.
Урок 33. «Радость к солнцу нас зовет». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года
Требования к уровню подготовки учащихся
•обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
•накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
•выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
•совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель;
•развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений концертного исполнения;
•освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах детского музицирования;
•развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей; умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Творчески изучая музыкальное искусство,к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Русь! Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских
- Структура тематического планирования
№ п\п | Раздел | Количество часов |
1. | Россия – Родина моя | 5 ч. |
2. | День, полный событий | 4 ч. |
3. | О России петь – что стремиться в храм | 4 ч. |
4. | Гори, гори ясно. Чтобы не погасло! | 4 ч. |
5. | В музыкальном театре | 4 ч. |
6. | В концертном зале | 6 ч. |
7. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 5 ч. |
Итого: | 34 ч. |
7. календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Тип урока Кол – во часов | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | дата | |||
Содержание урока Ученик должен знать | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Россия — Родина моя ( 5ч) | ||||||||
1. | Мелодия - душа музыки. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хован- щина». М. Мусоргский. Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский. Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. | Урок открытия новых знаний 1 ч | Обучающийся научится: -воспринимать и понимать музыку разного эмоционально- образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний; -различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки; -понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате; -эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности целостный, социально ориентированны й взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий | осознание восприятие содержания музыкального сочинения, действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки и её исполнения. | умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем, оценка действий партнёра в коллективном пении. | осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя) | |
2. | Природа и музыка. Звучащие картины. Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А, Толстого. Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
3. | Виват, Россия! Наша слава- русская держава. Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в. Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
4. | Кантата «Александр Невский». Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
5. | Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля... Да будет во веки веков сильна. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
День, полный событий ( 4ч ) | ||||||||
6. | Утро. Утро. Из сюиты «Пе р Гюнт». Э. Григ. Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свири- денко. Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева. | Урок открытия новых знаний 1 ч | Обучающийся получит возможность научиться: -соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д. -осуществлять (в поиске решения проектных задач) необходимой информации, в т. ч. ИКТ; -владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга. рамках | Уважительное отношение к культуре других народов: эстетические потребности, ценности и чувства развиты мотивы учебной деятельности и сформирован ЛИЧНОСТНЫЙ смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. | формирование устойчивого интереса к уроку через творчество, учиться давать оценку результатам деятельности — рефлексия. извлечение необходимой информации из исполняемых произведений. | продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе коллективного исполнения песен. | постановка и выполнение учебной задачи, оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать. | |
7. | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Джулъетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
8. | В детской. Игры и игрушки. На прогулке. С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского. Прогулка; М. Мусоргский. Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
9. | Вечер.Обобщающий урок. Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
О России петь - что стремиться в храм ( 4ч) | ||||||||
10. | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах. Богородице Дево, радуйся, Ns6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. | Урок открытия новых знаний 1 ч | Обучающийся получит возможность научиться: -слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров; -наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки; -участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками; -узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности -узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов. | Начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебнотворческие способности в различных видах музыкальной деятельности | поиск и выделение необходимой информации (усвоение особенностей музыкального языка как средства создания музыкального образа, умение строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой | Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем, оценка действий партнера в коллективном пении. | элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии при прослушивании и исполнении музыки, способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки. | |
11. | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! Тропарь Владимирской иконе Божией Матери. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
12. | Вербное Воскресение. Вербочки. Мама. Из вокально- инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер. Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
13. | Святые земли Русской. Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
Г ори, гори ясно, чтобы не погасло! ( 4ч) | ||||||||
14. | Настрою гусли на старинный лад... Певцы русской старины, (былины). Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова. Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина). Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков. | Урок открытия новых знаний 1 ч | Обучающийся получит возможность научиться: целостному социально - ориентированному взгляду на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий уважительно относиться к культуре других народов: . | Воспитание нравственных и эстетических чувств: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; | действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки и её исполнения, умение строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации из прослушанного произведения. | умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем, оценка действий партнёра в коллективном пении. | осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя). | |
15. | Лель, мой Лель... Былина о Садко и Морском царе. Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
16. | Звучащие картины. Третья песня Леля; хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский- Корсаков. Веснянки. Русские, украинские народные песни. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
17. | Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная музыка | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
В музыкальном театре ( 6 ч) | ||||||||
18. | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. | Урок открытия новых знаний 1 ч | Обучающийся получит возможность научиться: -слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров; -узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности; -узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов. | Развивать музыкальную культуру через эмоциональное активное восприятие, воспитывать художественны й вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно- творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. | формирование устойчивого интереса к уроку через творчество, учиться давать оценку результатам деятельности - рефлексия, извлечение необходимой информации из исполняемых произведений. | продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе коллективного исполнения песен. | постановка и выполнение учебной задачи, Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать. | |
19. | Опера «Орфей и Эвридика». Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
20. | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский- Корсаков. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
21. | Полна чудес могучая природа... «Океан — море синее». В заповедном лесу. Океан — море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский- Корсаков. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
22. | Балет «Спящая красавица». Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
23. | В современных ритмах (мюзикл). Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
В концертном зале ( 6ч) | ||||||||
24. | Музыкальное состязание (концерт). Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3- я часть (фрагмент). П. Чайковский. «Веснянка»-укр. народная песня. | Урок открытия новых знаний 1 ч | Обучающийся получит возможность научиться: -развивать этические чувства доброжелательное ти и эмоцио- нально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности | Развивать основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развивать художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух, певческий голос, учебнотворческие способности в различных видах музыкальной деятельности | умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем, рефлексия способов и условий действия (индивидуальная оценка восприятия музыкального произведения), извлечение необходимой информации из прослушанного произведения, анализ музыкального сочинения. | умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы. | постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт) | |
25. | Музыкальные инструменты (флейта, скрипка). Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк. Волшебный смычок, норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова. «Волшебный смычок» норвежская народная песня Мелодия. П. Чайковский. Каприс № 24. Н. Паганини | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
26. | Звучащие картины. Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов;исполнение песен | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
27. | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты); Сюита Ns2 (фрагменты). Э. Григ. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
28. | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. Симфония Ns3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен. Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
29. | Мир Бетховена. Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
Чтобмузыкантом быть так надо бы уменье (5 ч) | ||||||||
30. | Чудо музыка. Острый ритм - джаза. Мелодия. П. Чайковский. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. | Урок открытия новых знаний 1 ч | Обучающийся получит возможность научиться: - развить этические чувства доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам людей, развивать. чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности | Воспитывать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов. | формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительство и игру на музыкальных инструментах, формулирование цели своей деятельности с какой целью мы поработали с этой песней? Формирование умения структурировать знания. Обобщать знания о средствах музыкальной выразительности. | Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач. | постановка и выполнение целей. | |
31. | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. Шествие солнца. С. Прокофьев Мелодия. П. Чайковский. Г. Свиридов «Весна»,«Тройка», «Снег идет»; | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
32. | Певцы родной природы. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака. Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина. | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
33. | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт. Симфония № 40. Финал. В - А. Моцарт. Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен. Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского;; | Урок открытия новых знаний 1 ч | ||||||
34. | Обобщающий урок. Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой | Урок обобщения знаний 1 ч |
9. Система оценки достижения планируемых результатов.
Пение.
Основные критерии:
1) знание мелодии и слов песни;
2) чистота интонирования и ритмическая точность исполнения;
3) качество звучания песни, выразительность исполнения, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционная ясность;
4) единство ансамблевой звучности в коллективном исполнении.
На основе анализа данных, полученных по перечисленным критериям, оценивается собственно исполнение учеником песни:
отметка «5», если обучающийся:
- знает текст песни;
- точно передаёт мелодию, ритм знакомой песни, несложной попевки без музыкального сопровождения;
- поет выразительно, эмоционально, передавая характер музыки, её выразительные особенности;
- поёт ровно, не выделяясь и не злоупотребляя громкостью звучания своего голоса при хоровых ответах.
Отметка «4», если обучающийся допускает погрешности в ответе по какому-либо одному из перечисленных критериев.
Отметка «3», если обучающийся:
- не уверенно знает текст;
- передаёт мелодию знакомой песни неточно или с поддержкой голоса педагога;
- поёт недостаточно выразительно;
- с трудом управляет громкостью своего голосового аппарата при хоровом пении.
Отметка «2»:
- не знает текста песни
- неточно интонирует и передаёт ритм песни;
- поет невыразительно, неэмоционально, равнодушно или совсем отказывается петь по не уважительной причине;
- злоупотребляет громкостью своего голосового аппарата при хоровом пении.
Слушание музыки.
Основные критерии:
1) правильность ответа;
2) полнота ответа;
3) точность формулировок и использование специальной терминологии;
4) развернутость суждений о музыке;
5) степень самостоятельности ученика при выполнении задания.
На основе анализа данных, полученных по перечисленным критериям, оценивается восприятие учеником музыкального произведения:
Отметка «5», если обучающийся:
- внимательно, увлеченно слушает музыку (выражение глаз, мимика);
- адекватно определяет характер музыкального произведения (использует разнообразные определении, образную речь);
- определяет жанр (песенный, танцевальный, маршевый и д.р.);
- определяет форму музыкального произведения (количество частей в 1,2,3х частной форме, вариация, форме рондо, вступление, проигрыш, запев и припев в песне);
- выделяет наиболее яркие элементы музыкальной речи (динамика, тембр, регистр, темп, силу звука и д.р.).
Отметка «4», если обучающийся правильно отвечает по всем перечисленным выше критериям, но с незначительной подсказкой педагога.
Отметка «3», если обучающийся:
- слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций;
- определяет характер музыки, используя одно-два определения, например, «весёлая» или «грустная»;
- ошибается в определении жанра музыкального произведения или определяет с подсказкой педагога;
- определяет форму произведения (части, запев, припев) с помощью педагога;
- выделяет некоторые выразительные средства (два-три).
Отметка «2», если обучающийся:
- слушает музыку без интереса, часто отвлекается;
- не может точно определить характер музыки или определяет его одним словом («грустно», «весело»);
- ошибается в определении жанра музыкального произведения или отказывается выполнять задание;
- ошибается в определении формы произведения или отказывается выполнять задание;
- не может назвать ни одного средства музыкальной выразительности.
Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения.
Основные критерии:
1)точное воспроизведение ритма;
2)синхронность движений;
3)соответствие движений образному содержанию музыкального произведения.
На основе анализа данных, полученных по перечисленным критериям, оценивается выполнение учеником музыкально- ритмической деятельности и пластического интонирования:
Отметка «5», если обучающийся:
- точно воспроизводит простой, пунктирный и синкопированный ритм, двигается под музыку ритмично;
- двигается под музыку синхронно и в соответствии с характером музыки;
- импровизирует и создаёт музыкально- пластические композиции, ритмические аккомпанементы и движения под музыку, используя разнообразные ритмоформулы, танцевальные движения, пантомимику и образно-игровые движения.
Отметка «4», если обучающийся правильно выполняет задание по всем перечисленным выше пунктам, но с незначительными погрешностями.
Отметка «3», если обучающийся:
- не всегда точно воспроизводит ритм музыки;
- двигается под музыку неуклюже, недостаточно выразительно;
- затрудняется в создании музыкально-пластических композиций и двигается, используя (комбинируя) знакомые танцевальные или образно-игровые движения, мало отличающиеся от предложенного педагогом варианта.
Отметка «2», если обучающийся:
- неточно воспроизводит даже несложные ритмические фигуры, двигается неритмично или отказывается от выполнения задания;
- движения не выразительны, сбивчивы, не соответствуют характеру музыки;
- использует однообразные движения, не может самостоятельно составить музыкально-пластическую композицию.
Инструментальное музицирование и импровизация.
Основные критерии:
1)точное и уверенное воспроизведение ритма музыкального произведения;
2) свободная ориентация в ритмической партитуре;
3) самостоятельное составление ритмического аккомпанемента.
На основе анализа данных, полученных по перечисленным критериям, оценивается музицирование на элементарных музыкальных и шумовых инструментах:
Отметка «5», если обучающийся:
- уверенно, ритмично, выразительно исполняет предложенный ритмический аккомпанемент, свободно ориентируется в ритмической партитуре, точно исполняет несложную знакомую попевку (построенную на 2-7 звуках) на звуковысотном музыкальном инструменте (свирель, металлофон, фортепиано, блок-флейта и д.р.);
- самостоятельно составляет ритмические аккомпанементы и исполняет знакомые мелодии.
Отметка «4», если обучающийся правильно выполняет задание по всем перечисленным выше пунктам, но с незначительными погрешностями.
Отметка «3», если обучающийся:
- исполняет знакомые мелодии и ритмические аккомпанементы с помощью педагога;
- подбирает ритмическое сопровождение с помощью педагога.
Отметка «2», если обучающийся:
- затрудняется в игре на ритмических и звуковысотных инструментах или отказывается от выполнения задания;
- не может подобрать ритмический аккомпанемент и мелодию ни одной знакомой песни или попевки.
Драматизация музыкальных произведений.
Основные критерии:
1) увлечённость деятельностью;
2)естественность поведения;
3)быстрота реакции и смена настроения во время развития образа;
4) воображение и оригинальность образных действий;
5) соответствие образных действий тексту и мелодии песни, сюжету программной музыки;
6) самостоятельность в выборе определенных средств выражения во время реализации задуманной композиции игры;
7) выразительность исполнения задуманного движения;
8) координация движений и чувство ансамбля в коллективных формах заданий;
9)определение формы произведения.
На основе анализа данных, полученных по перечисленным критериям, оценивается драматизация музыкальных произведений:
Отметка «5», если обучающийся:
- увлечённо участвует в процессе театрализации;
- естественно и выразительно исполняет творческое задание;
- быстро реагирует на смену настроения во время развития образа;
- находит оригинальное решение реализации творческого задания;
- реализует образ в соответствии с характером музыки;
- самостоятельно выбирает определенные средства выражения во время реализации задуманной композиции игры;
- хорошо чувствует творческое единство в коллективной театрализации;
- самостоятельно определяет форму произведения в ее основных фазах – начало, развитие, кульминация, завершение.
Отметка «4», если обучающийся увлечённо участвует в процессе театрализации, но при выполнении заданий допущены незначительные погрешности.
Отметка «3», если обучающийся:
- участвует в театрализации без интереса, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций;
- не естественно и монотонно исполняет творческое задание;
- с трудом переключается от одного настроения к другому во время развития образа;
- с трудом реализует образ в соответствии с характером музыки;
- затрудняется в выборе определенных средств выражения во время реализации задуманной композиции игры;
- не всегда получается чувствовать ансамбль в коллективных формах заданий;
- определяет форму произведения (в ее основных фазах – начало, развитие, кульминация, завершение) с помощью педагога.
Отметка «2», если обучающийся:
- участвует в театрализации без интереса, часто отвлекается, не выражает особых эмоций;
- не может переключиться от одного настроения к другому во время развития образа;
- не может реализовать образ в соответствии с характером музыки;
- не может выбрать определенные средства выражения во время реализации задуманной композиции игры;
- не чувствует ансамбль в коллективных формах заданий;
- не может определить форму произведения (в ее основных фазах – начало, развитие, кульминация, завершение).
Усвоение основ музыкальной грамоты.
Основные критерии:
1) правильность ответа;
2) полнота ответа;
3) точность формулировок и использование специальной терминологии;
4) степень самостоятельности ученика при выполнении задания.
На основе анализа данных, полученных по перечисленным критериям, оцениваются элементарные понятия из области музыкальной грамоты:
Отметка «5», если обучающийся:
- имеет достаточное представление об элементах музыкальной речи, овладев полностью основными понятиями и терминами, в соответствии с требованиями учебной программы;
- даёт точные объяснения основным музыкальным терминам.
Отметка «4», если обучающийся:
- имеет достаточное представление об элементах музыкальной речи, овладев полностью основными понятиями и терминами, в соответствии с требованиями учебной программы;
- даёт объяснения основным музыкальным терминам с помощью педагога.
Отметка «3», если обучающийся:
- имеет общее представление об элементах музыкальной речи, овладев отдельными понятиями и терминами;
- даёт приблизительное объяснение отдельным музыкальным терминам.
Отметка «2», если обучающийся:
- не распознает элементы музыкальной речи, имеет смутное представление о средствах музыкальной выразительности;
- не может дать объяснение или охарактеризовать ни одного музыкального термина.
Каждый вид проверки имеет свою специфику и свои задачи, в связи с этим и критерии оценки могут несколько видоизменяются.
Так же, обучающиеся имеют возможность получить отметку дополнительно или исправить, «откорректировать» уже имеющуюся, охарактеризовав и проанализировав свой ответ.
9.Материально – техническое обеспечение учебного предмета
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания | ||
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной: «Рабочая тетрадь по музыке 3 класс» М., Просвещение, 2013 г. Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной: На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2010.
учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2013 | Рабочие тетради включают практические и тестовые задания к темам учебника. В комплекте с тетрадями выпускаются приложения с шаблонами для выполнения заданий из учебника. | |||
2. Печатные пособия | Методические пособия построены как поурочные разработки с детальным описанием хода урока и методик его реализации. | |||
Список научно-методической литературы.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
| Новый вид методического пособия. Содержит методический комментарий для работы по темам с учетом целей, задач и планируемых результатов обучения (в соответствии с ФГОС начального образования) | |||
3. Технические средства обучения | ||||
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Экспозиционный экран. Телевизор. Видеоплейер (видеомагнитофон). Аудиопроигрыватель. | ||||
4. Экранно-звуковые пособия | ||||
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM) 2. Мультимедийная программа «Соната» Лев нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена 7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» 8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве" 9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.» 10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» 11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ 14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008. 15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс» Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК) | ||||
5. Оборудование класса | ||||
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических мате- риалов, пособий, учебного оборудования и" р. Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий). Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...