Методическая разработка занятия по музыкальной терапии
план-конспект занятия по музыке (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии (ЗПР, СДВГ, РАС, РДА, синдром Дауна, ДЦП и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_razrabotka_muzykoterapiya.doc | 37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
занятия по «Музыкальной терапии»
с подгруппой детей начальной школы
Справка:
Музыкатерапия – один из видов терапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отношений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.
Инструментальная музыкотерапия – это процесс музыцирования в сочетании с выполнением задач коррекции средствами инструментальной импровизации.
Основная цель музыкотерапии, применительно к ребенку с проблемами в развитии, состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения, и связано это с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности.
Ход занятия.
Дети заходят в зал и встают в круг.
Я пою импровизированное приветствие: - «Здравствуйте, ребята! Добрый день!»
Каждый ребенок отвечает на мое приветствие своей песенкой импровизацией, в ней свои чувства и настроение.
Например: - «Добрый день, Ирина Анатольевна! Рад Вас видеть!»
или – «Здравствуйте! Мне сегодня грустно!» и т.д.
- «Ребята, сегодня у Андрюши печальное настроение. Он о чем-то грустит. Что мы можем сделать для него?»
Ответы детей: - «Улыбнуться!»
- «Обнять!»
- «Подарить подарок!»
- «Спеть веселую песенку!»
- «Сыграть на музыкальных инструментах!»
Я: - «Молодцы, ребята! Андрюша, что ты выбираешь? Исполним желание Андрея».
Поем песню по его выбору для него.
Я: - «Ребята, посмотрите на Андрея, вот он уже улыбается. Давайте ему похлопаем!
Настроение у Андрюши улучшилось, потому что вы очень хорошо пели! У нас получился дружный ансамбль. А кто мне скажет, что такое ансамбль?»
Ответы: - «Ансамбль – это совместное исполнение.»
Я: - «Русское слово ансамбль произошло от французского слова ensemble, что означает «вместе», т.е. совместное исполнение».
- «Ребята, скажите, какие бывают ансамбли?»
Ответы: - «Вокальные и инструментальные».
Я: - «Правильно! В соответствии с количеством исполнителей, ансамбли имеют названия. Как называется ансамбль из двух исполнителей?»
Ответы: - «Дуэт.»
Я: - «Правильно! Какие еще ансамбли вы знаете?»
Ответы: - «Терцет, квартет, квинтет, сексет, септет, октет, нонет».
Я: - «Молодцы! Как можно назвать наш ансамбль, в зависимости от количества человек?»
Ответы: - «Секстет.»
Я: - «Правильно! Нас 6 человек. И наш ансамбль – секстет.
Давайте возьмем музыкальные инструменты и сыграем на них секстетом».
Я играю на пианино любую мелодию или импровизацию. Дети импровизируют на музыкальных инструментах (выбранных ими – это барабаны, бубны, ложки, колокольчики, треугольник, трещотки, маракасы, тарелки и др. – такие музыкальные инструменты, которые обладают большой ритмической силой, но в то же время передают эмоциональные нюансы.)
После игры я спрашиваю: - «Кто, что услышал? И как вы оцениваете свою игру?»
Ответы: - «Играли слаженно, ритмично».
- «Слушали друг друга».
- «Вова играл на трещотках очень громко и заглушал другие инструменты».
Я: - «Да я согласна с вами, все слушали друг друга, а у Вовы в этот раз не получилось лучше прислушаться к игре товарищей. Ребята, а закончили игру вы все вместе?»
Ответы: - «Нет!»
Я: - «Как вы считаете, получился у нас ансамбль или нет?»
Ответ: - «Нет».
Я: - «Я с вами согласна. Слово ансамбль означает еще и согласованность исполнения, общность понимания музыкального произведения всеми его исполнителями.
А сейчас у нас вокальный дуэт Вова и Сережа исполнят «Песенку журавлей «Кру-кру». А инструментальный квартет будет им аккомпанировать на флейте, маракасе и шумовых инструментах, которые могут изобразить звук дождя.
Скажите, как должны играть во время пения дуэта инструменты?»
Ответы: - «Тихо!»
- «Не заглушая голосов поющих!»
- «Чуть громче на проигрышах!»
Исполнение «Песенки журавлей «Кру-кру».
Я: - «Как вы оцениваете свое исполнение?»
Ответы: - «Инструменты играли тихо, не заглушая голосов поющих».
- «Инструменты играли ритмично».
- «Флейта очень похоже изображала курлыканье журавлей».
- «Был слышен шум дождя».
Я: - «У нас получился ансамбль?»
Ответы: - «Да!»
Я: - «Как можно назвать такой ансамбль?»
Ответы: - «Вокально-инструментальный».
Я: - «Правильно, ребята!
Сейчас, дуэт у нас пел уже выученную песню, которую сочинил композитор - ? (Рушанцев)
А какую музыку играл у нас инструментальный квартет?»
Ответы: - «Сами сочинили»
- «То что чувствовали, то и играли».
Я: - «А как же такая музыка называется?»
Ответ: - «Импровизация».
Я: - «Правильно!
Слово «импровизация» произошло от латинского слова «improvisus», что означает непредвиденный.
Импровизировать – значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное.
- А сейчас, ребята, каждый из вас возьмет по одной картинке, которые разложены перед вами на столе. Долго не думайте, возьмите ту, на которую упал ваш первый взгляд. И попробуйте отобразить свои чувства от увиденного с помощью музыкальной импровизации. Подумайте на каком инструменте будет играть каждый из вас. Какой музыкальный инструмент наиболее созвучен вашей картине?
- Кто уже готов сыграть импровизацию?»
Дети играют каждый на своем музыкальном инструменте, в том числе и на фортепиано.
После игры каждый ребенок рассказывает о том, что он чувствовал, когда играл свою импровизацию. По желанию, следуют отзывы других детей о его игре (только положительные).
Я: – «А теперь, ребята, кто хочет поимпровизировать в паре со мной на фортепиано?»
Желающие подходят к инструменту. Я задаю ритм, ребенок придумывает свою мелодию под мой аккомпанемент.
Отзывы остальных детей об услышанном.
Я: - «Настало время нам прощаться!»
Каждый выбирает себе музыкальный инструмент и играет короткое выразительное «прощание». Кто хочет - прощается голосом. Поет прощальную песенку.
Я им отвечаю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"
Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....
Методическая разработка к литературно-музыкальной композиции "Блокада глазами детей"
Встреча с ветеранами ВОВ прошла 27 января 2015 года, и она не оставила детей равнодушными. Встреча прошла в очень дружественной обстановке. Дети показали миниатюру «Блок...
Методическая разработка занятия по вокальному ансамблю «Вокальные навыки: эмоционально-выразительное исполнение музыкальных произведений»
Цель занятия: воспитание личности ребенка средствами вокально-хорового искусства; развитие детского голоса и слуха младших школьников, развитие навыка эмоциональной выразительности при исполнении музы...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Музыкальный спектакль «Зимняя сказка»
Музыкальный спектакль «Зимняя сказка»...
Методическая разработка "Использование ударных музыкальных инструментов в работе с детьми с ОВЗ"
Коррекционная педагогика...