Открытый урок "Вступление к поэме А.С Пушкина Руслан и Людмила" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Открытый урок по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_u_lukomorya.2_klass.docx | 99.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения (2 класс).
Тема урока: Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.
Задачи:
- познакомить с понятиями «поэма»;
- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина
- дать первоначальное представление о сказочной поэме;
- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина
- дать первоначальное представление о сказочной поэме;
- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина
- дать первоначальное представление о сказочной поэме;
- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина
- создать условия для развития интереса к творчеству поэта;
- формировать навык выразительного чтения стихов;
- закрепить навык выделения логического ударения и указания пауз;
- формировать навык исследовательской деятельности со словами ;
- воспитывать интерес к русской поэзии и народному творчеству ;
- формировать коммуникативные навыки работы в группах;
- развивать позитивную самооценку учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, работа в парах, групповая, индивидуальная.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись «У лукоморья дуб зеленый…»( исп. А. Фрейндлих), аудиозапись «Шум моря», толковый словарь С. И. Ожегова, изображение дуба.
Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение»(авт. Л. Ф. Климанова) 2 класс, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах и группах.
Личностные универсальные учебные действия
– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;
– стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,
- планировать и контролировать этапы своей работы;
Познавательные универсальные учебные действия
– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями
– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
– уважать мнение собеседников;
– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
Личностные универсальные учебные действия
– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;
– стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,
- планировать и контролировать этапы своей работы;
Познавательные универсальные учебные действия
– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями
– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
– уважать мнение собеседников;
– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
- Прозвенел для нас звонок, начинается урок.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Посмотрите на гостей, поприветствуйте и улыбнитесь им скорее.
-Улыбнитесь друг все другу. Улыбку подарите другу.
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Подарите улыбки друг другу…
– Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!
-Я хочу показать вам 2 картинки ( сова и слон)
- Как вы думаете почему я показала вам эти картинки?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.-Я хочу показать вам 2 картинки ( сова и слон)
- Как вы думаете почему я показала вам эти картинки?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.
-Я хочу показать вам 2 картинки ( сова и слон)
- Как вы думаете почему я показала вам эти картинки?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.-Я хочу показать вам 2 картинки ( сова и слон)
- Как вы думаете почему я показала вам эти картинки?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.-Я хочу показать вам 2 картинки ( сова и слон)
- Как вы думаете почему я показала вам эти картинки?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.
(картинка слона и совы)
- Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую разминку.
Подарите улыбки друг другу…
– Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!
-Я хочу показать вам 2 картинки ( сова и слон)
- Как вы думаете почему я показала вам эти картинки?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.
Работа со скороговоркой.
Около колодца кольцо не найдется.
- Прочитайте медленно выговаривая каждое слово чётко.
- Прочитайте целыми словами вслух.
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- Прочитайте скороговоркой.
- А теперь устроим конкурс «Кто лучше прочитает скороговорку.
-Напомните, название раздела, над которым мы начали работать? (русские писатели)
- С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (А.С. Пушкин)
- Расскажите, что интересного вы запомнили о его жизни? (3- 4 человека)
- А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 215 лет со дня его рождения, а память о нём живёт.Читая Пушкина, слышишь его голос. Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.
.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 215 лет со дня его рождения, а память о нём живёт.Читая Пушкина, слышишь его голос. Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.
.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 216 лет со дня его рождения, а память о нём живёт.Читая Пушкина, слышишь его голос. Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.
- Дома вы читали отрывки из сказок А. С. Пушкина, сейчас я проверю на сколько хорошо вы запомнили названия сказок.- Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением.
- Кто его автор? Попробуем отгадать.
- Прочти имя, отчество, фамилию автора по согласным.
Лксндр
Сргвч
Пшкн
-Проверяем.
По мере ответов на доске появляются нужные слова:
Александр Сергеевич Пушкин
. Изучение нового материала.
1.1. Сообщение темы урока.
- (слайд 4) А сейчас литературная разминка. Из какой сказки этот отрывок?
(слайд 5) «Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,
То на весь крещёный мир
Приготовила бы пир.»
(слайд 6) « В третий раз закинул он невод,-
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.»
- Кто автор этих сказок?
(А.С.Пушкин)
«Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!» (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
2. « В третий раз закинул он невод,-
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.»(Сказка о рыбаке и рыбке)
3.Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
4.Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. («Сказка о золотом петушке)
5.Жил – был поп
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой –какого товару. (Сказка о попе и его работнике Балде)
-Мы с вами вспомнили один из литературных жанров. Еще раз назовите его.
- Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают и перечитывают и дети и взрослые. Почему?- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?-А какие жанры вы знаете еще? (быль, рассказ, былины)
- Дома я попросила некоторых учеников узнать о творчестве А.С. Пушкина.
Работа с таблицей.
- Сейчас я прочитаю отрывок, а вы скажите к какому жанру относятся эти строки.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…..
- Определи жанр (стихотворение)
- Назовите жанры произведений А.С. Пушкина?
- Предположите, что за закрытым окошком?
(название жанра)
- А как называется жанр, я предлагаю вам прочитать самим.
К Д Я Ж П Э А Т ОМ Ц У С И |
- Что такое поэма? Как ответить на этот вопрос?
- Сегодня на уроке мы будем читать вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», которое называется «У лукоморье дуб зеленый».
3. Построение проекта выхода из затруднения
Давайте сформулируем цели нашего урока.
- Мы познакомимся…
- Мы узнаем .
- Мы будем учиться…
4. Реализация построенного проекта
- Что нам поможет узнать значение слова «поэма»?
- Правильно, я попросила ….(ученика)к сегодняшнему уроку поработать самостоятельно со словарем и найти значение слова поэма.
Читает ученик
-Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
Физминутка- релакс
-А сейчас я предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте глаза и внимательно послушайте звуки природы (аудиозапись шум моря)
- Расскажите, что вы слышали?(крик чаек, шум моря)
- Как вы думаете, где оказались?
- И вдруг, на берегу моря мы видим ……
-Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного дуба)
- Отройте учебники на с. 86 и рассмотрите иллюстрацию
- Как вы думаете, о чём произведение?
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- А теперь я приглашаю вас отправиться в Лукоморье.
Первичное восприятие (прослушивание аудиозаписи «У лукоморья дуб зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)
- Подтвердились ли наши предположения?
-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?
- С какими героями вы встретились?
Словарная работа.
- Прежде чем приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.
-Где мы найдем значение этих слов?
-Правильно, в словаре.
(Дети,сами читают и отвечают)
-Потренируемся в чтении трудных слов, а для этого поработаем в парах.
- Перед вами карточка для индивидуального чтения.
у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых
не-ви-дан-ных из-буш-ка
при-хлы-нут трид-цать
пре-крас-ных ми-мо-хо-дом
- Оцените работу своего товарища.(светофор)
Физкультминутка
А сейчас мы отдохнем,
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два – сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться
Самостоятельное чтение
Прочтите произведение про себя, подчеркните слова и выражения, которые обозначают волшебных персонажей и волшебные предметы. Возьмите в руки простой карандаш.
Словарная работа
-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» - устаревшие, сейчас мы их в речи не услышим.
-А подумай те, как бы они звучали сегодня?
-Подберите синонимы к словам «чахнет», «тужит»
Тужит – горюет,тоскует,печалится
Чахнет – (слабеет, умирает.)
Чтение по цепочке
- Прочитаем вступление по цепочке по 2 строки.
- Посмотрите на наш дуб.
- Как вы думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,
-Что не хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает некоторых персонажей.)
- Какой картиной начинается отрывок из поэмы?
-Что представляете? (учитель добавляет дуб недостающими предметами)
- Прочитайте описание этой картины.
- А что дальше, впереди? (Леший)
- Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?
-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?
- Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках?
- Как понимаете невиданные звери?
- Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут быть неведомые?
- Прочитайте как автор описывает избушку на курьих ножках?
- Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в избушку?( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)
- Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?
-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, дядька морской)
- Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)
-Зачем появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку от непрошенных гостей)
-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитайте.
- Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?( Борьба добра со злом)
- Кто не даёт творить зло перед народом?
-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?
- Почему ступа идёт , бредёт сама собой?
- Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для него это будет конец)
-Найдите в тексте строчку:
«Там русский дух…там Русью пахнет!»?
- Найдите в строке родственные слова?
- Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами автор)?
-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)
-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.)
-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в этом отрывке?
-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как А.С. Пушкин.
Выразительное чтение
- Будем учитьсявыразительно читать отрывок из поэмы.
- Что значит читать выразительно?(Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение).
-Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную)
- Каким должно быть чтение этого произведения? (напевно, плавно)
- Упражнения в выразительном чтении отрывка(работа в группах)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Групповая работа.
- Давайте составим схему « Чудеса Лукоморья» выберем из строчек то, что относится к нашему отрывку и наклеим в схему.
-белка песенки поёт,
-а перед ней новое корыто,
-свет мой зеркальце скажи.
7.Включение в систему знаний и повторение
-Вспомните, с каким жанром мы познакомились сегодня на уроке?
- Вступление, к какой поэме мы сегодня читали?
- Как называется это вступление?
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой?
Достигли мы их?
Мы познакомились….
Мы узнали ….
Мы научились….
- На партах у вас лежат листочки того волшебного дуба из Лукоморья (жёлтый, зелёный, коричневый).
-Возьмите листок, цвет которого выражает ваше настроение и ваше отношение к нашему уроку.
Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.
Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.
Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.
- Давайте прикрепим наши листочки к макету дуба и посмотрим какое общее настроение нашего урока у нас складывается.
9. Домашнее задание.
Дифференцированные задания
1 вариант: научитесь читать выразительно отрывок из поэмы нарисуйте понравившееся чудо.
2 вариант: выучите наизусть половину отрывка из поэмы; нарисуйте понравившееся чудо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывок). Введение в эпоху.
Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику "Маленькая дверь в большой мир" Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. по образовательной программе "Школа 2100"....
Урок литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"
План-конспект урока литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"...
Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"
Урок литературного чтения предназначен для целевой аудитории учащихся 2 класса, применяется в УМК Занкова, может использоваться в других образовательных комплексах...
Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"
Урок литературного чтения предназначен для целевой аудитории учащихся 2 класса, применяется в УМК Занкова, может использоваться в других образовательных комплексах...
Конспект урока "Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса."
Конспект урока литературного чтения (2 класс). Тема урока: Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Задачи:- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и ...
Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Технологичекая карта урока по литературному чтению во 2 классе....
Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», 3 класс
Конспект и презентация урока по литературному чтению Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», 3 класс...