Рабочая программа
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Маршальская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для обучающихся 3 класса
на 2017-2018 учебный год
Разработчик:
Корниенко Елена Михайловна,
учитель музыки
пос. Маршальское
- Пояснительная записка
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 3 класса составлена на основе:
- программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ "Маршальская СОШ".
Цели:
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи:
- формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
- развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
- развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм;
- приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
- формировать целостную художественную картину мира;
- воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;
- развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию;
- формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
- Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начального овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа курса музыки в 3 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю. Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества.
Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры учебного предмета «Музыка» соответствуют основным требованиям стандарта:
•патриотизм — любовь к родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
•социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
•гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
•семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода
•личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
•труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
•наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
•традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
•искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
•природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
•человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, села, района и т.д.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника 3 класса:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий художественные ценности общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• стремящийся жить по законам красоты;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.
- Содержание учебного предмета
- Раздел 1. «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» - 9 часов.
Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
- Раздел 2. «Интонация» - 7 часов.
Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? Смысловое содержание тем:
- Раздел 3. «Развитие музыки» - 9 часов.
Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».
- Раздел 4. «Построение (формы) музыки» - 9 часов.
Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда музыкальные произведения имеют две или три части? Рондо – интересная музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Содержание программы 3 класса позволяет погрузить обучающихся в специфику музыкального искусства и является узловым в осознании его закономерностей. Музыка, как звучащее искусство, воспринимается как «искусство интонируемого смысла».
Благодаря методу «забегания вперед и возвращения к пройденному» обучающиеся уже встречались в 1–2 классах с музыкой песенного, танцевального и маршевого характера. В 3 классе они осознают, что эти качества музыки весьма важны и играют в ней большую роль. Часто музыка бывает пронизана песенной мелодичностью, но не предназначена для пения. Или музыка охвачена танцевальными ритмами, но не создана для того, чтобы под нее танцевать. Маршевость, хотя и насыщена маршевыми ритмами, но не обязательно предназначена для марширования. Эти свойства музыки делают ее доступной и понятной для любого слушателя.
Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле – как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле – как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.
К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия – «душа музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песенностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспринимать мелодию как интонационное содержание музыки.
Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.
Если музыка – «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На том, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. – пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т. д.
Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке. Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении. Например, с помощью симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки, с темами которых школьники познакомились во 2 классе, вступают во взаимодействие. Знакомые интонации видоизменяются, развиваются, поскольку на протяжении всей сказки с героями происходят разные события.
Развитие музыки непременно требует особой ее организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение (формы) музыки представлены в программе одночастными, двухчастными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.
Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме – с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, А. Алябьева, М.И. Глинки, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, И. Стравинского, Р. Щедрина, И.С. Баха, Людвига ван Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Ж. Бизе, Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Шуберта. А также народные песни и песни композиторов: А. Александрова, А. Аренского, И. Арсеева, С. Баневича, С. Бодренкова, Р. Бойко, Я. Дубравина, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, М.М. Калининой, В. Калинникова, Е. Крылатова, Н. Метлова, М. Минкова, Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Л. Хафизовой.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | ||
Раздел 1. «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость» - 9 часов | |||||
1. | Открываем для себя новые качества музыки | 1 | -рассказывать о прослушанном произведении; -исполнять вокальные произведения. | ||
2. | Мелодичность – значит песенность? | 1 | -подбирать подходящие слова для описания характера музыки | ||
3. | Мелодичность –значит песенность? | 1 | -исполнять разученные песни; -характеризовать музыку | ||
4. | Танцевальность бывает не только в танцах | 1 | -определять и называть музыкальные инструменты. | ||
5. | Танцевальность бывает не только в танцах | 1 | -определять танцевальный жанр; -выполнять танцевальные импровизации. | ||
6. | Где слышится маршевость? | 1 | -сравнивать темп музыки; -передавать движениями корпуса пульс вальса. | ||
7. | Где слышится маршевость? | 1 | -развивать художественный вкус; -подбирать характеристики к прослушанным музыкальным произведениям | ||
8. | Встречи с песенно –танцевальной и песенно – маршевой музыкой | 1 | -применять полученный опыт во внеурочной деятельности | ||
9. | Встречи с песенно –танцевальной и песенно – маршевой музыкой | 1 | -размышлять о музыке; -музицированию на музыкальных инструментах. | ||
Раздел 2. «Интонация» - 7 часов | |||||
10. | Сравниваем разговорную и музыкальную речь | 1 | -играть в музыкальные игры; -выражать образно содержание муз. произведения. | ||
11 | Сравниваем разговорную и музыкальную речь Подготовка к Проекту «Концерт для родителей» | 1 | -подбирать характеристики для определенного музыкального настроения. | ||
12. | Подготовка к проекту «Концерт для родителей» | 1 | -исполнять движения в парах; -исполнять попевки. | ||
13. | Зерно – интонация в музыке | 1 | -осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки. | ||
14. | Проект «Музыкальный спектакль» | 1 | -использовать различные приемы при выполнении заданий творческого характера | ||
15. | Как связны между собой выразительные и изобразительные интонации? | 1 | Научится: -инсценировать песни; само выражаться в пении. | ||
16. | Проект «Школьный фольклорный праздник» | 1 | -оценивать произведения разных видов искусств; -исполнять вокально-хоровые произведения | ||
Раздел 3. Развитие музыки – 9 часов | |||||
17. | Почему развивается музыка? | 1 | -определять характер произведения; | ||
18. | Почему развивается музыка? | 1 | Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, классификация по жанрам музыкального искусства | ||
19. | Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? | 1 | -применять знания основных средств музыкальной выразительности | ||
20. | Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? | 1 | -определять жанр и характер музыки; -развивать художественный вкус. | ||
21. | Что такое исполнительское развитие музыки? | 1 | -различать балет; -применять знания при анализе прослушанного произведения | ||
22. | Развитие, заложенное в самой музыке | 1 | ориентироваться в нотном письме, как графическом изображении интонации; | ||
23 | Проект «Музыкальный спектакль» | 1 | соотносить простейшие жанры с их воплощением в крупные музыкальные жанры | ||
24 | Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк?» | 1 | исполнять вокально – хоровые произведения | ||
25. | Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк?» | 1 | -размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека | ||
Раздел 4. Построение (формы) музыки – 9 часов | |||||
26. | Почему музыкальные произведения бывают одно частными? | соотносить различные элементы музыкальной речи | |||
27. | Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | 1 | делить музыкальные произведения на части | ||
28. | Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | 1 | исследовать и определять форму построения музыкального произведения | ||
29. | Рондо – интересная музыкальная форма | 1 | исследовать и определять форму построения музыкального произведения | ||
30. | Рондо – интересная музыкальная форма | 1 | исследовать и определять форму построения музыкального произведения | ||
31. | Как строятся вариации? | 1 | -сравнивать и оценивать специфические особенности произведений разных жанров | ||
32. | Как строятся вариации? | 1 | импровизировать в соответствии с самостоятельно выбранным муз. образом | ||
33. | О важнейших средствах построения музыки | 1 | -участвовать в хоровом исполнении гимна РФ. | ||
34. | Проект «Концерт для родителей» | 1 | -определять роль музыки в жизни человека и его духовно – нравственном развитии |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Концептуальные и теоретические основы
УМК «Перспективная начальная школа»
Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методическая литература
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 2 класс. – М.: Академкнига/Учебник.
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Музыка. Нотная хрестоматия: Методическое пособие для учителя:/ Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. – М.: Академкнига/Учебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...