конспект урока музыки тема: Тайна скрипки
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему
познакомить с краткой историей возникновения инструмента, рассказать о самых известных скрипичных мастерах и исполнителях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 406.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки в 4 классе
ТЕМА: ТАЙНА СКРИПКИ
ТИП УРОКА: ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
Задачи: познакомить с краткой историей возникновения инструмента, рассказать о самых известных скрипичных мастерах и исполнителях.
Музыкальный материал: Н. Паганини. «Каприс 24»; С. Рахманинов. «Вокализ» для скрипки и фортепиано, «Фантазия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром.
Литературно-изобразительный ряд: изображения скрипки в раскрытом футляре, симфонического оркестра; книги: Е. Сазонова. «Вдова Паганини»; С. Газарян. «В мире музыкальных инструментов».
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.
– Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, обратили внимание на музыку, которая звучала в начале урока. Какой инструмент вел мелодию? (Скрипка.)
– Сегодня мы поговорим об этом замечательном инструменте.
II. Вступительная беседа.
– Можно смело сказать, что скрипка – один из самых загадочных и таинственных инструментов. Никакой другой инструмент не изучали так много, долго и тщательно, как скрипку. Ею занимались люди разных профессий: физики, математики, искусствоведы, музыкальные мастера, музыканты. Кое-что они поняли и объяснили, но многое так и осталось непостижимым. Давайте посмотрим поближе на эту «таинственную даму». Она очень хрупкая и изящная.
– Скрипку носят только в футляре, который повторяет все изгибы инструмента. Посмотрите, её, как малыша, обязательно закутывают в пелёнку и бережно закрепляют в футляре. Смычок тоже имеет своё удобно оснащённое место.
Скрипка очень боится влаги, ударов, резкого перепада температур. Но музыканты прощают этой неженке все капризы из-за её чарующего голоса.
– Вспомните, как называют группу инструментов, к которым относится скрипка? Ответы детей :(Струнно-смычковые инструменты.) А почему? (Есть струны и смычок, которым извлекают звук.)
– Молодцы! Обратите внимание: на смычок натянут конский волос. Для того чтобы смычок не просто скользил по струнам, а извлекал звук, волос смычка покрывают канифолью. Коробочка с ней тоже всегда находится под рукой, то есть в футляре. Теперь внимательно посмотрите на скрипку и опишите её. (Она небольшого размера. Имеет четыре струны, на корпусе две прорези. Верхняя (гриф) и нижняя части соединяются узким ободком, есть крепления для струн.)
– Есть ли на грифе порожки? (Нет, гриф гладкий.)
– Верно. Одна из сложностей исполнения на инструменте – отсутствие разметки на грифе, то есть нельзя «определить на глаз», где какая нота находится. Поэтому главные помощники исполнителя – слух и мышечная память.
Руки музыканта должны быть независимы в своих движениях. Я вам предлагаю эксперимент: одна рука легко похлопывает по макушке, а вторая гладит живот по часовой стрелке. Сначала попробуйте каждой рукой отдельно, а потом – одновременно.
Дети пробуют.
– Получилось, но с трудом, правда? А это – одно из простейших упражнений на координацию.
Обучение скрипачей начинается очень рано – с трёх лет. Поэтому сначала малышу дают небольшую скрипку, так называемую «восьмушку» – это одна восьмая часть от величины взрослой скрипки. По мере взросления юный музыкант переходит на «четвертушку», «половинку» и наконец получает в руки «полную», взрослую скрипку.
III. Разучивание песни.
– А вы помните, у какого героя сказок обычно в руках скрипка? (У Кузнечика или Сверчка.)
– Правильно. Давайте разучим песню «Мальчик и сверчок» и попытаемся исполнить её плавным, мягким звуком. Представьте себе, что этот звук рождается от нежного, лёгкого прикосновения смычка и длится долго-долго.
Разучивание песни «Мальчик и сверчок» (сл. Аспазии, муз. Р. Паулса.
МАЛЬЧИК И СВЕРЧОК
(из цикла «Пять сказочек»)
Слова Аспазии Музыка Р. Паулса
Русский текст Н. Королевой
Скрипнул сверчок за печкою,
Пел соловей за речкою,
Травы звенели при луне,
А может, это снилось мне,
А может, это снилось мне,
А может, это снилось мне.
Храбрый сверчок, ты мне скажи,
Что там упало в камыши?
Если блестящая звезда,
Где отыщу ее тогда?
Где отыщу ее тогда?
Где отыщу ее тогда?
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
– Как вы думаете, можно ли различить скрипки по голосу или они все одинаковые? (Наверное, можно.)
– Вы правы, у каждой скрипки свой, неповторимый голос. И чем он ярче и богаче – тем выше ценится инструмент. Самые ценные – это инструменты старых мастеров, имена которых очень известны. Вспомните их.
– Это Страдивари, Гварнери, Амати. Скрипки этих мастеров различались не только по размеру, форме и цвету лака, но, конечно же, ещё и по тембру.
Теперь давайте переместимся во времени назад и посмотрим, как же появилась скрипка.
Смычковые инструменты были известны давно. Можно считать, что их родиной была Индия. А время рождения – начальные века нашей эры. Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в VIII веке – в Европу. Было несколько разновидностей смычковых. Постепенно, в течение столетий, они отошли в прошлое, но дали жизнь инструментам совершенно новой формы – виолам и скрипкам. Виолы появились раньше скрипок. Они были разных размеров, и держали их во время игры по-разному – между колен, на колене, даже ставили на скамеечку. Но была виола, которую держали на плече, – она-то и послужила прообразом скрипки. | Виола |
С первого взгляда виола похожа на скрипку, но разница есть, и существенная.
На грифе виолы есть порожки, а гриф скрипки…? (Гладкий.)
– Сколько струн у скрипки? (Четыре.)
– А у виолы их было чаще всего 6, иногда 7 или 5.
Но самое главное различие было в звучании. Голос у виолы мягкий, как бы приглушённый, и слабее, чем у скрипки. Он был хорош для небольших помещений, для узкого круга слушателей. Скрипка же пела сильнее и ярче, она не боялась ни площадей, ни больших залов. Виола была инструментом аристократическим, салонным, а скрипка ещё долго бытовала только в народе, да и сейчас остаётся и народной тоже, например у молдаван, румын, венгров.
Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно это конец XV – начало XVI в. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Сначала в Брешии, а потом в Кремоне (города в Италии) появились школы скрипичных мастеров. Кремонцы наиболее полно воплотили идею скрипки: звучание этого инструмента должно было стать моделью человеческого голоса.
– Назовите самые главные, на ваш взгляд, черты, присущие человеческому голосу. (Плавность разговора, умение пропеть звуки, перепады громкости, возможность передать разное настроение.)
– Вы ещё забыли про тембр. Он должен был быть глубоким, насыщенным, тёплым, со множеством оттенков, а характер звучания – гибким, способным как угодно изменяться – от быстрого грубоватого речитатива до нежнейшего пения. Скрипка, как и голос, должна была уметь выражать любые человеческие чувства. Теперь мы знаем, что мастера блестяще осуществили свои замыслы.
Послушайте, как проникновенно звучит мелодия «Вокализа» С. Рахманинова. Термин «вокализ» относится к вокальной музыке и обозначает «пение без слов». Но разве можно сказать, что в этом произведении скрипка не поёт?
Звучит фрагмент «Вокализа».
– Чем здесь скрипка напоминает голос? (Ведёт фразы, берёт дыхание, меняет громкость на длинных нотах, постепенно затихает в конце.)
– Всё верно. Кроме работы над звучанием кремонцы уточнили конструкцию скрипки, а форму довели до поразительного изящества. Некоторые поклонники прекрасного могут часами любоваться старинной скрипкой, настолько притягательна красота этого инструмента.
И всё же поначалу путь скрипки был очень нелёгким. Её считали ярмарочным, трактирным инструментом. И кто знает, долго ли ещё оставалась бы скрипка отверженной, если бы не замечательные исполнители, оценившие и избравшие её.
– Имя какого исполнителя сразу же приходит на ум? (Никколо Паганини.)
Никколо Паганини
– Да. Это был блестящий музыкант, значительно обогативший приёмы игры на скрипке и скрипичную музыку вообще. Имя этого человека окутано легендами так же плотно, как история скрипки, с которой он не расставался до самой смерти. Например, мастерство маэстро было так велико, что многие говорили, будто он продал душу дьяволу. Как у каждого талантливого человека, у Паганини было много завистников, готовых на любые подлости, лишь бы досадить объекту зависти.
Перед одним из концертов у скрипки оказались подпилены струны. Во время исполнения они рвались одна за другой. Паганини закончил пьесу на единственной целой струне, и в зале этого не заметили!
К своему инструменту Паганини относился очень трепетно и с большой нежностью. Из множества инструментов он выбрал скрипку работы Гварнери и уже не расставался с ней. Все неполадки с инструментом Паганини воспринимал так, будто болел сам. Послушайте отрывок из книги о Поганини.( Выступление подготовленного учащегося)
«…Из зала ещё доносились громкие хлопки, крики и вызовы. Паганини сидел в артистической комнате Ливорнского театра утомлённый, без сил. В двери постучались, и вошёл француз, который дал ему вчера скрипку. Паганини сделал невольное движение, точно не желая отдавать её, но тут же вскочил и угловато, униженно кланяясь, протянул ему чёрный футляр. Он бормотал извинения и благодарности.
Но француз строго отвёл его руку.
– Оставьте её у себя, – сказал он, – и не благодарите. Не мне, скромному музыканту, играть на ней после вас.
Паганини тогда было семнадцать лет.
С этого времени он не расставался со скрипкой.
…Музыкант старел, скрипка была всё та же. И вот однажды его товарищ заболел. Он потерял голос. Это было во время концертов Паганини в Париже.
Паганини долго не хотел этому верить. Вновь и вновь он принимался играть, но звук был тусклый и неясный. И в отчаянии, схватив свою скрипку, он побежал к известному скрипичному мастеру Вильому, славившемуся своим искусством починки старых инструментов.
Осмотрев инструмент, мастер объяснил, что необходимо забрать скрипку в мастерскую. Хмуро и неохотно расставался Паганини со своей скрипкой.
Через неделю он зашёл к Вильому. Мастер протянул ему скрипку.
Паганини, волнуясь, приложил смычок к струнам и просиял: звук был старый, тот же, знакомый. Он бросился обнимать Вильома и протянул ему драгоценную шкатулку, украшенную камнями.
– Примите её от меня. У меня были две одинаковые, одну я подарил моему врачу, другую дарю вам; одну – исцелившему моё тело, другую – исцелившему мою скрипку…
…Паганини до конца своей жизни не расставался с любимой скрипкой. Умирая, он завещал её музею Генуи, города, в котором родился. Она лежит там в музее под стеклянным колпаком и зовут её «Вдова Паганини».
Уменьшенная копия «Вдовы Паганини»
– Может быть, этот эпизод из жизни замечательного итальянского скрипача не совсем достоверен, потому что имя Никколо Паганини ещё при жизни обросло легендами и небылицами. Но неоспоримо одно: скрипка в его руках стала чудом из чудес – так прекрасен и многообразен был голос инструмента.
Паганини был не только исполнителем, но и композитором. Многие его произведения, написанные для скрипки, – соло, что ещё раз подчёркивает удивительные возможности скрипки.
Звучит фрагмент «Каприс № 24».
Никколо Паганини (последние годы жизни)
– А теперь послушаем ту же тему, но предназначенную для исполнения на рояле в сопровождении оркестра.
Звучит «Фантазия на тему Паганини».
– Легко ли узнаётся тема? Почему? (Узнаётся легко, потому что сначала звучит почти без изменений, а дальше слышны черты, присущие скрипичной музыке.)
– Как вы думаете, остались ли ещё скрипки старых мастеров? (Остались, но, наверное, их очень мало.)
– Да, скрипок великих мастеров осталось совсем немного, но они достаются не только единицам избранных музыкантов. Бывает, что и начинающие исполнители получают драгоценный инструмент. Например, получил скрипку работы Страдивари Вадик Репин, победитель конкурса имени Венявского, проходившего в Польше. Вадику в это время только-только пошёл двенадцатый год.
Конечно, такие скрипки выдаются не в собственность, а лишь в пользование, потому что принадлежат они Государственной коллекции музыкальных инструментов.
Хранятся скрипки в специальных хранилищах, где контролируются температура, влажность и многие другие параметры. И конечно, для игры на них нужны талантливые музыканты. Только с их помощью мы наслаждаемся удивительным звуком этих прекрасных инструментов.
V. Рефлексия.
– И помните, у скрипки ещё много неразгаданных тайн, и кто знает, может, кому-то из вас удастся разгадать со временем хотя бы одну…
К следующему уроку найдите и выпишите в тетрадь имена нескольких выдающихся скрипачей-исполнителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки по теме: "Музыкальные инструменты. Скрипка".
Данный конспект соответствует всем требованиям ФГОС...
Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо».
Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо»....
Конспект урока Драгунский "Тайное становится явным" 2 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Виктора Драгунского и его произведением «Тайное становится явным»Планируемые результатыПредметные:·...
конспект урока музыки: Музыкальные инструменты "скрипка".
Конспект урока музыки в 3 классе программа Критская....
Конспект урока Музыка по теме: "Музыкальные инструменты. Скрипка" (УМК "Школа России" , 3 класс)
Цели деятельности учителя: Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте. Знакомство с выдающимися скрипичными мастерами и исполнителями.Знакомство с...
Конспект урока музыки Музыкальные инструменты флейта и скрипка
Конспект урока музыки 3классе Музыкальные инструменты флейта и скрипка...
Конспект урока музыка 3 класс Музыкальные инструменты. Скрипка
Цели деятельности учителя: Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте. Знакомство с выдающимися скрипичными мастерами и исполнителями. Знакомство ...