Методическая разработка по программе вокально-хорового объединения.
методическая разработка по музыке на тему
Тема: "Артикуляция, распевки". дыхательная гимнастика".
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов школы, художественных руководителей работающих в домах культуры и клубах. Алгоритм проведения занятия изложен в доступной форме
и им может воспользоваться как опытный, так и начинающий педагог, осуществляющий свою деятельность в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.rarz_._original.docx | 46.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Районный центр детского творчества»
Комитет образования Гатчинского муниципального района
Принята на педагогическом совете Утверждена директором МБОУ ДОД «РЦДТ»
Протокол № …….от «…»….20…г. приказ № ………..от «…»……….20……..г.
………………………………Михайлова Е. Н.
Методическая разработка
открытого занятия
к программе вокально-хорового объединения
«Юность+»
Тема: «АРТИКУЛЯЦИЯ, РАСПЕВКИ.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА»
Автор – Семагина Юлия Борисовна
Педагог дополнительного образования
Посёлок Терволово
2012 г.
Пояснительная записка
Задачи проводимого дела в соответствии с дидактическим циклом:
- Изучение нового материала;
- Применение знаний на практике;
- Формирование практических умений; (совершенствование)
- Контроль знаний
Рассчитана методическая разработка на занятие с детьми в возрасте
10-14 лет прошедших двухгодичный курс обучения в вокально-хоровом объединении «Юность».
Данное занятие входит в раздел № 3 «Учебно-тренировочный материал» и рассчитано занятие на 2 академических часа.
На данном занятии применяется игровая и здоровьесберегающая технология. Также, для повышения эффективности организации учебной деятельности применяется технология групповой работы способствующая организации взаимопомощи и взаимоконтроля, воспитания чувства коллективизма и вокальной дисциплины:
а) постановка учебной задачи и инструктаж в ходе занятия;
б) планирование работы в группах;
в) групповое и индивидуальное выполнение задания;
г) сообщение о результатах;
д) обсуждение результатов;
е) подведение итогов;
ж) общий вывод о достижениях.
Тема занятия: «Артикуляция, распевки. Дыхательная гимнастика»
Тип занятия: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков
Цель
Формирование специальных вокальных навыков чистого интонирования путем распевочных, артикуляционных и дыхательных упражнений.
Задачи:
Образовательные: Закрепить умение правильного дыхания,
интонирования.
Развивающие: Развитие вокального слуха.
Воспитательные: Воспитание вокальной дисциплины.
Техническое оснащение и технические средства
обеспечения занятия:
Оборудование:
фортепиано -1;
музыкальный центр-1;
метроном -1;
комплект мультимедийного оборудования -1;
персональный компьютер – 1;
нотные тетради - 2.
cd – диски с песенными номерами -2;
Дидактические материалы: образовательная программа, план-конспект занятия, методическая разработка занятия, учебная литература.
Организация учебной деятельности:
Форма организации учебной работы - групповая;
Форма организации образовательного процесса – комбинированная (теорети-
ческая и практическая часть);
Форма организации деятельности детей:
- традиционная – беседа, проверочная работа, самостоятельное выступление, подведение итогов
- нетрадиционная - практические действия на основе видеоматериала, работа над ошибками;
Формы подведения итогов: беседа, выступление.
Методические советы по подготовительному периоду
Трудные моменты и как их избежать:
Накануне рассказать о правилах поведения на занятии, о недопустимости еды перед выступлением, жвачке. Возможны также проблемы с электричеством (не будет работать муз. центр), все записи должны быть во втором экземпляре на бумажном носителе (нотная тетрадь), для возможности исполнить их на фортепиано. Отрепетировать с детьми все песни A`capella (без музыкального сопровождения). Изучить с детьми все жесты и условные знаки педагога-дирижёра.
Для педагога:
-заранее оповестить родителей и детей об открытом занятии;
-отобрать необходимый песенный, распевочный материал, провести артикуляционные и дыхательные упражнения;
-досконально выучить и отработать часть распевочного, артикуляционного материала;
-разработать подробный план-конспект или методическую разработку занятия;
-заранее распределить учащихся по голосам(1 и 2 голос);
-проконтролировать исправность технического оборудования;,
-написать сценарий новых игр;
Для детей:
- на предыдущих занятиях разучивание музыкального материала: распевочные упражнения, упражнения из дыхательной гимнастики, 1-ый и 2-ой голоса в «Гимне Терволово».
При проведении занятия используются следующие методы:
Теоретическая часть - словесный (рассказ, объяснение, информация);
- наглядный (демонстрация, показ);
Практическая часть - практические (практическая работа обучаемых с
дозированной помощью педагога и товарищей, самостоятельная работа, упражнение, тренировка.)
- методы формирования чувств (стимулирование, одобрение, похвала, порицание, контроль.)
- наглядный (показ, демонстрация);
- инструктаж (вводный, текущий);
- предъявление учебных требований;
- контроль (самоконтроль, взаимоконтроль);
- рефлексия (воспроизведение знаний, анализ);
- включенное наблюдение;
Результаты наблюдений по разработанным критериям оценки фиксируются в диагностическую таблицу (см. «Подведение итогов», таблица № 1 и № 2).
- Изложение основного материала
План занятия (этапы)
1. Подготовка к занятию (4 мин.)
2. Организационный момент (4 мин.)
3. Актуализация знаний (22 мин.)
4. Основная часть (50 мин.)
5. Заключение (10 мин.)
6. Подведение итогов
Ход занятия
1. Подготовка к занятию. (4 мин.)
- проверка присутствия детей на занятии
- организация рабочего места,
- проверка готовности ТСО
- сообщение темы и плана занятия, цели и задач
Ребята занимают свои места. Распределяются в построении по голосам. Подравнивают спинки. Педагог–дирижёр занимает своё место. Приветствие педагога и обучающихся.
- «Здравствуйте, ребята» (до-соль, наверх)
- «Здравствуйте, учитель» (соль-до, вниз)
2. Организационный момент. (4 мин.)
Ребята, тема нашего занятия: Артикуляция. Распевки. Дыхательная гимнастика. Скажите, пожалуйста, что такое артикуляция. Как вы думаете?
Выслушиваю ответы детей. Поправляю ошибочные, хвалю за правильные.
(Применяется метод стимулирования – похвала)
Молодцы, вы правы. Я подытожу ваши ответы. Артикуляция – это работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), для более чёткого и правильного произнесения звука.
3. Актуализация знаний. (22 мин.)
Сегодня, работу над артикуляцией мы начнём со скороговорок:
«Хвалю халву», «Король орёл», «Утята», «Цапля».
Проговариваю скороговорки, показываю движение губ, языка, челюсти и т.д. Предлагаю детям их повторить
Первый раз – обучающиеся повторяют медленно и с педагогом, далее в медленном темпе вместе, в среднем темпе, в заключении 2 раза в быстром темпе. (Применяется практический метод: практическая работа обучаемых с дозированной помощью педагога.)
Выборочно опрашиваю нескольких (3-4)обучающихся. (Применяется словесный метод – «опрос». Рефлексия «воспроизведение знаний, анализ»).
-Хорошо! Следующее упражнение: «Часики». (Растянуть губы в улыбке и кончиком языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов).
Далее при выполнении всех упражнений применяю наглядный метод - «демонстрация», «показ».
Показываю приемы выполнения упражнений:
- Упражнение «Рыбка». (Беззвучное смыкание губ);
- Упражнение «Супер-челюсть»;
- «Цокание лошади» (3 вида данного упражнения);
- «Полоскание горла»;
- «Зубная щётка» (Проведение языком по кругу(зубы, дёсны, щёки)).
Рекомендую все эти артикуляционные упражнения начинать в умеренном темпе. Показываю темп. Отслеживаю степень усвоения упражнения, По мере освоения постепенно увеличиваю темп. Дети повторяют вместе со мной.
А, сейчас, мы приступаем к распевочным упражнениям.
- «2 звука закрытым ртом».
- «5 звуков закрытым ртом».
- «Трактор».
- «Езда на машине».
- «До-Ре-До».
- «Рики-рики».
- «До – соль – фа-ми-ре-до».
- «Царь-государь». Упражнения проводится в 6-7 тональностях.
Далее, мы с вами распеваем гамму До мажор. - на легато;
- на стаккато;
- пунктиром, перебежками.
При выполнении детьми артикуляционных и распевочных упражнений использую метод «включенного наблюдения» за правильностью выполнения детьми этих упражнений.
4. Основная часть. (50 мин.)
Здесь применяются практические и наглядные методы работы и групповая технология (дети построены в определённом голосовом порядке).
Педагог садится за фортепиано.
Работа над двухголосием в Гимне Терволово - дети внимательно слушают звуковедение обоих голосов и без подсказки педагога стараются исправить интонационные ошибки.
Работа над чёткостью и выразительностью текста - показываю приёмы звукоизвлечения, приёмы снятия согласных букв в конце фраз, динамические оттенки в звуковедении. Дети стараются повторить вместе с педагогом, далее самостоятельно.
Вся работа проходит с использованием метронома, для более чёткого и правильного усвоения темпа и ритмического рисунка произведения. Вся данная работа подчинена развивающей задаче нашего занятия: развитие вокального слуха.
Перерыв 10 минут.
После перерыва предлагаю детям также поработать над двухголосием и над чёткостью и выразительностью текста песен «Хохлома», «Праздник детства». Полное исполнение последних 2-х песен. (Применяю метод стимулирования – отмечаю наиболее старательных, хвалю отличившихся.)
Далее предлагаю посмотреть презентацию на песню «Хохлома» и «Праздник детства». Включаю компьютер, мультимедийную установку. Дети смотрят видеоклип. Кадры презентации подобраны с учётом темы, характера произведения.
- Дальше, ребята, мы поработаем над дыханием. Скажите, а для чего мы дышим перед исполнением песен?
Внимательно выслушиваю ответы детей, поправляю ошибочные. Детям объясняю, что гимнастика дыхания направлена на улучшение их самочувствия, также может использоваться во время болезни, для облегчения дыхания и откашливания.
Прошу всех подравняться, животики втянуть, спинка прямая, опустить
плечики. (Применяю наглядные методы работы, показываю и демонстрирую эти действия)
- «Руки вверх».
- «Растяжка+кыш».
- «Работа плечами».
- «Гоняем кошку» (кыш, ч, х, с, фф.) На разных видах дыхания.
- «Воздушный шарик», (упражнение на длинное дыхание).
- «длин.вдох – длин.выдох; длин.вдох – короткий выдох; короткий вдох –
длин.выдох).
- «Самовар».
Обучающиеся, по истечении данных упражнений, должны добиться ровного, глубокого (дыхание животом), длинного дыхания.
А теперь, мы с вами немного поиграем. Какие-то игры уже вам знакомы, а что-то вы увидите и попытаетесь сделать впервые.
- Дыхательная игра «Егорка».
- Дыхательная игра «Ныряльщик»
(Эти игры знакомы детям по предыдущим занятиям)
А теперь давайте сыграем в новую дыхательную игру «Скакалка».
На экране мультимедийной установки включаю файл со словами игры-стихотворения
«На скакалке я скачу, научиться я хочу,
так владеть дыханием, чтобы звук держать оно могло бы.
Чтоб всегда ритмично было и меня не подводило,
Я скачу без передышки, и в помине нет отдышки,
Голос звонок, льётся ровно, и не прыгаю я словно,
Раз-два, раз-два, раз-два, раз, можно прыгать целый час»
Главная цель игры: умение рассказать стихотворение как можно более выразительно, чётко, в среднем темпе, на одном дыхании, при этом имитировать движения, прыгающего на скакалке. (Это упражнение было увидено мной на открытом уроке по вокалу заслуженного педагога Нины Серебряной.)
На начальном этапе идёт прочитывание текста, его заучивание с помощью педагога. Далее обучающиеся пытаются на более длинном дыхании произнести несколько строчек. Дальше темп увеличивается. Дети слушают себя, прислушиваются к соседу, сами стараются поправить свои ошибки, стараются работать в одном темпе и в одной дыхательной установке.
В этой игровой части занятия решается одна из поставленных задач - «воспитание вокальной дисциплины».
Хвалю детей, объясняю, что на одном занятии невозможно добиться отличных результатов, «бесконечного» дыхания. Предлагаю эту игру проводить на каждом занятии по хоровому пению, и прошу ребят порепетировать это упражнение дома.
А сейчас, нам предстоит работа над двумя оставшимися произведениями «Спасибо Вам, учителя», «Мой добрый учитель».
Произвожу работу над артикуляцией, точным голосоведением фраз песен, динамическими оттенками, выразительностью звучания (применяется наглядный и практический метод.)
Дети повторяют, а потом стараются самостоятельно исполнить озвученные фразы. При достижении нужного качества производим полное исполнение песен: «Спасибо Вам, учителя», «Мой добрый учитель».
В этой части занятия решаются поставленные задачи: развитие вокального слуха и вокальной дисциплины
5. Заключение. (10 мин.)
Задаю вопросы ребятам - Понравилось ли им занятие? Какие песни и
упражнения им больше нравится исполнять? Почему понравилось то или другое?
Выслушиваю ответы. Беседую. (метод – диалог)
Обращаюсь к родителям с приглашением активнее участвовать в творческой деятельности их детей. Приглашаю детей на занятия в хоровой кружок на следующий год.
В заключение предлагаю исполнить родителям вместе с детьми песню под караоке «Гимн Терволово» (Включаю на ПК нужный файл, на экране проецируются слова гимна, аккомпанирую на фортепиано).
После исполнения анализирую сложившуюся ситуацию и при положительных эмоциях предлагаю также совместно исполнить Гимн хорового коллектива «Юность».
Отмечаю особо отличившихся. Благодарю всех участников занятия.
Методические советы детям.
Информация детям о том, как они смогут использовать свои вокальные навыки, своё умение произносить скороговорки в летних лагерях, на концертных площадках, дома на праздниках, при пении в караоке. Также у них есть возможность выступить перед ветеранами, друзьями. Если вдруг они заболели, то смогут самостоятельно провести дыхательную гимнастику для улучшения самочувствия.
ДО СВИДАНИЯ!
Подведение итогов
Результаты включенного наблюдения за деятельностью детей во время занятия фиксируются в диагностическую таблицу определения уровня освоения задач занятия (см. таблицу № 1)
Символ уровня освоения учебного материала:
«В» - глубокое усвоение учебного материала (высокая степень);
«С» - обучаемый нуждается в коррекции (средняя степень);
«Н» - деятельность учащегося требует пристального внимания педагога
(низкая степень).
Таблица №1
№ | Фамилия, имя обучаемого | Уровень образованности | Уровень развития | Уровень воспитан. | Сумма | |
Правильность дыхания | Правильность интонирования | Вокальный слух | Вокальная дисциплина | |||
1. | Гаврилова Ксения | В | С | В | В | «В» |
15. |
Анализ уровня по каждой задаче позволяет педагогу осуществить выбор индивидуальных методов и приемов обучения, направленных на достижение качества образования.
Оценка уровня освоения детьми задач занятия осуществляется по разработанным критериям оценки и показателям в соответствии с нижеприведенной таблицей № 2
Критерии оценки поставленных задач:
Образовательные: Закрепление умений правильного дыхания, интонирования.
- Правильное использование теоретических знаний в процессе пения – высокий уровень
- Теория усвоена, но иногда отсутствует контроль при пении и дыхании, допускаются интонационные ошибки – средний уровень
- Неумение применять полученные знания на практике, совершенно неустойчивая интонация – низкий уровень.
Развивающие: Развитие вокального слуха.
- Полное соответствие теоретических знаний и практических умений – высокий уровень
- В целом соответствие, допускается 1-2 ошибки – средний уровень
- Неумение применять теорию на практике. Отказ от упражнений. – низкий уровень
Воспитательные: Воспитание вокальной дисциплины.
1. Осмысленное и правильное применение знаний и умений во время выступлений – высокий уровень
2. Допускаются небольшие ошибки. Есть большое желание их исправлять – средний уровень
3. Неумение контролировать себя – низкий уровень.
Таблица № 2
Параметр (задачи) | Критерий оценки | Показатели | Оценка уровня |
Правильность дыхания | Бережное отношение к дыхательному аппарату; освоение правил вокального дыхания. | Осмысленное овладение приемами пения и дыхания. |
|
Правильность интонирования | Умение петь чисто, легко, без нажима; умение слышать фальшивые звуки. | Овладение приемами пения и формирования звука. |
|
Вокальный слух | Умение слышать фальшивый звук; умение правильно спеть мелодический рисунок. | Чистота воспроизведения звука. | Полное соответствие теоретических знаний и практических умений – Высок. уровень В целом соответствие, допускается 1-2 ошибки – Средн. уровень Неумение применять теорию на практике. Отказ от упражнений. – Низк. Уровень. |
Вокальная дисциплина | Умение слышать голосовое звуковедение; умение подчинять личные интересы интересам коллектива. | Умение слышать себя и окружающий коллектив; умение вокально продстроиться; самостоятельность в исправлении ошибок. | Осмысленное и правильное применение знаний и умений во время выступлений – Высок. уровень Допускаются небольшие ошибки. Есть большое желание их исправлять – Средн. Уровень Неумение контролировать себя – Низк. Уровень. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бражникова О. «Гимн Терволово»
2. Верижников Ю. «Спасибо Вам, учителя»
3. Гонтаренко Н. Б.. Сольное пение. Секреты вокального мастерства -
Ростов-на Дону: Феникс, 2007
4. Лекции Корягиной А. В., заведующей кафедры эстрадного вокала
музыкального колледжа им. М. П. Мусоргского
5. Миловский С. А.. Распевание на уроках пения - М.: Музыка, 1977
6. Савостьянов А. И.. 300 упражнений учителю для работы над дыханием,
голосом, дикцией и орфоэпией - М.: Педагогическое общество России,
2005
7. Стулова Г. П.. Развитие детского голоса в процессе обучения пению - М.:
Прометей, 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по программе "Разговор о правильном питании" (первая часть): праздничное (итоговое) представление "Правильно питаться, здоровьем отличаться!"
С помощью сказочных героев дети отправляются в кулинарное путешествие по городу Здоровянск. Они сортируют разные крупы и рассказывают, как приготовить овсяную кашу. Гово...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
Методическая разработка.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» учащегося 3 класса, находящегося на индивидуальном обучении, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ЗПР)
Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №159...
Рабочая программа вокально-хорового кружка .
Рабочая программа вокально-хорового кружка разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса» , Д Огороднова « Музыкально –певч...