урок музыки "Исповедь души" по программе Критская 4 класс
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему
урок музыки "Исповедь души" по программе Критская 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_v_4_klasse.docx | 195.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока в 4 классе
Программа «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской
Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Тема урока: «Исповедь души».
Цель урока:
Познакомить учащихся с творчеством композитора Ф.Шопена и учится понимать чувства, выраженные в музыке. Сопоставлять выразительные особенности и научится размышлять и высказывать мнение об особенности содержания произведений Ф.Шопена.
Задачи:
Образовательные:
Научить разбираться в музыкальных жанрах.
Воспитательные:
Способствовать формированию музыкальной культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Воспитать в детях умение ценить неповторимость и красоту окружающего мира через опыт эстетического переживания произведений искусства.
Развивающие:
Способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе творческого восприятия их в самостоятельном опыте. Расширять эмоционально-образовательную сферу художественных образов.
Оборудование:
компьютер
мультимедийный проектор
фортепиано
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие. Поднятая рука ХАЙ ФАЙВ.
Класс!
Музыкальное приветствие.
На нашем уроке присутствует много гостей. Давайте поприветствуем их добрыми улыбкам и начнём урок.
У – Мы начинаем новый раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Слайд 2 и познакомимся с музыкой Ф.Шопена. Знаком ли вам этот композитор и что то знаете вы о нём?
Д – Да, знаком … Слайд 3
ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН (ВСТАТЬ СЕСТЬ)
Выполним задание.
Сейчас мы это и проверим. Я вам буду читать утверждения, если вы согласны встаете, если нет, сидите на своих местах.
У - Родина великого композитора – Польша (+) почему? Спасибо.
У - Ф.Шопен не только прекрасный композитор, но и пианист (+) Спасибо.
У - Его называли «душа фортепиано» (+) Спасибо.
У - Ф.Шопен прожил 49 лет (-) (нет 39 лет с 1810-1849гг) Спасибо.
У - В 19 лет заболел тяжёлой болезнью легких (+) (врачи сказали, что ему осталось жить год от силы полтора, а он прожил еще 20 лет) Спасибо.
У - Умер во Франции, а сердце его поляки трепетно хранят в Варшаве, в костёле Святого Креста. Спасибо.
У - Он сочинял рассказы, поэмы (-) почему? Спасибо.
У - Он сочинял вальсы, мазурки, прелюдии, полонезы, этюды (+)
У - Долгие годы провел вдали от Родины (+) (путешествуя с гастролями по Вене узнал о восстании в Польше, стремился вернуться, но друзья удержали его силой и он решил, что должен служить своим искусством) Спасибо.
Спасибо за ваши ответы.
У – Сегодня мы продолжим говорить об этом замечательном композиторе. Каждое произведение Ф.Шопена — это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Вы вспомнили сегодня, что большую часть своей жизни Шопен провел на чужбине. Несмотря на прекрасное знание французского языка, он не мог ни с кем поделиться своими переживаниями, высказать то, что было у него на душе, но всю свою боль, гнев, отчаяние и радость он излил в своей музыке, надеясь, что «когда-то она будет понята».
У – Как вы думаете, какие чувства испытывает человек вдали от своей родины?
Д – Тоску, грусть, отчаянье.
У - Тема нашего урока называется «Исповедь души» Слайд 4
У - Что такое исповедь?
Д - Разговор о чем-то сокровенном Слайд 5
У - Какая же цель нашего урока?
Д - Научится понимать чувства Ф.Шопена, выраженные в музыке и размышлять, высказывая мнение об особенности содержания произведений Ф.Шопена.
У - Сегодня мы будем работать по этому плану:
1. Ф.Шопен Этюд №12 «Революционный»
2. Ф.Шопен Прелюдия № 7 и Прелюдия № 20
Этюд №12 « Революционный» Слайд 6
Итак, бережно прикоснемся к музыкальным записям.
У - Что же такое этюд?
Д - Упражнение для пальцев.
Слайд 7
Этюд - упражнение для развития беглости пальцев.
У - Но, скажите, пожалуйста, может ли обычное упражнение рассказать о том, что наболело в его душе?
Д – нет.
У - Упражнение обычно не имеет названия, а этот этюд называется «Революционный».
Что такое революция?
Д - Это коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.
У - Почему Ф.Шопен назвал Этюд № 12 «Революционным»?
Д - В Польше в 1830-1831 году проходило народное восстание.
У - Это и заставило вылить свою боль и переживание в этюд №12. Как вы думаете, какой характер будет у него?
Д - Решительный, громкий, стремительный.
У – А теперь вспомните правила прослушивания музыки послушайте и сравните свои предположения с музыкой Ф.Шопена.(слушание)
У - Как прозвучала музыка?
Д - Стремительно, решительно, страстно, пламенно.
У – Совпали ли ваши предположения с характером музыки Ф.Шопена?
Д – Да.
У - В чем исповедь?
Д - Свое горе, гнев, возмущение Шопен излил в музыке, откликнувшись на события, которые происходили в Польше в 1830 году (жестокое подавление народного восстания). Слайд 8
У - Продолжая говорить о Родине, ведь для любого из нас она самая дорогая и единственная, рассмотрим еще 2 страницы из музыкального дневника: прелюдия №7 и Прелюдия №20.
Что же такое прелюдия?
Слайд 9
Прелюдия – это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра.
В своих прелюдиях Ф Шопен выразил различные чувства, относящиеся к своей Родине.
У – А почему прелюдии написаны в одном пункте?
Д – Мы будем их сравнивать.
У - На партах у вас лежат листочки. Сверните их вдвое (показываю) и напишите на одной стороне прелюдия № 7, а на другой прелюдия № 20. Во время прослушивания определите характер музыки и запишите прилагательными или наречиями. Во время слушания прелюдии № 7 прочитаем письмо Ф.Шопена, в котором он обращается к своей Родине. ( читать будет Эльвина)
«Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой…
Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, моя милая Родина!»).
(слушание) Слайд 10
Прелюдия «№ 20 Слайд 11
У – А сейчас в течение 30 секунд партнёру по плечу расскажите о том, как прозвучали эти прелюдии. Начинает тот, у которого светлее обувь. Итак, время пошло. Секундомер.
Поблагодарите друг друга.
Ответы детей (Аделя что тебе сказал Дамир и т.д.)
У - Спасибо. Да вы были правы, что прелюдия №7 звучала спокойно, светло, благородно, изящно, песенно, с ритмом польского танца мазурки, а прелюдия №20 звучала тяжело, скорбно. В ней чувствовалась размеренная поступь траурного марша.
У - Два произведения, два разных настроения.
У - Как вы думаете, какие чувства по отношению к Родине Ф.Шопен показал в этих произведениях?
В чем же исповедь?
У - В прелюдии №7 мы будто слышим музыкальное послание композитора.
У - А в прелюдии №20 траурным характером музыки композитор показал, что похоронил надежду когда-нибудь вернуться на Родину.
У - Ребята а что для вас Родина?
Д - Малая Родина - наш города Альметьевск, большая Родина- это наша страна Россия. Слайд 12
У – Замечательно. Вы очень хорошо поработали. Закончим наш урок знакомой вам песней «Моя Родина». Приняли правильную певческую установку. Для распевания – упражнение « Родина моя»
Ро | -ди | -на, | Ро | -ди | -на | мо - | я! |
(по ½ т. вверх)
Исполнение песни «Моя Родина».
Рефлексия деятельности.
- Над какой темой работали на уроке?
- В чем же заключается исповедь Ф.Шопена?
- Достигли ли мы цели поставленной на уроке?
- Кто выполнил все задания и не испытывал трудностей?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
Слайд 13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование уроков музыки 1 класс по программе Критской.
Конспекты уроков по музыке 1 класс. Программа Критской....
Поурочное планирование уроков музыки 1 класс по программе Критской.
Конспекты уроков по музыке 1 класс. Программа Критской....
Урок в 4 классе по музыке. Программа Критской Е.Д.. Тема урока "Музыкальные инструменты России"
Урок в 4 классе по программе Е.Д. Критской. Тема "Музыкальные инструменты России". На уроке учащиеся показывают подготовленный исследовательский проект "Какое отношение данные слова: царь, чужес...
Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2
Презентация к уроку музыки в 4 классе. По программе Критской Е. Д., "Музыка. 4 класс." Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...
Урок "Колокольные звоны на Руси" для второго класса по программе Критской, Сергеевой из раздела "О России петь - что стремиться в храм".
Раздел является новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся I—IV классов в художес...
Открытый урок по музыке во 2 классе "Расскажи сказку" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой
Данный урок позволяет обобщить полученные детьми в первой четверти 2 класса знания о средствах музыкальной выразительности, развивает слуховой опыт, творческую фантазию в интересной форме - совм...
Конспект урока "Афиша и программа", 3 класс
Конспект урока...