Литературно – музыкальная гостиная "Изобразительные средства музыки, литературы и живописи"
методическая разработка на тему

Герман Милана Яновна

Литературно – музыкальная гостиная  "Изобразительные средства музыки, литературы и живописи" с презентацией и музыкальным сопровождением

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnye_sredstva.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная гостиная

Изобразительные средства музыки, литературы и живописи

Герман Милана Яновна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №37 г.Белгород

1 слайд

Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я рада снова вас приветствовать в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы с вами будем говорить о произведениях искусства.

- А какие виды искусств вам известны?  (музыка, живопись, литература, фотография архитектура, кино, театр)

2 слайд

(по щелчку появление объектов)

- Что такое литература? (стихотворения, рассказы, сказки, повести)

- Что необходимо для создания литературных произведений? (слова)

- Что такое живопись?  (это картины)

- Какие жанры живописи вам известны? (пейзаж, потрет, натюрморт) 

- Чем их рисуют? (карандашами, фломастерами, красками, углём)

- Итак, поэт рисует словом, художник – красками.

- А знаете ли вы, что рисовать можно музыкой?  

- Для этого композитор использует звук. В музыке есть даже такое слово - звукоизобразительность.

- Как вы думаете, что оно обозначает? (звукоизобразительность - это звук + изображение)

3 слайд

(по щелчку анимация объектов)

- Изображение звука или изображение с помощью звука?

- Что можно изобразить звуком? (звуки природы, настроение, чувства)

- Сегодня нам с вами предстоит увидеть и сравнить эти  виды искусства, и их изобразительные средства.

4 слайд

(анимация объектов по щелчку, воспроизведение звукового файла по щелчку)

Птичка

Яков Полонский

Пахнет полем воздух чистый...
В безмятежной тишине
Песни птички голосистой
Раздаются в вышине.

Есть у ней своя подруга,
Есть у ней приют ночной,
Средь некошеного луга,
Под росистою травой.

В небесах, но не для неба,
Вся полна живых забот,
Для земли, не ради хлеба,
Птичка весело поет.

Внемля ей, невольно стыдно
И досадно, что порой
Сердцу гордому завидна
Доля птички полевой!

- О чём хотел рассказать нам поэт?

- Какие слова он для этого использовал?

- Послушайте, как композитор Сергей Прокофьев изобразил пение птицы.

С. Прокофьев «Птичка»

- Какое настроение передали вам звуки музыки? Что вы услышали? Что представили?

- Один французский композитор, его звали Мессиан, очень любил птиц и хорошо их различал. Он написал своеобразное произведение – огромный оркестр подражал пению птиц. Самых разных – можно было услышать кукушку, соловья, жаворонка – и ещё около 20 птиц! Для этого он часами ходил по лесам и полям с нотной тетрадкой и записывал услышанное. Эксперимент удался - во время концерта у слушателей создавалось полное впечатление, что они пришли утром в лес.

- Попробуйте угадать, какая птица здесь изображена.

Л. К. Дакен «Кукушка»

5 слайд

(воспроизведение звукового файла по щелчку, появление объектов по щелчку)

- Как вы догадались? Какие звуки вы услышали?

- А как изобразить природное явление, например – дождь? Или метель?

- Как бы вы изобразили бурю?

- Наверно, нужны специальные инструменты, которые  могут завывать подобно ветру, стучать как дождь.

 - Музыка должна быть быстрой или медленной?

- Послушайте, как описывает бурю С. Есенин.

6 слайд

(воспроизведение звукового файла по щелчку, анимация объектов по щелчку)

Буря

С. Есенин

Дрогнули листочки, закачались клены,

С золотистых веток полетела пыль...

Зашумели ветры, охнул лес зеленый,

Зашептался с эхом высохший ковыль...

Плачет у окошка пасмурная буря,

Понагнулись ветлы к мутномы стеклу,

И качают ветки, голову понуря,

И с тоской угрюмой смотрят в полумглу...

А вдали, чернея, выползают тучи,

И ревет сердито грозная река,

Подымают брызги водяные кручи,

Словно мечет землю сильная рука. 

 - Какие слова передают нам приближение бури?

- А вот как звучит произведение А. Вивальди с тем же названием.

А. Вивальди  «Буря»

- Это картина И. А. Айвазовского «Буря на море».

- Какие краски использовал художник?

- Похоже, ли изображение бури в этих видах искусства: литературе, живописи, музыке?

- Чем?

- Музыка может изобразить и хорошую погоду.

- Например – лунный свет летней ночью. Попробуйте закрыть глаза и представить эту картину – светлая лунная ночь, лёгкий ветерок.

- Вот так изображает Лунную ночь М. Иваненко.

- А это И. А. Айвазовский «Лунная ночь».

7 слайд

(анимация объектов по щелчку, воспроизведение звукового файла по щелчку)

Лунной ночи сияние

 Владислав Крапивин

Дремлют в светлом лунном небе

Перья облаков,

Под луною снег искрится

Стайкой огоньков.

 

Вдалеке дрожит в окошке

Жёлтый свет огня.

Спит земля в сияньи ночи —

Голубого дня.

Резкий лунный свет струится

В комнату мне из окна,

Голубой квадрат ложится

На пол. В доме тишина.

 

Дом заснул, лишь мне не спится,

Сон бежит от меня.

Хорошо сиянье ночи —

Голубого дня.

К. А. Дебюсси «Лунный свет»

- С помощью музыки можно изобразить даже характер человека, его чувства, переживания.

- Как вы думаете это можно сделать?

- Знаете сказки «Тысячи и одной ночи»? Там был грозный шах, который казнил девушек, и прекрасная Шехерезада, которая знала столько сказок, что шах передумал её казнить. Послушайте внимательно музыку, и вы легко узнаете, где жестокий шах, а где Шехерезада.

8 слайд

(анимация объектов по щелчку, воспроизведение звукового файла по щелчку)

Н. А. Римский-Корсаков  «Шехерезада»

- А теперь загадка. Послушайте музыкальный фрагмент, и догадайтесь, что изобразил композитор.

9 слайд

(анимация объектов по щелчку, воспроизведение звукового файла по щелчку)

Э. Григ «Утро»

 

- Что вы услышали?

- Какая музыка: тревожная, спокойная, грустная?

- Если представить картину, то, что на ней должно быть изображено: пейзаж, портрет, натюрморт?

- А можно догадаться какое время года, время суток?

- Где происходит действие: в лесу, в поле, на лугу, на реке?

- А может быть, вы догадаетесь о названии музыкального произведения по картине И.И. Шишкина?

- Вы почти отгадали название произведения – «Утро».

- Что изобразили в своих произведениях художник и композитор?

- Какое настроение вам передалось?

- А вот как изображает утро поэт И.С. Никитин.

Утро

И.С. Никитин

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
    Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
    От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
    Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
    С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
    Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
    Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...
    А восток все горит, разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
    И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит.
    За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
    Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет - песню поет,
    По плечу молодцу все тяжелое...
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
    Здравствуй, солнце да утро веселое!

- Итак, наше занятие подходит к концу. Давайте подведём итог.

- Как изображают одни и те же явление, предметы художник, поэт и композитор?

- Чем же различаются их произведения? (средствами, которые используют)

- Что такое звукоизобразительность?

- Как вы думаете, а нарисовать музыку или описать её словами можно?

- Сейчас вы послушаете произведение Э. Грига (в исполнении композитора). Подумайте, кого изобразил композитор? (название детям неизвестно)

Э. Григ «Бабочка»

 - Попробуйте дома нарисовать того, кого изобразил Григ.

- А в следующую наше встречу мы посмотрим, верно ли вы поняли звуки музыки или нет.

- До новых встреч!

Литература

http://www.razumniki.ru/stihi_pro_ptic.html

http://esenin.biografy.ru/stih-012.php

http://www.rusf.ru/vk/stihi/tom_1/1_27.htm

http://www.fplib.ru/children/nikitinis/utrom


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная "В мире музыки"

Музыкальная гостиная "В мире музыки" Разработала учитель музыки МОУ СОШ № 3 г. Николаевска-на - Амуре, Хабаровского края Третьякова Евгения Владимировна Возрастная группа: 1-4 классы Ц...

Литературно-музыкальная гостиная "Расскажи нам, Ямал"

Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая  Ямалу.  На внеклассном мероприятии дети читают стихи известных ямальских поэтов, знакомятся с устным народным творчеством  северных народо...

Литературно-музыкальная гостиная "В кругу семьи, в кругу друзей"

«А семья – это свет, что незримо и щедроОзаряет всю жизнь и сопутствует нам.Это – творчество, где ни последних, ни первых,Где и радость, и горе – всегда пополам».И.Яворовская Хотите, чтобы ...

Литературно-музыкальная гостиная "С Днем Победы!"

Сценарий предназначен для учащихся средних и старших классов. Он дает возможность ознакомить учащихся с литературными и музыкальными произведениями, посвященными Великой Отечественной войне. Содержит ...

Литературно-музыкальная гостиная "Пока душа не огрубела"

Разработка литературно-музыкальной гостиной содержит материалы поэтов Кузбасса....

Литературно- музыкальная гостиная "Самый добрый урок"

Конспект открытого общешкольного мероприятия ко Дню матери...

Литературно-музыкальная гостиная «ПОЭЗИЯ И МУЗЫКА ОСЕНИ»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной предназначен для учащихся 4, 5 классов, является творческой работой. Цель: развитие воображения, нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний уча...