Рабочая программа по музыке Критская
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме

Халилова Любовь Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tem._plan.docx42.95 КБ
Файл materialno-tekhnicheskoe_obespechenie.docx14.77 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx35.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Календарно  –  тематическое планирование

№ п/п

     Тема  урока

Кол-во

ча

сов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерите

ли

Планируемые результаты освоения     материала

Дата проведения

Универсальные учебные действия (УУД)

Освоение предметных
знаний (базовые понятия)

  план.

факт.

                                                                                                           Музыка вокруг нас

1

«И Муза вечная со мной!»

   1

Изуче-ние и пер-вич-ное закрепле-ние новых зна-ний

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполнять песни (хором).

вход

ной, тема-тический

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель

Научатся: слушать музыку на примере произведений П.И.Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты), «Салиха Сайдашева «Встречный марш»; «Песня о школе»  Д. Кабалевский,  В. Викторов; «От улыбки» В. Шаинский, М. Пляцковский; размышлять об истоках возникновения музы-кального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.

Познакомятся с назначением основных учебных принадлеж-ностей и правилами их пользования

06.09

 2

Хоровод муз

   1

Изучение и закрепле

ние но

вых зна

ний; урок-игра

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Исполнять песни (хором).

Сравнивать музыкальные и речевые интонации.

теку-щий

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе.

Личностные: чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов

Научатся: водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой

13.09

 3

Повсюду музыка слышна

  1

Изучение ново

го мате

риа

ла; урок-экскурсия

Осуществлять первые опыты  импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

теку

щий

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные:  ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии

Научатся: сочинять песенки попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен - попевок; принимать участие в элементарной импро-визации и исполни-тельской деятельности (примеры попевок на осеннюю тему)

 20.09

 4

Душа музыки – мелодия.

  1

Обобще

ние и систе-мати

зация зна

ний

Опираясь  на  простые  жанры – песню,  танец,  марш  выявить  их  характерные особенности.  В   марше - поступь,  интонации  и  ритмы   шага,  движение. Песня-напевность,  широкое  дыхание,  плавность   линий  мелодического  рисунка.  В  песне учащиеся  играют  на  воображаемой  скрипке.  В  марше  пальчики- “солдатики”  

маршируют  на  столе,  играют  на  воображаемом  барабане.  В  вальсе  учащиеся  изображают  мягкие  покачивания  корпуса.

теку-щий

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные: продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

Научатся: определять характерные черты жанров музыки на примерах произведений: «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П.И.Чайковского; «Колыбельная», «Марш», Н.Жиганова «Кария-Закария» -татарская народная песня.

 27.09

 5

Музыка осени.

  1

Изучение ново

го мате

риала

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других видов искусств. Выразительность и изобразительность  музыкальной интонации.

 Куплетная  форма  песен.

теку

щий

Регулятивные: формулировать и удерживать  учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание:

Научатся: слушать мотивы осенних мелодий на примере произведений П.И.Чайковского «Осенняя песнь», Г.Свиридов «Осень», Т.Потапенко «Скворушка прощается»,

 М.Л. Лазарева осенние попевки, объяснять термины мелодия и аккомпанемент, мелодия главная мысль музыкального произведения

04.10

 6

Сочини мелодию.

  1

Закрепле-ние ново

го  мате

риала

Индивидуально- хоровое исполнение детьми. Ролевая игра «Играем в композитора».

Осуществлять первые опыты  импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

теку

щий

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

Познавательные: использовать общие приёмы в решении исполнительских задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь.

Личностные: мотивация учебной деятельности.

Уважения к чувствам и настроениям другого человека

Научатся: находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии, использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные признаки предмета и объединять их по общему признаку

11.10

 7

«Азбука, азбука каждому нужна…»

  1

Урок изучения и первичного закрепле

ния новых зна

ний.

Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения.

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Колыбельная   песня – это  музыка, которая становится   частью  жизни.  

теку

щий

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках. Личностные:  наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности

Научатся: слушать песни, различать части песен, понимать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной, исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений

18.10

  8

Музыкальная азбука

  1

Урок изучения и первичного закрепле

ния но

вых зна

ний.

Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ. Различение понятий  звук, нота, мелодия, ритм.

теку

щий

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач.

Личностные: принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни.

Научатся: различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере  «Песни о школе» Д. Б, Кабалевского, Г.Струве «Нотный бал»,); импровизировать в пении, игре, пластике.

25.10

 9

Музыкальные инструменты. Народные инструменты

 1

Изучение нового материала

Какие бывают музыкальные инструменты. Как звучат народные инструменты.

Различение  разных видов инструментов,  тембров  русских, татарских  народных инструментов.

теку

щий

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: обращаться за помо-

щью к учителю, одноклассникам; форму

лировать свои затруд-

нения.

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

Научатся: различать  разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства в инструментах разных народов.

  01.11

10

«Садко». Из русского былинного сказа.

 1

Изучение ново

го материала; урок-сказ

ка

Что такое опера. О чём поют гусли.

Определение  звучания  гуслей; знакомство  с оперой-былиной «Садко».

теку

щий

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.

Научатся: определять на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки (на примере оперы-былины «Садко»)

 15.11

 11

Музыкальные инструменты.

  1

Решение част

ных задач; урок-игра.

Какой инструмент изображает птичку? На каком инструменте играет гусляр Садко? Как звучит голос деревянного духового инструмента – флейты?

Сопоставление  звучания народных инструментов со звучанием профессиональ-

ных инструментов.

теку

щий

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы.

Личностные: развитие мотивов учебно-музыкальной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного исполнения музыки. Чувство сопричастности  к культуре своего народа

Научатся: определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов (на примерах: русского народного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша» Д.Локшина, оркестровой сюиты №2 «Шутка» И.С.Баха, татарских народных  мелодий)

 22.11

12

Звучащие картины.

  1

Изучение ново

го мате

риала

Можно ли услышать музыку в живописи? В каких картинах звучит народная музыка,  в каких – профессиональ

ная, сочиненная композитором?

Расширение художественных впечатлений.

теку

щий

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: читать простое схематическое изображение.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве  при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно – образного мышления.

Научатся: выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало – кульминация – концовка; составлять графическое изображение мелодии

29.11

13

Разыграй песню.

 1

Закрепление изученного материала; урок-игра.

В каких фразах песни одинаковая мелодия.  С каким настроением нужно петь каждую из этих мелодий.

Знакомство  с приёмами исполнительского развития в музыке; выявление  этапов развития сюжета

теку

щий

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравст-

венная отзывчивость

Научатся: выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (на примере песни  «Почему медведь зимой спит» Л.К.Книппер, А.Коваленковой)

  06.12

14

Пришло Рождество, начинается  торжество.

 1

Изучение ново

го мате

риала

Что общего в рождественских песнях разных народов? Знакомство с  народными праздниками, рождественскими песнями, духовной жизнью людей.

теку

щий

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника.

Личностные:

этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа.

Научатся: выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни (на примере песен «Рождество Христово», «Ночь тиха над Палестиной», «Зимняя сказка» С.Крылова)

 13.12

15

Родной обычай старины

 1

Повторе-ние и закрепле-ние изученного мате-риала; урок-игра.

Сочинение  музыкальных пожеланий тем людям, к которым  идёшь в гости.

Расширение  и углубление знаний о культуре и обычаях народа через лучшие образы музыкального фольклора и композиторского творчества

теку

щий

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Личностные:

укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа

Научатся: выразительно исполнять рождественские колядки.

Приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

20.12

16

Добрый праздник среди зимы.

 1

Обобще-ние и системати-зация зна-ний; урок-путешест-вие в мир музыкаль-ного теат-ра

Какому из фрагментов созвучны слова свет, радость, добро, любовь?

На каких инструментах можно сыграть сопровождение к маршу у новогодней елки? Изображение движениями рук «Вальс снежных хлопьев».

Роль музыки в жизни человека с балетом «Щелкунчик» П.И.Чайковского

тема-тичес

кий

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с постав-ленной задачей и усло-виями её реализации.

Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и  исследовательского характера.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координиро-вать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные: 

развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзыв-чивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач.

Научатся: определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать на примерах: «Марша», «Па-де- де», «Вальса снежных хлопьев», из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

 27.12

                                                                                                             Музыка  и ты

17

Край, в котором ты живёшь

 1

Изучение ново

го мате

риала

С каким настроением нужно исполнять песни о родном крае? Какие чувства возникают , когда поёшь об Отчизне?

Сравнение речевых и музыкальных интонаций. Двухчастная форма, мажорный лад, повторяющиеся интонации.

теку

щий

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:  ставить и формули-ровать проблему.

Коммуникативные: строить монологичес-кое высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Личностные:

Развитие эмоциональ-но-открытого, позитивно- уважитель-ного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.

Научатся: различать  понятия родина, малая родина; исполнять  песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поёшь об Отечестве. («Туган тел» Г.Тукай)

 10.01

18

Поэт, художник, композитор

 1

Обобще

ние и системати

зация зна

ний

Воплощение в рисунках образов полюбившихся героев музыкальных произведений.  Какое время суток изобразил художник на своей картине? Какие краски он использовал для этого? Какое настроение передал поэт словами? Какими звуками нарисовали композиторы пробуждение нового дня? Какое из произведений искусства - картина или стихотворение – созвучны этой музыке?

теку

щий

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Личностные:

развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения.

Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности (на примере «Пастораль» А.Шнитке, «Пастораль» Г.Свиридова, «Песенка о солнышке, радуге и радости» И.Кадомцева)

 17.01

19

Музыка утра

 1

Изучение ново

го мате

риала

Выявление особенностей характера, настроения в каждой из предложенных пьес; понятие термина контраст. Выявление  особенностей  мелодического  рисунка,  ритмичного  движения,  темпа,  тембровых  красок  инструментов,  гармонии,  принципов  развитии  формы.  Выражение  своего  впечат-ления  от  музыки  к  рисунку.

теку

щий

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные:

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение на примерах музыки П.И.Чайковского «Утренняя молитва», Э.Грига «Утро», Д.Б.Кабалевского «Доброе утро», З.Хабибуллина   «Петух»

  24.01

20

Музыка вечера

 1

Закрепле

ние изученного мате

риала

Передача красками настроения вечера. Понятие контраст.  У  музыки  есть удивительное  свойство - без  слов  передавать  чувства,   мысли,  характер  челов-ка, состояние  природы. Выявление  особенностей  мелодического  рисунка,  ритмичного  движения,  темпа,  тембровых  красок  инструментов,  гармонии,  принципов  развитии  формы.  Выражение  своего  впечатле-ния  от  музыки  к  рисунку. Разучивание песни. Слушание песен.

теку

щий

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные:

Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения на примерах музыки В.Гаврилина «Вечерняя», С.Прокофьева «Вечер», А.Хачатуряна «Вечерняя сказка»; понимать, М.Музаффаров «Тын бакчада» ( «В спокойном саду»);как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная.

 31.01

21

Музыкальные портреты

  1

Изучение и закрепле

ние но

вых зна

ний

Как музыка помогла определить характер героя, его настроение. Какие слова помогут разгадать тайну незнакомца.

Проведение  интонационно-образного анализа музыкальных произведений

теку

щий

Регулятивные:  - преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:  узнавать, называть и определять героев музыкального произведения.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания

Личностные:

развитие эмоционального восприятия произведе-ний искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности

Научатся: проводить интонационно-образный анализ на примерах музыки С.Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», Н.Жиганова «Шаян кыз», передавать разговор  диалог героев, настроение пьес

 07.02

22

Разыграй  сказку. (Баба Яга.  Русская сказка).

  1

Закрепле

ние изученного мате

риала

Звучанием каких музыкальных инструментов можно украсить сказку и игру.

Знакомство  с образами русского народного фольклора и народной игрой «Баба Яга», нахождение  характерных интонаций  героев

 теку

щий

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные:

развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного  исполнения музыки

Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные)

 14.02

23

У каждого свой музыкальный инструмент

  1

Повторение изученного мате

риала

Какие инструменты ты услышал?

Исполнение  песни  по ролям, сопровождая игрой  на импровизирован-

ных  музыкальных инструментах

теку

щий

Регулятивные: применять установленные правила.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников. Личностные:

продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровождение на  воображаемых  инструментах, далее на фортепиано с учителем, понимать характер музыки, сочетание  песенности с танцевальностью

 21.02

24

Музы не молчали

  1

Изучение ново

го мате

риала

Как ты понимаешь слова подвиг, патриот, герой?  Вызвать чувство гордости и сопереживания за судьбу своей страны, сформировать понятия солист, хор, оркестр

теку

щий

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Личностные:

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека.

Научатся: объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг; выразительно исполнять песни (на примере музыки А.Бородина  «Богатырская симфония», солдатской походной песни «Солдатушки, бравы ребятушки…», С.Никитина «Песенка о маленьком трубаче», А.Новикова «Учил Суворов»), Р.Яхин «Нәни Чапаев» («Маленький Чапаев»)

 07.03

25

Музыкальные инструменты

  1

Изучение  и закрепле

ние но

вых зна

ний; урок-кон

церт

Сколько голосов  в песне? Что изменилось в музыке? Какой инструмент исполняет пьесу?

Проведение интонационно-образного анализа музыкальных произведений, обобщение, формулирование выводов.

теку

щий

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. Личностные:

развитие эмоциональ-ного восприятия произ-ведений искусства. Оценка результатов собственной музыкаль-но-исполнительской деятельности.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы на примере пьесы «Сладкая греза» П.И.Чайковского, «Менуэта» Л.Моцарта, «Волынка»  И.С.Баха

  14.03

26

Мамин праздник

  1

Обобще-ние и системати

зация зна-ний; урок кон-церт

Прочитай выразительно стихотворение. Как ты думаешь, какой инструмент мог бы украсить звучание колыбельной? Как должна звучать музыка? Какими движениями рук можно исполнить пульс колыбельной?

Цели: учить анализировать музыкальные сочинения, исполнять мелодию при помощи пластического интонирования.

теку

щий

Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности.

Познавательные:  контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:  договариваться о распределении функций и роли в совместной деятельности. Личностные:

этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям

Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни «Спасибо» И.Арсеева, «Вот какая бабушка», Т. Попатенко, «Праздник бабушек и мам» М.Славкина, «Минем әби» («Моя бабушка») А.Ключарёва.

 21.03

27

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке).

Звучащие картины

  1

Обобще-ние и системати

зация зна

ний

Подбор  изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.

Продолжение знакомства с музыкальными инструментами.

теку

щий

Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения. Личностные:

развитие эмоциональ-ного восприятия про-изведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

Научатся: понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты (фортепиано, клавесин, гитара, лютня), называть их.

  04.04

28

Музыкальные инструменты.

У каждого свой музыкальный  инструмент.

  1

Изучение и закрепле

ние зна

ний

Сравнение  голосов инструментов (лютни и клавесина) с голосами уже знакомых  инструментов. Тембр какого современного инструмента напоминает звуки лютни. Что изобразил композитор в музыке.

 Ознакомление  с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов.

теку

щий

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом исполнении музыки. 

Личностные:

развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

Научатся: определять старинные, современные инструменты, определять на слух звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано на примере пьесы «Кукушка» К.Дакена, песни «Тонкая рябина», вариаций А.Иванова-Крамского.

  11.04

29

Музыка в цирке

.

  1

Обобще-ние изученного мате-риала

Как стучат копыта. Изображение цокота  ударами кулачков. Подбор слов, которые передают характер звучания пьес.

Создание  атмосферы циркового представления; осознание  роли и значения музыки в цирке.

теку

щий

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с постав-ленными задачами.

Познавательные: самостоятельно выде-лять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: координировать и при-нимать различные по-зиции во взаимодей-ствии. 

Личностные:

эмоциональное отноше-ние к искусству. Восприятие музыкаль-ного произведения, определение основного настроения и характера.

Научатся: проводить интонационно- образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен:  «Выходного марша», «Галопа» и «Колыбельной» И.Дунаевского, «Клоуны» Д.Кабалевского, «Мы катаемся на пони».

  18.04

30

Дом, который звучит

  1

Изучение и закрепле-ние но-вых зна-ний

Через  песенность,  танцевальность  и  маршевость  мож-но совершать  путешествие  в  музыкальные  страны  - оперу  и  балет.  Герои  опер  - поют,    герои  балета  - танцуют. Пение  и  танец  объединяет  музыка.  Сюжетами  опер  и балетов  стано-вятся  известные  народные  сказки. В  операх  и  ба-летах  “встре-чаются”  песен-ная,   танцеваль-ная  и  маршевая музыка.

Слушание песен.

Определение понятия опера, балет; различе-ние  в музыке песенности, танцевальности, маршевости.

теку

щий

Регулятивные: использовать общие приемы решения задач.

Познавательные: ставить  и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. 

Личностные:

развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество при решении музыкальных и творческих задач

Научатся: определять понятия опера, балет, различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость на примере музыки П.И.Чайковского «Щелкунчик», Р.Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конёк-Горбунок». Оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят», М.Красева «Муха-Цокотуха»

  25.04

31

Опера – сказка

  1

Закрепле-ние изученного мате-риала

Что такое опера-сказка. Какое настроение передаёт музыка. Характер какого героя  слышен в этой музыке. Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную или маршевую музыку.

 Определение видов  музыки.

теку

щий

Регулятивные: применять установлен-ные правила в планиро-вании способа решения

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: обращаться за помо-щью, формулировать свои затруднения. Личностные:

развитие чувства сопереживания героям музыкальных произ-ведений. Уважение к чувствам и настроении-ям другого человека.

Научатся: определять понятия опера, выразительно исполнять фрагменты из детских опер «Волк и семеро козлят» М.Коваля, «Муха-Цокотуха» М.Красева

 02.05

32

«Ничего на свете лучше нету…»

  1

Обобще-ние и системати-зация зна-ний; урок-кон-церт

Исполнение понравившейся песни из этой музыкальной фантазии, создание  своего собственного рисованного мультфильма.

Ознакомление  с музыкой, написанной специально для мультфильма «Бременские музыканты», снятого по одноименной сказке братьев Гримм.

теку

щий

Регулятивные: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интере-сов и позиций всех участников.

 Личностные:

эмоциональная  отзыв-чивость на яркое,  праздничное представ-ление.Понимание роли музыки в собственной жизни.

Научатся: выразительно исполнять песни, фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г.Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах

  16.05

33

Афиша музыкального спектакля. Программа

  1

Обобще-ние изученно-го мате-риала

Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.

итоговый

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и измене-ния в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Познавательные: самостоятельно выде-лять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные:  ставить вопросы, пред-лагать помощь и дого-вариваться о распреде-лении функций и ролей в совместной деятель-ности; работа в паре, группе. 

Личностные:

оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности

Научатся: понимать триединство композитор-исполнитель-слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах

  23.05



Предварительный просмотр:

Материально – техническое обеспечение

  1. Дополнительная литература
  1. Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании: Кн. для учителя / Сост. И,В. Писарева; Отв. ред. Г.П. Сергеева. М., 2004.
  2. Кабалевский П.Б. Как рассказывать детям о музыке? 4-е изд. М., 2004.
  3.  « Я  познаю мир»: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А.С. Кленов; . М., 2007.

                     

  1. Интернет – ресурсы
  1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

      3.  Информационно-коммуникативные средства.

                 1.  Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку» 

            2.  Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

                 3.   Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

               4.   Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

      4.  Наглядные пособия.

               1. Музыкальные инструменты. Комплект из 18 цветных фотооткрыток.

               2. Набор  таблиц «Природа нашей Родины»

               3. Набор таблиц « Государственная Третьяковская галерея»

      5.  Технические средства обучения.

         1. Интерактивная  доска.

         2. Персональный компьютер.

                3. Мультимедийный проектор 



Предварительный просмотр:

                                                            Содержание

  1. Введение
  2. Пояснительная записка
  3. Календарно-тематическое планирование
  4. Материально-техническое обеспечение

                                                             Введение

Класс:  1 д

Учитель: Халилова Любовь Александровна

Количество часов:   всего 33 часа,  в неделю  - 1 час

Рабочая программа составлена на основе Общей образовательной программы начального общего образования МБОУ «ЗСОШ №6» Заинского муниципального района;

авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной «Музыка», утвержденной МО РФ,  в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения (2009г); приказа МОиН РТ от 23.06. 2012 г. № 7699/12 «Об учебных планах для I - IX классов школ Республики  Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»; приказа МОиН РТ от 09.07.2012 г. № 4165/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»

Учебник:

 Музыка. 1класс: учебник  для общеобразовательных учреждений /Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с. : ил. – ISBN 978-5-09-023937-0.

Рабочая тетрадь:

 Музыка. 1 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – 3-е изд. ––  М.: Просвещение, 2011.- 32 с.

Методическая литература:

1. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы/ Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012. – 256 с.

2. Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия П. Г. Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразоват.  учреждений/ (Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина).-3-е изд. – М. :  Просвещение, 2012.-64 с.

                                                 Пояснительная записка

                                                         Цели и задачи курса 

Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества  в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение  следующих целей:

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям Татарстана, России, музыкальной культуре  разных народов;

- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и  ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. Творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности  (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных  инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых  задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения  способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются  младшему школьнику.

                                               Общая характеристика курса

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового  музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской, татарской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М.Неменского. Это будет оказывать позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры  и искусства народа. Произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в рамках мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение  человека к родному краю, его природе, труду  людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культорологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на  духовный мир человека на основе проникновения в  интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.

Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б.В.Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды  музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание),  интонация, как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б.Кабалевского: это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются увлечённость, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, тождество и контраст, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих  позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающегося  обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно – педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребёнку осмысливать музыку в соответствии с общечеловеческими ценностями, вести постоянный поиск ответа на вопрос «Что есть истина, добро и красота в окружающем мире?»

Цель, задачи содержание данной программы отражают следующие методы музыкального обучения:

-художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

-интонационно-стилевого постижения музыки;

-эмоциональной драматургии;

-концентричности организации музыкального материала;

-забегания вперёд и возвращения к пройденному материалу (перспективы и ретроспективы в обучении);

-создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

-игры.

Содержание курса

 «Музыка вокруг нас»  

 И Муза вечная со мной! 

Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.

 Хоровод муз. 

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод -  древнейший  вид  искусства,   который  есть  у  каждого  народа.  Сходство  и  различие   русского  хоровода, греческого  сиртаки,  молдавской  хоры.

 Повсюду музыка слышна.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными  песенками-попевками. Определение  характера,  настроения  песенок,  жанровой  основы. Ролевая игра «Играем в композитора».

Душа музыки - мелодия. 

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого  музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.  В   марше - поступь,  интонации  и  ритмы   шага,  движение. Песня- напевность,  широкое  дыхание,  плавность   линий  мелодического  рисунка.  Танец-  движение  и  ритм,  плавность  и  закругленность  мелодии,  узнаваемый  трехдольный  размер   в  вальсе,  подвижность,  четкие  акценты,  короткие  “шаги”  в  польке.  В  песне  учащиеся  играют  на  воображаемой  скрипке.  В  марше  пальчики- “солдатики” маршируют  на  столе,  играют  на  воображаемом  барабане.  В  вальсе  учащиеся  изображают  мягкие  покачивания  корпуса.

Музыка осени. 

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная  форма  песен.

Сочини мелодию. 

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции.

Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».

 «Азбука, азбука каждому нужна…».

 Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.

Музыкальная азбука.

 Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот -  знаков для обозначения музыкальных звуков.

Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.

Музыкальные инструменты.

Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции.

Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».

 «Садко». Из русского былинного сказа.

Наблюдение народного творчества.

Знакомство  с  народным  былинным  сказом  “Садко”. Знакомство  с  жанрами  музыки,  их  эмоционально-образным  содержанием,  со  звучанием  народного  инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка». 

Музыкальные инструменты. 

Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Сопоставление звучания народных  инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа – фортепиано.

Звучащие картины. 

Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления  на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры  разных эпох. Направление   на  воспитание  у  учащихся  чувство  стиля - на  каких  картинах  “звучит”  народная  музыка, а  каких  - профессиональная, сочиненная  композиторами.

Разыграй песню.

 Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.

Развитие  умений и навыков выразительного исполнения  детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление  этапов  развития  сюжетов.   Подойти  к  осознанному  делению  мелодии  на  фразы,  осмысленному  исполнению  фразировки.  Основы  понимания  развития  музыки.  

Пришло Рождество, начинается  торжество. Родной обычай старины.

 Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.  

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство  с  сюжетом  о   рождении  Иисуса  Христа  и  народными  обычаями  празднования  церковного   праздника  - Рождества  Христова. Осознание  образов  рождественских  песен,  народных  песен-колядок.

 «Музыка и ты »

 Край, в котором ты живешь.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.          

Россия- Родина  моя.  Отношение  к  Родине,  ее  природе,  людям,  культуре,  традициям  и  обычаям.  Идея  патриотического  воспитания.   Понятие  “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное  отношение  к  вечным  проблемам жизни и искусства. Родные  места,  родительский дом,  восхищение  красотой  материнства,  поклонение труженикам  и  защитникам  родной  земли. Гордость за  свою  родину. Музыка  о родной  стороне,  утешающая  в  минуты  горя  и  отчаяния,  придававшая  силы  в  дни испытаний  и  трудностей,  вселявшая  в  сердце  человека  веру,  надежду,  любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.

Художник, поэт, композитор.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.  

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь.   Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства  для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их  в  ярких запоминающихся  слушателям, читателям,  зрителям  художественных  образах. Обращение  к  жанру  пейзажа,  зарисовкам  природы  в  разных  видах  искусства.  Музыкальные  пейзажи- это  трепетное  отношение  композиторов  к  увиденной,  “услышанной  сердцем”, очаровавшей  их  природе.  Логическое  продолжение  темы  взаимосвязи  разных  видов  искусства,  обращение  к  жанру  песни  как  единству  музыки  и  слова.

Музыка утра. 

Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст  музыкальных  произведений,  которые  рисуют  картину утра. У  музыки  есть удивительное  свойство- без  слов  передавать  чувства,   мысли,  характер  человека, состояние  природы.  Характер  музыки  особенно  отчетливо  выявляется  именно  при сопоставлении  пьес. Выявление  особенностей  мелодического  рисунка,  ритмичного  движения,  темпа,  тембровых  красок  инструментов,  гармонии,  принципов  развитии  формы.  Выражение  своего  впечатления  от  музыки  к  рисунку.

Музыка вечера. 

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.

Вхождение  в  тему  через  жанра - колыбельной  песни. Особенности   колыбельной музыки.  Особенность  вокальной  и  инструментальной  музыки  вечера  (характер, напевность, настроение). Исполнение  мелодии  с  помощью  пластического  интонирования:  имитирование  мелодии  на  воображаемой  скрипке.  Обозначение   динамики,  темпа,  которые  подчеркивают   характер  и  настроение  музыки.

Музыкальные портреты. 

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.  

Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна  замысла композитора  в  названии  музыкального произведения.  Отношение  авторов  произведений  поэтов  и  композиторов  к  главным  героям  музыкальных  портретов.

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

 Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.

Знакомство  со  сказкой  и  народной   игрой  “Баба-Яга”. Встреча  с  образами  русского  народного  фольклора.  

Музы не молчали.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.

 Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник  -  общность  в  родственных  словах. Память  о  полководцах,  русских  воинах, солдатах,  о  событиях  трудных  дней  испытаний  и  тревог,  сохраняющихся  в  народных    песнях,  образах,  созданными  композиторами. Музыкальные  памятники  защитникам  Отечества.

Мамин праздник.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена  в  колыбельных  песнях,  которые  могут  передать  чувство  покоя,  нежности,  доброты,  ласки.

Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.

Музыкальные  инструменты.

Инструментовка  и  инсценировка    песен.  Игровые  песни,  с  ярко  выраженным  танцевальным   характером. Звучание   народных  музыкальных  инструментов.

Музыкальные инструменты. 

Музыкальные  инструменты.

Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  - лютня,  клавеснн.   Сопоставление  звучания  произведений,  исполняемых  на  клавесине  и  фортепиано.  Мастерство  

 исполнителя-музыканта.

 «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. 

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Знакомство  с  музыкальными  инструментами,  через  алжирскую  сказку  “Чудесная лютня”.  Размышление  о  безграничных возможностях  музыки  в  передаче  чувств,  мыслей  человека,  силе  ее  воздействия.  Обобщенная  характеристика  музыки,  дающая  представление  об  особенностях  русской  народной  протяжной,  лирической песни  разудалой  плясовой.  Выполнение  задания  и выявление  главного  вопроса: какая   музыка  может  помочь  иностранному  гостю  лучше  узнать  другую  страну? Художественный  образ.  Закрепление  представления  о  музыкальных  инструментах  и исполнителях.  Характер  музыки  и  ее  соответствие  настроению  картины.

Музыка в цирке.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое  представление  с  музыкой,  которая  создает  праздничное  настроение. Музыка,  которая  звучит   в   цирке  и помогает  артистам  выполнять  сложные  номера, а  зрителям  подсказывает  появление  тех  или  иных  действующих  лиц  циркового  представления.

Дом, который звучит. 

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. 

Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет.  Герои  опер - поют,   герои  балета  - танцуют. Пение  и  танец  объединяет  музыка.  Сюжетами  опер  и  балетов  становятся  известные  народные  сказки. В  операх  и  балетах  “встречаются” песенная,   танцевальная  и  маршевая  музыка.

Опера-сказка. 

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.  

Детальное  знакомство  с  хорами  из  детских  опер. Персонажи  опер  имеют  свои  яркие  музыкальные  характеристики – мелодии-темы.  Герои  опер  могут  петь по одному - солист  и  вместе хором  в  сопровождении  фортепиано  или  оркестра. В  операх  могут  быть  эпизоды,  когда  звучит  только  инструментальная музыка.

 «Ничего на свете  лучше нету». 

Музыка для детей: мультфильмы.

Любимые мультфильмы  и музыка,  которая  звучит  повседневно  в  нашей жизни. Знакомство  с  композиторами-песенниками,  создающими  музыкальные  образы.

           

Структура  курса

Структуру  составляют разделы, в которых  указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой  в широком жизненном контексте. В программе данного класса  два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».  В программе 2-4 классов 7 разделов: «Россия-Родина моя»; «День полный событий»; «О Росси петь - что стремиться в храм»;  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»; «В музыкальном театре»; «В концертном зале»; «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

№ п/п

Наименование  раздела

       Кол-во часов

  1

Музыка вокруг нас

               16

  2

Музыка и ты

               17

Итого

               33

Планируемые результаты усвоения учебного курса

 Личностные результаты:

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

- позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей.

Метапредметные  результаты

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Предметные результаты

- развитие устойчивого интереса к  музыкальным  занятиям;

- побуждение  эмоционального отклика  на  музыку  разных  жанров;

- развитие  умений  учащихся  воспринимать  музыкальные   произведения с ярко выраженным  жизненным  содержанием, определение их  характера  и настроения;

- формирование  навыков  выражения  своего  отношения  музыке  в  слове (эмоциональный словарь), пластике, а  так же, мимике;

- развитие певческих  умений и навыков  (координации  между слухом и голосом, выработка унисона,  спокойного дыхания),  выразительное  исполнение песен;

- развитие  умений  откликаться  на  музыку  с  помощью   простейших   движений и пластического интонирования,   драматизация  пьес  программного характера.

- формирование  навыков  элементарного  музицирования   на  простейших инструментах;

-освоение  элементов  музыкальной   грамоты  как  средство  осознания музыкальной речи.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке Критская 5-7 класса ФГОС

Рабочая программа разработана на основе ФГОС второго поколения...

Рабочая программа по музыке Критская 1 класс

Разработка рабочей программы. Разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы....

КТП к рабочей программе по музыке Критской Е.Д. 2014-2015

КТП  по ФГОС для 1-4 классов на 2014-2015 учебный год...

рабочая программа по музыке Критская Школа россии

Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с ФГОС...

Аннотация к рабочей программе по музыке Критская 1-4 класс

Аннотация к рабочей программе по музыке Критская 1-4 класс...