Методическая разработка "Использование ударных музыкальных инструментов в работе с детьми с ОВЗ"
методическая разработка по музыке

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рыжкова Галина Ивановна, учитель,

ГБОУ школа №432

Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка «Использование ударных музыкальных инструментов в работе с детьми с ОВЗ»

Вот мы с вами и подошли к знакомству с самыми древними инструментами. Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это примитивное приспособление, которое ещё не могло дать музыки, но уже могло произвести ритм, сохранилось в быту некоторых народов до наших дней: например, у аборигенов Австралии и сейчас два обыкновенных камня играют роль ударного инструмента.

Ударные гораздо старше всех остальных инструментов: почти все исследователи сходятся во мнении, что инструментальная музыка началась с ритма, а потом уже возникла мелодия.

Есть этому и подтверждение: при раскопках в селе Мезин под Черниговом были обнаружены ударные инструменты уже довольно сложной формы, сделанные из челюстей, черепных и лопаточных костей животных. Были даже колотушки из бивней мамонта. Целый ансамбль из шести инструментов, возраст которых 20 000 лет. Конечно же, просто ударить камнем о камень человек догадался ещё раньше.

Название этой группы произошло от способа извлечения звука - удара по натянутой коже или металлическим пластинкам, деревянным брускам. Во всём остальном ударные различаются: и формой, и величиной, и материалом, и характером звучания.

Ударные принято делить на две большие группы. К первой относятся те ударные инструменты, которые имеют настройку. Это - литавры, колокольчики, колокола, ксилофон. На них можно сыграть мелодию, и звуки их на равных правах с голосами других инструментов могут войти в оркестровый аккорд или мелодию.

Звук барабана содержит так много неупорядоченных частот, что мы не можем соотнести его ни с каким звуком фортепиано, не может определить, настроен ли барабан на соль, ми или си. С точки зрения физики, барабан издаёт шум, а не музыкальный звук. То же самое можно сказать о бубне, тарелках, кастаньетах. Несмотря на такую, вроде бы, немузыкальность, эти инструменты очень нужны - одни для ритма, другие - для разных эффектов и нюансов. Это инструменты второй группы, не имеющие определённой высоты звука.

Барабан и литавры, очень похожие друг на друга, попали в разные группы. Но существует ещё одна система деления ударных инструментов - на мембранные (у которых звучит натянутая кожа - мембрана) и самозвучащие. Тут барабан и литавры попадут в одну группу, так как звучащий элемент у них одинаков - мембрана. А тарелки, которые из-за неопределённой высоты звука были в одной группе с барабаном, теперь попадут в другую, так как звук у них образуется самим корпусом инструмента. Они играют в музыке очень большую роль.

Барабан - один из самых распространённых ударных инструментов. Две разновидности барабана - большой и малый - уже давно входят в состав симфонического и духового оркестров.

Звук барабана не имеет определённой высоты, поэтому его партию записывают не на нотном стане, а на «нитке» - одной линейке, на которой обозначен только ритм.

Слушание: Большой барабан, звучание инструмента.

Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками на конце. Их делают из пробки или войлока.

Большой барабан звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Его часто используют в изобразительных целях. В Шестой симфонии Л. Бетховен с его помощью передал звук грома. А в Одиннадцатой симфонии Шостаковича большой барабан изображает выстрелы пушки.

Слушание: Л. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная», IV часть. «Гроза».

Слушание: Малый барабан, звучание инструмента.

Малый барабан имеет сухой и отчётливый звук. Его дробь хорошо подчёркивает ритм, иногда оживляет музыку, иногда вносит тревогу. Играют на нём двумя: палочками.

Многие считают, что играть на барабане – проще простого. Когда исполняется «Болеро» Равеля, малый барабан выдвигают вперёд и ставят рядом с дирижёрским пультом. В этом произведении Равель поручил барабану очень ответственную роль. Музыкант, играющий на малом барабане, должен выдержать единый ритм испанского танца, не замедляя и не ускоряя его. Постепенно нарастает экспрессия, прибавляются все новые и новые инструменты, барабанщика так и тянет играть чуточку быстрее. Но это исказит замысел композитора, и у слушателей впечатление получится уже другое. Какое искусство требуется от музыканта, играющего на таком простом в нашем понимании инструменте!

Д. Шостакович ввёл в первую часть своей Седьмой симфонии даже три малых барабана: они зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия.

У барабана были когда-то и зловещие функции: под его мерную дробь вели на казнь революционеров, прогоняли сквозь строй солдат. А сейчас под звуки барабана и трубы строем идут на парад. Африканские барабаны были когда-то средством связи, наподобие телеграфа. Звук барабана разносится далеко, это подмечено и использовано. Барабанщики-связисты жили друг от друга на расстоянии слышимости. Как только один из них начинал передавать закодированное в барабанном бое сообщение, другой принимал и передавал следующему. Так радостная или печальная весть распространялась на огромные расстояния. Со временем телеграф и телефон сделали ненужным такой вид связи, но и сейчас в некоторых африканских странах есть люди, знающие язык барабана.

Слушание: М. Равель. «Болеро» (фрагмент).

Слушание: Звучание ударной установки.

В состав симфонического или духового оркестра обычно входят два барабана – большой и малый. А вот в джазовом оркестре или эстрадном ансамбле ударная установка кроме этих двух включает ещё до семи тамтамов. Это тоже барабаны, корпус у них похож на удлинённый цилиндр. Характер звучания: у них иной. В ударную установку входят также и бонги - два небольших барабана, один чуть больше другого. Их соединяют в единую пару и играют на них чаще всего кистями рук. В установку могут войти и конги - их корпус сужается: книзу, и кожа натянута только с одной стороны.

Слушание: Литавры. Звучание инструмента.

Литавры - тоже обязательный участник симфонического оркестра. Это очень древний музыкальный инструмент. У многих народов издавна встречались инструменты, состоящие из полого сосуда, отверстие которого обтянуто кожей. Именно от них произошли современные литавры. Некоторые дирижёры на гастроли возят с собой своего литавриста.

У литавр огромный диапазон силы звука: от подражания: раскатам грома до тихого, еле уловимого шороха или гула. Устроены они сложнее, чем барабан. У них металлический корпус в виде котла. Корпус имеет определённые, строго рассчитанные размеры, что позволяет добиться строгой высоты звука. Композитор может писать для литавр ноты. Корпус бывает разного размера, а звук разной высоты. И если в оркестре три литавры, значит, уже три ноты. Но инструмент этот можно перестраивать и на несколько звуков. Тогда получается даже небольшой звукоряд.

Раньше перестройка литавры занимала некоторое время. И каждый композитор знал: если требуется звук другой высоты, надо дать литавристу время, чтобы подкрутить винты и перестроить инструмент. В середине XIX в. музыкальные мастера оснастили литавры специальным механизмом, который перестраивает литавры простым нажатием педали. Теперь у литавристов появилось новое качество - им стали доступны небольшие мелодии.

В давние времена любая война буквально не мыслилась без барабанов, литавр, труб. Один англичанин говорил: «Обычно пытаются сделать армию бессильной, отрезав её от продовольствия; я же советую, если у нас когда-нибудь будет война с французами, прорвать им как можно больше барабанов».

Литавристы и барабанщики пользовались огромным авторитетом. Они должны были быть очень смелыми, ведь шли во главе войска. Главным трофеем в любой битве было, конечно, знамя. Но и литавры были также своего рода символом. Поэтому музыкант был готов умереть, но не сдаться с литаврами.

Слушание: Пуленк. Концерт для органа, литавр и симф. оркестра (фрагмент).

Слушание: Ксилофон, диапазон инструмента.

Слово ксилофон можно перевести с греческого языка как «звучащее дерево». Оно удивительно подходит к музыкальному инструменту, состоящему из деревянных брусков, на которых играют двумя деревянными палочками.

Что бы получить привычный звукоряд из дерева, его специально обрабатывают. Из клёна, ели, ореха или палисандра выпиливают бруски разного размера, причём подбирают размер так, чтобы каждый брусок при ударе издавал звук строго определённой высоты. Их располагают в таком же порядке, как клавиши у фортепиано, и скрепляют между собой шнурками на некотором расстоянии друг от друга.

Слушание: Моцарт. «Серенада» (ксилофон).

Слушание: Маримба, диапазон инструмента.

Маримба. Разновидность ксилофона - маримба.

Это те же деревянные брусочки, но в маримбе они снабжены металлическими трубками - резонаторами. Это делает звучание маримбы более мягким, не таким щелкающим как у ксилофона.

Маримба родом из Африки, где бытует и сейчас. Но африканская маримба имеет не металлические резонаторы, а тыквенные.

Слушание: Альбенис. «Астурия» из «Испанской сюиты» в исп. Т. Черемухиной (маримба).

Слушание: Вибрафон, диапазон инструмента.

Интересно устройство ещё одного ударного инструмента - вибрафона. Он даёт вибрирующий звук. Звучащие элементы у него делаются не из дерева, а из металла. Под каждой металлической пластинкой располагается резонаторная трубка, как у маримбы. Верхние же отверстия трубок прикрываются крышечками, которые могут вращаться, то открывая, то закрывая отверстие. Частое перемещение крышечек даёт эффект вибрации звука. Чем больше скорость вращения крышек, тем чаще вибрация. Сейчас на вибрафонах устанавливают электрические двигатели. Ксилофон и маримба пришли к нам из глубины веков, а вибрафон - инструмент очень молодой. Он создан в Америке в двадцатые годы ХХ века.

Слушание: Челеста, диапазон инструмента.

Челеста. На полвека старше вибрафона челеста, изобретённая в 1886 году во Франции. Внешне челеста - небольшое пианино. Клавиатура тоже фортепианная, такая же молоточковая система. Только вместо струн в челесте звучат металлические пластинки, вставленные в деревянные коробочки-резонаторы. Звук у челесты тихий, но очень красивый и нежный. Не случайно ей дали такое название: челеста по-латыни – «Небесная».

Слушание: И. Бах. Шутка (челеста).

Эти инструменты - ксилофон, маримба, вибрафон и челеста - многозвучные, на них можно играть мелодию.

В 1874 году французский композитор Сен-Санс написал произведение, названное им «Пляска смерти». Когда её исполняли в первый раз, некоторых слушателей охватил ужас: они услышали стук костей, как будто в самом деле плясала Смерть - страшный скелет с черепом, глядящим пустыми глазницами, с косой в руках. Композитор добился такого эффекта использованием ксилофона.

Семейство ударных инструментов очень разнообразно и многочисленно.

Слушание: Колокола, звучание инструмента.

Колокола - набор металлических трубок разной длины, подвешенных в специальной раме.

Слушание: Глокэншпиль (оркестровые колокольчики), звучание инструмента.

Колокольчики - очень похожие на игрушечный металлофон, только в нём больше пластин и сами пластины благозвучнее.

Слушание: Тарелки, звучание инструмента.

Всем хорошо знакомые тарелки.

Слушание: Гонг, звучание инструмента.

Гонг - большой массивный диск с загнутыми краями, который как никто другой умеет создавать впечатление таинственности, мрака, ужаса;

Слушание: Там-там, звучание инструмента.

Разновидность гонга, имеющего определённую высоту звука, - там-там, не настраиваемый точно.

Слушание: Треугольник, звучание инструмента.

Треугольник – стальной прутик, изогнутый треугольником, при ударе по нему металлическим стержнем издающий прозрачный, нежный приятный звук. Список ударных инструментов можно и продолжать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Организация краеведческой работы с детьми»

Методическая разработка включает в себя разработку мероприятий по ознакомлению с городом Санкт-Петербургом и его окрестностями. Дети, проводящие организованный краеведческий досуг получат знания по ис...

Методическая разработка на тему: "Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста в условиях школы".

В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старости  сталкивается с мифами ,былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими свое влияние на него, которое бывает даже ...

Конспект открытого урока по музыке на тему: «Ударные музыкальные инструменты»

Тема: «Ударные музыкальные инструменты»Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.Цель: Познакомить детей с многообразием ударных инструментов, с историей их создания.Задачи: Закреп...

Методическая разработка урока. "Музыкальные инструменты". 1 класс

Методическая разработка урока. «Музыкальные инструменты» Тема урока: «Музыкальные инструменты»(разработка урока музыки в 1 классе)ЦЕЛЬ:  познакомить детей со способам...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной работе автор рассматривает проблему использования музыкальных средств в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения ....

Использование цифровых инструментов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Большую помощь в освоении детьми учебного материала оказывают современные цифровые инструменты. Цифровые ресурсы – это сайты и приложения, которые помогают учителю взаимодействовать с учениками ...

Статья Использование цифровых инструментов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Использование цифровых инструментов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями...