Рабочая программа
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Маршальская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для обучающихся 1 класса
на 2017-2018 учебный год
Разработчик:
Корниенко Елена Михайловна,
учитель музыки
пос. Маршальское
- Пояснительная записка
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса составлена на основе:
- программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ "Маршальская СОШ".
Цели:
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи:
- формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
- развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
- развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм;
- приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
- формировать целостную художественную картину мира;
- воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;
- развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию;
- формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
- Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начального овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа курса музыки в 1 классе отводится 29 часов, 1 час в неделю. Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества.
Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание учебного предмета обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря:
- наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней;
- воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций;
- разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений;
- игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- импровизации в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад).
Учащиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, о народных музыкальных традициях родного края, о сочинениях профессиональных композиторов, о музыкальном фольклоре народов России, народов мира и своего региона.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально - творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально- пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально- слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация). Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально- личностное выражение образного содержание музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально- творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры- драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
- любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою родину;
- уважающий и принимающий художественные ценности общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- стремящийся жить по законам красоты;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
- использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.
Основой для определения критериев оценки результатов освоения программы по курсу «Музыка» стал компетентностный подход, отражающий требования стандарта и рекомендации примерной образовательной программы по музыке.
Компетентностный подход предполагает:
- проявление знания и понимания школьниками предметной области;
- демонстрацию ими практического и оперативного применения знаний предметной области в конкретной творческой деятельности;
- осознание бытийной, ценностной значимости предметных знаний в социальном контексте.
Планируемые результаты освоения программы «Музыка» достигаются в процессе личностных, познавательных и коммуникативных учебных универсальных действий обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоционально-нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это и стало основными критериями результативности музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом:
- Степень развития интереса к музыке проявляется в: многообразии образов, характеристик, понятий, жанров и пр., которыми оперируют обучающиеся; ценностном постижении произведений искусства, их сопоставлении, многовариантности высказываний, образном самовыражении в творчестве; устойчивости интереса — длительности впечатлений от знакомых произведений, желании познакомится с новыми произведениями, потребности в собственном художественном творчестве.
- Степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение выявляется через: выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способность к сопереживанию; высказывание самостоятельных взглядов и суждений; способность к нравственной оценке.
Высокая степень — устойчивое, средняя — периодическое, низкая — эпизодическое проявления положительных чувств, эмоций, переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке.
- Степень развития музыкальной грамотности обучающихся определяется по: способности «с лету», без предварительной подготовки, после однократного знакомства «схватить» самое существенное в произведении; способности свободно ориентироваться в специфике музыкального языка; способности размышлять о музыке — анализировать, сравнивать, обобщать; способности ощутить авторский стиль; способности отличать шедевр от моды (развитие художественного вкуса).
Постоянное проявление данных способностей свидетельствует о высокой степени, периодическое — о средней, эпизодическое — о низкой степени музыкальной грамотности обучающихся.
Таким образом, критериальный подход к музыкальному развитию обучающихся способствует безотметочному оцениванию промежуточных и итоговых результатов работы по музыке в каждом классе, ибо данный процесс личностно ориентирован и имеет диалектический характер художественного познания мира.
- Содержание учебного предмета
- Раздел 1. «Звуки вокруг нас» - 7 часов.
Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная. Поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?
- Раздел 2. «Музыкальные встречи Маши и Миши» - 7 часа.
Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья-зима.
- Раздел 3. «Так и льются сами звуки из души!» - 8 часов.
Зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке.
- Раздел 4. «Волшебная сила музыки» - 7 часа.
Композитор — исполнитель - слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.
Резерв – 1 час
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Звуки вокруг нас – 7 часов. | |||
1 | Звуки в доме Маши и Миши | 1 | Познакомиться с музыкальными терминами: музыкальный звук, мелодия. Подбирать характеристики к определению музыкального настроения, воспринимать музыку как важную составляющую жизни каждого человека |
2 | Рождение песни | 1 | Познакомиться с музыкальными терминами: мелодия, музыкальная тема, композитор. Внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения. |
3 | Колыбельная | 1 | Подбирать характеристики к определению музыкального настроения |
4 | Поющие часы | 1 | Познакомиться с музыкальными терминами: ритмический рисунок, пауза, ритм Определять динамику музыкального произведения |
5 | «Кошкины» песни | 1 | Познакомиться с музыкальными терминами: интонация, ритм. Подбирать характеристики к определению музыкального настроения. Рассказывать о прослушанном произведении |
6 | О чём «поёт» природа | 2 | Познакомиться с музыкальными терминами: темп, динамика, характер. Подбирать характеристики к определению музыкального настроения, размышлять о звуках окружающего мира |
Музыкальные встречи Маши и Миши – 7 часов. | |||
7 | Музыка про - разное. | 3 | Познакомиться с музыкальными терминами: регистр, звонница, звонарь |
8 | Звучащий образ Родины. | 2 | Познакомиться с музыкальными терминами: созвучие Рассказывать о прослушанном произведении. Оценивать и сопоставлять характеристики определения музыкального настроения. |
9 | Здравствуй, гостья-зима | 2 | Познакомиться с музыкальными терминами: солист, темп Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Определять темп музыкального произведения. |
Так и льются сами звуки из души – 8 часов. | |||
10 | Зимние забавы. | 1 | Познакомиться с музыкальными терминами: фортепьяно, фортепьянная музыка, настроение. Внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения. |
11 | Музыкальные картинки. | 1 | Внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов |
12 | Мелодии жизни. | 2 | Познакомиться с музыкальными терминами: настроение. Внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения. |
13 | Весенние напевы. | 2 | Познакомиться с музыкальными терминами: оркестр, симфонический оркестр, симфоническая музыка, чувства, сопровождение. Внимательно слушать музыку, определять сольное звучание музыкальных инструментов в звучании оркестра. |
14 | «Поговорим» на музыкальном языке | 2 | Познакомиться с музыкальными терминами: выразительность музыки, музыкальная фраза, развитие мелодии, изобразительность музыки. Внимательно слушать музыку, определять характер. |
Волшебная сила музыки – 7 часов. | |||
15 | Композитор – исполнитель - слушатель | 2 | Познакомиться с музыкальными терминами: вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения. Рассказывать и выполнять правила поведения в театре. |
16 | Музыка в стране «Мульти - пульти». | 2 | Познакомиться с музыкальными терминами: вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения. Внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев мультфильмов, находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов. |
17 | Всюду музыка живет | 3 | Познакомиться с музыкальными терминами: вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельность. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения. Определять танцевальный жанр (хоровод, полька), характеристики танца. Рассказывать о прослушанном произведении |
Резерв | 1 |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
УМК «Перспективная начальная школа»
Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (компьютер, музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент баян, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point, портреты композиторов, таблицы по нотной грамоте.
Учебно-методическая литература:
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник.
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Музыка. Нотная хрестоматия: Методическое пособие для учителя: / Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. – М.: Академкнига/Учебник.
Список литературы для учителя:
- В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А.Школяр, «Музыкальное искусство. 1- 2 классы. Методическое пособие», - М.:Вентана-Граф, 2009;
- Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1-2 классы;
- «Искусство слышать» под ред. Д.Б.Кабалевского. Составитель Самигулина В.М., Издательство «Учитель» 2005 г.;
- Поурочные планы по учебнику «Музыкальное искусство» В.О.Усачевой, Л.В.Школяр;
- Поурочные планы под научным руководством Д.Б.Кабалевского Авт.-сост. Т.С.Максимова;
Литература для учащихся
1. Журнал « Музыка».
2. Учебник «Музыка в школе» Науменко А.
Литература для родителей.
1. Журнал « Искусство».
2. Журнал «Музыка в школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...