Конспект открытого урока для второго класс по теме "Звучит нестареющий Моцарт"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УРОК ПО МУЗЫКЕ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: «ЗВУЧИТ НЕСТАРЕЮЩИЙ МОЦАРТ»
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ ЛОЗА К.Ю.
ЭНГЕЛЬС 2016
Тема урока: « Звучит нестареющий Моцарт!» Цель: Воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения на основе понимания художественной значимости творчества В.А.Моцарта. Задачи: 1. воспитание музыкально – эстетического вкуса и потребности в общении с музыкальными и литературными шедеврами; воспитание доброты, взаимопомощи, отзывчивости, чуткого отношения друг к другу; 2. формирование у учащихся представления о В.А.Моцарте не только как о композиторе и музыканте, но и как о человеке; углубление восприятия знакомых музыкальных терминов и понятий; 3. развитие ассоциативно – образного мышления, чувств и эмоций, познавательного интереса.
Оборудование: - компьютер - мультимедийный проектор, сопровождающий весь урок произведениями изобразительного искусства, флэш-анимациями, фотографиями, информационным и иллюстрационным материалом;
Ход урока: - Добрый день, ребята. Сегодня на уроке мы будем говорить о великом композиторе Вольфганге Амадее Моцарте. Звучит «Рондо» В.Моцарта из «Маленькой ночной серенады». - Много лет назад, в городах Европы можно было прочесть необычное объявление: «Сегодня, в 6 часов вечера, маленькие девочка и мальчик будут играть на клавесине труднейшие произведения величайших композиторов. Кроме того, маленький виртуоз исполнит пьесы на скрипке, будет играть симфонии, прелюдии и фуги. Затем он будет угадывать тоны и аккорды, узнавать их в звуке свистка, звоне шпор и других звуках. После этого станет петь и импровизировать на разных инструментах…»
Очень скоро мир узнал о том, что Бог создал Чудо. Имя ему – Вольфганг Амадей Моцарт. (Продолжает звучать «Рондо» В.Моцарта из «Маленькой ночной серенады» уже ярко, на фоне музыки – презентация фото и портретов Моцарта) - Звучала музыка, которая нам всем хорошо знакома. Вы узнали её? ( серенада) - Город Зальцбург был необычайно музыкальным городом. Музыка звучала в нем в соборах, и во дворцах, и в театрах, и просто на улицах. Музыку можно было услышать не только в дневное время, но и даже и ночью. В те времена было принято устраивать небольшие ночные концерты с исполнением серенад под окнами или балконами тех, кого хотели отметить вниманием в знак почитания или любви. ( Дети отвечают) - Что мы чувствуем, когда она звучит? ( Радость, солнце, свет, восторг и т.д.) - Какой характер у этой музыки? (Нежный, ласковый, легкий) - Чем пленяет нас мелодия серенады? ( Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипочке, тремоло). - Счастье! Звучит нестареющий Моцарт! – тема нашего урока (указываю на тему урока на экране) - Два с лишним века музыка этого композитора радует сердца людей, согревает теплом их души. - Что же это за «загадка» - В.А.Моцарт? - Что же это за «чудо», которое сотворил Бог 250 лет назад? - Прикоснуться к тайне этого великого мастера нам помогут два замечательных искусства: Музыка и Литература (тема 1 полугодия на экране) - А для начала давайте заглянем в то далёкое время, когда вся Европа вдруг заговорила о появлении «чудо – ребёнка» (анимация на экране) - Концерт за концертом… Моцарту удивлялись, его обожали, а были и такие, которые втайне завидовали ему. Чудо- ребенок развлекал публику. Играя на клавиатуре с завязанными глазами. Ему аплодировали в королевских дворцах и аристократических салонах Германии, Австрии, Франции, Италии, Великобритании, Швейцарии, а в Лондоне юный композитор играл даже для короля и королевы. Император Франц 1 назвал его «Юным волшебником». «В летнем загородном дворце царило оживление. В парадной гостиной собрались многочисленные члены императорской семьи и их гости. Все с нетерпением ожидали выступления «маленького гения». Слух о его феноменальном даровании разнесся по всей Вене. После того как публика расселась в роскошные кресла, в зал вошел маленький худенький мальчик. На фоне пышной обстановки дворца его фигурка казалась еще более хрупкой, а сам он выглядел совсем малышом, во всяком случае гораздо моложе своих шести лет. Он с милой непринужденностью раскланялся гостям и сел за клавесин. Его маленькие ножки в белых шелковых чулках и в башмаках с пряжками не доставали до пола и забавно свисали со стула. Лицо мальчика стало необычайно серьезным и сосредоточенным. Детские пальчики запорхали по клавиатуре с такой быстротой, что невозможно было за ними уследить. Он вдохновенно и виртуозно исполнял сложнейшие пьесы. Затем играл в четыре руки со своей прелестной старшей сестрой. Все присутствующие были буквально заворожены. - Да ты настоящий маленький чародей, – с восторженной улыбкой сказал император и шутливо добавил: - А если клавиши закрыть платком и ты их не будешь видеть, сможешь ли сыграть? Мальчик с блеском выдержал сложнейшее испытание, устроенное ему в императорском дворце. Публика не скрывала своего восхищения и с восторгом рукоплескала маленькому вундеркинду. А он, закончив играть, поспешил к своей матери, но поскользнулся на натертом до блеска паркете и упал. Слезы брызнули из его глаз. Одна из молодых принцесс подхватила малыша на руки и, усадив на колени, стала его утешать. - Вы так добры, – серьезно сказал мальчик. «В летнем загородном дворце царило оживление. В парадной гостиной собрались многочисленные члены императорской семьи и их гости. Все с нетерпением ожидали выступления «маленького гения». Слух о его феноменальном даровании разнесся по всей Вене. После того как публика расселась в роскошные кресла, в зал вошел маленький худенький мальчик. На фоне пышной обстановки дворца его фигурка казалась еще более хрупкой, а сам он выглядел совсем малышом, во всяком случае гораздо моложе своих шести лет. Он с милой непринужденностью раскланялся гостям и сел за клавесин. Его маленькие ножки в белых шелковых чулках и в башмаках с пряжками не доставали до пола и забавно свисали со стула. Лицо мальчика стало необычайно серьезным и сосредоточенным. Детские пальчики запорхали по клавиатуре с такой быстротой, что невозможно было за ними уследить. Он вдохновенно и виртуозно исполнял сложнейшие пьесы. Затем играл в четыре руки со своей прелестной старшей сестрой. Все присутствующие были буквально заворожены. - Да ты настоящий маленький чародей, – с восторженной улыбкой сказал император и шутливо добавил: - А если клавиши закрыть платком и ты их не будешь видеть, сможешь ли сыграть? Мальчик с блеском выдержал сложнейшее испытание, устроенное ему в императорском дворце. Публика не скрывала своего восхищения и с восторгом рукоплескала маленькому вундеркинду. А он, закончив играть, поспешил к своей матери, но поскользнулся на натертом до блеска паркете и упал. Слезы брызнули из его глаз. Одна из молодых принцесс подхватила малыша на руки и, усадив на колени, стала его утешать. - Вы так добры, – серьезно сказал мальчик. - «Вундеркинд». Что означает это слово и почему именно Моцарта называли «вундеркиндом»? (Ответы детей: - сочинял с 4 лет; - к 6 годам бегло играл на клавесине; - самоучкой в детстве научился играть на скрипке, потом на органе; - исполнил по памяти труднейшее церковное произведение и из рук Папы Римского был награждён Орденом Золотой шпоры; - с 14 лет – Член Болонской академии, т.к., не выходя из закрытой комнаты, сочинил сложное многоголосное произведение «Тайна первой заповеди» ) - Действительно, это был настоящий вундеркинд, потому что всё, что делал этот маленький человечек – поражало людей. Одно только то, что он с 4 лет стал сочинять сам, уже говорило о многом. Одним из первых сочинений Моцарта был «Менуэт», кстати, что это такое? (Ответы детей) - Менуэт – старинный французский танец, был самым популярным танцем в середине 18 века в Европе. Может быть, именно поэтому маленький Моцарт стал сочинять в детстве менуэты. Это был очень красивый танец. Дамы и кавалеры двигались под музыку мелкими шажками и отвешивали друг другу многочисленные поклоны и реверансы. II. Развитие темы. В те времена очень распространенным бальным танцем был менуэт. Слушая менуэты Моцарта, нетрудно представить себе, как церемонно кланяются кавалеры напудренных париках, а дамы грациозно приседают в реверансе. Пары чинно движутся неторопливым мелким шагом, который и дал название танцу. А сейчас, я предлагаю вам послушать «Менуэт» Моцарта и нарисовать в своем воображении, музыку, которую вы услышите. (Слушание «Менуэт» В.А.Моцарт.)
(Слушаем «Менуэт» В.Моцарта) - Конечно же, Моцарт был необыкновенным ребёнком. Всё, что он видел вокруг себя, слышал, чувствовал – всё радовало его. Он с удивлением глядел на мир широко открытыми глазами, понимал, что все его любят, и душа его, впитав в себя любовь окружающих, наполнялась собственной любовью к миру. Душа его рвалась вперёд! Он любил всё и всех!
Музыка – чудо! (анимация на экране) - О волшебной силе музыки Моцарта известно всем. На земле происходят невероятные вещи, разгадку которым и по сей день ищут учёные всего мира. В Канаде, например, на всех оживлённых площадях звучит музыка Моцарта, это привело к уменьшению автомобильных аварий, а в Японии музыку Моцарта используют в хлебопечении: слушая её, тесто подходит в 2 раза быстрее. - Музыка Моцарта учит нас, предостерегает, лишний раз, напоминая об очень важном – сохранении дружбы и любви на земле. И обратите внимание на то, как мастерски композитор использует музыкальные средства: главная мысль звучит осторожно, ненавязчиво, слегка игриво, шутя. Вообще, Моцарт всегда любил шутить. Шутка его часто спасала, поднимала настроение, когда в жизни случались неприятности. Когда на душе было плохо, он не раскисал, не подавал виду, старался отшутиться. Произведение, с которым мы сейчас с вами познакомимся – это откровенная шутка Моцарта. Может быть, слушая его внимательно, вы сами найдёте в нём что-то необычное? (Звучит «Турецкий марш» Моцарта, дети делятся своими впечатлениями ) - Иногда это произведение называют «Турецкий марш», а иногда «Рондо в турецком стиле». Интересно то, что это и не марш, и не рондо, но, как вы заметили, в обоих названиях присутствует слово «турецкий». Вообще, это произведение – одна из 3 частей фортепианной сонаты. Написана она была в 1778 году, как раз в то время, когда в Европе появился большой барабан, родиной которого была Турция. Его так и называли: турецкий барабан. Моцарт пытается изобразить именно звуки турецкого барабана, используя сопоставление двух контрастных тем. - Контрастные, это какие? (Отвечают: разные, противоположные) - Музыка переключает наше внимание с одного героя на другого, часто повторяется, напоминая форму рондо. Вспомните, что это за музыкальная форма? (Отвечают: круг, повторение по кругу, чередование одной неизменной части (рефрена) с разными эпизодами) - Если очень внимательно и не 1 раз послушать это произведение, можно прийти к выводу, что оно, скорее всего, напоминает песню с запевами и припевами, а не рондо с чередованием рефрена и эпизодов. Так что, музыка имеет два названия, и ни одно не является точным. Шутка! Музыка - чудо! Гармонии царство! Клавиш игра под касанием рук! Музыка – чудо! Она как лекарство! Вылечить сможет тяжёлый недуг. - Оказывается, музыка Моцарта ещё и может лечить людей. Не все из вас, наверное, знают о том, что французский актёр Жерар Депардье с детства имел тяжёлый недуг – заикание. Именно сеансы слушания музыки Моцарта избавили его от этого недуга, он стал более уверенным в себе, поступил в актёрскую школу, а сейчас – это мировая звезда. - Ещё один известный актёр Том Круз тоже имел недуг – плохую память. Он плохо учился, потому что с трудом запоминал доже самые маленькие тексты. Врач выписал ему ежедневные двухчасовые сеансы слушания музыки Моцарта в течение двух месяцев… Сначала у него улучшилась память, потом он успешно окончил школу, а сейчас, снимаясь в фильмах, он всё запоминает с одного раза и даже не нуждается в суфлёрах. - Ну, разве это не чудо? - А разве не чудо то, что однажды музыка Моцарта смогла победить один из самых страшных человеческих недугов – слепоту, хотя бы на одно только мгновенье. О чём я вам напомнила? (О рассказе К.Паустовского «Старый повар») - О чём рассказывает нам автор? (Дети кратко пересказывают содержание рассказа К.Паустовского) - Сила музыки Моцарта, сила искусства совершила чудо, а могло оно произойти, если бы на месте Моцарта оказался другой человек, обычный прохожий? (Размышляем вместе с детьми) - Самым главным было то, что этот прохожий мог хорошо играть? (отвечают) - Конечно, на месте Моцарта мог оказаться и другой человек, который помог бы чем-то другим, например, словом. Но, в любом случае, это должен был быть человек, желающий помочь: успокоить душу умирающего, подарить радость, вселить веру в отчаявшегося, больного человека, хотя бы на мгновенье сделать его счастливым. Конечно, старому повару повезло: перед ним оказался не чёрствый, равнодушный человек, а Вольфганг Амадей Моцарт – чудо – человек! (анимация на экране) - На его необыкновенные человеческие качества обратил внимание ещё один замечательный русский писатель и поэт – А.С.Пушкин, в своём произведении «Маленькие трагедии». Вашим домашним заданием было знакомство с трагедией «Моцарт и Сальери». Давайте уточним: кто такой Сальери? (Дети отвечают: Антонио Сальери - друг Моцарта, известный итальянский композитор, долгое время которого считали виновником смерти Моцарта) В своих многочисленных произведениях: операх, симфониях, квартетах, фортепьянных сонатах, сольных концертах – Моцарт создал целую галерею неповторимых музыкальных образов; нежно-лирических и торжественно-парадных, скорбно-печальных и комически-шутливых. Юмор Моцарта можно увидеть и в его жизни. Например: Однажды Моцарт решил подшутить над своим лучшим другом Антонио Сальери и похвастался: - Я написал этакую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме меня! Сальери посмотрел ноты и воскликнул: - Ты шутишь, Моцарт! Даже ты не сможешь сыграть это. Здесь обе руки должны исполнять труднейшие пассажи на противоположных краях клавиатуры. И как раз в этот момент нужно взять несколько нот посредине клавиатуры. Даже если ты будешь играть еще и ногой, все равно исполнить написанное не удастся – слишком быстрый темп! (Слайд) Моцарт рассмеялся, сел за клавир и исполнил музыкальную пьесу в точности так, как она была написана. А звуки посредине клавиатуры он с легкостью брал, нажимая на клавиши своим довольно длинным... носом. Музыка Моцарта может вызвать в слушателях не только радостную улыбку, но и горькую печальную слезу. Таким произведением является «Реквием», т.е. музыка, написанная в память умерших, погибших. (Слайд) Реквием (от латинского requies, что переводиться как «покой», «отдохновение») – заупокойная месса на канонический латинский текст. Сейчас прозвучит самая короткая, но несомненно самая прекрасная часть «Реквиема» Моцарта, она называется «Лакримоза», которую можно перевести как «слеза». Первые слова хора так и звучат: «Слезным будет этот день». Потрясающей красоты хоровую мелодию сопровождают короткие (из двух звуков) словно стонущие, плачущие интонации оркестра. С этим реквиемом связана таинственная и печальная история. Однажды поздним вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый во все черное, и сказал, что хочет сделать заказ. Неизвестный не назвал ни своего имени, ни имени заказчика, однако попросил написать траурную музыку. Моцарт удивился – ведь славу ему принесли именно жизнелюбивые и искрящиеся радостью сочинения. Моцарт в то время был уже болен. Подтачиваемый болезнью, он грустно размышлял о странном заказе, представлявшемся ему роковым, - ему казалось, что он сочиняет заупокойную мессу по самому себе. Моцарт пишет в письме другу: «...Чувствую – мое состояние подсказывает это – мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предназначенного судьбой, измерить дни своей жизни... Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной». Ну, а тайна «черного человека», заказавшего реквием, раскрывается очень просто. Таинственный незнакомец был слугой графа Вальзега фон Штуппаха, страстного меломана. У графа скончалась жена, и он хотел почтить ее память торжественным реквиемом, но при этом еще выдать его за собственное сочинение. В этом и состояла причина таинственности. «Реквием» действительно стал последним, незаконченным произведением Моцарта, его «прощальным словом», в котором он подводит как бы итог своим размышлениям о жизни и смерти, о вечном и преходящем. 4 декабря 1791 года к больному и очень ослабевшему Моцарту пришли его друзья. Амадей попросил, чтобы ему подали неоконченную партитуру реквиема. Он хотел услышать эту музыку в живом исполнении. Окружив лежавшего в постели Моцарта, друзья вместе с ним запели с листа заупокойную мессу. Голос Моцарта дрогнул, он разрыдался. Друзья разошлись. Моцарт подозвал своего ученика и стал объяснять, как следует закончить «Реквием» в случае его смерти. 5 декабря 1791году В.А.Моцарт умер. (Слушание «Лакримоза» В.А.Моцарт.)
III. Закрепление. (Слайд ) Наследие композитора:
IV. Итог. Так музыка одного и того же композитора может заставить нас улыбаться и испытывать печаль. Сила этой музыки не только в ее чисто музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости. «Такого гения больше не родит земля» – говорили про него при его жизни, говорят сейчас и будут говорить всегда. - Итак, какой это человек - В.А.Моцарт? (Ответы детей: - добрый и милосердный, сам беден, но даёт денег бедному; - не заносчивый, рад, что его музыку любят, знают и исполняют, она звучит даже в исполнении слепого скрипача; - бросает все свои дела, чтобы послушать слепого старика, хотя он и не очень хорошо играет, не проходит мимо; - не признаётся слепому, что он сам – Великий Моцарт! - Перечислите все те человеческие качества Моцарта, увидеть которые нам помогли произведения А.Пушкина и К.Паустовского: (Ответы детей: - доброта, милосердие, великодушие, забота о ближнем, человеколюбие…) - Как по – вашему, нужны эти качества нам сегодня, представляют ли они ценность для нашего времени? Может быть сейчас, когда прошло 250 лет, они утратили своё значение? Ведь жизнь во многом поменялась? (Ответы детей) - 21 век – не простое время. Человек становится другим и человеческие ценности для некоторых людей утрачивают своё значение. Мы смотрим ТВ, слушаем Радио, читаем газеты и всё чаще сталкиваемся с тем, что ради денег, карьеры, собственного благополучия люди совершают жестокие поступки, преступления, забывая о том, что им подарена жизнь на этой земле, и то, как они проживут её, зависит от них самих. - Какой след оставит после себя человек? Чем он может запомниться на земле? - Может быть музыкой, как Моцарт, может быть стихами, какими-то важными открытиями, а может быть просто добрыми поступками и делами. Ведь, делая добрые дела, человек дарит радость и счастье своим близким. Каждый человек по-своему прекрасен и чудесен, потому что в каждом человеке и в каждом из вас живет маленькое чудо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока во втором классе по русскому языку с использованием разноуровневой технологии обучения на тему: «Большая буква в кличках животных».
Урок по русскому языку во 2 классе школы VIII вида по учебнику Н.М. Барской. Данный урок был построен с использованием разноуровневой технологии обучения. В данном уроке также применялись здоров...
Конспект открытого урока во втором классе по математике с использованием проблемной технологии обучения на тему: «Сложение и вычитание в пределах 10».
Открытый урок во втором классе коррекционной школы VIII вида по математике с использованием проблемной технологии обучения на тему: «Сложение и вычитание в пределах 10»....
Конспект открытого урока для второго класса по русскому языку на тему: «Закрепление написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ, ЧК-ЧН-ЧТ, ЖИ-ШИ.»
Целью данного урока является: закрепить и повторить знания детей о написании слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ, ЧК-ЧН-ЧТ, ЖИ-ШИ....
Конспект открытого урока для второго класс по теме "ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК"
Конспект открытого урока для второго класс по теме "ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК"...
Открытый урок во втором классе
What time is it?...
Урок музыки. 2 класс. Тема: "Звучит нестареющий Моцарт"
Данный урок разработан в технологии Способа диалектического обучения, был представлен слушатеоял краевых курсов повышения квалификации по программе "Теория и технология Способа диалектического об...
Урок по музыке для второго класса. Тема:"Звучит нестареющий Моцарт!"
Урок по музыке во классе во втором по учебнику Критской, Сергеевой, Шмагиной. Тема урока "Звучит нестареющий Моцарт"...