Урок по музыке во 2 классе
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Шумакова Наталья Ивановна

Урок по музыке  во 2 классе с использованием игровых и здоровьеоберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2_kl.odt25.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок по музыке  во 2 классе.

с использованием игровых и здоровьеоберегающих технологий.

 

Урок – «Путешествие в деревню Балалайкино».

Цель урока :

сформировать интерес к общению с музыкой, исполняемой вокально и на русских народных инструментах. Тема урока входит в раздел программы Ригиной Г С  «Русские народные песни и пляски». Урок связан с предыдущими и опирается на знания, полученные детьми ранее, а так же на отечественную музыкальную культуру ( в том числе и на современную), что делает естественным и органичным приобщение детей к народной музыкальной культуре. (На уроке имеются элементы приобщения и знакомства  с музыкальной культурой  другого народа – Болгарии с целью выявить сходство  черт народной музыки) .

Вид урока — комбинированный.

По типу урок проблемно-развивающий, на основе использования технологии художественно – педагогической идеи (которая пройдет «лейтмотивом» через весь урок и получи развитие на каждом этапе урока ), создания и развития сюжета.

В основе построения сюжета урока —музыкальное путешествие, в котором ребята вспомнят, как одевался русский народ ( костюм ), как он шутил ( частушки, загадки ), как он плясал (пляски, хороводы ), ка играл на музыкальных инструментах ( народный оркестр в исполнении детей ), как он пел (русские народные песни, современные в стиле народных песен ), а так же дети познакомятся с музыкой другого, близкого нам по духу народа Болгарии ( театрализация болгарской народной песни ) для того, чтобы  осознать, что язык народной музыки понятен и без слов  любому народу, если эта красивая музыка выражает любовь к своей земле, Родине, народу.

Обучающим аспектом урока  станут :

 - сюжетно-игровые ситуации,

  - пластическое интонирование,

 - отгадывание загадок,

 -  исполнение песен,

  - театрализация сюжета песни,

  - звучание оркестра русских народных инструментов.

Процесс знакомства учащихся с русскими народными инструментами  будет протекать в живой форме слухового и игрового общения с музыкой. Будет организован оркестр с помощью несложного набора инструментов, игра на которых по силам практически каждому ребенку.

Сюжетность построения урока позволит  подвести учеников к осознанию и восприятию серьезного материала, а так же учтет психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1.обучающие:

            - Знакомство с русскими народными  костюмами, загадками, песнями, танцами,       музыкальными инструментами.

- Дальнейшее накопление слушательского опыта, восприятие различной по характеру  и жанрам народной музыки

- Исполнение знакомых и разучивание новых песен.

2. развивающие:

- Формирование у детей умения анализировать собственное психическое состояние после прослушивания музыки.

- Развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать средства музыкальной выразительности русской музыки ( на примере народной песни  пляски, старинной  народной и современной  музыкуи а также народной музыки Болгарии ).

- Развитие художественно-ассоциативного мышления, фантазии, эмоциональной сферы ребенка.

- Приобщение детей к коллективной импровизации в ансамбле.

                     

                 - Развитие умения оперировать имеющимися знаниями в процессе анализа произведений русской музыки и фольклора.

                - Развитие творческого мышления и инициативности учащихся в процессе восприятия музыки.

                - Развивать чувство ритма, вокальные навыки при исполнении музыки в народном стиле.

3. воспитательные:

- Познакомить детей с традициями русского народа,

- Формирование у учащихся представления о едином культурном пространстве на основе объединения в одном занятии музыкальных произведений как образцов культуры разных народов.

- Формировать эстетический вкус на примерах народных музыкальных произведений.

 - Способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству

Ожидаемые результаты:

            - воспитание культуры слушателя, зрителя, исполнителя;

- формирование внутренней мотивации к учению посредством организации самостоятельной познавательной деятельности учащегося через игровые ситуации;

- развитие творческого и интеллектуального потенциала ученика, путём ухода от стандартов мышления.
- повышение эффективности усвоения УУД посредством создания игровой  ситуации и нахождения пути решения творческой задачи с помощью ассоциативного мышления, фантазии, воображения.

- развитие навыка применения знаний и личного опыта на практике в нестандартной для ребят форме.

- формирование умения осваивать новый опыт, ориентир их деятельности – порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

УУД:

Регулятивные

– осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;

– принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

– принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;

Познавательные

  • ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации
  • – соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);

Коммуникативные:

– принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;

– понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);

– контролировать свои действия в коллективной работе.

Личностные:

– эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;

– первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;

– понимания значения музыкального искусства в жизни человека;

– положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;

         -  найти  возможность для творческой самореализации на уроке ;

Предметные результаты :

     – воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного содержания;

  • воплощать настроение музыкальных произведений в пении;
  • воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях, импровизациях, пении простых мелодий;
  • различать более короткие и более длинные звуки,
  • выражать свои эмоции в исполнении песен, в придумывании подходящих музыке движений;  -
  •  чисто интонировать попевки и песни в доступной тесситуре;-
  •  определять жанровые разновидности народных песен (плясовые, хороводные, шуточные);

     -       понимать значение музыкальных сказок, шуток.

Тип и форма урока:

- урок углубления и обобщения знаний по теме  3 четверти «Народные песни и пляски».

Методы:

  1. объяснительно - иллюстративный (рассказ, описание, беседа);
  2. проблемно-сообщающий (выявление и объяснение общих тенденций в стилевых и жанровых особенностях музыкальных произведений, в истории развития русской музыки, изложение материала с опорой на наглядность, музыкально — практические действия);

Оборудование:

  1. компьютер
  2. проектор
  3. музыкальный центр
  4. фортепиано
  5. учебно-методическая литература по теме;
  6. подбор иллюстраций на соответствующую тематику;
  7. музыкальные примеры для пения;
  8. аудиоматериалы;
  9. видеоматериалы.
  10. русские народные музыкальные инструменты

Организация урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово  – 3 минуты.
  3. Объяснение нового материала  и работа с ним рассредоточено в уроке в связи с театрализацией урока. Это будет : а)просмотр нового видео «Русский танец» И. Стравинского; 2)разучивание новой песни «Вышел как — то...»; 3) музыкальная игра «Какой голос у природы» (15 мин.)
  4. Вокально-хоровая работа – 10 мин.
  5. Повторение по всей изученной теме и закрепление изученного на уроке – 15 минут.
  6. Подведение итогов урока , самооценка детей – 7 минут.

Содержание урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово. (2 мин.)

У. -Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, какой красивый наш музыкальный класс ( вокруг расставлено много разных народных инструментов, народные игрушки ). Сегодня на нашем уроке мы отправимся с вами в необычное музыкальное путешествие - в деревню Балалайкино. На предыдущих уроках мы с вами слушали и пели много народной музыки, знакомились с традициями нашего народа : с его праздниками ( здесь можно вспомнить, какие же дети знают народные праздники – Рождественские святки, Масленицу ).Зимой работы у русского народа было не так уж много и можно было отдохнуть и повеселиться.

Моя родина – Россия!

Там озера голубые!

Удивительный народ

Песни русские поет!

- Перед тем, как нам с вами отправиться в путешествие, предлагаю переодеться в русские народные костюмы. А поможет нам в этом  ( Презентация …) .

- Итак, переодеваемся…(Разыгрываем , как мы одеваем народные костюмы : девочки красивые рубашки, яркие сарафаны, красные сапожки, на голову – головной убор или ленточку; мальчики красивые рубахи, подпояшемся , сапоги, картуз на голову с цветком от девушки ).

- Путешествие предстоит не простое, но я уверена, что нам оно доставит много удовольствия и будет интересным. Итак, в путь. Но на чем же мы будем двигаться ? Предлагаю для начала попробовать на поезде. Как же мы поедем?

( Вместе с учителем дети показывают , как едет поезд : руками показываем, как движутся колеса ( вращаем ими), а голосом : « Чух – чух…» сначала медленно, затем все быстрее и быстрее… « Ту –тууу…» Движения рук и произношение звука поезда должны совпадать по ритму у всех вместе.).

Итак, первая наша остановка  - деревня « Угадайкино». «Музыкальные загадки» (учебник  Ригиной  «Музыка.2 класс»,  стр.39 ). Давайте попробуем с вами отгадать загадки о русских народных инструментах :

1.В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь,

Звонкая, нарядная,

Русская двухрядная.( Гармонь ).

2.Заиграет, только тронь.

Как зовут ее ?...(гармонь)

Рада вам она играть.

Приглашает поплясать. (Гармонь )

3.Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.

Ду – ду , ду-ду-ду, да-да-да , да – да.

Вот так поет она всегда.

Не палочка , не трубочка.

А что же это ?...( дудочка ).

4.Ой, звенит она, звенит.

Всех игрою веселит.

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка,

Это наша …(балалайка)

Балалайка, балалайка,

Весело играй-ка.

У.- Ну, молодцы, справились с загадками.

У.- Давайте же с вами сыграем на русских народных инструментах Посмотрите, какие они красивые.. Но мы будем не только играть на них, но еще и петь при этом. Поэтому давайте сначала повторим ту песню, которую будем петь( « Во поле береза стояла»). Для этого сядьте ровно, поем и слушаем друг друга и мой инструмент. ( Спели 1 куплет ).А теперь возьмем в руки каждый свой народный инструмент ( это ложки, колокольцы на запястье , на деревянной основе бубенцы, тамбурин, маракасы , бубен) . Теперь давайте попробуем первый раз сыграть показывая «шаг», т.е. сильную долю, а второй раз уже сыграем ритм песни. Следим за тем, чтобы у всех получалось одновременно, особенно на первом слоге «Лююю—ли». (В зависимости от результата можно предложить выбрать кого – то из ребят побыть дирижером – подирижировать « волшебной палочкой дирижера ).

  • Ну, что все справились? Я рада. А теперь давайте поиграем. Я буду говорить, а вы мне отвечайте муз. инструментами. ( Предложить ребятам пофантазировать, какой инструмент на кого похож, тем и сыграть. Обратить внимание на названия тех инструментов, которые будем использовать в игре, хором проговорить названия всех инструментов, показать приемы игры на каждом инструменте)
  • А теперь давайте поиграем. (игра «Какой голос у природы» )

- Над землей вставало доброе и ласковое солнышко (бубен – похож на солнышко).

Весело журчал ручеек (гусли), пролетела стайка воробышков (колокольчики).

Через полянку пробежали мама ежиха с маленьким ежиком (ложки).

Громко принялись за работу санитары леса – дятлы (трещотки).

Застрекотали кузнечики ( маленькие ложки).

А у самой воды затянули свои песни лягушки (ква-ква-ква - голосовая импровизация),

А им подпевали кукушки (ку-ку, ку-ку - голосовая импровизация).

-У каждого инструмента. Как и у каждого человека есть свой неповторимый голос. Послушайте и запомните, как они звучат.

У.- Ну, что, поехали дальше. На чем поедем? Предлагаю прокатиться на лыжах (показ движений на лыжах руками и ногами, при этом ритмично приговариваем: « Вжик-вжик…»).

У.- Ой, ребята, да там горка. Справимся? А ведь это наша следующая остановка – село «Говорилкино».

(Выполняем ритмическое упражнение из учебника ( стр.36 ) « Как под горкой, под горой») :

Произносим слова русской народной песни « Как под горкой , под горой», при этом будем хлопать короткие восьмые ноты- слоги – в ладоши, а длинные - четвертные - класть руки на колени :

«Как под горкой, под горой,

Торговал старик золой.

Картошка моя.

Вся поджаренная.».

- Я рада, что все справились с заданием.

- Учитель начинает петь:
                                          «Вы послушайте ребята,
                                            Нескладушечку спою
                                            Замест кренделя – баранки
                                            Проглотил мужик дугу.»

( дети определяют, что это – частушка. Определяют музыкальный характер частушек : веселый, озорной , быстрый, танцевальный )

А теперь давайте послушаем, что еще наш русский народ придумывал, когда хотел повеселиться  (дети читают простые небылицы ):
1. У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

2. Чепуха – чепуха
Это просто враки.

 Куры съели петуха,
Говорят собак

3. Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

4. Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом на перед

И поехал в огород.

- Ну, что, снова в путь. Теперь отправимся в деревню Плясовухино. На чем поедем? На телеге или на тройке с бубенцами да с ветерком?

(Дети выбирают последнее.) Изображаем езду на лошадях : клацаем языком топот копыт, руками ритмично показываем движение вожжей при движении на лошадях.

  • А пока мы едем, перед глазами мелькают деревни, села, города. А в них живет, трудится, поет и танцует русский народ. Давайте вспомним, как умеет танцевать русский народ. (показ слайдов  по фрагменту 15 — 20 сек. Эту презентацию дети уже прежде смотрели, но на уроке — обобщении возможно вспомнить ее снова  в ускоренном режиме в качестве напоминания  ее содержания).
  •  Давайте вспомним, какие вы знаете пляски русского народа ( хоровод, пляски - импровизации, пляски — игры, боевые пляски ).
  • А еще, ребята, такие красивые русские танцы в своих собственных произведениях использовали наши русские композиторы. Композитор Игорь Стравинский в своем балете «Петрушка» (можно вспомнить — и дети это знают — что балет — это музыкальный спектакль, в котором танцуют ) показал, как танцует русский народ, (просмотр видео «Русский танец» ).

- Ну вот и вспомнили, полюбовались русскими плясками. Нам снова пора в путь. На чем же сейчас поедем? Ой, смотрите , как повалил снег. Наверное на саночках придется ехать к новой станции «Хутор Песенный». (Дети изображают, как они будут ехать на санях, на саночках по ухабам, по сугробам– руки вытягиваем вперед, маневрируем между сугробами « Вжиии – вжиии ). Ну, вот и прибыли. Давайте же исполним песню «Зима-красавица».

( Вся песня исполняется с музыкально-ритмическими и музыкально-пластическими движениями.)

Слова песни:

«Из далека-далека                (дети водят хоровод )

Так пушиста и легка

На траву и на дома               (поочередно левой и правой рукой показываем в разные стороны )

Прилетела к нам зима.         ( показываем , ка летит зима )

У зимы не мало дел,  (подпираем пальчиком правой руки щечку, а другой рукой, согнутой в локте поддердиваем правую руку )

Шапку снежную надел    (показ, как одеваем шапку )

На макушку сонный лес   ( показ, как спит лес – две соединенные ладони обеих рук прикладываем к щеке )

И в сугробы спать залез.  ( медленно приседаем) 

Припев: ( далее  дети поют и танцуют с уже разученными ранее движениями )

Зима, зима-красавица,     (руки вверх и вниз в соответствии с ритмом,

                                                                           делая при этом шаг вперед )

У нас тебе понравится.    (повтор движения : руки вверх и вниз в

                                                          соответствии с ритмом, делая при этом шаг вперед )

Скрипит снежок под сапожком,  (руки, согнутые в локте, лежат одна на другой ,

                                                         пружиним коленями. в конце притопнуть ножкой )

По речке ходим мы пешком.             (показываем, как идем ) и т.д..

Зима, зима-красавица,

Своим морозом славится,

С горы лететь – захватит дух,

Перевернулись санки – ух!

2.Как же к нам мороз придет?

Вьюга улицы метет,

Снег на голову летит,

Из трубы дымок пыхтит.

И повсюду там и тут

Горы снежные растут.

Побелело все кругом,

Будто лили молоко.

Припев.

У.-Ну, молодцы, ребята. Не устали? Давайте немного отдохнем, и вы мне напомните, какие вы знаете народные праздники и как их встречают. ( Рождество, Святки, Масленица,…Рассказывают, как их встречают.). Молодцы, ребята, Но не только в нашей стране любят петь и плясать. Есть такая страна - Болгария. В этой стране народ тоже  всегда любил петь, и у него есть очень красивые народные песни. Слова одной из них мы уже выучили.

(Можно попросить кого-то одного или всем вместе напомнить слова песни).

Разучивание новой песни.

У.- Ребята, слова песни вы знаете, а вот музыку еще нет. Послушайте, какая музыка подойдет характеру, к ритму этих слов .

(Далее идет музыкальная игра. Учитель играет 4 фрагмента музыки : 1. Грустный и плавный; 2.Очень подвижный и игривый; 3. Активный и маршеобразный, и . наконец 4.Настоящую мелодию песни. Дети отгадывают по характеру, по ритму, по настроению нужную верную мелодию. Если колеблются, можно предложить им попробовать подпеть, чтобы убедиться, что музыка не подходит. Или же , наоборот, подходит к этой песне)

Вокально-хоровая работа

- У. И сейчас мы разучим мелодию этой песни. Но перед тем, как начать петь давайте вспомним, что сидеть во время пения надо с прямой спиной, на краешке стула, так чтобы ноги стояли на полу, руки на коленях, дышим во время пения носом (так как будто вдыхаем тонкий аромат цветов), а самое главное слушаем инструмент и друг друга. ( Исполнение )

А вот теперь давайте ее разыграем.

Слова песни :

1.Вышел как-то поздно ночью я во двор.

Вижу кто-то шевелится, думал , вор.

Он туда, он сюда.

Я у стенки притаился и смотрю.

2.Как потом я расхрабрился, не пойму.

« Эй, сдавайся!»- громко крикнул я ему.

Он туда, он сюда.

Вдруг ко мне он подбегает…

Хрю, хрю, хрю. ( Движения должны соответствовать по смыслу словам песни, выражая ее шуточный характер ).

У.- Ну, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие .Как вам понравилось?

Что же вы, ребята, узнали о народной музыке?

( Ответы…)

У. – Ровно 7 цветов у радуги, а у музыки 7 нот.

На земле для нашей радости вечно музыка живет.

А теперь оцените свою работу на уроке .У каждого из вас по семь лепестков волшебного Семицветика. Подумайте, как каждый из вас работал сегодня на уроке и выберите свой лепесток. У нас есть более холодные (это фиолетовый, синий и голубой цвет ) и более теплые цвета ( это красный, оранжевый, желтый цвет ) . Холодные лепестки означают, что вам на уроке было не интересно или вы плохо работали. Теплые цветаозначают, что вы активно работали на уроке , и вам понравилось наша путешествие. Зеленый цвет означает, что вы затрудняетесь с ответом, у вас не получается еще оценить свою работу на уроке.

Выбранный вами лепесток вы приносите ко мне , и мы вместе его наклеиваем на лист, на котором нарисован большой цветок со срединкой, но без лепестков. И потом посмотрим, какой у нас с вами получится Цветик — Семицветик.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...