Литературно-музыкальная гостиная «ПОЭЗИЯ И МУЗЫКА ОСЕНИ»
творческая работа учащихся по музыке (4 класс) на тему
Сценарий литературно-музыкальной гостиной предназначен для учащихся 4, 5 классов, является творческой работой.
Цель: развитие воображения, нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.
Задачи:
- формировать любовь к красоте родного края через творчество композиторов, поэтов и художников.
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
- развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.
- воспитывать музыкально-художественный вкус;
- развивать навыки цельного восприятия произведений искусства. В проведении гостиной могут участвовать три группы учащихся, не менее 3-х человек в каждой группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_poeziya_i_muzyka_oseni.docx | 19.79 КБ |
stihi.docx | 19.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработчики литературной гостиной:
Насонова Ирина Александровна (преподаватель теории и методики музыкального воспитания, ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»;
Николюк Елена Владимировна (воспитатель Женской гимназии-интернат ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»).
Литературно-музыкальная гостиная
«ПОЭЗИЯ И МУЗЫКА ОСЕНИ»
(В проведении гостиной могут участвовать три группы учащихся, не менее 3-х человек в каждой группе)
Цель: развитие воображения, нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.
Задачи:
- формировать любовь к красоте родного края через творчество композиторов, поэтов и художников.
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
- развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.
- воспитывать музыкально-художественный вкус;
- развивать навыки цельного восприятия произведений искусства.
Ведущая: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы с вами присутствуем в литературно-музыкальной гостиной. Нашу встречу мы посвящаем одной из самых красивых тем в искусстве поэтическом, изобразительном и музыкальном, постарайтесь определить тему самостоятельно, выполнив задания.
1) Прочувствуйте настроение этой темы в музыке.
Звучит произведение Г. Свиридова «Осень».
2) Постарайтесь понять ее содержание в стихах.
Читают фрагмент стихотворения (А. Пушкина «Осень» («Унылая пора, очей очарованье...»).
3) Какой ответ таится в загадке, о чем она?
Стали дни короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осенью)
Вы уже догадались о теме нашей литературной гостиной?
Попробуйте сформулировать: время года – осень, произведения поэтов и композиторов.
Верно: тема «Поэзия и музыка осени».
Чудесное время года – Осень. Мы приглашаем вас в удивительный мир поэзии и музыки. В нашей гостиной мы услышим произведения известных поэтов и композиторов, познакомимся с живописными полотнами русских художников. Все мы станем участниками праздника, где главными действующими лицами станут произведения на осеннюю тему поэтов, композиторов, художников и мы с вами. Итак, мы начинаем.
Ног сначала немного разогреемся и поиграем.
Проведение творческих игр.
1. Игра на знакомство «Что в имени моём?»
Подберите слова (определения) для своих характерных качеств личности по каждой букве своего имени. Полное или неполное имя – на выбор. (Дети пишут на листочках).
2. «Сочини стихотворение».
Дополните стихотворный текст словами, подходящими в рифму и по смыслу на осеннюю тему:
........осень (эти слова на слайде)
........просим
........порадуй
........наградой
(Время – 5 – 7 минут, можно записать на листочках).
Вы, конечно, уже когда-то слышали стихи об осени, музыку осени, поэтому наша главная задача сегодня – постараться воссоединить музыку и стихи, определить взаимосвязи искусства, проникнуть в мир музыки с помощью поэтического слова.
Наша цель: Озвучить музыкой стихи и словом музыку навеять.
Творческая работа в группах.
3. Игра «Звукорежиссер»
Каждой группе дается задание:
1. Выбрать стихотворение (из имеющихся), наиболее полно передающее настроение музыкального произведения.
2. Найти в стихотворении строчки, выражения, словосочетания, в которых наиболее полно выражен образ музыкального произведения.
3. Выбрать одну из картин с изображением осени, наиболее точно отражающую образ стихотворного текста.
4. Доказать, что художественный образ стихотворения и музыки взаимосвязан по настроению и характеру. Представить полученный результат.
Материал для творческой работы.
Поэтические произведения:
1. С. Есенин «Нивы сжаты...»
2. И. Бунин «Листья падают в саду»
3. Ф Тютчев «Есть в осени первоначальной»
4. А. Пушкин «Осень» (фрагмент «Унылая пора...»)
Музыкальные произведения:
1. А. Вивальди «Осень» (1 часть концерта «Времена года»)
2. Ф. Шопен «Вальс»
3. Г. Свиридов «Пастораль»
4. П. Чайковский «Осенняя песнь» (цикл «Времена года» Октябрь)
Произведения изобразительного искусства:
1. И. Левитан «Золотая осень»
2. И. Левитан «Осень»
3. И. Шишкин «Первый снег»
4. И. Остроухов «Золотая осень»
5. В. Поленов «Золотая осень»
Работа в группах предваряется анализом произведений искусства:
Опорные вопросы для анализа музыкальных произведений
- Во время прослушивания попытайтесь почувствовать настроение музыки? 2) Какой образ передает композитор?
- Какое время года озвучено в произведении?
- Какую картину вы представляете во время звучания музыки?
- Какие средства музыкальной выразительности помогли композитору «нарисовать» это время года?
Опорные вопросы для анализа стихотворений.
- Какое время года описывается в стихотворении?
- Найдите ключевой образ (образы). Охарактеризуйте его, используя слова из текста стихотворения.
- Есть ли в стихотворении «звучащие» слова? Примеры звукописи? Какую роль они играют?
- Определите основное настроение стихотворения. Какому музыкальному произведению соответствует это стихотворение?
Опорные вопросы для анализа изобразительного произведения (картины).
- Какое время года описывается на картине?
- Найдите ключевой образ (образы). Охарактеризуйте его, используя объекты композиции картины.
- Есть ли в картине «звучащие» объекты композиции? Какую роль они играют?
- Определите основное настроение картины. Какому музыкальному и стихотворному произведениям соответствует эта картина более всего? Почему?
На работу каждой группе отводится примерно 20 минут.
Выступление каждой группы.
Мы выслушали мнение каждой из групп. Давайте обобщим сказанное, обратимся к основному вопросу.
Как, по-вашему, с помощью чего мир человеческой души, характер восприятия окружающего может быть выражен полнее, ярче, глубже – с помощью чарующих звуков музыки или же средствами поэтического или изобразительного искусства?
Предварительный просмотр:
Сергей Есенин
* * *
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
________________________«Нивы сжаты, рощи голы...» (с. 122).— Газ. «Вечерние известия Московского совета», 1918, 26 сентября, № 58; П18; журн. «Знамя», М., 1920, № 2, май, стб. 48; Рус. (корр. отт. Тел.); П21; И22; Грж.; ОРиР; Б.сит.; И25.
Печатается по наб. экз. (вырезка из Грж.).
Автограф неизвестен. Датируется по наб. экз., где помечено 1917 г.
Стихотворение вызвало гнев одного из главных теоретиков Пролеткульта П.И.Лебедева-Полянского. В рецензии на П18 он писал: «В стихах С.Есенина нет даже здоровых крестьянских настроений, хотя он часто вспоминает и „кобылицу с красным хвостом“, и телят, и кобелей, и многое другое из обихода крестьянской жизни»,— и в качестве доказательства цитировал это стихотворение и «Инонию» (журн. «Пролетарская культура», М., 1919, № 6, февраль, с. 42).
Наоборот, устойчивые крестьянские настроения увидел в стихотворении Г.Лелевич, но именно за это и осудил его (см. журн. «Октябрь», М., 1924, № 3, сентябрь-октябрь, с. 42).
В отличие от критиков этого склада, С.Д.Спасский увидел в стихотворении прежде всего произведение лирическое и счел его одним из характерных примеров того, что у поэта «настроение всегда ищет образного языка» (журн. «Понизовье», Самара, 1921, № 1/3, январь-март, с. 25).
_______________________________
Александр Пушкин
***
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
ОСЕНЬ (стр. 246). При жизни Пушкина не печаталось. См. «Из ранних редакций». Эпиграф из стихотворения Державина «Евгению. Жизнь Званская».
Иван Бунин
Листья падают в саду...
Листья падают в саду...
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю где попало.
Листья кружатся, шуршат,
Ветер с шумом налетает -
И гудит, волнуясь, сад
И угрюмо замирает.
Но в душе — все веселей!
Я люблю, я молод, молод:
Что мне этот шум аллей
И осенний мрак и холод?
Ветер вдаль меня влечет,
Звонко песнь мою разносит,
Сердце страстно жизни ждет,
Счастья просит!
Листья падают в саду,
Пара кружится за парой...
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой.
В сердце — новая любовь,
И мне хочется ответить
Сердцу песнями — и вновь
Беззаботно счастье встретить.
Отчего ж душа болит?
Кто грустит, меня жалея?
Ветер стонет и пылит
По березовой аллее,
Сердце слезы мне теснят,
И, кружась в саду угрюмом,
Листья желтые летят
С грустным шумом!
(1898)
Федор Тютчев
***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
примечание к стихам, их история
«Есть в осени первоначальной...»
(стр. 170)
Автографы (3) хранятся в ЦГАЛИ (505/22, лл. 3 и 4) и в СП. В последнем автографе перед текстом дата на французском языке (рукой Эрн. Ф. Тютчевой): «22 августа 1857 ». Воспроизведение см. Ф. И. Тютчев. Стихотворения. М., 1945, стр. 31. Впервые напечатано в РБ, 1858, ч. II, кн. 10, стр. 3. Вошло в изд. 1868 г., стр. 175. Печатается по автографу СП. См. «Другие редакции и варианты», стр. 261.
Написано по пути из Овстуга в Москву. Первый автограф ЦГАЛИ написан карандашом на обороте листка с перечнем почтовых станций и дорожных расходов. Начиная со слов «птиц не слышно боле», текст писан под диктовку поэта его дочерью М. Ф. Тютчевой. Ею же сделано примечание на французском языке: «Написано в коляске на третий день нашего путешествия».
Л. Н. Толстой отметил это стихотворение буквой «К!» (Красота). См. ТЕ, стр. 147. В беседе с А. Б. Гольденвейзером 1 сентября 1909 г., вспомнив строки «Лишь паутины тонкий волос // блестит на праздной борозде», Толстой сказал: «Здесь это слово „праздной“ как будто бессмысленно и не в стихах так сказать нельзя, а между тем, этим словом сразу сказано, что работы кончены, все убрали, и получается полное впечатление. В уменье находить такие образы и заключается искусство писать стихи, и Тютчев на это был великий мастер».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная гостиная "Расскажи нам, Ямал"
Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая Ямалу. На внеклассном мероприятии дети читают стихи известных ямальских поэтов, знакомятся с устным народным творчеством северных народо...
Литературно-музыкальная гостиная "В кругу семьи, в кругу друзей"
«А семья – это свет, что незримо и щедроОзаряет всю жизнь и сопутствует нам.Это – творчество, где ни последних, ни первых,Где и радость, и горе – всегда пополам».И.Яворовская Хотите, чтобы ...
Литературно – музыкальная гостиная "Изобразительные средства музыки, литературы и живописи"
Литературно – музыкальная гостиная "Изобразительные средства музыки, литературы и живописи" с презентацией и музыкальным сопровождением...
Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)
Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...
Сценарий литературно-музыкальной композиции « Литературная гостиная. Здравствуйте, Алексей Максимович!»
Внеклассное мероприятие .Знакомство с творчеством А.М.Горького...
Методическая разработка мероприятия воспитательной направленности «Самый классный «Классный час» Тема: Литературно-музыкальная гостиная «Час поэзии. Наступила весна!»
Заседание «Литературно-музыкальной гостиной» посвящено весне, состоянию природы весной, её признакам, а также творчеству поэтов, художников, композиторов, ко...
Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева
Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....