«Истоки русской музыки. С.В. Рахманинов – певец русской души»
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме
Презентация к открытому уроку музыки 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект открытого урока «С.В. Рахманинов – певец души русской» | 49 КБ |
Презентация к открытому уроку | 1.78 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема II полугодия: «Между музыкой разных народов нет непереходимых границ».
Тема урока: «С.В. Рахманинов – певец души русской»
- Здравствуйте, ребята.
На доске две цитаты : «Музыка не имеет отечества; отечество ее — вся вселенная». Фридерик Шопен.
Сергей Васильевич Рахманинов: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».
- сравните два высказывания;
- о чем говорят эти великие композиторы;
- в центре внимания нашего урока будет звучать тема Родины.
- Актуализация и фиксация затруднений в пробном учебном процессе.
- звучит музыкальный коллаж из произведений разных народов мира.
1. Бах. Органная фуга.
2. Японская народная песня «Вишня».
3. Луи Армстронг. Джазовая композиция.
4. Былинные наигрыши. Гусли.
- музыку каких народов вы узнали, по каким признакам? Инструментальная музыка с характерными отличиями в области мелодики и инструментария.
Названия стран: Германия, Япония, США, Россия.
- как мы можем назвать то, что сейчас прозвучало?
- это музыкальное полотно мира.
Вы справились с этим заданьем легко.
- как вы думаете, а если бы эту музыку слушали школьники других стран, они смогли бы узнать русскую музыку?
- представьте, кто-то высказал мнение, что это русская народная музыка , а другой считает, что эту музыку написал польский композитор Шопен. Что вас удивило в данных высказываниях?
-Дети высказывают различные точки зрения, затруднения в ответах.
Ш. Выявление места и причин затруднения. Постановка проблемы.
- какое задание вы должны были выполнить?
– определить особенности русской музыки глазами детей других стран.
- почему не смогли выполнить задание?
- Мы не смогли выполнить задание, потому что не хватает знаний о том, какое место музыка России занимает в других странах.
- Да, молодцы, сегодня мы с вами попытаемся выяснить, какое место в музыкальном полотне мира занимает музыка России, что она несет людям, как её понимают другие народы, что они должны понять и почувствовать, слушая нашу музыку?
Мы не можем сразу дать ответ на все эти вопросы. Обратимся к истокам русской музыки.
IV.Построение проекта выхода из затруднения.
Ставим цель. На примере русской народной и русской композиторской музыки найти ответ на главный вопрос. Узнать, в чем состоят особенности русской музыки с точки зрения зарубежных школьников.
- тема нашего урока: «Истоки русской музыки. С.В. Рахманинов – певец души русской»
- какой способ действий мы выберем для решения поставленной проблемы?
- строим план достижения цели:
- обратимся к одному из видов русского фольклора – песням.
- вокальная работа: песни «А я по лугу»; «Ехал Грека!» - канон.
Особенности народного музыкального языка.
Русские композиторы в своем творчестве опирались на фольклор.
С. В. Рахманинов. Кто запомнил биографические данные композитора.
- проанализируем музыку одного из русских композиторов и найдем характерные отличительные черты русской музыки.
- каким материалом на уроке мы воспользуемся?
V. Реализация построенного проекта.
- традиции, заложенные в народной музыке, продолжали развивать и пропагандировать русские композиторы. Портрет Рахманинова.
-ВИДЕО ХРОНИКА.
- продолжая традиции Глинки пропагандировал традиции русской национальной школы С.В. Рахманинов, рассказ о композиторе . Портрет.
- что вы помните о Рахманинове?
Вскоре после революции 1917 года воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми покинул Россию. В 44 года.
В течение жизни за рубежом , а это 25 лет (1918—1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.
Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром.
В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак лёгких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США.
В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
- отношение американцев к творчеству Рахманинова:
- знакомство и признание русской музыки в лице Рахманинова.
- 3 концерт для фортепиано с оркестром ( 1 часть) СЛУШАЕМ
- подобрать и записать интонации, которые звучали в музыке
- читаем результаты работы ( печальная, спокойная, задумчивая, нежная, страдающая, стонущая, звенящая колоколами, могучая, героическая, энергичная, бушующая, очень сильная, богатырская)
- слушаем музыку, работаем в группах, дать название (одно или два слова)
- почему вам понятна музыка Рахманинова?
- в ней все отличительные черты русской музыки. Какие?...
- вернемся к диалогу, теперь мы можем сказать, что , вероятно, те дети за рубежом, которые слышали музыку Рахманинова и музыку других русских композиторов смогли бы узнать русскую музыку.
- да, мы нашли характерные черты русской музыки.
VI. Первичное закреплении с проговариванием во внешней речи.
- чем же русская музыка так потрясла обычных американцев, не знавших русского языка.
- многогранность , его музыка – как отпечаток русской души.
- интервью Рахманинова об Америке.
VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- о чем же хотел сказать всем своим слушателям Рахманинов?
- слушаем фрагмент 3 части, анализируем, самопроверка по эталону.
- На доске главная идея произведения: от тьмы - к свету, от бессилия – к могуществу, от страдания – к радости, от неудачи – к успеху. Такова философская формула жизни.
- о чем писал концерт Рахманинов? О России, русском характере, о простом народе, значит о нас с вами!
- учащиеся осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
- самооценка учащихся в виде оценок.
VIII.Включение в систему знаний и повторений.
- наш вклад в историю России – попробуем сочинить гимн России.
Как 4 часть концерта.
- работа с карточками в группах. На каждой карточке заготовка:
Слава русской стороне,
Слава русской старине,
Слава…………………….
……………………………!
- учащиеся читают свои тексты.
- какая бы получилась мелодия?
- исполнение.
Для всех людей важно взаимопонимание , мир, и музыка первый в этом помощник! Об этом песня.
Большой хоровод - исполнение
- мы – патриоты своей страны,
и наша культура является неоценимым вкладом в мировую музыкальную культуру.
Рахманинов был человеком мира. Благодаря ему слушатели Америки и других стран полюбили нашу музыку, смогли понять образ России, услышать и понять её величие и трагедию, прожить вместе с ней минуты радости и горя, поверить в русский характер, в то, что мы все можем, что будущее в наших общих руках.
XIX.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- что нового узнали на уроке?
-Сегодня мы задумались о России, о своих чувствах к ней, о своей роли в её судьбе и о роли России в мире.
- какая цель стояла перед нами, достигли мы цели?
- да, мы смогли ответить на поставленный вопрос.
- какие трудности встретились?
- как мы их преодолели?
Домашнее задание:
- Нарисовать образ России, как вы его видите?
- Придумать и написать двустишие о Родине.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Германия Япония США Россия
Тема урока: «Истоки русской музыки. С.В. Рахманинов – певец русской души»
Сергей Васильевич Рахманинов. 1873-1943
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).
Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...
Творческая мастерская "С.А.Есенин - певец русской природы"
Текст занятия и презентация....
Классный час на тему Русские посиделки на поляне. "Загадочная русская душа"
Вместе с ребятами пытались разобраться в поняти "Загадочная русская душа"...
Методическая разработка "Праздник русской души"
«Праздник русской души»Цели:1.Образовательные: расширить кругозор детей об истории и быте русского народа: помочь увидеть и понять эпоху русских традиций, праздников, которые не ушли в небытие, а толь...
Планирование классных часов для 3 класса: «История русской души»
В нашей школе проводится большая работа по ознакомлению детей с народными обычаями, особенностями русской души. Я составила планирование классных часов на эту тему....
Презентация Загадочная русская душа изо 4 кл Ашикова
Презентация Загадочная русская душа изо 4 кл Ашикова...
Мастер класс по музыке 4 класс по теме: "Исповедь души. Прелюдия №7 и №20, Этюд №12 Ф. Шопена".
quot; Формирование универсальных учебных действий школьноков в условиях реализации ФГОС ООО".Методическая разработка организации учебной деятельности в 4 классе (в рамках предмета Музыка)....