Рабочая программа
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Маршальская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для обучающихся 4 класса
на 2017-2018 учебный год
Разработчик:
Корниенко Елена Михайловна,
учитель музыки
пос. Маршальское
- Пояснительная записка
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 4 класса составлена на основе:
- программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ "Маршальская СОШ".
Цели:
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи:
- формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
- развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
- развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм;
- приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
- формировать целостную художественную картину мира;
- воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;
- развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию;
- формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
- Общая характеристика учебного предмета
Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.
Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.
Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования.
Принципиальное созвучие двух образовательных подходов обусловило интерпретацию музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского в УМК «Перспективная начальная школа» по музыке. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования, музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений.
Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись.
В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняют произведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют.
Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа курса музыки в 4 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю. Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества.
Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры учебного предмета «Музыка» соответствуют основным требованиям Стандарта:
- патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского
общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный
мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших
и младших, забота о продолжении рода;
- личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство,
любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
- наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения,
толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное
сотрудничество.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, села;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
- Содержание учебного предмета
- Раздел 1. «Музыка моего народа» - 8 часов.
Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.
- Раздел 2. «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» - 8 часов.
«От Москвы – до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.
- Раздел 3. «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» - 10 часов.
Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!
- Раздел 4. «Композитор – исполнитель – слушатель» - 8 часов.
Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира.
Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира.
Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.
Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность.
Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни – обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песням-былинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они – живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать, чувствовать и творить».
Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образно-смысловое содержание.
Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить.
4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе. С другой – имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор – Исполнитель – Слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение (см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.
В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Гершвина.
Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский, Г. Струве, В. Темнов. Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, А.Н. Пахмутова и др.), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений – 44. Из них народных песен – 14, композиторских– 22.
№п/п | Тема раздела | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
Раздел 1. «Музыка моего народа». (9 часов) | |||
1 | Музыка моего народа. | 1 | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Проявлять интерес к музыкальному языку произведений своего народа. |
2 | Россия – Родина моя. | 1 | Анализировать художественно- Образное содержание музыки своего народа. |
3 | Народная музыка как энциклопедия жизни. | 1 | Воспроизводить мелодии по нотам, сольфеджируя их с текстом, ориентируясь на нотную запись. |
4 | Жанры народной песни. | 1 | Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально - поэтического творчества своего народа. |
5 | Трудовые народные и композиторские песни. | 1 | Воспроизводить мелодии по нотам, сольфеджируя их с текстом, ориентируясь на нотную запись. |
6 | «Преданья старины глубокой». Былины. | 1 | Анализировать художественно- Образное содержание музыки своего народа. |
7 | Музыка в народном духе. | 1 | Проявлять интерес к музыкальному языку произведений своего народа. |
8 | От народной песни – к творчеству композиторов. | 1 | Участвовать в инсценировках народных и композиторских музыкальных произведений. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др. |
9 | Обобщение темы «Музыка моего народа». | 1 | |
Раздел 2. «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ». (7 часов) | |||
10 | «От Москвы – до самых до окраин». | 1 | Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений. |
11 | Музыка народов – субъектов РФ. | 1 | Сопоставлять музыкальные образы произведений в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных. |
12 | Сочинения композиторов на народные песни. | 1 | Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов. |
13 | Сочинения композиторов на темы песен других народов. | 1 | Исполнять в составе коллектива различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально- поэтического творчества разных народов, корректировать собственное исполнение, прислушиваясь к исполнению других участников коллективного музицирования. |
14 | Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России. | 1 | Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов. |
15 | Взаимопроникновение музыкальных интонаций. | 1 | Сопоставлять музыкальные образы произведений в звучании различных музыкальных инструментов. |
16 | Обобщение темы ««Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ». | 1 | |
Раздел 3. «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». (10 часов) | |||
17 | «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». | 1 | Воспринимать профессионально е творчество и музыкальный фольклор народов мира. Соотносить интонационно- мелодические особенности музыкального творчества своего народа с особенностями музыкальных интонаций народов других стран мира. Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность |
18 | Выразительность музыки народов мира. | 1 | Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность |
19 | Изобразительность музыки народов мира. | 1 | Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров |
20 | Своеобразие музыкальных интонаций в мире. | 1 | Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность |
21 | Как музыка помогает дружить народам? | 1 | Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально- театральных жанров. |
22-24 | Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? | 3 | Воспринимать профессионально е творчество и музыкальный фольклор народов мира. Соотносить интонационно- мелодические особенности музыкального творчества своего народа с особенностями музыкальных интонаций народов других стран мира. |
25 | Как прекрасен этот мир! | 1 | Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров |
26 | Обобщение темы ««Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». | 1 | |
Раздел 4. «Композитор – исполнитель – слушатель». (8 часов) | |||
27 | «Композитор – исполнитель – слушатель». | 1 | Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально- творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). |
28-29 | Композитор – творец красоты. | 2 | Импровизировать, передавать опыт музыкально- творческой деятельности в сочинении, исполнении. |
30 | Зарубежные композиторы 18-19 века. | 1 | Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов. Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов. |
31-32 | Галерея портретов исполнителей. | 2 | Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного). |
33 | Ансамбли, хоры и голоса. | 1 | Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая) |
34 | Обобщение тем года «Музыка мира». | 1 | Участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др. |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа:
Авторская программа по учебному предмету «Музыка» (1-4 класс). Т.В. Челышева – М., Академкнига.
Базовый учебник:
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 4 класс. – М.: «Академкнига/Учебник», 2012.
Учебно-методические пособия для учителя:
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Интернет-ресурсы:
Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Педсовет. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org
Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru
Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru
Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru
Информационно-коммуникационные средства:
Портреты композиторов в электронном виде.
Аудиозаписи, аудиодиски, CD-R, CD- RW и фонохрестоматии по музыке.
Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...