Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». 3 класс
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Лисякова Анастасия Сергеевна

Урок музыки в 3 классе Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_k_attestatsii.docx26.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».        

Тип урока: Урок «открытия» нового знания      

Форма урока:   Урок-путешествие

Цель урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля  через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» - шедевром  русского оперного искусства.

Задачи урока:

Образовательная: 

- Познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

- Раскрыть через художественный образ тему добра и зла

Развивающая:

- Развивать творческие способности и мышление учащихся

- Развивать позитивное отношение к классической музыки

 Воспитательная:

 - Воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.

Ход урока:

Организационный момент: Музыкальное приветствие.

У: - Здравствуйте ребята!

Д: - Здравствуйте!

 Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся  в театре.

У.: Ребята, кто из вас был в театре?

Д.: ответы.

У.: А в музыкальном театре?

Д.: ответы.

Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в детском музыкальном театре?

  • В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.
  • Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать?
  • Сказку.
  • Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.
  • Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Приведите примеры.
  • Ответы
  • Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри и животные.
  • И сегодня к  нам на урок пришел сказочный герой.

 (В классе появляется ученый кот)

Здравствуйте, ребята. Узнал я, что сегодня на урок к вам в гости пришла сказка, и решил проверить, хорошо ли вы знаете сказки и их героев. А для этого нам помогут загадки.

Послушайте мою первую литературную загадку, (читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Кот: Кто из вас вспомнил, какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками?

(учащиеся определяют, из какого произведения отрывок)

Д: Поэма  А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» Слайд 2

У: Молодцы. Поэма - сказка  «Руслан и Людмила» была с восторгом прочитана русским композитором М.И.Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила»

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

( Опера «Руслан и Людмила») Слайд 3

У: Да, тема нашего урока: «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Ребята, давайте поблагодарим нашего гостя-кота ученого за интересную загадку и предложим ему принять участие в нашем уроке.

Ребята, а о чём опера «Руслан и Людмила»?

(ответы детей)

Слайд 4

У: Опера начинается со сцены свадебного пира:

Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла.  Слайд 5.Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

А теперь представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр,  разделись, купили программку (показать).  Слайд 6.

А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна?

(ответы детей)

У: Программа  - это печатный путеводитель спектакля. В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Слайд 7

Итак, мы купили программку и попали прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера.

А что же такое увертюра?

Д: Увертюра – это вступление к опере или к балету.

У: Да, это вступление к опере.

У.: Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки. Слайд 8 (автоматически)

(слушание увертюры)

Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?

А кто мне может сказать, что такое опера?

Д: Опера – это музыкальный спектакль, где герои поют.

У: Да, опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв в театре?

Д.: Антракт.

У.: Правильно.  Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы).

А что делают художники в театре?

Д.: Декорации, грим, костюмы.

У.: Оперные артисты?

Д.: играют и поют.

У.: Что делают музыканты в оркестре?

Д.: Играют на музыкальных инструментах.

У.: А что делают писатели, поэты?

Д.: Пишут рассказы, сказки, стихи.

У.: А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто. Слайд 9.

В переводе с итальянского либретто -  это буквально маленькая «книжечка». Это краткое изложение содержания пьесы, оперы. Слайд 10

У.: Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?

Д.: Без музыки.

У.: Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр.

М. И. Глинка не просто пересказал содержание поэмы, но и для каждого героя композитор создал свой музыкальный портрет. Он языком музыки дополнил слова А.С. Пушкина  и от этого музыкальные портреты получились очень яркими и интересными.

Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила» Слайд 11

(звучит ария).

У.: Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана?

Д.: ответы.

У.: Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина. Каватина это - небольшая лирическая ария.

Сейчас вы увидите музыкальный фрагмент из оперы, который называется «Каватина Людмилы». Слайд 12.

(Видеофрагмент «Каватина Людмилы»)

Что вы можете сказать об этом персонаже? В каком настроении исполнен этот фрагмент?

(ответы детей)

 Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство.

У: А чтобы познакомиться со следующим героем из оперы – сказки кот ученый вам загадает загадку.

Кот: А сейчас слушаем следующую литературную загадку, (ученица читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

Уже колдун под облаками;

Hа бороде герой висит;

Летят над мрачными лесами,

Летят над дикими горами,

Летят над бездною морской;

От напряженья костенея,

Руслан за бороду злодея

Упорной держится рукой.

(учащиеся определяют)

Кот: Какого колдуна описала нам загадка?

Д: Черномора

У: Правильно, а кто такой Черномор?

Д: злодей

У: Он настоящий или сказочный герой?

Д: сказочный

У: Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун?

  • Он был коварный, хитрый.

У: В чем его волшебная сила?

Д: это злобный карлик, сила которого находится  в  его длинной бороде.

  • А что произойдет, если ему отрубить бороду?
  • (Вся его волшебная сила исчезнет и он станет абсолютно безвредным)

Но отрубить бороду обычным мечем нельзя. Для этого нужен волшебный меч, раздобыть который может только настоящий богатырь, храбрый и бесстрашный, мудрый и по-настоящему любящий Людмилу.

Сейчас мы послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила» – «Марш Черномора» для этого попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым  оркестром. Слайд 13

(Слушание музыкального произведения - М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» с пластическим интонированием) Слайд 14

Какой  характер прозвучавшей  музыки?  

Ответы детей: музыка громкая, грозная, страшная

Сохраняется ли такой характер музыки до конца произведения? (нет)

Учитель: Почему ваши жесты были разными?

Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.

Музыка звучит уже не так грозно, немного ускоряется ,появляются насмешливые  интонации  (ведь Черномор-это карлик, который без бороды не представляет никакой угрозы).

У.: У.: Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется?

Д.: Симфонический.

У.: Оркестр звуками может нарисовать: битву, бурю и многое другое. Он звучит на протяжении всего действия.

А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним. Слайд 15.

(игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»)

У:  Я предлагаю вам немного отдохнуть и вместе с котом ученым потанцевать. Слайд 16.

(физминутка «Зверобика»)

Кот: Молодцы, ребята. Вижу, знаете, вы сказочных героев и любите сказки.

С вами мне пора прощаться, в путь дорогу собираться. Книжки ждут меня друзья, говорю я всем пока.

Ученый кот уходит.

У: Ребята, сегодня мы побывали в музыкальном театре, где познакомились со сказочными героями из оперы «Руслан и Людмила»  и хотелось бы завершить наш урок песней,  которая называется: «Сказки гуляют по свету»

Давайте послушаем эту песню. Слайд 17

( слушание песни «Сказки гуляют по свету»)

О чем эта песня?

О каких сказках поется?

На сюжет многих сказок, которые вы услышали в песне, также написаны музыкальные спектакли. Слайд 18

Вокально-хоровая работа

Давайте разучим с вами первый куплет с припевом.

(разучивание и исполнение первого куплета песни)

-Ребята, как мы должны исполнять песню, чтобы передать волшебное таинственное настроение?

(Негромко, мягко, напевно, легко)

Слайд 19

Итог урока.

- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?

-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?

-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?

Домашнее задание: Найти стихотворение о сказочных героях, которых поется в песне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урок по музыке в 3 классе .Тема :"Руслан и Людмила" М.И.Глинка

Конспект составлен с учётом требования ФГОС, с указание УУД....

М.И. Глинка опера "Руслан и Людмила"

презентация М.И. Глинка опера "Руслан и Людмила"...

Конспект урока музыки во 2 классе Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Конспект урока музыки во 2 классе Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы....

Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», 3 класс

Конспект и презентация урока по литературному чтению Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», 3 класс...

Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила»

Презентация,конспект и краткое содержание оперы.Презентация не загружается(большая).Если интересно и нужно пришлю на почту...