Программа вокального объединения
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
Разработка проаграммы на 3 года обучения вокального объединения детей в возрасте от 7-11 лет, Вокальные упражнения, распевки. репертуар, произведения. история вокала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tihomirova_marina_yurevna_programma_vokalnogo_obedineniya.doc | 191 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Александринская гимназия»
Программа рассмотрена На педагогическом совете Протокол № _____от __________2015 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Приказ № _____от __________2015 г. Директор ГБОУ гимназии №628 Красногвардейского района г. Санкт- Петербурга «Александринская гимназия» ________________С.И.Квашнина |
Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа
Вокальный ансамбль
«Хрустальные аккорды»
Срок реализации: 3 года
Возраст детей – 7-11 лет
Автор-составитель Тихомирова Марина Юрьевна, педагог дополнительного образования |
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка
Программа относится к художественной направленности
Программа модифицированная.
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Хоровое пение является основным видом деятельности в осуществлении общего музыкального воспитания и образования детей. В системе дополнительного образования хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства.
Предлагаемая программа дополнительного образования направлена на создание условий для духовного развития детей, мотивации к познанию и творчеству, развитию эмоциональной сферы, укреплению здоровья. Актуальным на сегодняшний день является создание условий для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности, её интеграции в систему мировой и отечественной культуры.
Занятия хоровым пением являются одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного.
Отличительная особенность
Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, тесно связана с работой школы и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности по освоению народной культуры.
Концертная деятельность является очень важной частью жизни хорового коллектива. Выступления, концертная деятельность активизируют, стимулируют работу школьников в коллективе, позволяют все более полно проявлять полученные знания, умения, навыки, способствует творческому росту хора и хористов, формированию личностных качеств.
Понимание и выполнение требований руководителя, его дирижёрского жеста, умение правильно оценивать исполняемое произведение.
В репертуар входят произведения, предназначенные для исполнения хором, хором с солистами. Возможность сольного пения важна для развития творческой активности, индивидуальности, эмоциональности, формировании и развитие певческой культуры.
Основной репертуар хора подбирается согласно контингенту, возрасту, возможностям и интересам детей. Среди исполняемых произведений - русские народные песни, классические произведения, современные песни, песни Великой Отечественной войны.
Цель программы
Оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, овладение основными вокально - хоровыми навыками, их закрепление, а в дальнейшем и осознанное применение в исполнительской деятельности, формирование певческой культуры, развитие творческой личности.
Задачи
обучающие задачи
- Формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально - хорового слуха, накопление музыкально - слуховых представлений, формирование музыкальной памяти; формирование стереотипа координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкостью, полётностью, вибраторностью, разборчивостью, мягкостью, с оптимальной для каждого силой, при условии сохранения индивидуальности звучания здорового детского голоса.
- формирование и закрепление навыков певческой эмоциональности и выразительности.
- развитие навыков вокальной артикуляции, певческого дыхания.
- постепенное расширение диапазона голоса.
- обеспечение роста выносливости голосового аппарата.
- формирование на этой основе вокально-хоровых навыков: пения без сопровождения, элементов многоголосного пения, умения «строить», петь в ансамбле согласованно, слитно, уравновешенно.
- формирование у ребят исполнительских навыков движения, музицирования;
воспитательные задачи
- воспитывать умение работать в коллективе, взаимопомощь, поддержка друг друга, воспитание эстетического вкуса, патриотических чувств и нравственных качеств.
- -воспитывать у ребят чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
- -прививать уважительное отношение к взрослым и сверстникам, терпимость к людям разных вероисповеданий
развивающие задачи-
- развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
- -совершенствовать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- -развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
- -формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов.
Возраст
Программа предполагает участие детей от 7 до 11 лет, не имеющие медицинских противопоказаний.
В ансамбле могут заниматься все желающие, без строгого отбора при приёме.
Сроки реализации программы, форма и режим занятий
Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, т. о. программа рассчитана на 144 учебных часа в году.
Проведение занятий может проходить в форме: комплексного занятия (беседа, показ, пение учебно - тренировочного материала); индивидуальной работы; участие в праздниках, концертах. Время занятий включает дополнительные репетиции перед выступлениями.
Репертуар подбирается согласно контингенту, возможностям и интересам обучающихся, в связи с этим допускаются изменения в планировании работы над репертуаром.
Ожидаемый результат
Вокальные навыки. Петь в унисон, петь в диапазоне: до1-ми2 октавы. Соблюдение при пении певческой установки. Формируется умение петь естественно, с мягкой атакой, легко, звонко, не форсировано, сохраняя индивидуальность тембра голоса. Правильно формировать и четко, точно произносить согласные. Уметь петь на одном дыхании. Уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, учиться петь нон легато и стаккато;
Развитие чувства ритма, лада;
Научится воспринимать музыку посредством музыкального фольклора;
Способность к импровизации;
Привить интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуре и культуре других народов;
Хоровые навыки. Уметь чисто и слаженно петь произведения с сопровождением и без него, следовать за дирижерскими указаниями. Знать исполнительско-певческие средства выразительности.
Способы проверки результатов
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий получаемые знания, умения, навыки;
- промежуточный, который проводится в определенное время (сдача хоровых партий) и фиксирует результаты учащихся по овладению различными знаниями, умениями, навыками;
- итоговый
Контроль может осуществляться в следующих формах: контрольные занятия, участие в отчетных концертах, конкурсах и фестивалях.
- открытое занятие, сольное и групповое прослушивание, исполнение самостоятельно фрагментов и целых произведений.
Подведение итогов работы по программе может быть представлено разными формами: в виде отчётного концерта, праздника, конкурса.
Учебно - тематический план
1 год обучения
Содержание и виды работы | Общее Количество Часов | Теория | Практика |
| |||
| 2 | 2 | |
| 28 | 4 | 24 |
| 30 | 6 | 24 |
| 12 | 2 | 10 |
| 12 | 2 | 10 |
| 40 | - | 40 |
| 18 | 2 | 16 |
| 2 | 2 | |
Итого: | 144 | 18 | 126 |
СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Вводное занятие
Теория.
План работы коллектива. Общее знакомство с искусством вокала. История вокала –Правило техники вокального исполнения.. Инструктаж по ОТ.
Хоровая дисциплина.Основные свойства певческого звука.
Теория Характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер. Движение легато, пение в унисон, пение соло, дуэтом. Простейшие попевки, распевки на гласные.
3. Основные понятия классического вокала.
Теория:
- пение в унисон;
- певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
- передача простого ритмического рисунка;
- четкая дикция;
- свободное владение дыханием;
- способность передать характер произведения;
- владение динамикой p – mf.
- репертуар 6 — 8 песен
Практика
- Пение в унисон, с элементами распевок, позволяющих овладению диапазоном в пределах 1, 5 октавы;
- приобретение навыков передачи характера произведения;
- овладение навыком перехода от p – mf.;
- овладение музыкальной памятью
.Развитие певческих навыков. Солист, хоровое исполнение песен.
- Теория.
- понимать музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор, трио ;
Практика
- упражнения для дикции;
- выработка певческого дыхания;
- навыки пения хором, дуэтом, трио, соло;
- развитие звуковысотного слуха и чувства лада;
Знакомство с элементами истории вокального искусства
Теория
Основные голосовые упражнения на гласные. Понятие вокала, вокального пения .Место в хоре. Своя партия в произведении.
Практика
Пение вокализов, опевание нот, Сочетание различных жанров музыки:
- пение простых мелодий в медленном и среднем темпе;
- выполнять элементарные упражнения для распевания;
- - исполнять звукоряд вверх и вниз в тональности до-мажор.
. Вокально - репетиционная работа.
Практика
Работа над вокальным произведением
Культурно-досуговая деятельность
Знакомство с лучшими, яркими представителями вокальной школы России и зарубежья. Например. Посещение музея « История музыкальных инструментов» в залах Шереметьевского дворца.
Практика
Посещение отчетных концертов других детских коллективов, детских вокальных ансамблей из других городов ближнего и дальнего зарубежья Посещение оперных спектаклей или просмотр их на видеокассете Знакомство с историей вокального русского и зарубежного искусства. Экскурсии, беседы, посещение театров. Знакомство с вокальной школой в России.
Итоговое занятие
Концерт.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Учащиеся 1-го года обучения должны
Знать:
-основные понятия вокального искусства;
- Унисон;
- Дыхание;
- Характер произведения;
- Дикция;
- Ритмический рисунок;
-песни-скороговорки, их произношение;
-названия нот.
Уметь:
- грамотно произносить текст в исполняемых произведениях, формировать гласные в сочетании с согласными;
- петь простые мелодии в медленном и среднем темпе;
- выполнять элементарные упражнения для распевания;
- исполнять звукоряд вверх и вниз в тональности до-мажор;
-понимать жесты дирижера;
В течение учебного года необходимо проработать с учащимися: 2-3 несложные детские песни, упражнения для распевания, песни-скороговорки, песни – считалки, дразнилки.
На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных вокально-технических навыков, включаются в работу элементы исполнительства.
Приложение:
Примерный хоровой репертуар для 1 года обучения:
1. Песни – попевки:
- «В саду ли в огороде», « Андрей-воробей, « У кота-воркота». « Песня про жука» из к\ф «Золушка»,
2.Музыкальные произведения зарубежных авторов, золотая классика :
- «Санта - Лючия», «Ямайка», « Приди, весна! » В.А.Моцарта;
- 3. Песни из мультипликационных фильмов, произведения отечественных композиторов:
- «Моя Россия» муз.Г.Струве:
- « Песня друзей» из к\ф « Бременские музыканты» муз Г.Гладкова сл.Ю.Энтина; « Мама» » из к\ф «Мама»,
- « Кабы не было зимы» из мультипликационного фильма « Зима в Простоквашино» музыка Е. Крылатова, сл.Ю.Энтина. , « Чучело-мяучело» из мультипликационного фильма « Котенок по имени «Гав», «Крейсер Аврора», «
- « Если с другом вышел в путь» музыка В. Шаинского, сл.М.Пляцковского,
- 4. Патриотические произведения, песни, посвященные Великой Отечественной войне:
- « О той весне», «День победы» музыка Д.Тухманова, сл. В.Харитонова,
« Песня про прадедушку». «Учил Суворов»;
- 5. Песни, посвященные Санкт-Петербургу:
- «Санкт-Петербург» музыка О.Кваши сл.Я.Лисиц (посвященная 300-летию со дня рождения Санкт-Петербурга),
Учебно-тематический план
2 год обучения
Содержание и виды работы | Общее Количество Часов | Теория | Практика |
1 Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 Хоровое воспитание. Основы звукоизвлечения | 28 | 2 | 26 |
3 Основные понятия классического вокала. Продолжение | 30 | 6 | 24 |
4.Развитие певческих навыков. Солист, хоровое исполнение песен. | 12 | 2 | 10 |
5. Вокально-хоровые приемы пения. Упражнения для голоса. | 12 | 2 | 10 |
6. Вокально -репетиционная работа. Исполнительское мастерство. | 40 | - | 40 |
7 Культурно-досуговая деятельность | 18 | 2 | 16 |
8.Итоговое занятие. Чему мы научились. | 2 | 2 | |
Итого: | 144 | 16 | 128 |
СОДЕРЖАНИЕ
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Вводное занятие.
Теория. План работы коллектива. Знакомство с вновь пришедшими воспитанниками.
Традиции коллектива. Проведение инструктажа по ОТ.
Хоровая дисциплина. Основы звукоизвлечения.
Теория. Правила вокального воспитания. Поведение на сцене, на репетиции. Основы звукоизвлечения:
- Атака звука;
- Средства музыкальной выразительности;
- Пауза в музыке;
- Тактовая черта;
Практика.
Дети учатся четко определять вступление, окончание вступления произведения, , начало и окончание части, периода, предложения, фразы, акцентировать конец музыкальной фразы .Учащиеся учатся воспринимать сильную и слабую доли такта на слух, а также определять музыкальные размеры 2.1 А, 3/4, 4/4, .Практические упражнения на развитие музыкальной выразительности помогают при работе с разучиванием песен, музыкальных форм.
Основные понятия классического вокала. Продолжение
- Теория. Повторяются пройденные ранее упражнения, пение в унисон;
- певческий диапазон в пределах 1,5 -2 октав
- передача простого и сложного ритмического рисунка;
- четкая дикция, речитатив ;
- свободное владение дыханием, цепное дыхания ;
- способность передать характер произведения;
- владение динамикой p – mf -f.
- репертуар 6 — 8 песен и более;
Развитие певческих навыков. Солист, хоровое исполнение песен.
- Вокально – хоровые приемы пения;
- Закономерности развития голоса;
- Дикция в пении. Упражнения для дикции. Скороговорки. Речевая дикционная разминка;
- Дирижерские жесты;
- Интонация и голос;
.Вокально-хоровые приемы пения. Упражнения для голоса.
Упражнения для голоса.
- упражнения для голоса на гласные «А», «О», «И»
- пение акапелла –без сопровождения (акапелла) ;
- . правильно дышать:
- уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плеч, петь короткие фразы на одном дыхании.
- в подвижных произведениях уметь делать быстрый вдох;
Вокально - репетиционная работа. Исполнительское мастерство.
- умение выступать на сцене;
- контролировать себя при пенни;
- слушать свою партию и весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, силе, не выделяясь в звучании;
- пение на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; быстрый вдох в произведениях отрывистых и подвижных;
- петь выразительно и осмысленно произведение с яркой тематикой;
- уметь петь чисто и слаженно эпизодическое подголосочное двухголосие;
- в упражнениях слышать трехголосные аккорды;
- петь с хором без сопровождения;
Культурно-досуговая деятельность
Практика
Знакомство с вокальными достижениями Российской культуры и зарубежья.
Проводятся беседы о поведении на концертах, спектаклями, номерами детских вокальных ансамблей Беседы по истории вокала:
- экскурсии;
- -посещение театров, музеев, концертов;
- -совместный досуг детей и родителей;
Итоговое занятие. Чему мы научились.
Практика
Праздник
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
В течение 2 –го года обучения у учащихся разносторонне развивается гармонический слух, обучение двухголосному пению. Обучение умению петь с сопровождением и без него, слушать и контролировать себя при пенни. Слушать свою партию и весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, силе, не выделяясь в звучании.
пение в диапазоне: первые голоса - до1 - ре2 (ми2). Вторые - до1 - си1 (до2). Соблюдение при пении правильной певческой установки. Пение с мягкой атакой, чистым, ясным, легким звуком. индивидуальность тембра. Звуковедение непринужденное, напевное и плавное, пение на одном дыхании более длинные музыкальные фразы. быстрый вдох в произведениях отрывистых и подвижных. Петь выразительно и осмысленно произведение с яркой тематикой.
Уметь петь чисто и слаженно эпизодическое подголосочное двухголосие. В упражнениях слышать трехголосные аккорды. Петь с хором без сопровождения одноголосные и несложные двухголосные произведения. Понимать жест и следовать, дирижерским показам характера произведений, изменений в динамике и в темпе.
Развитие концертной деятельности.
Примерный хоровой репертуар для 2 года обучения:
1. Песни – попевки, русские народные песни:
«Тонкая рябина», «Во поле береза стояла», «У ворот, ворот, ворот», « Калинка»,
« Вдоль по Питерской;
2.Музыкальные произведения зарубежных авторов, золотая классика:
- «О sole mio», » Besame mucho»; В.А.Моцарта «Приди весна и снова»
- 3. Песни из мультипликационных фильмов:
- « Песня трубадура», « Песня Атаманши» , « Дуэт короля и принцессы» из к\ф « Бременские музыканты» муз Г.Гладкова сл.Ю.Энтина.; « Мама» » из к\ф «Мама» пение с солистом,
- « Кабы не было зимы» из мультипликационного фильма « Зима в Простоквашино» музыка Е. Крылатова, сл.Ю.Энтина., с солистом, «Если добрый ты, это хорошо» из мультипликационного фильма «Кот Леопольд»,
- « Песня Львенка и черепахи» музыка В. Шаинского, сл.М.Пляцковского, «Улыбка» музыка В. Шаинского, сл.Ю.Энтина
- 4. Патриотические песни и посвященные Великой Отечественной войне, патриотические:
- «Эх, дороги» музыка А.Новикова сл.Л.Oшанина , «День победы» музыка Д.Тухманова, сл. В.Харитоно о «Ладоге»ва пение с солистом, «Солдатушки, бравы ребятушки»; «Весна» , « Три танкиста»; « Мальчишки у стен Ленинграда»
- 5. Песни, посвященные Санкт-Петербургу:
- «Санкт-Петербург» музыка О.Кваши сл. Я Лисиц (посвященная 300-летию со дня рождения Санкт-Петербурга) с солистом, « Вечерняя песня» музыка В.П.Соловьева-Седого,
Учебно-тематический план
Третий год обучения.
Содержание и виды работы | Общее Количество Часов | Теория | Практика |
1 Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 Хоровое воспитание. Основные свойства певческого звука. | 28 | 2 | 26 |
3 Основные понятия классического вокала. Продолжение | 30 | 3 | 27 |
4.Развитие певческих навыков. Координация голоса и слуха. | 12 | 2 | 10 |
5. Вокально-хоровые приемы пения. Вокально – хоровой строй. | 12 | 2 | 10 |
6. Вокально - репетиционная работа. Исполнительское мастерство. | 40 | - | 40 |
7 Культурно-досуговая деятельность | 18 | 2 | 16 |
8.Итоговое занятие. Чему мы научились. Творчество | 2 | 2 | |
Итого: | 144 | 13 | 131 |
СОДЕРЖАНИЕ
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Вводное занятие
План работы коллектива. Инструктаж по ОТ.
Хоровое воспитание. Основные свойства певческого звука.
Теория
- певческое звукообразование;
- жанры вокальной музыки;
- основные свойства певческого звука;
- основные типы голосов.
- средства музыкальной выразительности;
Практика
Вокальные упражнения на развитие музыкальности, определении мужских и женских вокальных голосов, жанров музыки, песни, танца, марша и т. д;
Основные понятия классического вокала. Продолжение.
Теория
Продолжение знакомства с лучшими представителями классического вокала – мастерами пения: Э Карузо, М.Каллас,
Практика
- пение по трезвучиям;
- умения петь в диапазоне pel (до1) - до2:,
- пение на цепном дыхании;
- дышать диафрагмой;
Развитие певческих навыков. Координация голоса и слуха.
Теория
- умение петь в дуэте, трио;
- импровизировать;
- сценическое перевоплощение;
- петь на p, f, mf; p----f;
Практика
Правильный вдох. Формирование оптимальной вокальной позиции, подготовка «места» для звука. Работа резонаторов. Действие головных и грудных резонаторов. Голосовые упражнения, упражнения с закрытым ртом. Соблюдение основных правил при выработке навыка цепного дыхания.
Вокально-хоровые приемы пения. Вокально – хоровой строй.
Теория
- вокально – хоровые упражнения;
- вокальная дикция;
- артикуляционная гимнастика;
- дирижерские жесты;
- певческое дыхание;
- упражнения для дыхания;
Практика
Соблюдение правил певческой установки при работе над музыкальным репертуаром. Сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов. Основные положения корпуса и головы.
Распевание. Разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения музыкальных произведений.
Введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании.
Упражнения «на дыхание». Считалки, припевки, дразнилки - для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.
Вокально - репетиционная работа. Исполнительское мастерство.
Теория
- певческое звукообразование;
- основные свойства певческого звука;
- сценический образ;
- исполнительское мастерство;
- развитие музыкальной памяти. Упражнения на высоту звука.
- вокальная позиция;
- работа с микрофоном.
Практика
Соблюдение правил сценического поведения, создание и воплощение сценического образа,
сочетание различных музыкальных направлений, петь выразительно и осмысленно произведение с яркой тематикой.
Практика Культурно-досуговая деятельность
Практика Продолжение знакомства с лучшими , яркими представителями вокальной школы России и зарубежья.
Итоговое занятие. Чему мы научились. Творчество
Практика Отчетный концерт
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Все требования, предъявляемые к учащимся второго года обучения, остаются обязательными и в третий год обучения. Дополнительно предъявляются следующие требования:
- знать вокальные распевки;.
- соблюдение правил певческой установки при работе над музыкальным репертуаром;
- сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов;
- основных положений корпуса и головы.
- использование дыхательных упражнений вне пения;
- упражнений в определенной последовательности - Дыхательная гимнастика.;
- формирования навыка правильных дыхательных движений.;
- использование метода произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией.
- знакомство с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. ;%
- дирижирование одной рукой.;
- освоении дирижерских жестов разного характера.;
- игра- «замени педагога». Покуплетное дирижирование.
-правильный вдох.;
-формирование оптимальной вокальной позиции, подготовка «места» для звука.;
-работа резонаторов. Действие головных и грудных резонаторов.;
-голосовые упражнения, упражнениях с закрытым ртом;
- пение на два голоса.;
- исполнение каноном;
- элементы двухголосия в упражнениях и распевании;
Методическое обеспечение программы
Во время занятий обязательным элементом вокально - хоровой работы является распевание, в основе которого речевые, голосовые и вокальные упражнения по системе Емельянова В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».Вокальные упражнения. Распевкт Э.Карузо
На занятиях комплексно используются различные методы вокальной работы, устное объяснение, репродуктивный, концентрический, эвристический, дирижёрский жест, фонетический и метод образных сравнений. В работе над репертуаром, в процессе разучивания используется как пение по слуху, так и с голоса учителя.
Специфика вокальной деятельности требует использование ТСО: фортепиано, СД, аудио - кассеты, работу с микрофоном.
Для подбора песенного репертуара используются хрестоматийные сборники
В процессе обучения используется следующие формы работы:
-практические тематические занятия;
-беседы;
-отчетные концерты;
-экскурсии;
-посещение театров, музеев, концертов;
-совместный досуг детей и родителей.
При изучении тем используется:
-наглядные пособия;
-изделия народных промыслов;
-традиционные предметы домашнего обихода;
-фото, аудио, видеоматериалы;
Очень важной и плодотворной формой работы является праздник как форма подведения итогов. Формы проведения праздника разнообразны: от посиделок (на Покров) и спектаклей (на Рождество). Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру. Важным является и этап подготовки к празднику, когда дети совместно с родителями украшают кабинет, создают костюмы, атрибуты праздника.
Игра является основной формой проведения занятий в коллективе основной методикой обучения и воспитания. Обучающие методики (рассказ, беседа, непосредственное подражание взрослому, выступающему как образец, и другие) дополняют игровой метод там, где необходимы полезные знания и навыки, расширяющие возможности детей в окружающем мире.
С целью ознакомления родителей с образовательным процессом, в который вовлечены дети, в начале, середине и в конце учебного года проводятся открытые занятия. На этих занятиях педагог раскрывает взаимосвязи всех элементов изучаемого материала в системе, демонстрируют успешность освоения программы, показывают групповые и индивидуальные упражнения, готовые и репетиционные работы детей, подводят итоги и беседуют с родителями.
При отборе содержания используется структурно-системный принцип, при котором изучаемый материал выстраивается с постепенным усложнением.
Наглядные и учебные пособия:
- Мультимедийная энциклопедия «Sonata» (не только классика) образовательная коллекция.
- Мультимедийная «Энциклопедия классической музыки» - «Интерактивный мир»
- Диски DVD – караоке.
- Фонограммы (-) в формате CD.
Раздаточный материал:
- тексты песен
- музыкальная запись в формате CD (по необходимости)
- партитуры
Инструкции по охране труда (папка)
Папки с песенным репертуаром, используемым во время занятий.
2. Воспитательный компонент.
Портфолио:
- Фотографии
- Информационные материалы о коллективе
- Памятка «Правила пения»
3. Компонент результативности.
- Диагностические материалы
- Дипломы, грамоты, благодарности
Материальное обеспечение программы.
Для реализации программы необходимо:
- специально оборудованный класс с наличием акустики и фортепиано;
- актовый зал, сцена (для репетиций);
- музыкальный центр;
- аудио – кассеты, видеокассеты, компакт – диски (CD);
, фотоаппарат;
- концертные атрибуты, костюмы.
Примерный хоровой репертуар для 3 года обучения:
1. Песни – попевки, русские народные песни:
«У зари, то у зореньки» пение каноном, «Во поле береза стояла» пение каноном,
« В темном лесе»;
2.Музыкальные произведения зарубежных авторов, золотая классика:
- Отрывок из оперы П.И.Чайковксого «Евгений Онегин» «Девушки, красавицы» «Вернись в Сорренто»;
- 3. Песни из мультипликационных , художественных фильмов:
- « Дуэт трубадура принцессы». «Говорят, мы бяки-буки, « Дуэт короля и принцессы» из к\ф « Бременские музыканты» муз Г.Гладкова сл.Ю.Энтина.;
- « Кабы не было зимы» из мультипликационного фильма « Зима в Простоквашино» музыка Е. Крылатова, сл.Ю.Энтина., с солистом, дуэтом;
- «За печкою поет сверчок» музыка Р.Паулса, из к\ф «Долгая дорога в дюнах»;
- 4. Патриотические песни и посвященные Великой Отечественной войне, патриотические:
- « Три танкиста» музыка Дан. И Дм. Покрассов сл Б.Ляскина, «День победы» музыка Д.Тухманова, сл. В.Харитонова пение с солистами, «Солдатушки, бравы ребятушки»;
- «Медаль за оборону Ленинграда» музыка Я.Дубравина, сл.В.Суслова пение с солистом
- 5. Песни, посвященные Санкт-Петербургу:
- «Санкт-Петербург» музыка О.Кваши (посвященная 300-летию со дня рождения Санкт-Петербурга) пение с солистом, дуэтом
- « Вечерняя песня» музыка В.П.Соловьева-Седого, пение с солистом
6.Разные произведения:
- « Мама» музыка В.Гаврилина сл.А.Шульгиной - пение с солистом
- «Снеженика» музыка Я.Дубравина, сл.В.Суслова
Справочная и методическая литература и электронные образовательные ресурсы:
для педагога, используемая при подготовке к занятиям
Википедия. Свободная энциклопедия. Дидактика. Статья. – [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/Дидактика
Кочегарова Л.В. Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2008. –2 апреля Электронный ресурс] http://www.eidos/ru/journal/2008/0402-3.htm
Краевский В.В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: http://www.eidos.ru/journal/2009/0831-4.htmhttp://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/2/Levichev
12-й всероссийский интернетный педсовет–[Электронный ресурс] //http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,55066/Itemid,118/
Информационные базы данных и заданий
Вопросы информатизации образования [Электронный ресурс] 2005-2011 — Научно-практический электронный альманах. Режим доступа: http://npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=224, свободный. — Загл. с экрана.
Интернет для детей. Каталог детский ресурсов. Kinder.ru [Электронный ресурс] 2002-2012 — Режим доступа: http://www.kinder.ru , свободный. — Загл. с экрана. http://www.kinder.ru/kinder.asp?razdel=3&podrazd=18
Википедия. [Электронный ресурс]
Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://feb-web.ru, свободный. — Загл. с экрана.
Школа цифрового века. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся [Электронный ресурс] Режим доступа: http://portfolio.1september.ru/subject.php?sb=20, свободный. — Загл. с экрана.
Литература для учащихся
Тематические подборки, тематические папки методических материалов из опыта работы, материалов периодической печати
Методические разработки, составленные педагогом : «Методическая разработка – Развитие певческой культуры», «Общие рекомендации по профилактике голоса, зрения»;
Каталог медиатеки по музыке (СД диски)
Медиотека: «В мире музыки» (выпуск 2), опера «Снегурочка», опера «Садко», балет «Щелкунчик».
Мультимедийное учебно – методическое пособие «Энциклопедия Классической музыки» - "Интерактивный мир"
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
Единая коллекция – http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал – http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации – http://viki.rdf.ru/
CD-ROM фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» под редакцией Е..Д. Критской, Г. П. Сергеевой , Москва, издательство «Просвещение», 2009 год.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
- Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания /Под ред. В.А.Березиной, О.И. Волжиной, И.А.Зимней. – М.: Вента-на Граф, 2002
- Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
- ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06- 1844
- Педагогический поиск/Сост.И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 2000
- Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Ростов на Дону: Изд-во «Учитель», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа вокальной группы "Капельки"
Курс обучения по данной программе рассчитан на детей в возрасте от 7 до 11 лет (1-4 классы). Целью дополнительной образовательной программы является развитие творческих способностей обуча...
Вводное занятие в образовательную программу вокальной студии "Созвездие"
Занятие разработано в разделе авторской образовательной программы вокальной студии "Созвездие" для учащихся 2-4 классов. Тема занятия "Путешествие в страну Звукляндию". К занятию прилагаются пам...
Программа вокального кружка "Жаворонок"
Программа вокального кружка для детей 7-9 лет....
Методическая разработка по программе вокально-хорового объединения.
Тема: "Артикуляция, распевки". дыхательная гимнастика".Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов школы, художественных руководителей работающих ...
Рабочая программа вокального кружка 1 класс
Рабочая программа вокального кружка 1 класс...
программа вокального кружка "Весёлые нотки"
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного о...
Программа вокального кружка "Вокальный ансамбль и сольное пение"
Программа работы с ансамблем "Чудесенка" 1 класс "Вокальный ансамбль и сольное пение"...