Урок по музыке во 2 классе
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему
Урок по музыке во 2 классе с использованием игровых и здоровьеоберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2_kl.odt | 25.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок по музыке во 2 классе.
с использованием игровых и здоровьеоберегающих технологий.
Урок – «Путешествие в деревню Балалайкино».
Цель урока :
сформировать интерес к общению с музыкой, исполняемой вокально и на русских народных инструментах. Тема урока входит в раздел программы Ригиной Г С «Русские народные песни и пляски». Урок связан с предыдущими и опирается на знания, полученные детьми ранее, а так же на отечественную музыкальную культуру ( в том числе и на современную), что делает естественным и органичным приобщение детей к народной музыкальной культуре. (На уроке имеются элементы приобщения и знакомства с музыкальной культурой другого народа – Болгарии с целью выявить сходство черт народной музыки) .
Вид урока — комбинированный.
По типу урок проблемно-развивающий, на основе использования технологии художественно – педагогической идеи (которая пройдет «лейтмотивом» через весь урок и получи развитие на каждом этапе урока ), создания и развития сюжета.
В основе построения сюжета урока —музыкальное путешествие, в котором ребята вспомнят, как одевался русский народ ( костюм ), как он шутил ( частушки, загадки ), как он плясал (пляски, хороводы ), ка играл на музыкальных инструментах ( народный оркестр в исполнении детей ), как он пел (русские народные песни, современные в стиле народных песен ), а так же дети познакомятся с музыкой другого, близкого нам по духу народа Болгарии ( театрализация болгарской народной песни ) для того, чтобы осознать, что язык народной музыки понятен и без слов любому народу, если эта красивая музыка выражает любовь к своей земле, Родине, народу.
Обучающим аспектом урока станут :
- сюжетно-игровые ситуации,
- пластическое интонирование,
- отгадывание загадок,
- исполнение песен,
- театрализация сюжета песни,
- звучание оркестра русских народных инструментов.
Процесс знакомства учащихся с русскими народными инструментами будет протекать в живой форме слухового и игрового общения с музыкой. Будет организован оркестр с помощью несложного набора инструментов, игра на которых по силам практически каждому ребенку.
Сюжетность построения урока позволит подвести учеников к осознанию и восприятию серьезного материала, а так же учтет психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.обучающие:
- Знакомство с русскими народными костюмами, загадками, песнями, танцами, музыкальными инструментами.
- Дальнейшее накопление слушательского опыта, восприятие различной по характеру и жанрам народной музыки
- Исполнение знакомых и разучивание новых песен.
2. развивающие:
- Формирование у детей умения анализировать собственное психическое состояние после прослушивания музыки.
- Развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать средства музыкальной выразительности русской музыки ( на примере народной песни пляски, старинной народной и современной музыкуи а также народной музыки Болгарии ).
- Развитие художественно-ассоциативного мышления, фантазии, эмоциональной сферы ребенка.
- Приобщение детей к коллективной импровизации в ансамбле.
- Развитие умения оперировать имеющимися знаниями в процессе анализа произведений русской музыки и фольклора.
- Развитие творческого мышления и инициативности учащихся в процессе восприятия музыки.
- Развивать чувство ритма, вокальные навыки при исполнении музыки в народном стиле.
3. воспитательные:
- Познакомить детей с традициями русского народа,
- Формирование у учащихся представления о едином культурном пространстве на основе объединения в одном занятии музыкальных произведений как образцов культуры разных народов.
- Формировать эстетический вкус на примерах народных музыкальных произведений.
- Способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству
Ожидаемые результаты:
- воспитание культуры слушателя, зрителя, исполнителя;
- формирование внутренней мотивации к учению посредством организации самостоятельной познавательной деятельности учащегося через игровые ситуации;
- развитие творческого и интеллектуального потенциала ученика, путём ухода от стандартов мышления.
- повышение эффективности усвоения УУД посредством создания игровой ситуации и нахождения пути решения творческой задачи с помощью ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
- развитие навыка применения знаний и личного опыта на практике в нестандартной для ребят форме.
- формирование умения осваивать новый опыт, ориентир их деятельности – порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.
УУД:
Регулятивные
– осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
– принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.
– принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
Познавательные
- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации
- – соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);
Коммуникативные:
– принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
– понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
– контролировать свои действия в коллективной работе.
Личностные:
– эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
– первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;
– понимания значения музыкального искусства в жизни человека;
– положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;
- найти возможность для творческой самореализации на уроке ;
Предметные результаты :
– воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного содержания;
- воплощать настроение музыкальных произведений в пении;
- воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях, импровизациях, пении простых мелодий;
- различать более короткие и более длинные звуки,
- выражать свои эмоции в исполнении песен, в придумывании подходящих музыке движений; -
- чисто интонировать попевки и песни в доступной тесситуре;-
- определять жанровые разновидности народных песен (плясовые, хороводные, шуточные);
- понимать значение музыкальных сказок, шуток.
Тип и форма урока:
- урок углубления и обобщения знаний по теме 3 четверти «Народные песни и пляски».
Методы:
- объяснительно - иллюстративный (рассказ, описание, беседа);
- проблемно-сообщающий (выявление и объяснение общих тенденций в стилевых и жанровых особенностях музыкальных произведений, в истории развития русской музыки, изложение материала с опорой на наглядность, музыкально — практические действия);
Оборудование:
- компьютер
- проектор
- музыкальный центр
- фортепиано
- учебно-методическая литература по теме;
- подбор иллюстраций на соответствующую тематику;
- музыкальные примеры для пения;
- аудиоматериалы;
- видеоматериалы.
- русские народные музыкальные инструменты
Организация урока:
- Организационный момент
- Вступительное слово – 3 минуты.
- Объяснение нового материала и работа с ним рассредоточено в уроке в связи с театрализацией урока. Это будет : а)просмотр нового видео «Русский танец» И. Стравинского; 2)разучивание новой песни «Вышел как — то...»; 3) музыкальная игра «Какой голос у природы» (15 мин.)
- Вокально-хоровая работа – 10 мин.
- Повторение по всей изученной теме и закрепление изученного на уроке – 15 минут.
- Подведение итогов урока , самооценка детей – 7 минут.
Содержание урока:
1.Организационный момент.
Вступительное слово. (2 мин.)
У. -Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, какой красивый наш музыкальный класс ( вокруг расставлено много разных народных инструментов, народные игрушки ). Сегодня на нашем уроке мы отправимся с вами в необычное музыкальное путешествие - в деревню Балалайкино. На предыдущих уроках мы с вами слушали и пели много народной музыки, знакомились с традициями нашего народа : с его праздниками ( здесь можно вспомнить, какие же дети знают народные праздники – Рождественские святки, Масленицу ).Зимой работы у русского народа было не так уж много и можно было отдохнуть и повеселиться.
Моя родина – Россия!
Там озера голубые!
Удивительный народ
Песни русские поет!
- Перед тем, как нам с вами отправиться в путешествие, предлагаю переодеться в русские народные костюмы. А поможет нам в этом ( Презентация …) .
- Итак, переодеваемся…(Разыгрываем , как мы одеваем народные костюмы : девочки красивые рубашки, яркие сарафаны, красные сапожки, на голову – головной убор или ленточку; мальчики красивые рубахи, подпояшемся , сапоги, картуз на голову с цветком от девушки ).
- Путешествие предстоит не простое, но я уверена, что нам оно доставит много удовольствия и будет интересным. Итак, в путь. Но на чем же мы будем двигаться ? Предлагаю для начала попробовать на поезде. Как же мы поедем?
( Вместе с учителем дети показывают , как едет поезд : руками показываем, как движутся колеса ( вращаем ими), а голосом : « Чух – чух…» сначала медленно, затем все быстрее и быстрее… « Ту –тууу…» Движения рук и произношение звука поезда должны совпадать по ритму у всех вместе.).
Итак, первая наша остановка - деревня « Угадайкино». «Музыкальные загадки» (учебник Ригиной «Музыка.2 класс», стр.39 ). Давайте попробуем с вами отгадать загадки о русских народных инструментах :
1.В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь,
Звонкая, нарядная,
Русская двухрядная.( Гармонь ).
2.Заиграет, только тронь.
Как зовут ее ?...(гармонь)
Рада вам она играть.
Приглашает поплясать. (Гармонь )
3.Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду – ду , ду-ду-ду, да-да-да , да – да.
Вот так поет она всегда.
Не палочка , не трубочка.
А что же это ?...( дудочка ).
4.Ой, звенит она, звенит.
Всех игрою веселит.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша …(балалайка)
Балалайка, балалайка,
Весело играй-ка.
У.- Ну, молодцы, справились с загадками.
У.- Давайте же с вами сыграем на русских народных инструментах Посмотрите, какие они красивые.. Но мы будем не только играть на них, но еще и петь при этом. Поэтому давайте сначала повторим ту песню, которую будем петь( « Во поле береза стояла»). Для этого сядьте ровно, поем и слушаем друг друга и мой инструмент. ( Спели 1 куплет ).А теперь возьмем в руки каждый свой народный инструмент ( это ложки, колокольцы на запястье , на деревянной основе бубенцы, тамбурин, маракасы , бубен) . Теперь давайте попробуем первый раз сыграть показывая «шаг», т.е. сильную долю, а второй раз уже сыграем ритм песни. Следим за тем, чтобы у всех получалось одновременно, особенно на первом слоге «Лююю—ли». (В зависимости от результата можно предложить выбрать кого – то из ребят побыть дирижером – подирижировать « волшебной палочкой дирижера ).
- Ну, что все справились? Я рада. А теперь давайте поиграем. Я буду говорить, а вы мне отвечайте муз. инструментами. ( Предложить ребятам пофантазировать, какой инструмент на кого похож, тем и сыграть. Обратить внимание на названия тех инструментов, которые будем использовать в игре, хором проговорить названия всех инструментов, показать приемы игры на каждом инструменте)
- А теперь давайте поиграем. (игра «Какой голос у природы» )
- Над землей вставало доброе и ласковое солнышко (бубен – похож на солнышко).
Весело журчал ручеек (гусли), пролетела стайка воробышков (колокольчики).
Через полянку пробежали мама ежиха с маленьким ежиком (ложки).
Громко принялись за работу санитары леса – дятлы (трещотки).
Застрекотали кузнечики ( маленькие ложки).
А у самой воды затянули свои песни лягушки (ква-ква-ква - голосовая импровизация),
А им подпевали кукушки (ку-ку, ку-ку - голосовая импровизация).
-У каждого инструмента. Как и у каждого человека есть свой неповторимый голос. Послушайте и запомните, как они звучат.
У.- Ну, что, поехали дальше. На чем поедем? Предлагаю прокатиться на лыжах (показ движений на лыжах руками и ногами, при этом ритмично приговариваем: « Вжик-вжик…»).
У.- Ой, ребята, да там горка. Справимся? А ведь это наша следующая остановка – село «Говорилкино».
(Выполняем ритмическое упражнение из учебника ( стр.36 ) « Как под горкой, под горой») :
Произносим слова русской народной песни « Как под горкой , под горой», при этом будем хлопать короткие восьмые ноты- слоги – в ладоши, а длинные - четвертные - класть руки на колени :
«Как под горкой, под горой,
Торговал старик золой.
Картошка моя.
Вся поджаренная.».
- Я рада, что все справились с заданием.
- Учитель начинает петь:
«Вы послушайте ребята,
Нескладушечку спою
Замест кренделя – баранки
Проглотил мужик дугу.»
( дети определяют, что это – частушка. Определяют музыкальный характер частушек : веселый, озорной , быстрый, танцевальный )
А теперь давайте послушаем, что еще наш русский народ придумывал, когда хотел повеселиться (дети читают простые небылицы ):
1. У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.
2. Чепуха – чепуха
Это просто враки.
Куры съели петуха,
Говорят собак
3. Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
4. Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом на перед
И поехал в огород.
- Ну, что, снова в путь. Теперь отправимся в деревню Плясовухино. На чем поедем? На телеге или на тройке с бубенцами да с ветерком?
(Дети выбирают последнее.) Изображаем езду на лошадях : клацаем языком топот копыт, руками ритмично показываем движение вожжей при движении на лошадях.
- А пока мы едем, перед глазами мелькают деревни, села, города. А в них живет, трудится, поет и танцует русский народ. Давайте вспомним, как умеет танцевать русский народ. (показ слайдов по фрагменту 15 — 20 сек. Эту презентацию дети уже прежде смотрели, но на уроке — обобщении возможно вспомнить ее снова в ускоренном режиме в качестве напоминания ее содержания).
- Давайте вспомним, какие вы знаете пляски русского народа ( хоровод, пляски - импровизации, пляски — игры, боевые пляски ).
- А еще, ребята, такие красивые русские танцы в своих собственных произведениях использовали наши русские композиторы. Композитор Игорь Стравинский в своем балете «Петрушка» (можно вспомнить — и дети это знают — что балет — это музыкальный спектакль, в котором танцуют ) показал, как танцует русский народ, (просмотр видео «Русский танец» ).
- Ну вот и вспомнили, полюбовались русскими плясками. Нам снова пора в путь. На чем же сейчас поедем? Ой, смотрите , как повалил снег. Наверное на саночках придется ехать к новой станции «Хутор Песенный». (Дети изображают, как они будут ехать на санях, на саночках по ухабам, по сугробам– руки вытягиваем вперед, маневрируем между сугробами « Вжиии – вжиии ). Ну, вот и прибыли. Давайте же исполним песню «Зима-красавица».
( Вся песня исполняется с музыкально-ритмическими и музыкально-пластическими движениями.)
Слова песни:
«Из далека-далека (дети водят хоровод )
Так пушиста и легка
На траву и на дома (поочередно левой и правой рукой показываем в разные стороны )
Прилетела к нам зима. ( показываем , ка летит зима )
У зимы не мало дел, (подпираем пальчиком правой руки щечку, а другой рукой, согнутой в локте поддердиваем правую руку )
Шапку снежную надел (показ, как одеваем шапку )
На макушку сонный лес ( показ, как спит лес – две соединенные ладони обеих рук прикладываем к щеке )
И в сугробы спать залез. ( медленно приседаем)
Припев: ( далее дети поют и танцуют с уже разученными ранее движениями )
Зима, зима-красавица, (руки вверх и вниз в соответствии с ритмом,
делая при этом шаг вперед )
У нас тебе понравится. (повтор движения : руки вверх и вниз в
соответствии с ритмом, делая при этом шаг вперед )
Скрипит снежок под сапожком, (руки, согнутые в локте, лежат одна на другой ,
пружиним коленями. в конце притопнуть ножкой )
По речке ходим мы пешком. (показываем, как идем ) и т.д..
Зима, зима-красавица,
Своим морозом славится,
С горы лететь – захватит дух,
Перевернулись санки – ух!
2.Как же к нам мороз придет?
Вьюга улицы метет,
Снег на голову летит,
Из трубы дымок пыхтит.
И повсюду там и тут
Горы снежные растут.
Побелело все кругом,
Будто лили молоко.
Припев.
У.-Ну, молодцы, ребята. Не устали? Давайте немного отдохнем, и вы мне напомните, какие вы знаете народные праздники и как их встречают. ( Рождество, Святки, Масленица,…Рассказывают, как их встречают.). Молодцы, ребята, Но не только в нашей стране любят петь и плясать. Есть такая страна - Болгария. В этой стране народ тоже всегда любил петь, и у него есть очень красивые народные песни. Слова одной из них мы уже выучили.
(Можно попросить кого-то одного или всем вместе напомнить слова песни).
Разучивание новой песни.
У.- Ребята, слова песни вы знаете, а вот музыку еще нет. Послушайте, какая музыка подойдет характеру, к ритму этих слов .
(Далее идет музыкальная игра. Учитель играет 4 фрагмента музыки : 1. Грустный и плавный; 2.Очень подвижный и игривый; 3. Активный и маршеобразный, и . наконец 4.Настоящую мелодию песни. Дети отгадывают по характеру, по ритму, по настроению нужную верную мелодию. Если колеблются, можно предложить им попробовать подпеть, чтобы убедиться, что музыка не подходит. Или же , наоборот, подходит к этой песне)
Вокально-хоровая работа
- У. И сейчас мы разучим мелодию этой песни. Но перед тем, как начать петь давайте вспомним, что сидеть во время пения надо с прямой спиной, на краешке стула, так чтобы ноги стояли на полу, руки на коленях, дышим во время пения носом (так как будто вдыхаем тонкий аромат цветов), а самое главное слушаем инструмент и друг друга. ( Исполнение )
А вот теперь давайте ее разыграем.
Слова песни :
1.Вышел как-то поздно ночью я во двор.
Вижу кто-то шевелится, думал , вор.
Он туда, он сюда.
Я у стенки притаился и смотрю.
2.Как потом я расхрабрился, не пойму.
« Эй, сдавайся!»- громко крикнул я ему.
Он туда, он сюда.
Вдруг ко мне он подбегает…
Хрю, хрю, хрю. ( Движения должны соответствовать по смыслу словам песни, выражая ее шуточный характер ).
У.- Ну, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие .Как вам понравилось?
Что же вы, ребята, узнали о народной музыке?
( Ответы…)
У. – Ровно 7 цветов у радуги, а у музыки 7 нот.
На земле для нашей радости вечно музыка живет.
А теперь оцените свою работу на уроке .У каждого из вас по семь лепестков волшебного Семицветика. Подумайте, как каждый из вас работал сегодня на уроке и выберите свой лепесток. У нас есть более холодные (это фиолетовый, синий и голубой цвет ) и более теплые цвета ( это красный, оранжевый, желтый цвет ) . Холодные лепестки означают, что вам на уроке было не интересно или вы плохо работали. Теплые цветаозначают, что вы активно работали на уроке , и вам понравилось наша путешествие. Зеленый цвет означает, что вы затрудняетесь с ответом, у вас не получается еще оценить свою работу на уроке.
Выбранный вами лепесток вы приносите ко мне , и мы вместе его наклеиваем на лист, на котором нарисован большой цветок со срединкой, но без лепестков. И потом посмотрим, какой у нас с вами получится Цветик — Семицветик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема
данный урок составлен с помощью технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока: урок – проблема.Структура:1....
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)
На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....
Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....