Рабочая программа для 2 класса по музыке.
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему
Рабочая программа по музыке для 2 класса по ФГОС. Программа включает пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров, содержание учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, критерии и нормы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся, календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_2_kl.docx | 64.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА г. НИЖНЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО Антонова Г.М. Протокол № _______ от « ____» _________2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР Т.Н. Тихонова « ____» _________2015 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ«СОШ №33» НМР РТ _____________ Л.Г. Салихзянова Приказ №____ от «__»_________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __________музыке__________________________
(указать учебный предмет, курс)
уровень образования (класс) ______ начальное общее 2 класс__________________
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов ____34 ч_____
Учитель Мустаева Алевтина Михайловна________________________________________
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 20____ года протокол № __
председатель педагогического совета
_______________ Л.Г. Салихзянова
2015-2016 учебный год
Рабочая программа по музыке во 2 классе
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся второго класса и реализуется на основе следующих документов:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 года.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
- Учебного плана образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.
5. Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением английского языка».
Для реализации программного содержания используется УМК
1. Учебник «Музыка» (2класс). Д.А.Рытов. Издательство «Русское слово».
2. Методические рекомендации по обучению «Музыке» учащихся начальной школы Д.А.Рытов. Издательство «Русское слово».
Пояснительная записка
Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.А.Рытова, который сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Эта концепция предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
Цель обучения музыки во 2-ом классе – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, привить учащимся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Задачи обучения музыке:
- Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
- Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- Освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музыцировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высоко-художественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом, программа предмета «Музыка» во втором классе направлена на формирование универсальных учебных действий, воспитывает интерес учащихся к музыке и музыкальной деятельности, эмоциональный отклик на музыку разных жанров, обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, способствует развитию у детей способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
В программе предмета решение задач освоения второклассниками языка и выразительных возможностей музыкального искусства через эмоциональное восприятие музыки, овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности реализуется через многообразие форм обучения и широту содержания учебного материала.
Ориентация на личное участие каждого учащегося в процессе своего же музыкального образования, реализацию его личных интересов, способностей и личностных возможностей воплощается в различных видах творческой деятельности учащегося:
- слушание музыки (обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм и приобретение опыта эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности);
- пение (самовыражение ребенка в пении; воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений; освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла; импровизации);
- инструментальное музыцирование (коллективное музыцирование на элементарных музыкальных инструментах, особенно на народных ударных и духовых инструментах; участие в исполнении музыкальных произведений; приобретение опыта индивидуальной творческой деятельности — сочинение, импровизация);
- музыкально-прикладная деятельность (создание из доступных предметов с помощью простых технологий разнообразных музыкальных инструментов, формирование с одноклассниками ученического ансамбля для исполнения ритмического сопровождения музыкальных произведений, подготовка аккомпанемента, импровизационная игра на этих самодеятельных музыкальных инструментах);
- музыкально-пластическое движение (общее представление о пластических средствах выразительности;
- индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику; коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций; танцевальные импровизации);
- драматизация музыкальных произведений (театрализованные формы музыкально-творческой деятельности, музыкальные игры, инсценирование песен, танцев);
- игры-драматизации (выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств).
Оптимальность и успешность решения содержательных задач программы предмета достигается за счет сбалансированности теоретического и практического материала, при этом ведущим остается музыкально-практический творчески-ориентированный вид деятельности. Репродуктивный компонент подчинен художественным целям. Данная программа основывается на применении современных педагогических технологий: личностно-ориентированной, групповой, сберегающей здоровье, информационно-коммуникативной деятельности, единстве урочной и внеурочной деятельности, коллективных творческих дел, развивающего и проблемного обучения и др.
Описание места предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение музыки отводится 1 час в неделю, всего —34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
Развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им.
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на музыку как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД.
Обучающийся научится:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивную самооценку своих музыкально – творческих возможностей;
- навыкам смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- умению осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- умению составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся(метапредметные результаты)
Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст.
Ученики научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Обучающийся научится:
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
- создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация).
Обучающийся получит возможность научиться:
- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы.
- создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры.
Предметные результаты:
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета «Музыка» опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально -пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Обучающийся научится:
-демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
-проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
Обучающийся получит возможность научиться:
- показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
-использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
-узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
-исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музыцирование, импровизация).
Содержание учебного предмета
Музыка в жизни человека.
Всегда пусть музыка звучит! У учащихся формируются понятия о природе и об основных закономерностях музыкального искусства, второклассники приобретают знания об истоках возникновения музыки, о значении музыки в жизни человека, о способах музыкальной коммуникации — слушании, исполнении, сочинении, о сущности интонации в музыке и в живописи.
Во время освоения этого раздела учащиеся знакомятся с понятиями «песня» и с разновидностями песенных жанров (народные, композиторские, любительские (самодеятельные), «танец» и «марш». Приобретение знаний осуществляется в процессе эмоционального отклика детей на звучащую музыку, трансформацию знаний через собственный опыт. Дети знакомятся с интонационно-образной природой музыкального искусства, с особенностями выразительности и изобразительности в музыке.
Основные закономерности музыкального искусства.
Музыкальная азбука. Дети получают знания музыкальной грамоты, знакомятся со средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, динамика, тембр, регистр), с элементами нотной грамоты (нотный стан, скрипичный ключ, положение нот на нотном стане, система длительностей), с приемами музыкального развития (повтор, контраст, варьирование), с музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации).
Дети узнают о взаимосвязи «Композитор — исполнитель — слушатель», а также о различных музыкальных жанрах, получают умение ориентироваться в музыкальном мире.
Учащиеся приобретают необходимые знания и умения объяснять музыкальные термины: песня, танец, марш, аккомпанемент, регистр, тембр, интонация, миниатюра, скерцо, сюита и др. Расширение их словарного запаса позволяет на компетентном терминологическом уровне давать характеристики и делать простейший анализ музыкальных произведений.
Музыкальная картина мира.
На родимой сторонке. Формируется у учащихся бережное отношение к народной культуре и народным традициям, на основе которого будет созданы установки к культурологическому и мотивационно-осмысленному знакомству с традициями и культурой других народов мира.
Учащиеся знакомятся и учатся выразительно и интонационно точно исполнять большое количество лучших русских народных песен, участвуют в их театрализациях, изучают различные народные музыкальные инструменты (рожок, гармошка, гусли, балалайка) придумывают на простейших народных инструментах аккомпанемент для исполняемых песен, получают навык инструментальной импровизации в ансамбле, участвуют в создании и проведении народных праздников (рождественские колядки), участвуют в народных играх, театрализациях, исполняют народные танцы, знакомятся с лучшими произведениями русского народного фольклора и других стран. Вся их деятельность нацелена прежде на творческое воплощение детских способностей, приобретенного и приобретаемого музыкального опыта в созидательном русле, а не на просто репродуктивное исполнение музыкальных произведений.
Учащиеся во время практической деятельности постигают особенности музыкального народного творчества: коллективность, устный способ передачи информации, импровизационность, синкретичность.
Знакомство с различными жанрами русской народной песни (трудовая, лирическая, о любви, плясовая, хороводная, календарная, солдатская, частушки), с искусством былинщиков, скоморохов на Руси, с развитием народного инструментального искусства, с народными праздниками, в которых роль музыки очень велика, позволяет учащимся лучше понимать историческое прошлое нашего государства.
Высокий воспитательный потенциал, раскрывающийся в процессе освоения программы, приобщает второклассников к духовно-нравственным ценностям и идеалам (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, семейным традициям, уважительному отношению к разным народам России и других стран). Социально-гуманитарная направленность содержания программы позволяет адекватно осознавать российскую идентичность в поликультурном социуме.
Музыкальные шедевры. Происходит знакомство с шедеврами русской композиторской школы XIX-XX веков: П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, М. Глинки, А. Бородина, А. Лядова, С. Прокофьева.
Творческая мастерская музыканта посвящена раскрытию творческих возможностей ребенка, реализации его творческого потенциала в собственной деятельности:
- создание инструментального сопровождения к разучиваемым и исполняемым песням;
- театрализация песен и передача художественного образа через выразительное пение;
- получение и закрепление навыков игры на ударных и духовых народных инструментах (сольное и ансамблевое музыцирование, сочетание пения и игры на музыкальных инструментах — ложках, трещотках, свистульках, свирелях и др.);
- создание музыкальных импровизаций, небольших мелодий, звукоимитаций на народных инструментах, сочинение дополнительных текстов для разученных песен, а также создание авторских текстов;
- самостоятельное изготовление детьми разнообразных ударных музыкальных инструментов из доступных материалов с помощью доступных технологий (погремушки, трещотки, колотушки и др.), звуковое экспериментирование, создание ритмического сопровождения на сделанных инструментах для разученных песен;
- детская прикладная деятельность (изготовление перчаточных или пальчиковых кукол с образами для обыгрывания сюжета исполняемой песни, аксессуаров, элементов костюмов для собственного выступления в концерте).
Критерии и нормы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся
по музыке во 2 классе
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение обучающихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через
средства музыкальной выразительности;
- самостоятельность в разборе музыкального произведения;
- умение обучающегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения
на основе полученных знаний.
Оценка «5»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «4»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «3»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Оценка «5»:
- знание мелодической линии и текста песни;
- чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
- выразительное исполнение.
Оценка «4»:
- знание мелодической линии и текста песни;
- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.
Оценка «3»:
- допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
- неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические
неточности;
- пение невыразительное.
Оценка «2»:
- исполнение неуверенное, фальшивое.
Критерии и нормы оценки тестирования:
Оценка «5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
Оценка «4» - верно выполнено 3/4 заданий.
Оценка «3» - верно выполнено 1/2 заданий.
Оценка «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Примечание: исправления, сделанные обучающимся, ошибкой не считаются.
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Дата | |
План | Факт | |||
Всегда пусть музыка звучит (5 ч) | ||||
1 | Поэзия осени | Определять по характеру музыки колыбельную. Сравнивать произведения разных жанров. Различать на слух виды маршей (военный, свадебный, спортивный, траурный, игрушечный, триумфальный и др.). Определять характер звучащего танца. Воспринимать музыкальные произведения разных жанров через двигательную активность и игру на музыкальных инструментах: осуществлять музыкально-пластические импровизации под танцевальную музыку, передавать через движение четкий ритм марша, создавать ритмический аккомпанемент для звучащих музыкальных произведений с помощью ударов в ладоши, на ложках или на других ударных музыкальных инструментах. Проявлять эмоциональную отзывчивость на звучащую музыку, поэзию, произведения изобразительного искусства, передающие различные образы. Приобретать первый опыт анализа музыкального произведения; определять на слух основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, тембр звучащего инструмента (инструментов), динамика, лад и др.). Отличать музыкальные произведения с трехдольным (3/4) и двухдольным размерами (2/4). Проявлять творческую активность при передаче художественного образа народных песен во время выразительного пения, сочинении (продолжении) мелодии, начатые учителем, придумывании на музыкальном инструменте ритмического сопровождения, осуществление драматизации разученных песен. | 4.09 | |
2 | Подружись с песней | 11.09 | ||
3 | Красота музыки – в мелодии | 18.09 | ||
4 | В ритме танца | 25.09 | ||
5 | Марш! Марш! Марш! | 2.10 | ||
Музыкальная азбука (4 ч) | ||||
6 | Его величество ритм | Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций. Уметь записывать ноты и исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Иметь представление о расположении нот на клавиатуре фортепиано. Исполнять различные ритмические рисунки с использованием четвертей, восьмых и шестнадцатых в двухдольном или четырехдольном размере, использовать ритмослоги для показа длительностей («Та» — четверть, «Ти» — восьмая, «Ту»- «Ру» — шестнадцатые), создавать ритмический аккомпанемент для звучащего произведения. Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские) и определять на слух различные виды хоров. Дифференцировать мелодии с различными вариантами направлений движения (восходящее, нисходящее, смешанное). Определять на слух произведения, исполняемые в различных музыкальных жанрах (песня, танец, марш), сравнивать произведения по применяемым основным средствам музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, тембр звучащего инструмента (инструментов), динамика, лад. Эмоционально воспринимать, сопереживать и откликаться на музыку, определять характер и жанры прослушиваемых музыкальных произведений. Передавать художественный образ песни через выразительное пение, владеть навыками чистого интонирования мелодии, создавать ритмический аккомпанемент к исполняемому музыкальному произведению. | 9.10 | |
7 | Ноты - помощницы музыки | 16.10 | ||
8 | Прочитай мелодию. Тест за 1 четверть. | 23.10 | ||
9 | Хоровое пение | 30.10 | ||
На родимой сторонке (7 ч) | ||||
10 11 | Россия – песенный край Как поет рожок | Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальную культуру русского народа. Воплощать во время исполнения песен их художественно-образное содержание, создавать музыкально-пластические импровизации, выбирать музыкальные инструменты в соответствии с характерами героев исполняемых песен, придумывать продолжение куплетов к исполняемым песням; выполнять правила народных игр, взаимодействовать с другими детьми и проявлять инициативу во время проведения колядочного действа. Дифференцировать друг от друга музыкальные инструменты различных классификационных групп (рожок, балалайка, народная гармоника), определять их на слух, анализировать и запоминать характерное звучание, тембровые характеристики. Владеть навыком слаженного музыцирования в ансамбле народных инструментов, придумывание ритмического сопровождения к исполняемым музыкальным произведениям. Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам. | 13.11 | |
20.11 | ||||
12 | Гусли – мысли мои… | 27.11 | ||
13 | Заиграй-ка, балалайка! | 4.12 | ||
14 | Гармошечка – говорушечка | 11.12 | ||
15 | Странствующие артисты. Тест за 2 четверть. | 18.12 | ||
16 | Как ходила коляда… | 25.12 | ||
Музыкальные шедевры (9 ч) | ||||
17 | Поэзия зимы | Передавать выразительные и изобразительные интонации песни, содержание художественных образов музыкальных произведений через выразительное пение, мелодекламацию стихов под музыку, ритмическое сопровождение на ударных инструментах, драматизацию, импровизированное музыкально-пластическое движение. Размышлять о героико-патриотических, сказочных, эпосных образах, созданных русскими композиторами. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Узнавать музыкальные произведения на слух, пропевать или делать повтор ритмического рисунка основных тем произведений на память | 15.01 | |
18 | Музыкальная речь | 22.01 | ||
19 | «Картинки с выставки» | 29.01 | ||
20 | Продолжение выставки | 5.02 | ||
21 | Сказочный народ | 12.02 | ||
22 | Богатырские образы | 19.02 | ||
23 | Мир музыкальных сказок | 26.02 | ||
24 | «Сказка о царе Салтане» | 4.03 | ||
25 | Что ты знаешь о музыке | 11.03 | ||
Творческая мастерская музыканта (9 ч) | ||||
26 | Поэзия весны. Тест за 3 четверть. | Анализировать и выявлять характерные музыкальные интонации музыкального произведения. Определять на слух основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, тембр звучащего инструмента (инструментов), динамика, лад и др.). Определять на слух музыкальные инструменты различных групп симфонического оркестра, сравнивать их и давать характеристику их звучания. Передавать художественный образ песни через выразительное пение. | 18.03 | |
27 | Скрипка – душа музыки | 1.04 | ||
28 | Красота и блеск духовых | 8.04 | ||
29 | Бравые ударные | 15.04 | ||
30 | Яркие краски оркестра | 22.04 | ||
31 | Симфоническая сказка | 29.04 | ||
32 | История двух песен | Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении, импровизации на музыкальных инструментах, в танце. Сочинять несложные песенные тексты (частушки; задание - придумать окончания текста). Создавать погремушки с желаемым звучанием. Создавать ритмическое сопровождение к песне на сделанных своими руками погремушках, ансамблевое музыцирование. | 6.05 | |
33 | Частушки под погремушки. Итоговый тест по музыке | 13.05 | ||
34 | Урок – концерт. Да здравствует музыка! | 20.05 |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Основные источники: тематическое планирование по музыке к учебникам:
1. Учебник «Музыка» (2класс). Д.А.Рытов. Издательство «Русское слово».
Дополнительные источники:
2. Методические рекомендации по обучению «Музыке» учащихся начальной школы Д.А.Рытов. Издательство «Русское слово».
3.Кабалевский Д.Б. Воспитание музыкой, - М.: Просвещение, 1989. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989.
4. Кукловская В.Г. Музыкально-ритмические движения. – Киев: Музычна Украина, 1986.
5.Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Советский композитор, 1980.
6.Музыка и ты: Альманах. – М.: Советский композитор, 1989. № 6,8,9.
7.. Музыка. Программы общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского.- Москва: Просвещение, 2006.
8.Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 2 класс, в 2- частях.
Интернет- ресурсы:
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2.Презентация уроков « Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
4.Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education
5.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki/ru
6. Официальный сайт «Школа 2100». Режим доступа: http://school2100.com/pedagogam/lessons/
Технические средства обучения:
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
2.Компьютер и интерактивное оборудование
3.Видеофильмы, соответствующие содержанию курса
4. Мультимедийные образовательные ресурсы: презентации
5.СД с записями песен и симфонической музыки
Печатные (сюжетные картинки, репродукции)
1.Репродукции картин и художественные фотографии по разделам
2.Портреты поэтов и писателей, музыкантов
Приложение
Контрольно-измерительные материалы
Тест за 1 четверть.
- Найдите лишнее:
Три «кита» в музыке – это…
а) Песня
б) Танец
в) Вальс
г) Марш
- Выберите верное утверждение:
а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
3. Выберите верное утверждение:
а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
4. Найдите лишнее:
Народные праздники – это…
а) Новый год
б) Рождество
в) 1 сентября
5.При помощи каких «знаков» композитор записывает музыку:
а) Ноты
б) Буква
в) Символы
Тест за 2 четверть.
1. Назовите музыкальный символ России:
а) Герб России
б) Флаг России
в) Гимн России
2. Назовите авторов-создателей Гимна России:
а) П.Чайковский
б) А.Александров
в) С.Михалков
3. Угадай звучание инструментов:
(учитель включает диск с записями, учащиеся записывают название музыкальных инструментов)
___________________ (рожок)
___________________ (балалайка)
___________________ (гусли)
___________________ (гармошка)
___________________ (бубен)
4.Кто такие странствующие артисты?
________________________________________________________________
Тест за 3 четверть.
- Приведи в соответствие (соедини стрелками):
Какие средства в своей работе использует:
1) Поэт а) краски
2) Художник б) звуки
3) Композитор в) слова
- Если бы ты был композитором, какими звуками ты нарисовал бы картину утра:
а) светлыми
б) нежными
в) сумрачными
3. Найди лишнее:
Образ защитника Отечества воспевается в таких произведениях – это…
а) «О маме»
б) «Богатырская симфония»
в) песня «Солдатушки, бравы ребятушки»
4. Найди лишнее:(подчеркни)
Духовые народные инструменты – это…
а) Волынка
б) Рожок
в) Дудка
г) Скрипка
- Назовите композитора симфонии «Сказка о царе Салтане»:
а) Д.Б. Кабалевский
б) С.Прокофьев
в) Н. А. Римский-Корсаков
Итоговый тест по музыке
- Найдите лишнее:
Народные инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) дудка
- Найдите лишнее:
Симфонические инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) арфа
- Подчеркни правильный ответ.
Фольклор - это:
а) Русский народный костюм
б) «Народная мудрость»
в) Музыкальный инструмент
- Подчеркни правильный ответ.
Кто руководит оркестром?
а) Солист
б) Дирижер
в) Художественный руководитель
г) Композитор
5. Песня, которую поют на Рождество, называется:
а) частушка
б) колядка
в) хороводная
6. Какой из перечисленных инструментов русский народный?
а) скрипка
б) труба
в) гусли
7. Коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение. Обвести букву с правильным ответом.
а) оркестр
б) содружество
в) группа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Музыка" для 1 класса В.О.Усачевой, Л.В. Школяр
Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе Усачевой Школяр...
Рабочая программа по предмету Музыка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 окт...
Рабочая программа модуля "Мир музыки". 2 класс
Цель модуля: выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знания...
Рабочая программа модуля "Мир музыки". 1 класс
Цель модуля: выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знания...
Рабочая программа по предмету «Музыка» УМК "Школа 2100" 2 класс
Программа адресована учащимся 1 -4 классов общеобразовательных школ...
Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина
Календарно-тематическое планирование по "Музыке" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный первый класс...