Рабочая программа по музыке для 4 класса " Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 2016г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МКОУ Бут ООШ № 7 _____ /______________ / ФИО «___» _________ 2016г. | «Утверждено» Руководитель МКОУ БутООШ № 7 _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 2016г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАН
по музыке(школа2100)
4 класс
Моргуновой Лилии Александровны( 1КК)
Пояснительная записка к рабочей программе «Музыка»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы и на основе программы, разработанной авторами (Л.В.Школяр, В.О.Усачева) (УМК «Школа 2100»).
Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
- общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- задачам образования – развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Планируемые результаты освоения программного материала:
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..
Программа по музыке строится на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.
Особенности содержания программы и тематики
Тематика 2–4-го классов организована по четвертям. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе.
Программа и педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского – уникальное наследие отечественной педагогики, которое непременно должно быть в арсенале современного учителя музыки.
В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами музыки и усвоить
- нравственно-эстетические ориентаций в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;
- первоначальные представления о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);
- развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);
- развить ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
- развить умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Задачи предмета «Музыка» в 4 классе заключаются в следующем:
- понятие интернациональности музыкального языка;
- совершенствование умения целостно воспринимать музыку и размышлять о ней, сопоставляя интонации музыки разных стран мира;
воспитание навыков вдумчивого вслушивания в музыкальные произведения, умения анализировать их содержание и средства выразительности;
- выявление особенностей интонационно – образного воплощения содержания музыкальных произведений в творчестве И.С.Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Э.Грига.
- формирование навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски)Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и базируется на изучении школьниками основ музыкального искусства:
- Жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности); интонация как носитель образного смысла музыкального произведения; основные средства музыкальной выразительности; развитие музыки на основе повтора, контраста, вариативности;
формы музыки – одночастная, двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо, вариации.
- Освоение различных видов творческой деятельности, способствующих проникновению в образ, смысл произведения, проживанию его самим ребёнком.
- Постижение различных пластов музыкальной культуры, стилей национальных и индивидуальных, основываясь на приеме «полистилистики» (намеренном соединении произведений различных стилистических явлений).
Музыкальная культура мира осваивается младшими школьниками при выявлении сходства и различия русской музыки и музыки других стран и народов.
Зарубежная народная и композиторская музыка, так же как и русская, трактуется в программе широко и многозначно: как искусство специфического художественно-образного выражения чувств, мыслей, отношений людей разных стран и национальностей. Акцент в отборе и организации музыкального материала делается на образцы отечественной и мировой музыкальной культуры.
Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского. Среди них: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.
Содержание программы концентрируется в учебных темах каждого полугодия. Музыкальные произведения, предлагаемые в программе, повторяются в разных учебных темах с новыми задачами. Такой принцип расположения музыкального материала условно назван принципом «концентрической спирали». Его реализация в учебно-воспитательном процессе даёт возможность возвращения школьника к уже знакомым музыкальным сочинениям, что будет служить необходимым стимулом для повторного «вживания» ребенка в их содержание, интонационно-образные особенности, будет порождать новые мысли и чувства, ассоциации с другими образцами музыки, закреплять уже полученные представления, знания, исполнительские навыки и умения. Постоянное обращение к музыке одних и тех же композиторов, смысловые повторы произведений способствуют формированию у детей основ чувства стиля уже в начальной школе.
Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания школьников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на формирование основ музыкальной культуры.
- Метод драматургии урока музыки как урока искусства;
- Метод создания «композиций» в форме диалога, раскрывающего содержание музыкального произведения (объединение разных форм общения с музыкой при исполнении одного произведения);
- Метод создания художественного контекста. Направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств;
- Метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегания вперед» и «возвращения к пройденному» у Д. Б. Кабалевского). Установление связей предусматривается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями;
- Метод размышления о музыке. Направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей (выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения ученикам);
- Метод интонационного постижения музыки (переинтонирования). Направлен на раскрытие учащимися сущностных основ музыкального искусства, раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное – через собственно музыкальную интонацию внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей;
- Метод моделирования художественно-творческого процесса. Направлен на развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Школьники постигают смысл произведения как свой собственный, ставя себя в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника;
- Метод музыкальных обобщений. Направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематизме программы; на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.
Говоря о приемах музыкального обучения, необходимо подчеркнуть то, что основным приёмом изучения программы «Музыка» и способом практического освоения её материала в начальной школе является игра. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным. В игре развивается мышление ребенка, речь, воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с музыкой. Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса, стержнем которого является полноценная художественная деятельность детей в любой форме приобщения к искусству и где отношения «учитель-ученик» основываются на сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве. Личностно-ориентированный подход к ребенку проявляется в формировании его положительной мотивации к занятиям музыкой как искусством, созданием ситуаций успеха. Существуют также разнообразные «жанры» уроков музыки - урок- путешествие, урок- концерт, урок -размышление, урок - репортаж и другие.
Место учебного предмета в учебном плане. В соответствии с базисным учебным планом курс «Музыка» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
1 | Музыка моего народа. | • Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» – сквозная линия содержания программы. 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Формирование на этом материале умений и навыков хорового, ансамблевого, инструменального, вокально-инструментального музицирования. • Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного и стилизованно- го), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкальноис-полнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников. • Музыка Русской православной церкви как часть отечественной художественной культуры, как «звено» в храмовом синтезе искусств (слово, иконопись, архитектура). Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси. • «Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народ- ные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов. • Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития. | 16 |
№ п/п | Темы по полугодиям | Проблемный контекст уроков | Кол-во часов |
2 | Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ. | • Каждый народ имеет свой музыкальный и разговорный (литературный) язык. Богатство и многообразие музыкальной культуры разных стран и народов. • Музыкальный язык интернационален, понятен всем без перевода. Музыка – это язык, который выражает чувства и мысли людей. • Многообразие жанров, тем, сюжетов и образов в народной и профессиональной музыке разных стран и народов. • Сходство и различие музыкально- го языка русской музыки с музыкой ближнего зарубежья, западноевропейской музыкой, музыкой других национальных школ. • Поиск интонационно-образных особенностей, характерных черт музыкального языка. | 18 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ / | Тема урока | Колич. часов | Планируемые результаты | Дата | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | Фактич. | |||
1 четверть Музыка моего народа (9 часов) | |||||||
1. | Музыка моего народа | 1 | Знание характерных особенностей русских народных песен; умение определять жанры русских народных песен: былины, трудовые, солдатские, исторические, плясовые, частушки; | К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. | 08.09 | |
2. | Русская народная песня | 1 | 15.09 | ||||
3. | Русская народная и композиторская музыка. | 1 | 22.09 | ||||
4. | Частушки | 1 | 29.09 | ||||
5. | Жанры русских народных песен | 1 | 06.10 | ||||
6. | «Русский шаг» в солдатской песне | 1 | 13.10 | ||||
7. | Русские народные инструменты | 1 | 20.10 | ||||
8. | Особенности композиторской музыки | 1 | 26.10 | ||||
9. | Лаборатория музыки. Обобщение | 1 | 10.11 | ||||
2 четверть. Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ (7 часов) | |||||||
10 | Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ | 1 | Знать слова и мелодию гимна России; имена великих русских и зарубежных композиторов и наиболее известные их произведения (3-4 изученных произведения); наиболее распространённые музыкальные инструменты; народные традиции родного края, фольклорные праздники и обряды. | Универсальные способы деятельности | Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.. | 17.11 | |
11 | Молдавская народная музыка | 1 | 24.11 | ||||
12 | Музыка народов Закавказья | 1 | 01.12 | ||||
13 | Музыка Славянских народов | 1 | 08.12 | ||||
14 | Взаимосвязь композиторской и народной музыки. | 1 | 15.12 | ||||
15 | Песни о Днепре-реке. | 1 | 22.12 | ||||
16 | Лаборатория музыки. Обобщение. | 1 | 29.12 | ||||
3 четверть. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.(10 ч.) | |||||||
17 | Музыкальный язык. | 1 | Умение высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки;знание названий различных видов оркестров;узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе | Освоенные обучающимися при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. | Формирование адекватной самооценки своих достижений, проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий | 12.01 | |
18 | Разучиваем, поём песню и размышляем. | 1 | 19.01 | ||||
19 | Взаимопроникновение музыкального языка. | 1 | 26.01 | ||||
20 | Музыка русских композиторов в духе народных мелодий других стран мира. | 1 | 02.02 | ||||
21 | Французская народная песня в творчестве В.А.Моцарта. | 1 | 09.02 | ||||
22 | Японская народная песня в музыке Д.Б.Кабалевского. | 1 | 16.02 | ||||
23 | Африканские народные мотивы в музыке К.Караева. | 1 | 02.03 | ||||
24 | Польские народные песни и танцы в творчестве Ф.Шопена. | 1 | 09.03 | ||||
25 | Музыкальный язык – интернационален. | 1 | 16.03 | ||||
26 | Обобщение тем четверти. | 1 | 23.03 | ||||
4 четверть. Композитор-исполнитель-слушатель.(9 ч.) | |||||||
27 | Композитор-исполнитель-слушатель. | 1 | Обогащение опыта восприятия музыкальных произведений; Исполнение мелодий знакомых музыкальных произведений и танцевальных движений; участие в хоровом исполнительстве; музицирование на детских музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений в движении, рисунке | Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.. | 06.04 | ||
28 | Дети как исполнители. | 1 | 13.04 | ||||
29 | Дети как слушатели. | 1 | 20.04 | ||||
30 | Дети как композиторы | 1 | 27.04 | ||||
31 | Мелодии кантаты «Песня утра, весны и мира» Д.Кабалевского | 1 | 04.05 | ||||
32 | Песни весны. | 1 | 11.05 | ||||
33 | Музыка всегда со мной. | 1 | 18.05 | ||||
34 | Музыка всегда со мной. Обобщение тем четверти и года | 1 | 25.05 |
Учебно – методическое обеспечение
- Примерные программы начального общего образования. В 2х ч. Ч.1. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2010
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010
- А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010
- Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 4 класс.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 4 класса:
- - наличие интереса к предмету «Музыка», который выражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);
- - знание характерных особенностей русских народных песен;
- - умение определять жанры русских народных песен: былины, трудовые,
- солдатские, исторические, плясовые, частушки;
- - умение отличать музыку Закавказья от музыки славянских народов;
- -умение высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки;
- - знание названий различных видов оркестров;
- - узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее 4х);
- - знание имён выдающихся отечественных композиторов (П. И.Чайковский, В. А. Моцарт, Н. А. Римский – Корсаков, М. И. Глинка, А. П. Бородин, С. С. Прокофьева также И.С Бах, Ф.Шуберт, Ф Шопен, Э.Григ.);
- - знание русских народных музыкальных инструментов (гусли, баян, гармонь, балалайка, ложки, трещотка);
- - проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);
- - знание гимна России.
Требования к уровню подготовки окончивших начальную школу
Требования заключаются в следующем:
Знать/ понимать
- слова и мелодию гимна России;
- имена великих русских и зарубежных композиторов и наиболее известные их произведения (3-4 изученных произведения);
- наиболее распространённые музыкальные инструменты;
- народные традиции родного края, фольклорные праздники и обряды.
Уметь
- различать основные виды и жанры музыкального искусства;
- узнавать изученные произведения разных жанров и называть имена их создателей;
- сравнивать различные музыкальные произведения (фрагменты), определять средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика);
- передавать характер музыки в пении, танцевально-пластическом движении.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения опыта восприятия музыкальных произведений;
- исполнения мелодий знакомых музыкальных произведений и танцевальных движений;
- участие в хоровом исполнительстве;
- музицирование на детских музыкальных инструментах;
- передачи музыкальных впечатлений в движении, рисунке и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. 1 класс школа 2100.
Рабочая программа по математике. 1 класс школа 2100....
Рабочая программа по математике 4 класс "Школа 2100" (Демидова, Козлова)
в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по музыке 4 класс "Школа 2100"
по программе Критской...
Рабочая программа по информатике 4 класс "Школа 2100"
по программе А.В. Горячева...
Рабочая программа по риторике 4 класс "Школа 2100"
Ладыженская...
Рабочая программа по музыке. 4 класс. Школа 2100.
Рабочая программа по музыке для 4 класса (ФГОС, ОС "Школа 2100")...
Рабочая программа по музыке. 1 класс. Школа 2100.
Включает Рабочую программу и Тематическое планирование....