урок музыки "Исповедь души" по программе Критская 4 класс
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Александрова Наталья Михайловна

 урок музыки "Исповедь души" по программе Критская 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_v_4_klasse.docx195.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 4 классе

Программа «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Тема урока: «Исповедь души».

Цель урока:

Познакомить учащихся с творчеством композитора Ф.Шопена и учится понимать чувства, выраженные в музыке. Сопоставлять выразительные особенности и научится размышлять и высказывать мнение об особенности содержания произведений Ф.Шопена.

Задачи:

Образовательные:

Научить разбираться в музыкальных жанрах.

Воспитательные:

Способствовать формированию музыкальной  культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Воспитать в детях умение ценить неповторимость и красоту окружающего мира через опыт эстетического переживания произведений искусства.

Развивающие:

Способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе творческого восприятия их в самостоятельном опыте. Расширять эмоционально-образовательную сферу художественных образов.

Оборудование:

компьютер

мультимедийный проектор

фортепиано

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие. Поднятая рука ХАЙ ФАЙВ.
Класс!
Музыкальное приветствие.

На нашем уроке присутствует много гостей. Давайте поприветствуем их добрыми улыбкам и начнём урок.

У – Мы начинаем новый раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Слайд 2 и познакомимся с музыкой Ф.Шопена. Знаком ли вам этот композитор и что то знаете вы о нём?

Д – Да, знаком … Слайд 3

 ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН (ВСТАТЬ СЕСТЬ)

Выполним задание.

Сейчас мы это и проверим. Я вам буду читать утверждения, если вы согласны встаете, если нет, сидите на своих местах.

У - Родина великого композитора – Польша (+) почему? Спасибо.

У - Ф.Шопен не только  прекрасный композитор, но и пианист (+) Спасибо.

У - Его  называли  «душа фортепиано» (+) Спасибо.

У - Ф.Шопен прожил 49 лет (-) (нет 39 лет с 1810-1849гг) Спасибо.

У - В 19 лет заболел тяжёлой болезнью легких (+) (врачи сказали, что ему осталось жить год от силы полтора, а он прожил еще 20 лет) Спасибо.

У - Умер во Франции, а сердце его поляки трепетно хранят в Варшаве, в костёле Святого Креста. Спасибо.

У - Он сочинял рассказы, поэмы (-) почему? Спасибо.

У - Он сочинял вальсы, мазурки, прелюдии, полонезы, этюды  (+)

У - Долгие годы провел вдали от Родины (+) (путешествуя с гастролями по Вене узнал о восстании в Польше, стремился вернуться, но друзья удержали его силой и он решил, что должен служить своим искусством) Спасибо.

Спасибо за ваши ответы.

У – Сегодня мы продолжим говорить об этом замечательном композиторе. Каждое произведение Ф.Шопена — это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Вы вспомнили сегодня, что большую часть своей жизни Шопен провел на чужбине. Несмотря на прекрасное знание французского языка, он не мог ни с кем поделиться своими переживаниями, высказать то, что было у него на душе, но всю свою боль, гнев, отчаяние и радость он излил в своей музыке, надеясь, что «когда-то она будет понята».

У – Как вы думаете, какие чувства испытывает человек вдали от своей родины?

Д – Тоску, грусть, отчаянье.

У - Тема нашего урока называется «Исповедь души» Слайд 4

У - Что такое исповедь?

Д - Разговор о чем-то сокровенном  Слайд 5

У - Какая же цель нашего урока?

Д - Научится понимать чувства Ф.Шопена, выраженные в музыке и размышлять,  высказывая  мнение об особенности содержания произведений Ф.Шопена.

У - Сегодня мы будем работать по этому плану:

1. Ф.Шопен  Этюд №12 «Революционный»

2. Ф.Шопен  Прелюдия № 7 и Прелюдия № 20

Этюд №12 « Революционный» Слайд 6

Итак, бережно прикоснемся к музыкальным записям.

У - Что же такое этюд?

Д - Упражнение для пальцев.

Слайд 7

Этюд - упражнение для развития беглости пальцев.

У - Но, скажите, пожалуйста, может ли обычное упражнение рассказать о том, что наболело в его душе?

Д – нет.

У - Упражнение обычно не имеет названия, а этот этюд называется «Революционный».

Что такое революция?

Д - Это  коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

У - Почему Ф.Шопен назвал Этюд № 12 «Революционным»?

Д - В Польше в 1830-1831 году проходило народное восстание.

У - Это и заставило вылить свою боль и переживание в этюд №12. Как вы думаете, какой характер будет  у него?

Д - Решительный, громкий, стремительный.

У – А теперь вспомните правила прослушивания  музыки послушайте и сравните свои предположения с музыкой Ф.Шопена.(слушание)

У - Как прозвучала музыка?

Д - Стремительно, решительно, страстно, пламенно.

У – Совпали ли ваши предположения с характером музыки Ф.Шопена?

Д – Да.

У - В чем исповедь?

Д - Свое горе, гнев, возмущение Шопен излил в музыке, откликнувшись на события, которые происходили в Польше в 1830 году (жестокое подавление народного восстания). Слайд 8

У - Продолжая говорить о Родине, ведь для любого из нас она самая дорогая и единственная,  рассмотрим  еще 2 страницы из музыкального дневника: прелюдия №7 и Прелюдия №20.

Что же такое прелюдия?

Слайд 9

Прелюдия – это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра.

В своих прелюдиях Ф Шопен выразил различные чувства, относящиеся к своей Родине.

У – А почему прелюдии написаны в одном пункте?

Д – Мы будем их сравнивать.

У - На партах у вас лежат листочки. Сверните их вдвое (показываю) и напишите на одной стороне прелюдия № 7, а на другой прелюдия № 20. Во время прослушивания определите характер музыки и запишите прилагательными или наречиями. Во время слушания прелюдии № 7 прочитаем письмо Ф.Шопена, в котором он обращается к своей Родине. ( читать будет Эльвина) 

«Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой…

Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, моя милая Родина!»).

 (слушание) Слайд 10

Прелюдия «№ 20 Слайд 11

У – А сейчас в течение 30 секунд партнёру по плечу расскажите о том, как прозвучали эти прелюдии. Начинает тот, у которого светлее обувь. Итак, время пошло.  Секундомер.

Поблагодарите друг друга.

Ответы детей (Аделя что тебе сказал Дамир и т.д.)

У - Спасибо. Да вы были правы, что прелюдия №7 звучала спокойно, светло, благородно, изящно, песенно, с ритмом польского танца мазурки, а прелюдия №20 звучала тяжело, скорбно. В ней чувствовалась размеренная поступь траурного марша.

У - Два произведения, два разных настроения.

У - Как вы думаете, какие чувства по отношению к Родине Ф.Шопен показал в этих произведениях?

В чем же исповедь?

У - В прелюдии №7 мы будто слышим музыкальное послание композитора.

У - А в  прелюдии №20 траурным характером музыки композитор показал, что похоронил надежду когда-нибудь вернуться на Родину.

У - Ребята а что для вас Родина?

Д - Малая Родина - наш города Альметьевск, большая Родина- это наша страна Россия. Слайд 12

У – Замечательно. Вы очень хорошо поработали. Закончим наш урок знакомой вам песней  «Моя Родина». Приняли правильную певческую установку. Для распевания – упражнение « Родина моя»

Исповедь души казачкова

Ро

-ди

-на,

Ро

-ди

-на

мо -

я!

(по ½ т. вверх)

Исполнение песни  «Моя Родина». 

 Рефлексия деятельности.

- Над какой темой работали на уроке?

- В чем же заключается исповедь Ф.Шопена?

- Достигли ли мы цели поставленной на уроке?

      - Кто выполнил все задания и не испытывал трудностей?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

Слайд 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование уроков музыки 1 класс по программе Критской.

Конспекты уроков по музыке 1 класс. Программа Критской....

Поурочное планирование уроков музыки 1 класс по программе Критской.

Конспекты уроков по музыке 1 класс. Программа Критской....

Урок в 4 классе по музыке. Программа Критской Е.Д.. Тема урока "Музыкальные инструменты России"

Урок в 4 классе по программе Е.Д. Критской. Тема "Музыкальные инструменты России". На уроке учащиеся показывают подготовленный  исследовательский проект "Какое отношение данные слова: царь, чужес...

Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2

Презентация к уроку музыки в  4 классе. По программе  Критской Е. Д.,  "Музыка. 4 класс."  Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...

Урок "Колокольные звоны на Руси" для второго класса по программе Критской, Сергеевой из раздела "О России петь - что стремиться в храм".

Раздел является новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся I—IV классов в художес...

Открытый урок по музыке во 2 классе "Расскажи сказку" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой

Данный урок позволяет обобщить полученные детьми в первой четверти  2 класса знания о средствах музыкальной выразительности, развивает слуховой опыт, творческую фантазию в интересной форме - совм...