2. | Слушание П.И. Чайковский — «В церкви».
| 10 | Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту иллюстрацию. (Дети видят церковный хор).Как вы считаете, что это за хор? (Ответы детей). Верно. Получается, что и в храме музыку мы тоже можем встретить. Следуя из этого давайте подумаем, какой будет тема нашего урока? (Ответы детей). Молодцы. А теперь запишите тему в свои тетради. «Музыка в храме». Как вы понимаете слово храм? (Ответы детей.) Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства — монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней. А теперь поговорим о музыке в храме. Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы. Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.
| Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы. | К: Участвуют в учебном диалоге.
М/П: Умение строить речевые высказывания о музыке. Л: Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству Регулятивные: учатся воспринимать музыку как образное искусство.
|
4 | Слушание: М.П. Мусоргский, опера “Борис Годунов”, пролог 2 картина, оркестровое вступление.
| 10 | Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. А у композитора П.И. Чайковского есть даже произведение из «Детского альбома». И называется оно «В Церкви». Давайте послушаем это произведение. А пока будем слушать подумайте, что вы представляете, какие картины рисует вам музыка. (дети слушают «В Церкви»). Какая музыка по характеру, темпу? (Она светлая, плавная, спокойная.) Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон. Действительно, в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла ( a cappella), то есть пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески — образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге... (Еще раз звучит пьеса «В церкви».) - А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»? Последнее сочинение в «детском альбоме» как раз и есть — «В церкви» — чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел. Расставаясь с вами, Чайковский как будто обращается к каждому: Будь добр и милосерден Будь честен перед собой, И ты никогда не обманешь другого. Люби... Мир тебе. С музыкой гениального композитора Петра Ильича Чайковского у нас будет еще много приятных встреч. А сейчас мы познакомимся с произведение другого композитора М.П. Мусоргского. Опера «Борис Годунов». Ребята, как вы считаете, что ещё является главным в храме? ( священник, хор, молитва). А что же призывает народ на службу, или предупреждает во время какого-либо бедствия? (Ответы детей). Конечно, колокольный звон. В каждом храме есть своя колокольня, ну или звонница. Про колокола и колокольные звоны в старину говорили много добрых, красивых слов. Так, например, колокола называли русским чудом, а про колокольный звон говорили, что это голос Родины. О чем нам может говорить голос Родины? (о добре, о любви, иногда о горе, печали). Когда нам может говорить колокол о печали, о горе? (когда война или пожар, или другое какое – нибудь несчастье). Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о печали, о горе? (может низким, тихим или же, наоборот, громким). А когда колокол может говорить нам о радости, о любви? (победа, родился кто-то). А каким голосом с нами колокол будет говорить о добре, о любви? (нежным, тихим, ласковым, добрым). – Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому голосу. Вы сказали сейчас о том, какой он, голос – низкий, высокий, громкий, тихий и т.д. другими словами вы назвали ТЕМБР голоса. Тембр – окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, а у маленького колокола тембр будет высоким. Сейчас я предлагаю вам послушать колокольный звон из оперы русского композитора М.П. Мусоргского, и сразу же даю задание – определить характер у этого музыкального отрывка. Но прежде вспомним правила слушания музыки: до конца слушаем музыкальный отрывок, хором не отвечаем, с места не выкрикиваем. – Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке?(большие и маленькие). А как вы догадались? (низкие звуки – низкие звуки, высокие звуки – маленькие колокола). У большого колокола тембр будет низким, а у маленького колокола тембр будет высоким. Каждый колокольный звон имеет свое название. Их много, но сегодня мы с вами познакомимся только с одним звоном. Называется он БЛАГОВЕСТ = БЛАГО = добро, радость, праздник + ВЕСТ= весть = ДОБРАЯ ВЕСТЬ. Как вы считаете, можно ли отнести, колокольный звон из оперы, который мы сейчас слушали к Благовесту?(Ответы детей). Так что такое благовест? (Ответы детей). Молодцы, ребята. | Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы. |
Познавательные: учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Учатся понимать особенности музыкального языка.
|
5. | Пение: «Небо и земля» (песнопение) | 10 | ВХР: Настало время и для пения. А для того чтобы красиво и душевно спеть нашу песню, нам конечно для начала нужно распеться. Ребята мы с вами умеем прыгать? (Ответы детей). А вы знали о том, что и наш голос тоже умеет прыгать. Послушайте распивание. «Прыгнем вверх, прыгнем вниз». А теперь давайте заставим наши голоса немного размяться, так же как и спортсмены разминаются перед соревнованием. Повторяем вместе со мной. «Прыгнем вверх, прыгнем вниз».Разучивание произведения: Трудности | Методы приёмы | Пропевание разных гласные звуков(а,у о, е, ы ). (В таких словах как: небо, земля, ныне, чистая, дева) четкое произношение согласных звуков (т). ( В таких словах как: торжествуют, ликуют, поют, воздают, встречают, возвещают) | Собственный показ
Объяснения
Показ звуковысотности
Дирижёрский жест.
|
| Разучивание произведения. Выполнение упражнений. Исполнение песен. | П: Развитие певческих и слушательских способностей.
|
6. | Рефлексия. | 6 | Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, прозвучавшая на уроке, прежде всего песенная, светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора. Мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку. Итак, может ли нас изменить в лучшую сторону музыка в храме? (Ответы детей). | Обобщить изученное, ответив на вопросы. | Регулятивные: Осмысляют учебный Материал. |