Использование комплексных музыкально-ритмических занятий с детьми ОВЗ.
статья по музыке на тему

Демиденко Ирина Александровна

В коррекционную школу № 2124 я пришла работать в 2013 учебном году. До работы в этой школе я работала с детьми в обычной московской школе. Увидев особую категорию детей с ОВЗ, я сначала сильно испугалась, подумала, что не справлюсь, что не смогу их ничему научить. Но с течением времени я поняла, что этих детей нужно просто полюбить и тогда все получится! Уроки музыки дети любят очень! Какой бы ни был ребенок, музыку слушает  он с большим удовольствием, ведь музыка –это кладезь ,это пласт целых поколений людей, композиторов ,написавших много классических произведений, писавших музыку в разных жанрах, начиная от песни и заканчивая такими сложными жанрами как оратории, симфонии, токкаты и фуги. А композиторы писавшие музыку специально для детей, наши любимые русские композиторы, как например композитор П.И. Чайковский. Этот русский композитор –классик, который посвятил детям свои произведения в различных жанрах: опера, балет, фортепианные пьесы, циклы фортепианной музыки для детей, такие как «Времена года», «Детские пьесы», романсы, обработки русских народных  песен. На уроках музыки я рассказываю очень часто детям а знаменитом цикле П.И. Чайковского «Детский альбом» Произведения этого цикла звучат в концертных залах, по радио, в теле передачах. Некоторые пьесы, такие как «Утро», «Игра в лошадки» и др. я исполняю сама на фортепиано, рассказываю детям об их истории создания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-esteticheskoe_razvitie_detey.docx29.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья преподавателя коррекционной школы 2124 (г Москва) Демиденко И.А. « Из опыта работы учителя музыки»

В коррекционную школу № 2124 я пришла работать в 2013 учебном году. До работы в этой школе я работала с детьми в обычной московской школе. Увидев особую категорию детей с ОВЗ, я сначала сильно испугалась, подумала, что не справлюсь, что не смогу их ничему научить. Но с течением времени я поняла, что этих детей нужно просто полюбить и тогда все получится! Уроки музыки дети любят очень! Какой бы ни был ребенок, музыку слушает  он с большим удовольствием, ведь музыка –это кладезь ,это пласт целых поколений людей, композиторов ,написавших много классических произведений, писавших музыку в разных жанрах, начиная от песни и заканчивая такими сложными жанрами как оратории, симфонии, токкаты и фуги. А композиторы писавшие музыку специально для детей, наши любимые русские композиторы, как например композитор П.И. Чайковский. Этот русский композитор –классик, который посвятил детям свои произведения в различных жанрах: опера, балет, фортепианные пьесы, циклы фортепианной музыки для детей, такие как «Времена года», «Детские пьесы», романсы, обработки русских народных  песен. На уроках музыки я рассказываю очень часто детям а знаменитом цикле П.И. Чайковского «Детский альбом» Произведения этого цикла звучат в концертных залах, по радио, в теле передачах. Некоторые пьесы, такие как «Утро», «Игра в лошадки» и др. я исполняю сама на фортепиано, рассказываю детям об их истории создания.

Использование комплексных музыкально-ритмических занятий с детьми ОВЗ.

Музыкальные игры, песни–инсценировки и музыкально–ритмические упражнения – эффективный путь воспитания двигательной и творческой активности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки. Дети склонны проявлять свои чувства в движениях. Музыка и связанные с ней движения делают ребят более эмоциональными, активными, оживленными на уроках.

1: «Ритмико-гимнастические упражнения». Они включают ходьбу, бег, поскоки и служат для укрепления различных групп мышц, для выработки осанки и др. В этот раздел входят упражнения на развитие ловкости, равновесия, на развитие динамической и статической координации. Целесообразно использовать мячи, шары, флажки и другие предметы. С помощью таких упражнений у детей развивается наблюдательность и внимание, быстрота реакции. 

На празднике 23 февраля у нас была показана композиция с флажками.

2: «Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами». 
Музыкальным игрушкам и детским музыкальным инструментам отводится особая роль, поскольку они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развить его творческие возможности. Беззвучные музыкальные игрушки, , я использую как наглядные пособия, а также для создания игровой ситуации.На уроке музыки была использована кукла в танцах «Болезнь куклы », «Новая кукла».

Игра на духовых инструментах развивает правильное дыхание. Для воспитания музыкального слуха у детей я использую металлофоны, барабаны, бубны, дудочки, а также любые звучащие предметы. Формированию звуковысотного слуха помогает использование металлофонов. Для развития ритмического чувства подходят инструменты ударной группы. Для воспитания тембрового слуха использую прием сравнивания звучания различных инструментов, а также сходных по звучанию. Для развития динамического слуха я применяю музыкальные инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослабевать звучание. Например, треугольник, на нем можно исполнить звук на форте или пиано.

3: «Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку». В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера, либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы или песни. Подобные упражнения повышают творческую активность и фантазию школьников, способствует развитию выразительности их движений, побуждают включаться в коллективную деятельность, помогают проявить себя как личность и доставляют огромную радость детям.

Примеры импровизационных упражнений: «Лесные обитатели», «Во дворе зимой», «Маятник», «Лесорубы», «Мы бегаем по лужам», «Плетем венки».

В этот раздел входят также игры под музыку и инсценировки. Целесообразно использовать песни, которыми можно сопровождать движения. Это развивает речь и способствует созданию радостной атмосферы на уроке. 

4: «Народные пляски и современные танцевальные движения».
Этот раздел включает в себя различные танцевальные движения, хороводы, массовые пляски, парные танцы. В них дети учатся внимательно относиться к партнеру, находить с ним общий ритм движения. Вместе с танцевальными навыками дети усваивают термины: шаг польки, прямой и боковой галоп и др. На празднике нового года дети младших классов показали танец «Снежинки». «Новогодний хоровод», «Танец цветов».

Все эти комплексные музыкально-ритмические занятия способствуют формированию положительных качеств личности, проявлению инициативы и находчивости при выборе форм движения. Они положительно влияют на умственную деятельность, на формирование произвольного внимания, развития памяти, ведь каждое задание необходимо понять, надо осознать правила игры, осмыслить свое место в ней, свою роль, надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность ,правильно выполнять поставленную задачу учителем. 

В качестве основной задачи в музыкальной деятельности является необходимость оздоровления детей, причем не, только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально- психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием. Особенно велико значение музыкального воспитания для коррекции имеющихся у этих детей недостатков эмоционально – волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения представлений, формирование чувств ритма, развития движений и пр. Исходя из особенностей детей, работа должна быть направлена на решение как общих, так и коррекционных задач по музыкальному воспитанию, к которым относятся следующие:

1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком – либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.

3.Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятия излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развития дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие лов- кости, силы, выносливости.

Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, задача состоит в том, чтобы путем музыкально – ритмических упражнений исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка. Для этого необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям; обеспечивать преемственность в усвоении материала и формирования умения и навыков, активизировать самостоятельные проявления детей в музыкальной деятельности и творчестве; обеспечивать вариативность в структуре и содержании занятия.         

Коррекция нарушений, имеющихся у детей, должна осуществляться путем их участия в различных видах музыкальной деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки. Реализация коррекционных задач в ходе эстетического воспитания основана на использовании комплекса форм и видов музыкальной деятельности. Этот комплекс включает в себя такие виды музыкальной деятельности – это слушание, исполнительство (включающие пение, музыкально–ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах).

Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических и коррекционных задач, она обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности. Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других видов, т.е. по сути, является ведущим. Дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, выражать свое отношение к ней посредством изобразительного, танцевального, песенного творчества.

Важным направлением в коррекционной работе является пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, с другой — осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами: формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности; развитие вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, умения слушать себя во время пения. Усвоение через пение нравственно-эстетических ценностей и формирование способности к сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе, животным, с нежностью общаться с мамой, быть уважительным с другими взрослыми и сверстниками. Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.). Расширение кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразного). Помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. Хоровое пение объединяет дошкольников, сохраняет условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям. В условиях совместного пения хорошо себя чувствуют и неуверенные в себе дети. Они воодушевлены общим примером. Подвижных детей пение делает более уравновешенными. Занятия хоровой деятельностью воспитывает культуру общения, поведения, коллективизма, т.е. создает условия и для формирования нравственных качеств личности ребенка. Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности

Учитывая особенности, восприятие детей с ОВЗ подбираю песни с игровым содержанием. Это как нельзя лучше способствует фольклор. Многие фольклорные жанры выполняют не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию. К ним относятся потешки, народные прибаутки, которые словно специально созданы для улучшения дикции и артикуляции. Все это дает хороший эффект в музыкальном воспитании и обучении, а также в улучшении здоровья дошкольников.

Довольно часто у детей с ограниченными возможностями наблюдаются нарушения темпа и ритма на только речи, но и движений, В преодоление этих нарушений большую помощь оказывает игра на музыкальных инструментах. Положительные результаты в обучении этому виду музыкальной деятельности детей с проблемами особенно наблюдаются при использовании методики Карла Орфа, известного немецкого музыканта, педагога. Эта методика предполагает постепенное овладение в игровой форме различными ударными инструментами, начиная с передачи ритма с помощью естественных движений руками (хлопков, шлепков), ногами (шагов, притопов), а затем овладение умением передавать и ритмические композиции, и мелодическую структуру музыкального произведения с использованием ударных инструментов.

И, наконец, одной из важнейших задач музыкального воспитания детей с ВОЗ, являетсяразвитие ритмических движений. В ходе формирования у детей музыкально – ритмических движений интенсивно происходит эмоционально – эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной сферы. На этих занятиях создаются особые условия для работы над преодолением таких недостатков движений, как плохая координация, недостаточная переключаемость и целенаправленность, невыразительность и пр. Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус. В процессе участия в коллективных танцах, играх происходит формирование у них чувства партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального инструмента» Неотъемлемым компонентом музыкально-ритмического развития детей с ограниченными возможностями здоровья является музыкально – подвижные игры В процессе игры, которая является основным видом деятельности дошкольников, в интересной и непринужденной форме решаются многие коррекционные задачи. Игры, даря детям, радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств личности, они способствуют развитию произвольности движений и поведения, снижают психоэмоциональное напряжение, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств. Праздничные утренники, развлечения занимают особое место в системе эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Они способствуют эмоциональной разрядке, предупреждают ситуацию безразличия к окружающему, повышают эмоциональный тонус. Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки и проведения праздников и развлечений. Вся проводимая работа способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников. Выступление на праздниках развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с нарушением развития ощущает себя творческой социально значимой личностью.

Музыкально-эстетическое воспитание помогает развивать психоэмоциональное состояние дошкольников, повышает интерес к познанию окружающего мира, позволяет ощутить ребенку себя комфортно и успешно Можно назвать ряд методических рекомендаций, связанных с реализацией комплексного подхода, это, прежде всего использование различных форм и жанров музыки, способов их в применениях на занятиях. Полезно также сочетать музыкальные средства с элементами других видов искусств – поэзии, пантомимики, театрализации, живописи и т.д. Большие возможности открывают совместная работа музыкального руководителя и специалистов. Комплексный характер деятельности требует объединения усилий музыкального руководителя, специалистов и воспитателей. Художественно-эстетическое воз- действие является сквозным, интегральным компонентом коррекционной работы в ходе решения специалистами своих специфических задач – сфере логопедии, дефектологии, социальной работе и т.д. Все это делает музыкально-эстетическое воспитание важным и действенным элементом в организации коррекционной работы средствами музыкального искусства.

Список  литературы

  1. Бгажнакова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. –М.; 2010.
  2.  Выготский Л.С. Собрание сочинений. Основы дефектологии. Т. 5. стр 131.
  3. Маллер А.Р. Развитие диалогической речи глубоко умственно отсталых детей: Методическое письмо. М., 1985.
  4. Смирнова И.А.Формирование неартикулируемых средств общения в логопедической работе// Проблемы патологии развития и распада речевой функции. СПб., 1999.
  5. Гуровец Г.В., Давидович Л.З. К вопросу изучения болезни Дауна// Дефектология. 1999. № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...

тематическое планирование факультативных занятий по обучению школьников с нарушением слуха музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах

Календарно-тематический план  работы ансамбля «Радуга» во 2 классе составлен в  соответствии с «Программой опытно-эксперементальной работы по обучению школьников с нарушенным слухом му...

Программа музыкально-ритмических занятий для I – IV классов

Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса, направленного на эстетическое воспитание неслышащих учащихся средствами музыки и танца, развитие их слухового вос...

Музыкально-ритмическое занятие "Знакомство с музыкальными инструментами "Весёлый бубен".

Достаточно внимания уделено формированию умения слушать музыку, определять средства музыкальной выразительности музыки (характер, динамику, темп). Методы и приемы работы были направлены на развитие мы...

Методическая разработка музыкально-ритмического занятия для слабослышащих обучающихся 4 класса 2 отделения по теме: "Музыкальные распевки".

Конспект фронтального музыкально-ритмического занятия для слабослышащих обучающихся 4 класса 2 отделения по теме: "Музыкальные распевки"....

Конспект занятия внеурочной деятельности "Музыкально-ритмические занятия"

Музыкально-ритмические занятия  - это коррекционно-развивающие занятия для детей с нарушениями слуха....