Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Не болей-ка»
статья по зож (3 класс) на тему
В данной статье представлен опыт применения некоторых педагогических технологий при реализации программы "Не болей-ка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dt_u_voznesenskogo_mosta_shevchenko.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Не болей-ка»
Шевченко Елена Александровна
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дворец творчества «У Вознесенского моста»
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
В настоящее время в различных источниках информации указывается на ухудшение здоровья детей. И это становится не только медицинской, но и педагогической проблемой, т.к. осложняется процесс обучения, снижается качество знаний, замедляется психическое и физическое развитие детей. Поэтому сохранение и укрепление здоровья на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений педагогов дополнительного образования.
Педагогами Дворца творчества «У Вознесенского моста» на базе ГБОУ СОШ № 255 реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Не болей-ка».
Программа «Не болей-ка» адресована детям 7 - 11 лет. Главной особенностью программы является обращение к чувствам ребёнка и его собственному опыту, что облегчает его осознание важности, практической значимости получаемых знаний. Такое осознание приводит к формированию у детей здоровьесозидающего поведения.
Цель программы: формирование у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа «Не болей-ка» рассчитана на три года обучения, в ней предусмотрены следующие разделы:
- Строение человеческого организма;
- Влияние окружающей среды на здоровье;
- Влияние образа жизни на здоровье;
- Условия сохранения здоровья в школе;
- Основные принципы безопасного поведения в обществе
Данная программа отличается многообразием и широким использованием активных форм обучения, педагогических технологий. Это такие технологии как: игровые технологии, технология исследовательской деятельности, технология организации самостоятельной деятельности, квест-технологии, самонаблюдение.
Учитывая возрастные особенности учащихся, основной формой организации деятельности является игра (например, дидактические игры «Мы и здоровье», «Составь пословицы о здоровье»; ролевые игры «Путешествие бутерброда», «Лекарства цветочного города»).
Большое место в организации деятельности занимают практические работы, опыты и исследовательские работы (Например, нами были проведены следующие исследования «Оценка качества молока», «Освещенность учебного кабинета и ее влияние на зрение школьников»). Выводы, которые делают учащиеся в своих работах, вполне могут быть восприняты всерьез родителями, а рекомендации могут быть полезны администрации. Я считаю, что открытия, которые ребята делают на занятиях, не должны остаться в стенах нашего кабинета, поэтому мы выступаем на конференциях.
Также мы стараемся научить воспитанников наблюдать за средой вокруг них. Для этого у нас организована Инспекция «ДНК» (детский нормоконтроль). Из воспитанников мы выбираем ответственных за выполнение определенных санитарно гигиенических норм. Ответственные следят за выполнением соответствующих норм.
Квест-технологии одно из активно развивающихся направлений организации образовательного процесса. Квест в полной мере отражает концепцию здоровьесбережения. Это такая форма, при которой не нужны никакие физкультминутки, поскольку сам квест предполагает перемещение по кабинету, активную деятельность.
Наряду с этим, одно из основных мест отводится самонаблюдению – воспитанники учатся наблюдать за своим организмом, практически каждый элемент содержания программы примеряется учащимися на себя (расположение органов в организме). Мы ведем дневник самонаблюдения «Я Сам». В этом дневнике воспитанники фиксируют свои показатели по каждой теме программы. Например, изучая тему «Зрение», воспитанники отмечают цвет и форму своих глаз и даже зарисовывают его. Также в дневнике отслеживаются основные показатели в течение всего периода обучения, такие как рост, вес, объемы. Этот дневник является не только инструментом самонаблюдения, но и помогает мне и родителям отслеживать изменения в здоровье детей. Ребята растут, и дневник позволяет проследить динамику их развития.
Диагностика результативности образовательного процесса осуществляется с помощью педагогического наблюдения, самостоятельной творческой деятельности, участия в играх, конференциях, а также специально разработанной мной для этой программы методики «ЗУСИ». В ней диагностируются 4 показателя: наличие знаний и умений по программе, интерес к знаниям, интерес к самонаблюдению и оценка здоровья. Здесь приведены результаты диагностики на начало обучения и на конец второго и третьего годов обучения. На диаграмме видно, что на начало обучения у учащихся преимущественно низкий уровень знаний и умений, но наряду с этим высокий уровень интереса к знаниям и самонаблюдению. Результаты диагностики на конец второго и третьего года обучения показали, что уровень по всем четырем показателям возрастает. Они показывают хорошие результаты по уровню усвоения знаний и умений, а также не теряют интереса к новым знаниям и своему здоровью.
Реализация программы «Не болей-ка» позволяет нам не только обеспечивать формирование у учащихся знаний и умений, связанных с основными аспектами здоровья человека, но и развитие у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах в рамках ФГОС
Курсовая работа. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации Российского образования....
Эссе «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»
Описаны победы и промахи в моей профессиональной деятельности....
«Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»
Тема: «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»...
Презентация занятия с применением здоровьесберегающей образовательной технологии
Применение здоровьесберегающей образовательной технологии на занятиях лепки из глины.Эффективность:снятие напряжения;улучшение внимания;эмоциональная разрядка....
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ C ОВЗ
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством....
Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ
Статья посвящена приемственности использования здоровьесберегающих технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ в эколого-биологическом отделле ДТ "У Вознесенского моста"...
Эссе по теме: «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности».
Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?...