Колокольные звоны на Руси.
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Квачёва Ольга Михайловна

Урок музыки в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokolnye_zvony_na_rusi.docx30.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке по программе  В.В.Алеева., Т.Н.Кичак.

Подготовила: учитель музыки Квачева О.М.

Тема урока: "Колокольные звоны на Руси"

Тип урока: интегрированный

Форма урока: урок – экскурс в историю о происхождении колокола

Цель: узнать историю происхождения колокола и раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси
  • познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов
  • установить присутствие "колокольной тематики" в литературе, живописи и музыке
  • сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах в главной и сопровождающей роли

Воспитательные:

  • способствовать патриотическому воспитанию детей
  • воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли
  • формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства
  • пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях
  • развивать мышление и умение, слушая, слышать
  • расширить представления о значимости колокольных звонов в жизни людей

Оборудование урока и методическое обеспечение:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,
  • презентация к уроку
  • аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений:
  • карточки с колокольчиками

1.Организационный момент

СЛАЙД 1(звук колокольни)

Учитель музыки:  Ребята, скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок?  (ответ: Это колокольный звон)

Учитель музыки:  Правильно. А где можно услышать колокола? (ответ: на улице, в церкви, по ТВ и т.д.)

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель музыки:  Вы уже, конечно, догадались, что наш сегодняшний урок будет посвящен замечательному явлению – колокольному звону и его значению в жизни русского человека. Сегодняшний наш урок будет необычным. У нас будет урок-экскурс – экскурсия. Я буду вашим главным экскурсоводом. Мы совершим экскурсию в историю происхождения колокола.

Слайд 2 (- "Колокольные звоны на  Руси".)

3.Ход урока (изучение нового материала)

Тема сегодняшнего урока - "Колокольные звоны на  Руси". Честь и хвала древним летописцам и историкам, которые смогли сохранить для нас не только легенды, но и достоверные сведения о происхождении колоколов!

Наши предки, как и мы с вами, слышали колокольные голоса. Издревле о них слагались легенды и песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности. Существовала так же легенда о затонувшем древнерусском граде Китеже, который находился на берегу озера Светлояр,  что в Нижегородской области? Но не смотря на то, что это всего лишь легенда до сих пор приезжают туда люди, надеясь увидеть в утреннем тумане над озером очертания древнего русского города и услышать из-под воды серебряные голоса колоколен.

Наукой многократно доказано, что колокольный звон способен лечить, избавлять от многих недугов,  и возвращать душевный покой.

Слайд 3 (била и колотушки)

Не сразу придумали колокол. Несколько веков люди ударяли вот в такие пластины  из железа или дерева - било (от слова "бить"). Удары совершали молоточками-колотушками. Звук этого сигнального инструмента первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии, например о нападении врагов или пожаре. На сегодняшний день за рубежом есть такие церкви, где все еще используются била.

Когда и как появились колокола? На этот вопрос мы ответим, когда узнаем Легенду о появлении колокола.

Слайд  6 (Легенда о появлении колокола)

Существовала легенда.  Однажды епископ Ноланский Паулин приболел и пошел в поле нарвать лечебных трав. Он долго ходил и устал. Прилег он на травы душистые  и   приснился ему сон – ангелы сходят с облаков, собираются на склоне холма , раскачивают колокольчики за тонкие стебельки и те издают нежные серебряные звуки, как ангельское пение…проснувшись святой Паулиний поспешил к меднику-мастеру и заказал  большую бронзовую копию полевого цветка. Через несколько дней заказ был выполнен и когда епископ ударил в него , то раздался полнозвучный  и приятный звон, подобный  голосу Божьему….

   Если вы внимательно посмотрите, то увидите, что форма колокола и форма цветка колокольчика очень похожи. Ребята,  первые колокола изготавливались не из колокольной меди, а из дерева, камня и даже стекла. И назывались они не колокола, а кампаны по названию местности Кампанья, в Италии(IV век н.э.,), где их изготавливали).

Эта легенда родилась в Италии, в провинции Кампаньи но это нельзя назвать датой появления колокола.  

Слайды 7-10

Первые колокола появились далеко от России: по одним сведениям это произошло в Китае в XVI – XI веках до н.э., по другим – в Ассирии (IX- VIII в до н.э., Есть сведения, что колокола были у древних евреев, древних греков, скифов и др. народностях.

     Тогда  откуда же взялось слово "колокол"?  Слово "колокол" образовалось от старинного русского слова "коло", что означает "круг", "чаша". И действительно, форма колокола не что иное, как опрокинутая чаша, только из нее изливаются не вода, а  звуки.

Слайд 11

На Руси первые документальные свидетельства о колоколах относятся к XI в. Если рассмотреть рисунок того времени, то явно видно наличие церквей, колоколен. Массовое скопление людей говорит о значимости церкви и колокола в жизни людей того времени.

Слайд 12

Первые летописные сведения о том, что стали отливать колокола относятся к 1346году. Как появлялся колокол раньше и как его создают в наше время мы пронаблюдаем в сравнении.

Слайд 13 (литье колокола)

Имеются исторические справки о том, как изготавливали первые колокола. Подготавливали специальное углубление в земле, заливали сплавом из меди, бронзы и серебра, ждали определенный промежуток времени, чтобы метал застыл,  и с помощью веревок и простых человеческих сил доставали его из земли. Конечно, ни о какой красоте и звучности колокола  говорить не стоит.

Слайд 14-15

Шли годы и колокола стали отливать на  заводах.  Изготовляли специальные формы, заливали сплавом и когда колокол доставали, он уже имел красивый  вид.  Это был очень тяжелый труд, где использовалось много рабочих рук.

Слайд 16-17-18

В современном мире литье колокола – целое искусство. С помощью современной техники, специального оборудования  происходит литье колоколов различного размера,  с надписями и рисунками, и в зависимости от литья они имеют разное звучание.

Слайд 19 (поднятие колокола)

Вернемся в прошлое. Когда колокол был готов , его нужно было поднять. Для этого строили специальные сооружения, помосты, и с помощью канатов, веревок люди поднимали колокол вверх. Поднимали их медленно и каждый ярус крепили, чтобы колокол не упал.

Слайд 20-21-22

В наше время для поднятия колоколов используют технику, подъемные краны, усиленные крепления. Перед тем как поднять его освещают. Крепят колокола по правилам, учитывая все мелочи.

Слайд 23-24 (значение колоколов в жизни людей)

Так какую же роль играли колокола в жизни людей.?? Колокола созывали народ на народные собрания, пожар. Собирали воинов на войну. Возвещали о победе над врагом. Колокольный звон был неотъемлемой частью православного богослужения! Праздничным звоном сопровождались  венчание на царство, воинские победы, царское бракосочетание, рождение наследника, и другие важные события в жизни страны.

Колокола призывали людей к единению.

Давайте, ребята, мы с вами объединимся и на время превратимся в красивый и звучный колокол, а заодно и сделаем физминутку. Я попрошу вас встать. Нагнитесь немного вперед, свесьте ручки перед собой и дружно раскачивая руками проговариваем «БОМ» и «ДИЛИ=ДИЛИ»

4. Физминутка

Слайд 25

 Так продолжалось до 1917 года….грянула революция.

Слайд 26-27=28

Храмы взрывали, колокола сбрасывали с колоколен и разбивали.

К 1917 году в России было несколько сот тысяч колоколов общим весом более 250 000 тонн.

В «колокольной компании» 1920-. 1930 гг. почти все они были уничтожены.

В течение всего нескольких лет в плавильных печах погибло всё то, что создавалось веками гением народа, многими поколениями мастеров. В течение всего нескольких лет в плавильных печах погибло всё то, что создавалось веками гением народа, многими поколениями мастеров.

Слайд 29

Сегодня колокола возвращаются на колокольню.

Слайд 30

Колокола вновь сопровождают жизнь человека. Радостно и звонко звонят они на крещение и венчания. Грустным звоном отправляют в последний путь. Сопровождают важные и значимые события в жизни нашей страны. Такие, как День Победы, интронизация Патриарха, инаугурация Президента.

Слайд 31

Для колоколов стали строить специальные помещения — звонницы.
Звонницы представляли собой деревянные щиты под навесом, куда прикреплялись наборы колоколов разного размера.
 А еще люди начали возводить колокольни, которые поднимались выше остальных домов, и поэтому звон с них был особенно хорошо слышен. Главным на звоннице считался звонарь. Это мастера своего дела. Он должен владеть не только звонарной техникой, но и иметь хороший слух.

Слайд 32

У каждого колокола свой неповторимый голос, от самого низкого, до самого высокого.

Слайд 33 (Типы колоколов)

Слайд 34 (Колокола. Звания и звоны)- прослушивание.

Слайд 35

 Колокольные звоны привлекали не только обычных людей, но и людей талантливых. Не раз можно на картинах встретить купола церквей, колокольни, на фоне русской природы. Эти картины могут звучать. Послушайте произведение «Колокольный звон». (прослушивание)

О колоколах написано немало слов, а какие слова о них пишут поэты….

Жанна Бичевская- «Колокола»

.              Много лет живете вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси,
                Много сможете, наверно, рассказать, Что нельзя забыть и что нельзя простить...
                Расскажите мне, колокола  Расскажите всё - о чем нельзя молчать.
                Расскажите, что за голоса  В вашем гуле день за днем звучат.
                Может, это голос матери одной, Что в далекие седые времена
               Горевала над проклятою судьбою И в неволе сына родила...
               Может, это голоса солдат, Для которых нет ни солнца, ни дождей,
               Позабывших, как цветут поля, Не увидевших лица своих детей...
               Много лет живете вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси.
               Много сможете, конечно, рассказать, Что нельзя забыть и что нельзя простить.
               Почему, когда спокойно на земле И прозрачны голубые купола,
               В каждом городе по всей большой стране  Все звонят колокола, колокола...

5. музыкальная ритмо-пластическая минутка

Слайд 36

Ребята, мы все с вами стоим в преддверии большого Новогоднего праздника. Этот праздник тоже не проходит без колокольного звона и звона колокольчиков и бубенцов. Если вы будете внимательны, то заметите, что один из главных элементов на елке – это колокольчик. В наших новогодних песнях мы тоже сталкиваемся с колокольчиками.  Давайте исполним песню «С Новым годом».

6. Художественно-творческая работа

Слайд 37

У каждого из вас на парте есть колокольчики, мы с вами превратим их в сказочные и праздничные украшения-сувениры с помощью карандашей, фломастеров, цветных ручек, а дома вы присыпьте их новогодним дождиком и , я думаю, что этот колокольчик исполнит все ваши новогодние желания. А пока вы будете рисовать я вам поставлю произведение Эдварда Грига  композитора-классиков, который изобразил колокольный звон с помощью музыкальных инструментов.

7.Итог урока:

Ребята, какая у нас была тема урока?

Кто запомнил легенду о происхождении колокола?

Как отливались колокола?

Что значит «КОЛОКОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ»?

Значение колокола в жизни людей?

Благодарю всех за работу на уроке. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великий колокольный звон

Презентация  "Великий колокольный звон" к уроку музыки для 2 класса  по программе Е. Д. Критской....

Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»

Интегрированный урок с элементами исследовательской работы.Ведущим на уроке является проблемно-поисковый метод.Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. На уро...

Открытый урок "Колокольные звоны России"

Цель урока:  показать значение колокольного звона в жизни русского народа. Задачи:Образовательные: показать изобразительные и выразительные возможности колокольного звона, познакомить с...

Урок "Колокольные звоны на Руси" для второго класса по программе Критской, Сергеевой из раздела "О России петь - что стремиться в храм".

Раздел является новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся I—IV классов в художес...

Презентация "Колокольные звоны на Руси"

Презентация "Колокольные звоны на Руси"...