Конспект урока по музыке в 4 классе по теме : "Царит гармония оркестра"
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Волосатова  Наталья Владимировна

Уроок построен в соответствии с ФГОС, указаны все результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4-2-7.doc62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Предмет: музыка

Класс:  4  класс

Тема раздела  : « В концертном зале»

Тема урока:  Царит гармония оркестра

Номер урока в теме:  урок № 7

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская «Учебник  4 класс».

Дата проведения урока

______________

______________

______________        

Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре.

Задачи урока:

Образовательные: Повторить материал о симфоническом оркестре.

Выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний.

Развивающие: Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся.

Способствовать формированию духовного мира детей.

Развитие чувства ритма, творческих способностей.

Развитие внимания, мышления, речи.

Воспитательные: Воспитание интереса, любви к искусству.

Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Создание ситуации успеха для каждого ученика.

Планируемые результаты

-предметные: Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном  музицировании,  импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.

 личностные : развивать интерес к искусству, уметь найти свою позицию в искусстве;

                        - обогащать эмоционально-волевую сферу учащегося.

 -Метапредметные :

Универсальные учебные действия

- познавательные УУД: расширить знания о симфоническом оркестре;

                               - конкретизировать слуховые представления учащихся о тембровой окраске музыкального инструмента;

                               - формировать умение анализировать , сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра.

-регулятивныеУУД: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

-коммуникативные УУД: находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).

Необходимые технические оборудования: музыкальный центр, баян.

Ход урока

1. Организационный  момент. Музыкальное приветствие.

Распевка:  «Колокольчик»

Колокольчик нам поет,
Всех на музыку зовет.
Слышишь тонкий голосок?
Нам пора начать урок.
Динь - дон,  динь - дон…
Здравствуйте!

2. Объявление темы и задач урока.

Учитель:  Наш сегодняшний урок посвящен повторению и обобщению темы «Симфонический оркестр».

На предыдущих уроках мы знакомились с инструментами симфонического оркестра, слушали их звучание, обсуждали, какие группы могут они образовывать. А теперь я приглашаю вас в удивительный мир симфонического оркестра, в веселое путешествие по волшебной стране Музыка.

3. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.

Учитель:  Сейчас мы проверим, готовы ли вы к путешествию. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

Блиц - опрос:    

Что такое оркестр?                                                                                                              

Какие виды оркестров бывают?                                                                                                     Назовите группы симфонического оркестра.                                                                   Перечислите инструменты симфонического оркестра:                                                     струнно-смычковые;                                                                                                                               - деревянные духовые,                                                                                                                медные духовые;                                                                                                                         ударные;                                                                                                                                          одиночные и клавишные.                                                                                                                Кто руководит  музыкантами  в оркестре?

 Учитель: Во время нашего путешествия вы будете делать остановки на станциях, и выполнять различные  задания. Попрошу вас разделиться на команды

(Класс делится на две команды, выбирают капитанов и придумывают название команд, члены жюри (по 2 учащихся от команды) садятся за отдельным столиком).

Учитель: Давайте познакомимся с маршрутом нашего сегодняшнего путешествия.

На экране карта путешествия:                                                                                                             - Бухта «Повтори – ка»,                                                                                                    

 - «Мыс Дирижеров»,                                                                                                   «Кроссвордов залив»,                                                                                                             «Оазис  Угадай – ка»,                                                                                                             «Гора Вообразилия»,                                                                                                                   «Река Размышлений»,                                                                                                                   «Хижина  художников»,                                                                                                                  - «Играй - город».

Учитель: Правила нашей игры таковы: на станциях обе команды по очереди либо одновременно будут выполнять задания, а жюри оценит результаты. Побеждает та команда, которая наберет за все конкурсы наибольшее количество баллов. Итак, начинаем игру.

Учитель: Ну что, ребята, вы готовы отправиться в  путешествие?                                      

 1 станция – Бухта «Повтори – ка»

Задание: Определить по изображению и по звучанию вид оркестра:                  

  - Духовой                                                                                                                  

 - Народный                                                                                                                                                  - Эстрадно-симфонический                                                                                    

  - Джазовый                                                                                                                                     - Симфонический

Звучат музыкальные фрагменты. Команды по очереди выполняют задания. Устно отвечают с места. За каждый правильный ответ – 1 балл.

2 станция – «Мыс Дирижеров»

Конкурс капитанов  команд.                                                                                            

Капитаны, соединяют стрелочками слова, подходящие по смыслу. Каждый находит по 3 связки. Учитывается время и правильность выполнения задания. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание: Установить логические связи между словами:

ДИРИЖЁР – песня,  увертюра, народный оркестр, полифония, пьеса, эстрадно-симфонический оркестр, певец, гусли, духовой оркестр, скрипка, орган, хор, джазовый оркестр, домра, баян, симфонический оркестр.

3 станция – «Кроссвордов залив»                                                                                                          

Задание: Команды по очереди разгадывают загадки учителя. Ответы записываются в клетки кроссворда.

1. Он огромный, словно шкаф,
Он стоит не на ногах,
Он имеет мощный бас.
Это важный… (Контрабас)

2. Какой инструмент по тембру напоминает человеческий голос? (Виолончель)

3. Этот медный духовой
То короче, то длиннее.
Ведь кулису он имеет!
Громче всех в оркестре он.
Как зовут его?... (Тромбон)

4. Звенят серебряные струны
Как будто струйки водяные,
И на волнах, качая шхуны,
Резвятся ветры удалые!
И ветер, и волну морскую –
Всё струны нам изображают.
Всё звуки музыки рисуют.
Какой же это инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко,
Но не Татьяна или Марфа.
А звуки нежны, струны тонки. 
Наш инструмент зовется… (Арфа)

5.В переводе с немецкого – «рог»

С трубою схожа -  вам скажет народ.                                                                                 Духовой инструмент, без сомнений, бесспорно, 

А зовется красиво он — это...   (Валторна)

6.В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Но совсем не каждый знает,
Что в оркестре он играет!
Тихо, нежно зазвеня,
Будто всё посеребрит.
А затем умолкнет скоро
По сигналу дирижера.
Знает это каждый школьник, 
Что такое… (Треугольник)

7. Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло всё: играет… (Скрипка)

8. Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах,
Зубы черные, педаль.
Как зовут меня?... (Рояль)

4 станция – Оазис  «Угадай – ка»                                                                                                          

(Задание выполняют по одному участнику от команды. Учитывается время и правильность выполнения. За каждый правильный ответ – 1 балл).

Задание: Найти в группе инструментов “лишний”, не соответствующий по какому-либо признаку.

1 команда:                                                                                                                          

Труба, валторна, флейта.                                                                                                     Литавры, арфа, тарелки.                                                                                          

 Скрипка, контрабас, саксофон.

2 команда:                                                                                                                               Гобой, труба, кларнет.                                                                                                       Барабан, альт, тарелки.                                                                                                             Тромбон, фагот, валторна.

5  станция – «Гора Вообразилия»                                                                                                                 

(Участвуют одновременно обе команды. Жюри выбирает наиболее выразительное исполнение. За каждый правильный ответ – 3 балла).

Задание:  С помощью жестов и мимики изобразить “звучащие” музыкальные инструменты.

Учитель: Представьте себе, что добрая  фея  вас превратила в какой – либо инструмент симфонического оркестра. Какой инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами «звучание» этого инструмента.

6  станция – «Река Размышлений»

(У доски – по 2 участника от каждой команды.  Ученик дает только один ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл).

Задание: Из музыкальных жанров, предложенных на доске, выбрать и разместить в поле  «Симфонические жанры» только те, которые может исполнять симфонический оркестр. Объяснить свой выбор: Сюита, соната, песня, музыка к опере, концерт, симфония, пьеса, вокализ, музыка к кинофильму, романс, увертюра, былина, симфоническая сказка, музыка к балету.

7 станция  -  «Хижина  художников»                                                                                                               

(У доски – 2 участника от каждой команды. Оценивается правильность выполнения задания. За каждый правильный ответ – 1 балл).

Задание: раскрасить  изображения инструментов симфонического оркестра.

Учитель: Пока ребята выполняют задание,  мы тоже устроим состязание. На экране набор  букв. Надо из предложенных букв составить названия инструментов и разделить их на две группы. Первая  команда  будет составлять слова для симфонического оркестра, а вторая команда  для оркестра народных инструментов. Внимательно выполняйте задание.                          Дети составляют слова, потом зачитывают по очереди.

КРИСКАП          скрипка  

 НАЯБ                   баян                                        

 АБТРУ                  труба      

ФРАА                  арфа                                                                                                

 ИЛСГУ                гусли    

АБЛАААЙКЛ     балалайка                                                                                        

ТАФЙЕЛ             флейта  

 ВЛОНАТРА       валторна

8 станция –  «Играй - город».

 (Учащимся предлагаются шумовые инструменты. От каждой команды вызывается “дирижер”. Жюри оценивает ритмическую точность исполнения  участников команд и дирижерские жесты. За самое выразительное исполнение – 3 балла).

Задание: Звучит запись Р.Н.П. «Калинка – малинка»  Обе команды по очереди играют на шумовых инструментах, управляет оркестром «дирижер» от команды.

Подведение итогов.    (Жюри подводит итоги).

Учитель: Я предлагаю немного отдохнуть. 

Один-два-три-четыре-пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим….

         

Поочерёдно сгибаем пальцы: мизинцы – большие.
Кисти рук сжать в кулак, выпрямить.
Плавно отводим руки назад.
Закладываем руки за спину.
Голову поднимаем выше.
Спокойно дышим.

Дыхательная разминка.                                                            

Учитель: Закончим наш урок прекрасной песней о дружбе .

(Исполнение песни «Дружат музыка и дети» Слова Пляцковского, музыка  Чичкова)

Учитель: Ребята сегодня мы с вами путешествовали в замечательную страну «Симфонию». Это удивительная страна со своими законами и  правилами. Мир музыкальных инструментов широк: это и народные, и старинные, и современные инструменты.  Но сегодня мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. Слушали и наслаждались звучанием различных по тембру и краске инструментов. Познакомились с составом оркестра.                      

Я думаю, что вы стали ещё лучше понимать язык музыки. По результатам сегодняшней игры победила дружба. Все ребята поработали на оценку  «отлично».

Оцените и вы сегодняшний урок.  На экране вы видите 2 смайлика. Первый или второй вы выбираете?

Ответы детей.

Учитель:  В память о сегодняшнем уроке  я хочу подарить вам буклеты «Симфоническое братство музыкальных инструментов».                                                       И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку, любите музыку,  и будьте здоровы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики во 2 классе по теме: Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. УМК "Гармония"

Данный материал содержит подробный конспект урока математики во 2 классе по теме:Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Задания для детей сопровождаются красочной презентацией...

пособие для учащихся по музыке по теме "Царит гармония оркестра"

Презентация рассказывает об оркестрах города Белгорода....

Конспект урока по музыке 1 класс на тему Пришло Рождество — начинается торжество

Конспект урока по музыке 1 класс на тему Пришло Рождество — начинается торжество...

Конспект урока по музыке 4 класс на тему "Патетическая соната" Людвиг ванн Бетховен"

В данном конспекте урока содержатся планируемые результаты к уроку, а также деятельность учителя и обучающихся во время урока в 4 классе по данной теме...

Конспект урока по музыке 4 класс на тему "Святые земли Русской. Илья Муромец"

Конспект урока по музыке 4 класс на тему "Святые земли Русской. Илья Муромец"...

Технологическая карта урока по Музыке для 4 класса на тему: «Царит гармония оркестра»

Тема: Царит гармония оркестраКласс: 4Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нём.Задачи:Образовательная: закреплять музыкальные термины и понятия...