программа по музыке Критская 1-4 классы "Перспектива"
рабочая программа по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 142784, г.Москва, г.Московский, ул. Радужная, дом 5. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495) 642-60-96; email:2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
ПРИНЯТО: на педагогическом совете ГБОУ Школа №2065 Протокол №1 от 28.08.2015 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ Школа №2065 ___________________Н.С.Файдюк 01.09.2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
Образовательная программа
«ПЕРСПЕКТИВА»
Критская Е.Д.
1-4 классы
г. Москва
2016-2020
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты:
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
1-4 классы
Учащиеся должны знать:
- какова роль музыки в повседневной жизни человека.
- основные понятия и музыкальные термины, виды музыкальной деятельности:
- принципы развития музыки, формы музыкальных сочинений, виды театров;
- жанры музыки.
- музыкальные произведения, называть их авторов.
Учащиеся должны владеть:
- Певческими навыками, выразительным исполнением песен.
- Навыками элементарного музицирования на простейших инструментах.
- Элементами музыкальной грамоты.
1-3 классы
Учащиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
4 класс
Учащиеся должны уметь:
- эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- выразительно исполнять соло и хором;
- распознавать на слух песню, танец, марш;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии, песни;
- различать на слух звучания отдельных инструментов;
- устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства;
- использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках;
- размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней;
- определять свое отношение к музыкальным явлениям.
1 класс:
- развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
- побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
- развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
- формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
- развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
- развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
- формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
- освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
2 класс:
- развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
- понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
3 класс:
- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;
- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
4 класс:
• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
Содержание учебного предмета, курса
Основное содержанием курса представлено следующими модулями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальные картины мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств, характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно – образного содержания произведений. Формы одночастные, двух - и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальные картины мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли, песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, вокальные). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи(CD,DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские и мужские. Хоры: детский, мужской, женский, смешанный. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание. Образная сфера и музыкальный язык.
№ | Раздел | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1. | Музыка вокруг нас. | 16 | - | - | - |
2. | Музыка и ты. | 17 | - | - | - |
3. | «Россия – Родина моя!» | - | 3 | 5 | 5 |
4. | «День, полный событий» | - | 6 | 4 | 5 |
5. | «О России петь – что стремиться в храм» | - | 7 | 6 | 4 |
6. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | - | 4 | 5 | 5 |
7. | «В музыкальном театре». | - | 6 | 6 | 6 |
8. | «В концертном зале». | - | 3 | 3 | 3 |
9. | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | - | 4 | 4 | 4 |
10. | Резерв рабочего времени. | 1 | 1 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 33 ч | 34 ч | 34 ч | 34 ч |
Тематическое планирование
1 класс (33 ч)
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Музыка вокруг нас (16 ч) | ||
1 | Как услышать музыку? | 1 |
2 | «И Муза вечная со мной». | 1 |
3 | Хоровод муз. | 1 |
4 | «Повсюду музыка слышна…» | 1 |
5 | «Душа музыки – мелодия». | 1 |
6 | Музыка осени. | 1 |
7 | « Сочини мелодию». | 1 |
8 | «Азбука, азбука каждому нужна…» | 1 |
9 | Музыкальная азбука. | 1 |
10 | Музыкальные инструменты. | 1 |
11 | «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 |
12 | «Звучащие картины». | 1 |
13 | «Разыграй песню». | 1 |
14 | «Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины». | 1 |
15 | «Добрый праздник среди зимы». | 1 |
16 | Обобщающий урок (концерт). | 1 |
Музыка и ты (16 ч) | ||
18 | «Край, в котором ты живешь». | 1 |
19 | Художник, поэт, композитор. | 1 |
20 | Музыка утра. | 1 |
21 | Музыка вечера. | 1 |
22 | «Музыкальные портреты». | 1 |
23 | «Разыграй сказку». «Баба Яга» - русская народная сказка. | 1 |
24 | «Музы не молчали…» | 1 |
25 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. | 1 |
26 | Мамин праздник. | 1 |
27 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | 1 |
28 | Музыка в цирке. | 1 |
29 | Опера-сказка. | 1 |
30 | «Дом, который звучит». | 1 |
31 | «Ничего на свете лучше нету». | 1 |
32 | Обобщающий урок. (Урок-концерт.) | 1 |
Резерв рабочего времени (1 ч) | ||
33 | Резервный урок. | 1 |
2 класс (34 ч)
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
«Россия – Родина моя!» (3 ч) | ||
1 | Мелодия. | 1 |
2 | «Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.» | 1 |
3 | Гимн России. | 1 |
«День, полный событий» (6 ч) | ||
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано). | 1 |
5 | Природа и музыка. Прогулка. | 1 |
6 | «Танцы, танцы, танцы…» | 1 |
7 | «Эти разные марши». «Звучащие картины». | 1 |
8 | «Расскажи сказку». Колыбельные. «Мама». | 1 |
9 | Обобщающий урок. | 1 |
«О России петь – что стремиться в храм» (7 ч) | ||
10 | Великий колокольный звон. «Звучащие картины». | 1 |
11 | Святые земли русской. «Князь Александр Невский». | 1 |
12 | Святые земли русской. «Сергий Радонежский». | 1 |
13 | Молитва. | 1 |
14 | С Рождеством Христовым! | 1 |
15 | Музыка на Новогоднем празднике. | 1 |
16 | Обобщающий урок. | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч) | ||
17 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. | 1 |
18 | Фольклор – народная мудрость. «Разыграй песню». | 1 |
19 | Музыка в народном стиле. «Сочини песенку». | 1 |
20 | Проводы зимы. Встреча весны. | 1 |
«В музыкальном театре» (6 ч) | ||
21 | Детский музыкальный театр. Опера. | 1 |
22 | Детский музыкальный театр. Балет. | 1 |
23 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | 1 |
24 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | 1 |
25 | «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. | 1 |
26 | Обобщающий урок. | 1 |
«В концертном зале » (3 ч) | ||
27 | Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). | 1 |
28 | «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. | 1 |
29 | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. | 1 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч) | ||
30 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах! | 1 |
31 | Все в движении. Попутная песня. | 1 |
32 | Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда). | 1 |
33 | Природа и музыка. «Печаль моя светла». | 1 |
Резерв рабочего времени (1 ч) | ||
34 | Резервный урок. | 1 |
3 класс (34 ч)
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
«Россия – Родина моя!» (5 ч) | ||
1 | Мелодия - душа музыки. | 1 |
2 | Природа и музыка (романс). Звучащие картины. | 1 |
3 | «Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава | 1 |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 |
5 | Опера «Иван Сусанин». | 1 |
«День, полный событий» (4 ч) | ||
6 | Образы природы в музыке. Утро. | 1 |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 1 |
9 | Обобщающий урок. | 1 |
«О России петь – что стремиться в храм» (6 ч) | ||
10 | Образ матери. «Богородице Дево, радуйся!» | 1 |
11 | Древнейшая песнь материнства. | 1 |
12 | «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» | 1 |
13 | Вербное воскресенье. «Вербочки». | 1 |
14 | Святые земли Русской. «Княгиня Ольга. Князь Владимир». | 1 |
15 | Обобщающий урок. | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч) | ||
16 | «Настрою гусли на старинный лад» (былины). | 1 |
17 | Певцы русской старины (Баян. Садко). | 1 |
18-19 | Сказочные образы в музыке. | 1 |
20 | Народные традиции и обряды. Масленица. | 1 |
«В музыкальном театре» (6 ч) | ||
21 | Опера «Руслан и Людмила». | 1 |
22 | Опера «Орфей и Эвридика». | 1 |
23 | Опера «Снегурочка». | 1 |
24 | Опера «Садко». | 1 |
25 | Балет «Спящая красавица». | 1 |
26 | В современных ритмах (мюзиклы). | 1 |
«В концертном зале » (3 ч) | ||
27 | Музыкальные инструменты. Флейта. Скрипка. | 1 |
28 | Сюита «Пер Гюнт». | 1 |
29 | Мир Бетховена. «Героическая» симфония Бетховена. | 1 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч) | ||
30 | Джаз – музыка ХХ века | 1 |
31-32 | Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. | 2 |
33 | «Прославим радость на земле!» | 1 |
Резерв рабочего времени (1 ч) | ||
34 | Резервный урок. | 1 |
4 класс (34 ч)
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
«Россия – Родина моя!» (5 ч) | ||
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» | 1 |
2 | Как сложили песню? «Звучащие картины». | 1 |
3 | «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | 1 |
4 | «Я пойду по полю белому…» | 1 |
5 | «На великий праздник собралася Русь!» | 1 |
«День, полный событий» (5 ч) | ||
6 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1 |
7 | Зимнее утро, зимний вечер. | 1 |
8 | «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. | 1 |
9 | «Ярмарочное гулянье». | 1 |
10 | «Приют, сияньем муз одетый…». | 1 |
«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч) | ||
11 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 |
12 | Кирилл и Мефодий. | 1 |
13 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 |
14 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч) | ||
15 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 |
16 | Оркестр русских народных инструментов. | 1 |
17 | «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. | 1 |
18 | Народные праздники. Троица. | 1 |
19 | Обобщающий урок. | |
«В музыкальном театре» (5 ч) | ||
20 | Театр музыкальной комедии. | 1 |
21 | Балет «Петрушка». | 1 |
22-23 | Опера «Иван Сусанин». | 2 |
24 | «Исходила младёшенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). | 1 |
25 | Театр музыкальной комедии. | 1 |
«В концертном зале » (3 ч) | ||
26 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. | 1 |
27 | «Старый замок». «Счастье в сирени живет…» | 1 |
28 | «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…» | 1 |
29 | Патетическая соната. Годы странствий. | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч) | ||
30 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 |
31 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | 1 |
32 | В каждой интонации спрятан человек. | |
33 | Музыкальный сказочник. | 1 |
Резерв рабочего времени (1 ч) | ||
34 | Резервный урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке Критская "Школа России"
Программа для 1- 4 классов...
Рабочая программа по музыке Критская 5-7 класса ФГОС
Рабочая программа разработана на основе ФГОС второго поколения...
Рабочая программа по музыке Критская 1 класс
Разработка рабочей программы. Разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы....
Рабочая программа по музыке Критская, Сергеева, Шмагина
Авторы Критская, Сергеева, Шмагина...
КТП к рабочей программе по музыке Критской Е.Д. 2014-2015
КТП по ФГОС для 1-4 классов на 2014-2015 учебный год...
рабочая программа по музыке Критская Школа россии
Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с ФГОС...