01. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Домисолька»
рабочая программа по музыке

Татьяна Михайловна Захарченко

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova

Программа «Домисолька» входит во внеурочную деятельность по художественно-эстетическому направлению. Вокальная педагогика учитывает, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domisolka.doc91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Домисолька»

Пояснительная записка

 

              Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Домисолька»   составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке.

         Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

         Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

          Дети 7-10 лет характеризуются ограниченным диапазоном: до первой октавы – ре второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.

      Цель – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

       Задачи:

      1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

        2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость,  творческое воображение.

        3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

        4.Помочь учащимся овладеть практическими  умениями и навыками в  вокальной  деятельности.

Общая характеристика курса.

Программа «Домисолька» входит во внеурочную деятельность по художественно-эстетическому направлению. Вокальная педагогика учитывает, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

1.Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

2.Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

3.Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более  образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

4. Социо -игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия   должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

           Программа предполагает реализацию следующих принципов:

          1)Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.

         2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.

        3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

        4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

        5) Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.

         Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Место курса в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 68  часов  в год с проведением занятий  2 часа  в неделю. Продолжительность занятий 1  академический час.        

           Результаты освоения программы вокального кружка

            Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

             Предметными результатами 

занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

            Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

             Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

                     Способы отслеживания результатов освоения    

                                  образовательной программы

    Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

    Отслеживание уровня сформированности  вокально – слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики разработанной руководителем музыкально – хоровой студии г.Тюмени И.А.Леоновой.

    Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

    Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

     

Оснащение образовательного процесса:

  •  Кабинет №8;
  • записи фонограмм в режиме + и -;
  • ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
  • мультимедиа;
  • записи аудио, видео на  дисках и флеш - картах.

Содержание кружка.

Вводное занятие.

Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными                   данными учеников. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, распевания, знакомство с упражнениями.

Вокально-хоровая работа. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.

Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Понятие «унисон» и упражнения, направленные на его выработку.

 Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato.Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой контроль  звукообразования.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.

Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Твердая и мягкая атака.

Ансамбль. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

Развитие навыков уверенного пения.

 Знакомство с музыкально-выразительными средствами:

  • мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);
  • ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);
  • пауза (долгая, короткая);
  • акцент (лёгкий, сильный);
  • гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);
  • интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);
  • лад (мажорный, минорный, переменный);
  • темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);
  • динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);
  • регистр (высокий, средний, низкий);
  • тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).

Работа над репертуаром.

Сценическая культура: сценический образ, сценическое движение.

Жесты  вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная  (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Соединение муз. материала с танцевальными движениями.

Концертно-исполнительская  деятельность - результат, по которому оценивают работу коллектива, требующий большой подготовки участников коллектива. учетом восприятия номеров слушателями. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Перед выступлениями в плановом порядке проводятся репетиции- работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблем, исполнительским  планом каждого сочинения, работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено, разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:

·         пение в унисон;

·        певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;

·         передача простого ритмического рисунка;

·         четкая дикция;

·         свободное владение дыханием;

·         способность передать характер произведения;

·         репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух:

·         музыку разного эмоционального содержания;

·         музыкальные жанры (песня, танец, марш);

·         одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

·         средства музыкальной выразительности: темп, динамику,  мелодию, ритм;

·         музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

·         знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.

уметь:

применять правила пения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- сценически оформлять концертный номер.

Календарно-тематическое планирование      


№ занятий

Дата 

Тематика 

Теория 

Практика 

              

1-2

Вводное занятие. Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса.  Исполнение  знакомые песен.

Работа над звукообразованием

Распевание: на одном звуке.

-Разучивание слов и мелодии песни; - 

-Муз. Грамота: «Музыкальный урок».

3-4-5

 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.  Песни о школе.

Работа над фразировкой, вступлением, окончанием

Распевание: «Мы поём»

 - одновременно начинать и заканчивать пение;

 «Если б не было школ». Муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина; «Песня первоклассника». Муз. Э. Ханка, сл. И. Шаферана;  

6-7-8-9

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни осени.                                                 

Работа над дыханием.

Распевание: «Андрей – воробей».

-Ансамбль и строй;

- индивидуальная работа с «гудошниками»;

 «Осень». Муз. М. Парцхаладзе,  сл. Н. Некрасовой, «Осень постучалась к нам». Муз. И. Смирнова, сл. Т. Прописнова.

10-11-12

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о друзьях.

Связное пение (легато).

- Распевание: «Вот иду я вверх (вниз).спокойно стоять и сидеть во время пения;«Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка». Муз. Б.Савельева, сл.М. Пляцковского; «Если с другом вышел путь». Муз.В. Шаинского,  сл. М.Танича ; «Ты, да я, да мы с тобой».

13-14

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о России.

Связное пение (легато).

- Распевание:  «Не летай , соловей…»формирование художественного вкуса «Ромашковая Русь». Муз. Ю.Чикова, сл. М.Пляцковского; «Солнечная песенка». Сл. и муз. Степана Булдакова. 

15-16-17

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о маме, доме, семье.

Напевное пение.

Распевание:  «Жили у бабуси…» индивидуальная работа с «гудошниками»; «Разноцветная семья». Муз. А.Варламова, сл. Р. Паниной;«Моя мама лучшая на свете» Ассоль; «Мама». Муз. Ю. Чичкова. сл. М.Пляцковского ,

18-19-20

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Сочиняем песню.

Мягкая атака звука.

21-22-23-24-25

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о зиме. 

Работа над дикцией.

Знакомство с ударными муз. Инструментами.

- Распевание: Упр. На дикцию. слушать друг друга во время пения; «Если б не было зимы»из м/ф «Зима в Простоквашино». Муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Этина; «Песня о снежинке» из к/ф «Чародеи». Муз. Е.Крылатова. сл. Л.Дербенева

26-27-28-29-30

Репетиции, участие в Новогоднем утреннике.

     31-32-33

Сценический образ, сценическое движение. Народная песня, сказки небылицы.  Рождественские игры.

Активная подача звука.

- Распевание: «Падают листья». «Дудочка». одновременно начинать и заканчивать пение;-Муз.-ритмические  движения: «Как у наших у ворот» с движениями.

34-35-36

Сценический образ, сценическое движение. Шуточные песни.

Ансамбль и темп.

Распевание: «Охотник».-Ансамбль и строй; «Посиделки» муз. А.Варламова;  «Монолог сына» или «Детская воздухоплавательная». Муз. и  сл. Е. Егорова 

37-38-39-40

Сценический образ, сценическое движение. Песни о животных.

Связное пение (легато).

Распевание: «Скок, поскок».коллективное пение;Муз. Грамота: «Неустойчивые звуки». «Про Мурзика». Муз. А.Варламов, сл. Р. Паниной;  «Розовый слон», Муз. С.Пожлакова,  сл. Г.Горбовского; «33 коровы». Муз. М.Дунаевского,  сл. Н.Олева,

     41-42-43

Сценический образ, сценическое движение. Масленица.

Работа над мелодией.Выработка высокого, головного звучания.

- Распевание: «Скок- поскок».Песня про блины

  44-45-46-47-48

Сценический образ, сценическое движение. Песни 8 Марта.

Ансамбль и динамика.

Распевание: «В сыром бору тропина». «5 февральских роз». Муз. В.Цветкова, сл. В.Цветкова, В.Ильичева; «Наши мама самые красивые»; «Когда моя бабуля приходит в гости к нам»; «Солнечная капель». Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушева.

    49-50-51

Сценический образ, сценическое движение. Играем в оперу.

Ансамбль и темп.

- Распевание: «Разные ребята».

    52-53-54-55

Сценический образ, сценическое движение. Театр пантомимы и пародий.

Распевание: упр. На дикцию.

- спокойно стоять и сидеть во время пения; - -Муз.-ритмические  движения: «Мы знаем своё дело» (подражательная песня-игра).

     56-57-58-59

Сценический образ, сценическое движение. Литературно-музыкальная композиция. Песни Победы.

Работа над увеличением диапазона голоса.

 Распевание: «Про Родину». «Несовместимы дети и война».  Муз. О. Хромушина, сл. М. Садовского; «Вальс Победы». Муз. А. Варламова, сл.  Р. Паниной.

60-61-62-63-64-65

Песни лета. 

Знакомство с медными духовыми инструментам

- Распевание: Пение 5-ти нот, на дикцию.

- слушать друг друга во время пения;

и. «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето»Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова;  «Картошка»  из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского.

66-67-68

Отчётный концерт.

Концерт для родителей.

 

Список использованной литературы

1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной

школе. – М.: Просвещение, 1983.

2.Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей.

Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.

3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении:

Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. –

М.: Музыка, 1971. – С.274-287.

4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи //

Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

5.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

6.Песенник «Дружат дети на планете». Составитель – В. Букин.

7.И. В. Евтушенко «Музыкальное воспитание ».

8.Песни из сб. В. Шаинского «С чего начинается дружба».

9.Песни и пьесы в сопровождении фортепиано. Составители: Н. Ветлугина,

И. Дзержинская,

Т. Ломова.

10.Г. Абромян «Солнечный круг», музыкальная азбука, издат-во «Малыш», М.,

11.А. С Соболев «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе».

(Распевания и муз. – ритмич. движения).

12.Детские песни и музыкальные произведения с диска под караоке.

13.Музыкалные пьесы на синтезаторе.

14.Сборник «Песня стройся и звучи!», изд. «Молодая гвардия».

15.В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения», выпуск 1, М. «Музыка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического цикла "Домисолька"

Адаптированная программа вокального кружка  «Домисолька» для учащихся начальных классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Домисолька"

Направленность программы музыкального кружка «Домисолька» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Домисолька»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности «Домисолька»...