Рабочая программа
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Корниенко Елена Михайловна

Рабочая прорамма по мцзыке, 4 класс, ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4-muzyka_4_kl.doc700.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маршальская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке для обучающихся 4 класса

на 2017-2018 учебный год

Разработчик:

Корниенко Елена Михайловна,

учитель музыки

пос. Маршальское

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 4 класса составлена на основе:

  • программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы  Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
  • Основной образовательной программы начального общего образования  МБОУ "Маршальская СОШ".        

Цели:

Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи:

  • формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
  • развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
  • развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм;
  • приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
  • формировать целостную художественную картину мира;
  • воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;
  • развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию;
  • формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

  Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования.

 Принципиальное созвучие двух образовательных подходов  обусловило интерпретацию музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского в УМК «Перспективная начальная школа» по музыке. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

 Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

 Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.

Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования,  музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений.

 Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись.

В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняют произведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют.

 Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных.

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа курса музыки в 4 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю. Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества.

 Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры учебного предмета «Музыка» соответствуют основным требованиям Стандарта:

- патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

- социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского

общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный

мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

- семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших

и младших, забота о продолжении рода;

- личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство,

любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

- наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

- традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения,

толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

- природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное

сотрудничество.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

  • устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
  • элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
  • участие в музыкальной жизни класса, школы, села;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
  • наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

  1.  Содержание учебного предмета

  1. Раздел 1. «Музыка моего народа» - 8 часов.

Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.

  1. Раздел 2. «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» - 8 часов. 

«От Москвы – до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.

  1. Раздел 3.  «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» - 10 часов.

Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!

  1. Раздел 4.  «Композитор – исполнитель – слушатель» - 8 часов.

Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира.

Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира.

Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.

Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность.

Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни – обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песням-былинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они – живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать, чувствовать и творить».

Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образно-смысловое содержание.

Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить.

4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе. С другой – имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор – Исполнитель – Слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение (см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.

В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Гершвина.

Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский,   Г. Струве, В. Темнов. Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, А.Н. Пахмутова и др.), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений – 44. Из них народных песен – 14, композиторских– 22.

№п/п

 Тема раздела

Количество часов

Основные виды учебной  деятельности  

Раздел 1.  «Музыка моего народа».  (9 часов)

1

Музыка моего народа.

1

Наблюдать и оценивать интонационное богатство

музыкального мира. Проявлять

интерес к музыкальному языку

произведений своего народа.

2

Россия – Родина моя.

1

Анализировать художественно-

Образное содержание музыки своего народа.

3

Народная музыка как энциклопедия жизни.

1

Воспроизводить мелодии по

нотам, сольфеджируя их с текстом,

ориентируясь на нотную запись.

4

Жанры народной песни.

1

Исполнять различные по

образному содержанию

образцы профессионального и

музыкально -  поэтического творчества своего народа.

5

Трудовые народные и композиторские песни.

1

Воспроизводить мелодии по

нотам, сольфеджируя их с текстом,

ориентируясь на нотную запись.

6

«Преданья старины глубокой». Былины.

1

Анализировать художественно-

Образное содержание музыки своего народа.

7

Музыка в народном духе.

1

Проявлять интерес к музыкальному языку произведений своего народа.

8

От народной песни – к творчеству композиторов.  

1

Участвовать в инсценировках народных и композиторских музыкальных произведений. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.

9

Обобщение темы «Музыка моего народа».

1

Раздел 2.  «Между музыкой моего народа и музыкой других народов

моей страны нет непереходимых границ».   (7 часов)

10

«От Москвы – до самых до окраин».

1

Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.

11

Музыка народов – субъектов РФ.

1

Сопоставлять музыкальные образы произведений в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных.

12

Сочинения композиторов на народные песни.

1

Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.

13

Сочинения композиторов на темы песен других народов.

1

Исполнять в составе коллектива различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально- поэтического творчества разных народов, корректировать собственное исполнение, прислушиваясь к исполнению других участников коллективного музицирования.

14

Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.

1

Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.

15

Взаимопроникновение музыкальных интонаций.

1

Сопоставлять музыкальные образы произведений в звучании различных музыкальных инструментов.

16

Обобщение темы ««Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ».

1

Раздел 3.  «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».

(10 часов)

17

«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».

1

Воспринимать профессионально е творчество и музыкальный фольклор народов мира. Соотносить интонационно- мелодические особенности музыкального творчества своего народа с особенностями музыкальных интонаций народов других стран мира. Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность

18

Выразительность музыки народов мира.

1

Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность

19

Изобразительность музыки народов мира.

1

Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров

20

Своеобразие музыкальных интонаций в мире.

1

Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность

21

Как музыка помогает дружить народам?

1

Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально- театральных жанров.

22-24

Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира?

3

Воспринимать профессионально е творчество и музыкальный фольклор народов мира. Соотносить интонационно- мелодические особенности музыкального творчества своего народа с особенностями музыкальных интонаций народов других стран мира.

25

Как прекрасен этот мир!

1

Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров

26

Обобщение темы ««Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».

1

Раздел 4.  «Композитор – исполнитель – слушатель». (8 часов)

27

«Композитор – исполнитель – слушатель».

1

Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально- творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).

28-29

Композитор – творец красоты.

2

Импровизировать, передавать опыт музыкально- творческой деятельности в сочинении, исполнении.

30

Зарубежные композиторы 18-19 века.

1

Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов. Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.

31-32

Галерея портретов исполнителей.

2

Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).

33

Ансамбли, хоры и голоса.

1

Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая)

34

Обобщение тем года «Музыка мира».

1

Участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа:

Авторская программа по учебному предмету «Музыка» (1-4 класс). Т.В. Челышева  – М., Академкнига.

Базовый учебник:

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 4 класс. – М.: «Академкнига/Учебник», 2012.

Учебно-методические пособия для учителя:

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.

Интернет-ресурсы:

Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

Педсовет. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org

Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru

Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru

Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru

Информационно-коммуникационные средства:

Портреты композиторов в электронном виде.

Аудиозаписи, аудиодиски, CD-R, CD- RW и фонохрестоматии по музыке.

Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...